Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 13:12, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить теоретические и практические аспекты анализа объемов производства и реализации продукции.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач. К ним относятся:
- изучение теоретических основ анализа;
- изучение методики анализа;
- проведение анализа объемов производства и реализации продукции на примере данных конкретной организации;
Введение
1 Теоретические основы анализа объема производства и реализации продукции
1.1 Понятие объема производства и реализации продукции, работ, услуг, методы и способы их измерения
1.2 Методологические аспекты анализа объема производства и реализации продукции, работ, услуг
1.3 Основные направления повышения объема производства и реализации в организации
2 Анализ объема производства и реализации продукции ДП РУП «Эвилам»
2.1 Краткая характеристика деятельности ДП РУП «Эвилам»
2.2 Общая характеристика объема производства и реализации продукции ДП РУП «Эвилам»
2.3 Анализ производства продукции по ассортименту и структуре ДП РУП «Эвилам»
2.4 Анализ качества продукции ДП РУП «Эвилам»
2.5 Анализ ритмичности выпуска продукции ДП РУП «Эвилам»
2.6 Анализ конкурентоспособности ДП РУП «Эвилам»
2.7 Анализ поставщиков ДП РУП «Эвилам»
2.8 Анализ потребителей продукции ДП РУП «Эвилам»
3 Рекомендации по увеличению объема производства и реализации продукции в ДП РУП «Эвилам»
Заключение
Список использованных источников
Важным показателем
Качество продукции - понятие, которое характеризует параметрические, эксплуатационные, потребительские, технологические, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартизации и унификации, надежность и долговечность. Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции.
Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения [8, с.206]:
Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции характеризуют одно из ее свойств [8, с.209]:
Косвенные показатели - это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, удельный вес зарекламированной продукции, потери от брака и др.
Первая задача анализа - изучить динамику перечисленных показателей, выполнение плана. По их уровню, причины их изменения и дать оценку выполнения плана по уровню качества продукции.
По продукции, качество которой характеризуется сортом или кондицией, рассчитываются доля продукции каждого сорта (кондиции) в общем объеме производства, средний коэффициент сортности, средневзвешенная цена изделия в сопоставимых условиях. При оценке выполнения плана по первому показателю фактическую долю каждого сорта в общем объеме продукции сравнивают с плановой, а для изучения динамики качества - с данными прошлых периодов.
Вторая задача анализа - определение влияния качества продукции на стоимостные показатели работы предприятия выпуск товарной продукции (∆ТП), выручку от реализации продукции (∆В) и прибыль (∆П).
Если предприятие выпускает продукцию по сортам и произошло изменение сортового состава, то вначале необходимо рассчитать, как изменились средневзвешенная цена и средневзвешенная себестоимость единицы продукции, а затем по приведенным выше алгоритмам определить влияние сортового состава на выпуск товарной продукции, выручку и прибыль от ее реализации.
Расчет влияния сортового
Аналогичные расчеты делают по всем видам продукции, по которым установлены сорта, после чего результаты обобщаются.
Косвенным показателем качества продукции
является брак. Он делится на исправимый
и неисправимый, внутренний (выявленный
на предприятии) и внешний (выявленный
потребителями). Выпуск брака ведет
к повышению себестоимости
В процессе анализа изучают динамику брака по абсолютной сумме и удельному весу в общем выпуске товарной продукции; определяют потери от брака. Затем изучаются причины понижения качества и допущенного брака продукции по местам их возникновения и центрам ответственности и разрабатываются мероприятия по их устранению. Основными причинами понижения качества продукции являются плохое качество сырья, низкий уровень технологии и организации производства, квалификации рабочих, аритмичность производства и др.
1.2 Методологические аспекты анализа объема производстваи реализации продукции, работ, услуг
Механизм управления производством продукции представляет собой ряд мер, направленных на повышение эффективности производства и реализации продукции.
Показатели
экономической эффективности
Измерить с помощью одного показателя уровень эффективности невозможно, поскольку он складывается под воздействием многих факторов. Поэтому среди всей совокупности показателей принято выделять один, наиболее полно характеризующий уровень эффективности, имеющий не только количественную, но и качественную определённость. Такой показатель в экономике принято называть критерием.
В зависимости
от методики расчётов показатели эффективности
классифицируются на затратные и
ресурсные. В расчёте ресурсных
показателей эффективности
Для
обеспечения более полного
Номенклатура
– перечень наименований изделий
и их кодов, установленных для
соответствующих видов
Ассортимент – перечень наименований продукции с указанием ее объема выпуска по каждому виду. Он бывает полный, групповой и внутригрупповой [1, с.184].
