Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 16:48, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является анализ эволюции подходов и способов оценки человеческого капитала в Республике Беларусь.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
осветить сущность и роль человеческого капитала в современной экономике;
охарактеризовать процесс формирования и накопления человеческого капитала;
проанализировать особенности реализации человеческого капитала в Беларуси.
Введение
Теория человеческого капитала накопила достаточный научный инструментарий для четкого определения сущности, содержания, видов, способов оценки и регулирования данной активной части капитала любого предприятия. Проблематика человеческого капитала широко обсуждается в научной, прикладной и учебной литературе. Человеческий капитал как экономическая категория стал одним из общеэкономических стержневых понятий, позволяющих описать и объяснить через призму человеческих интересов и действий многие экономические процессы. Состав производительных сил и капитала, образование и распределение доходов, экономический рост и национальное богатство получают адекватное отображение в экономической науке с использованием категории «человеческий капитал».
Первооткрыватели человеческого капитала как целостной концепции Т. Шульц и Г. Беккер, основное внимание обращали на инвестиции в человеческий капитал и оценку их эффективности. Это и понятно, поскольку инвестиции средств как раз и превращают ресурс в капитал, делают простое благо капитальным благом. Инвестиции в повышение человеческих способностей ведут к росту производительности труда, к росту доходов, в т.ч. к росту заработков работника. Значит, происходит воспроизводство и кумулятивное накопление доходов с помощью человеческих способностей, что и превращает их в особую форму капитала. В новой экономической парадигме в центр анализа социально-экономического развития ставится способность экономики к эффективным, качественным и структурным сдвигам, что напрямую зависит от человека.
Человеческие возможности в любых системах являются определяющими в достижении поставленных целей. Однако исследование человека как живого носителя знаний, творческих способностей и сил, при помощи которых он изменяет окружающую среду, не только было, но и является и будет актуально в мировой научной мысли.
Целью данной курсовой работы является анализ эволюции подходов и способов оценки человеческого капитала в Республике Беларусь.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
осветить сущность и роль человеческого капитала в современной экономике;
охарактеризовать процесс формирования и накопления человеческого капитала;
проанализировать особенности реализации человеческого капитала в Беларуси.
Предмет курсовой работы - специфика развития человеческого капитала в условиях перехода Беларуси к социально ориентированной рыночной экономике. Объект курсовой работы - человеческий капитал как экономическая категория.
Методы курсовой работы: аналитический, графический, дедуктивный, индуктивный, синтетический, сравнительный, табличный.
1. Сущность и роль человеческого капитала в современной экономике
Уильяму Петти обычно приписывается честь одного из первых экономистов, кто подчеркнул важную роль человека и его способностей в национальном богатстве страны. Население страны с приобретенными знаниями и способностями является не только основным источником доходов государства, но требует и определенных расходов. Для того чтобы определить целесообразность траты денежных средств из государственной казны, в своей работе «Трактат о налогах и сборах» У. Петти попробовал произвести подсчет необходимого количества людей разных профессий, как-то: врачей, юристов, священников и т.п., таким образом определяя основные институты, влияющие на формирование необходимого стране человеческого капитала.
Дальнейшее
развитие идея о наиболее эффективном
использовании знаний и навыков
человека получила в работах самого
знаменитого представителя
Подход К. Маркса к оценке человеческих способностей, с одной стороны, аналогичен подходу А. Смита (производительные способности людей являются главным действительным богатством общества). С другой стороны, подход К.
Маркса специфичен с позиции характеристики положения о том, в руках у кого находится рабочая сила: рабочая сила в руках рабочего является товаром, в качестве капитала она функционирует после продажи, в руках капиталиста, во время самого процесса производства. Взгляды К. Маркса на природу производительных сил человека были обусловлены конкретной исторической ситуацией (кризис раннего капитализма) и классовым подходом к анализу.
Имя
А. Маршалла обычно является последним
в списке экономистов, внесших вклад
в развитие идеи об изучении производительных
способностей человека, до оформления теории в современном
виде. Считается, что в своем
труде под названием «Принципы экономической
науки» он оценил исследования в этом
направлении как бесперспективные: «…хотя
Маршалл знал о теории человеческого капитала
и кратко описал ее качества, он признал
ее нереалистичной». Дело в том, что авторитет
Маршалла среди экономистов был достаточно
значим, и после того, как его позиция стала
известна «…интерес буржуазных экономистов
того времени к категории «человеческих
агентов производства» почти пропал и
широко развернутые до этого исследования
пошли на убыль». Известный исследователь
истории развития экономической мысли
М. Блауг пишет, что Маршалл «убил тот интерес
к данной проблеме, который неуклонно
развивался за рамки основного направления
ортодоксальной экономической науки.
Он отверг идею о человеческом капитале
как нереалистичную, и считается, что его
судейский авторитет ответственен за
увядание этой идеи». Как бы то ни было,
но после выхода в свет этого труда А. Маршалла,
интерес к изучению человеческого капитала
значительно снизился, и практически никаких
значимых исследований в последующее
время не проводилось.
В 30-е и 40-е годы XX столетия, в период процветания кейнсианской теории, лишь сотрудник Гарвардского университета Дж. Уолш в 1935 году в статье «Применение концепции капитала к человеку» провел исследование по вопросу о том, являются ли образование и профессиональные навыки человека капиталом, и, если да, то приносит ли он прибыль? Результатом вычислений, основанных на статистических данных о расходах на образование и будущих доходах в зависимости от его уровня, стал вывод о том, что «инвестирование в профессиональные навыки и материальный капитал происходит одинаково. В пределах этого диапазона концепция капитала может применяться к человеку» [4, c. 15].
В современном виде теория человеческого капитала сформировалась в конце 50-х - начале 60-х годов XX века. Роль «первооткрывателя» данной теории в ее современном виде принадлежит Т. Шульцу, который в 1960 году опубликовал статью «Формирование капитала образования», где были сформулированы основные положения теории человеческого капитала. Почти в то же самое время разработкой основ теории человеческого капитала занимался Г. Беккер. В 1962 году увидела свет его статья «Инвестиции в человеческий капитал», а в 1964 году был опубликован фундаментальный труд под названием «Человеческий капитал: теоретический и эмпирический анализ». В 1992 году Г. Беккер был удостоен Нобелевской премии по экономике за «распространение сферы микроэкономического анализа на целый ряд аспектов человеческого поведения и взаимодействия, включая нерыночное поведение». Именно в своем современно звучании теория человеческого капитала трактует человеческие способности как капитал, применяя неоклассический анализ не только к экономическим, но и к социальным аспектам деятельности человека [15, c. 36].
Становление теории человеческого капитала как самостоятельного течения мировой экономической мысли в начале 60-х годов XX века, усиление внимания в настоящее время.
Исследователи, которые начали разрабатывать теорию человеческого капитала в ее современном виде: Т. Шульц, Г. Беккер, Дж. Минцер, Б. Вейсброд, Л. Туроу, У. Боуэн, М. Фишер, Дж. Вэйзл.
Оценка поведения человека с единых позиций экономического подхода к человеческому поведению позволила определить человеческий капитал как «…меру сформированных в результате инвестиций и накопленных человеком способностей и качеств, которые при целесообразном использовании приводят к росту производительности труда и доходов». Используемая модель человека позволяет классикам трактовать поведение человека в отношении собственных способностей, знаний и навыков как рациональное, т.е. в течение жизни человек стремиться к повышению уровня доходов, который достигается путем инвестиций в образование, здравоохранение, подготовку на производстве, миграцию, информационный поиск, рождение и воспитание детей.
В рамках теории признается, что формирование человеческого капитала подобно накоплению физического или финансового капитала и требует отвлечения средств от текущего потребления ради получения дополнительных доходов в будущем.
Особенности современной теории человеческого капитала:
применение
экономического подхода к анализу
разнообразных явлений
переход от анализа текущих показателей жизнедеятельности человека к показателям, охватывающим весь жизненный цикл;
выделение инвестиционных аспектов в поведении агентов на рынке труда;
рассмотрение
человеческого времени как
Фонды человеческого капитала, образующие его определенный запас, существуют потенциально, независимо от того, используются они в данный момент или нет. Фонды преобразуются в активы, если они активно функционируют в производстве и генерируют доходы.
Фонды человеческого капитала:
фонды образования;
фонды подготовки на производстве;
фонд здоровья;
фонд мобильности;
фонд обладания экономически значимой информацией;
фонд воспроизводства человека.
Важное значение в теории человеческого капитала имеет понятие инвестиций. «Инвестиции в человеческий капитал - это любое действие, которое повышает квалификацию и способности и, тем самым, производительность труда рабочих. Затраты, которые способствуют повышению чьей-либо производительности, молено рассматривать как инвестиции, ибо текущие расходы, или издержки, осуществляются с тем расчетом, что эти затраты будут многократно компенсированы возросшим потоком доходов в будущем». К основным видам инвестиций в человеческий капитал относятся расходы на образование, здравоохранение и мобильность.
Оценка инвестиций в человеческий капитал происходит с помощью внутренних норм отдачи. Они подобны нормам прибыли на капитал и позволяют оценивать эффективность инвестиций в человека, прежде всего в области образования и производственной подготовки.
«Теоретики человеческого капитала исходят из представления, что при вложении средств в подготовку и образование учащиеся и их родители ведут себя рационально, взвешивая соответствующие выгоды и издержки. Подобно обычным предпринимателям, они сопоставляют ожидаемую предельную норму отдачи от таких вложений с доходностью альтернативных инвестиций (процентами по банковским депозитам, дивидендами по ценным бумагам и т.д.). В зависимости от того, что экономически целесообразнее, принимается решение либо о продолжении учебы, либо о ее прекращении. Нормы отдачи выступают, следовательно, как регулятор распределения инвестиций между различными типами и уровнями образования, а также между системой просвещения в целом и остальной экономикой. Высокие нормы отдачи свидетельствуют о недоинвестировании, низкие - о переинвестировании» [10, c. 7].
Роль и место человека как носителя производительных сил в форме человеческого капитала в системе сложных общественных отношений не являются однозначными, поскольку он играет различные социальные и экономические роли, выполняет разнообразные функции.
Современная экономика является весьма сложным и неоднозначно трактуемым явлением, используются различные подходы для характеристики и выявления ее сущности и основных черт. Можно выделить несколько форм современной экономики, степень обоснованности и разработанности которых различна. На взгляд автора, эти формы в большей степени обусловлены ролью и местом человеческого капитала.
Например,
современное общество уже традиционно
рассматривается как постиндуст
Термин «информационная экономика» был введен в научный оборот американским исследователем М. Поратом в середине 70-х годов XX века. Им обозначался кластер отраслей, производящих современные базы данных и средства, обеспечивающие их функционирование и применение. Для информационной экономики определяющим производительным ресурсом выступает информация, а в структуре занятых преобладают работники умственного труда.
В экономике знания важнейшим производственным ресурсом становится не просто информация, а информация, освоенная человеком, т.е. превращенная в знания. Обеспечение роста и конкурентоспособности в рамках экономики знаний обеспечивается созданием, распространением и применением знаний в виде высокотехнологичной продукции и услуг. Знания выступают значимым ресурсом для всех отраслей, секторов и всех участников экономических процессов.
Таким образом, формирование «экономики знания» связано с тем, что различия в экономическом развитии стран в меньшей степени связаны с количеством имеющихся природных ресурсов, а в большей степени связаны со способностью повышать качество человеческого капитала, т.е. со способностью создавать новое знание и воплощать его в используемых способах организации и технологии производства. Показателями роста значимости данного параметра является рост доли нематериальных активов в производительном капитале на мезоуровне и в ВВП на макроуровне [1, c. 91].
Новая экономика представляет собой понятие, трактуемое в начале 80-х годов XX века как экономика, в рамках которой ведущая роль переходит к производству услуг, а не материальных товаров в 90-х годах стало обозначать совокупность отраслей отличающихся наличием высокотехнологичных элементов.