Анализ ассортимента продукции состоит в основном в установлении параметров – распространенности, однородности, степени устаревания.
Изучение
ассортимента продукции направлено
на составление списка продукции, предназначенной
предприятием к реализации. Расширение
ассортимента является для предприятия
средством привлечения
Изучение
взаимосвязи всех видов продукции
позволяет выявить
Важным показателем деятельности промышленных предприятий является качество продукции. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на нее и увеличению суммы прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен.
Качество продукции – это понятие, которое характеризует параметрические, эксплуатационные, потребительские, технологические, надежность и долговечность [1, с.186].
Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции.
Обобщающие
показатели характеризуют качество
всей произведенной продукции
а) удельный вес новой продукции в общем ее выпуске;
б) удельный вес аттестованной и не аттестованной продукции;
в) удельный вес продукции высшей категории качества;
г) удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;
д) удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны.
Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции характеризуют одно из ее свойств [5, с.356]:
- полезность (жирность молока, зольность угля, содержание железа в руде, содержание белка в продуктах питания);
- надежность
(долговечность, безотказность
- технологичность,
характеризующая эффективность
конструкторских и
- эстетичность изделий.
Косвенные
показатели – это штрафы за некачественную
продукцию, объем и удельный вес
забракованной продукции, удельный
вес зарекламированной
Первая задача анализа – изучить динамику перечисленных показателей, выполнение плана по их уровню, причины их изменения и дать оценку выполнения плана по уровню качества продукции.
Для
обобщенной оценки выполнения плана
по качеству продукции используются
разные методы. Сущность балльного
метода оценки состоит в определении
средневзвешенного балла
По продукции, качество которой характеризуется сортом или кондицией, рассчитываются доля продукции каждого сорта (кондиции) в общем объеме производства, средний коэффициент сортности, средневзвешенная цена изделия в сопоставимых условиях.
В некоторых случаях список продукции может быть таким, что исчерпывающий анализ невозможен. В таком случае производится анализ некоторых типов продукции.
Для оценки качества продукции используется комплексный показатель качества, который отражает несколько или все свойства данного вида продукции.
Расчет комплексного показателя производится в основном двумя методами: аналитическим и коэффициентным.
Аналитический метод используется в тех случаях, когда удается установить функциональную зависимость комплексного показателя от единичных.
Когда
не удается построить
Кк=∑ Кi * Пi,
где Пi – оценка i-го показателя;
Кi –коэффициент весомости i-го показателя.
Коэффициент весомости – это количественная характеристика значимости данного показателя среди других показателей.
При оценке качества продукции необходимо учитывать также и затраты, которые обеспечивают удовлетворение этих потребностей. Для этого определяется интегральный показатель качества.
Интегральный показатель рассчитывается по формуле (1.2) [12, с.206]:
где Эn – суммарный полезный эффект;
Зс – затраты на создание продукции, руб.;
Зn – затраты на потребление продукции, руб.
Интегральный показатель рассчитывается на одно изделие (единицу продукции) и показывает полезный эффект, приходящийся на каждый рубль затрат.
При оценке качества продукции важное значение имеет определение уровня качества.
При оценке уровня качества возможны два подхода [14, с.265]:
1) Уровень
качества определяется по
2) Уровень
качества определяется как
Уровень качества в первом случае определяется сопоставлением качества оцениваемой продукции с базовыми значениями соответствующих показателей, то есть уровень качества равен [12, с.210]:
где П – показатель качества оцениваемого изделия;
Пб – показатель качества базового изделия.
При втором подходе мировая практика в зависимости от уровня удовлетворения требований потребителя выделяет четыре уровня качества.
Первый уровень – «соответствие стандарту». На этом уровне качества отсутствует учет требований потребителя (рынка).
Второй уровень – «соответствие использованию». Продукция должна не только соответствовать стандарту, но и удовлетворять эксплуатационным требованиям.
Третий уровень – «соответствие фактическим требованиям рынка». Это означает высокое качество при низкой цене.
Четвертый уровень – «соответствие скрытым, латентным (неочевидным) потребностям». Преимущество при сбыте получает продукция, учитывающая такие потребности.
Обобщающие показатели характеризуют не конкретные виды продукции, а уровень качества продукции в целом: на предприятии, в отрасли, в стране. В число обобщающих показателей входят следующие [15, с.196]: