Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 13:12, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить теоретические и практические аспекты анализа объемов производства и реализации продукции.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач. К ним относятся:
- изучение теоретических основ анализа;
- изучение методики анализа;
- проведение анализа объемов производства и реализации продукции на примере данных конкретной организации;
Введение
1 Теоретические основы анализа объема производства и реализации продукции
1.1 Понятие объема производства и реализации продукции, работ, услуг, методы и способы их измерения
1.2 Методологические аспекты анализа объема производства и реализации продукции, работ, услуг
1.3 Основные направления повышения объема производства и реализации в организации
2 Анализ объема производства и реализации продукции ДП РУП «Эвилам»
2.1 Краткая характеристика деятельности ДП РУП «Эвилам»
2.2 Общая характеристика объема производства и реализации продукции ДП РУП «Эвилам»
2.3 Анализ производства продукции по ассортименту и структуре ДП РУП «Эвилам»
2.4 Анализ качества продукции ДП РУП «Эвилам»
2.5 Анализ ритмичности выпуска продукции ДП РУП «Эвилам»
2.6 Анализ конкурентоспособности ДП РУП «Эвилам»
2.7 Анализ поставщиков ДП РУП «Эвилам»
2.8 Анализ потребителей продукции ДП РУП «Эвилам»
3 Рекомендации по увеличению объема производства и реализации продукции в ДП РУП «Эвилам»
Заключение
Список использованных источников
Данные
таблицы свидетельствуют о
Далее рассмотрим динамику объема производства и реализации продукции в сопоставимых ценах, так как этот показатель отражает наиболее достоверный результат в связи с тем, что все значения приводятся в сопоставимых ценах. Кроме того, следует помнить значительный о том, что в 2011 году наблюдался значительный рост курса иностранных валют в Республике Беларусь, в результате чего выросли цены на большинство (можно сказать на все) видов производимой в стране продукции.
Таблица 2.3 – Динамика производства
и реализации продукции
Показатель |
Год | |||
2009 |
2010 |
2011 | ||
Объем производства продукции в сопоставимых ценах, млн.руб. |
3339 |
5186 |
5780 | |
Реализация продукции в сопоставимых ценах, млн.руб. |
4514 |
3114 |
3219 | |
Темп роста объема производства, % |
Базисный |
- |
155,32 |
173,11 |
Цепной |
- |
155,32 |
111,45 | |
Темп роста объема реализации, % |
Базисный |
- |
68,99 |
71,31 |
Цепной |
- |
68,99 |
103,37 |
Составлено автором на основании данных предприятия.
Таким образом, приведение показателей в сопоставимый вид говорит о немного другой динамике объемов производства и реализации продукции. Так, объем реализации при условии сопоставимости вырос лишь на 3,37% (в фактических ценах рост составлял 69,75%). Однако, если вспомнить о кризисной ситуации в Республике Беларусь в 2011 году и данный рост можно назвать достаточным, поскольку многие предприятия в РБ значительно снизили свои объемы реализации.
Объем реализации – это конечный показатель. Недостаточно произвести много – это нужно еще и продать. Поэтому, об эффективности нужно в большей степени судить по объемам реализации продукции. Если обратить внимание на динамику показателя объемов реализации произведенной продукции, то становится ясно, что, несмотря на рост объемов реализации в 2011 году относительно 2010 года, наблюдается значительное снижение (как в 2010, так и в 2011 году) объемов реализации относительно 2009 года). Так, в 2011 году объем реализации продукции составил в сопоставимом выражении лишь 71,31% от объемов реализации в 2011 году.
Далее необходимо провести анализ степени выполнения плана по производству и реализации продукции исследуемым предприятиям.
Данные по выполнению плана по производству и реализации продукции в 2009-2011 годах будут представлены в таблице 2.4.
Таблица 2.4 - Выполнения плана по выпуску и реализации продукции ДП РУП «Эвилам» в 2009-2011 годах
Год |
Объем производства продукции, млн. руб. |
Объем реализованной продукции, млн. руб. | ||||||
План |
Факт |
Отклонение |
Выполнение плана, % |
План |
Факт |
Отклонение |
Выполнение плана, % | |
2009 |
3264 |
3331 |
67 |
102,05 |
4425 |
4503 |
78 |
101,76 |
2010 |
5502 |
5527 |
25 |
100,45 |
5354 |
3319 |
-2034 |
61,99 |
2011 |
5729 |
10115 |
4386 |
176,56 |
5610 |
5634 |
24 |
100,43 |
Составлено автором на основании данных предприятия.
Сделаем выводы на основании выполнения планов по объемам производства и реализации предприятия в 2009-2011 годах.
Так, планы по объему производства выполнялись ежегодно. Значительное перевыполнение плана в 2011 году еще не говорит о росте производства в натуральном выражении. Так, плановые показатели формировались в конце 2010 года, когда еще не было известно о значительном росте цен, который в целом по предприятию составил в среднем 75%. Таким образом, перевыполнение плана по производству в большей степени произошло за счет роста цен, а не за счет реального роста объемов производства продукции.
Далее обратим внимание на выполнение плана по реализации произведенной продукции. Так, в 2010 году данный план был значительно недовыполнен. Его выполнение составило лишь 61,99%. В 2011 году план выполнен на 100%. Однако, вспомним про рост цен на продукцию производимую и реализуемую предприятием.
Так, запланированный показатель представлен в ценах 2010 года, а фактический – в ценах 2011 года. Как уже говорилось, в среднем цены предприятия выросли на 75%.
Таким образом, фактически при 100% выполнении плана по реализации продукции, можно говорить о его значительном недовыполнении.
2.3 Анализ производства продукции
по ассортименту и структуре
Продукция
предприятия – печатные платы
– производятся по договорам с
предприятиями электронной
Необходимым элементом аналитической работы является анализ выполнения плана по ассортименту.
Ассортимент – перечень наименований изделий с указанием количества по каждому из них. Различают полный (всех видов и разновидностей), групповой (по родственным группам), внутригрупповой ассортимент.
Далее, в таблице 2.5, представим анализ ассортимента и структуры произведенной предприятием продукции. Источником для анализа структуры произведенной предприятием продукции будет служить информация предоставленная предприятием.
Таблица 2.5 – Динамика структуры
товарной номенклатуры
Товарная продукция в |
2010 год |
2011 год |
Изменение в структуре, п.п. |
Темп роста, % | ||
млн.руб. |
% |
млн.руб. |
% | |||
Платы печатные |
5407 |
97,83 |
9899 |
97,86 |
0,04 |
183,08 |
Гибкий кабель |
4 |
0,07 |
9 |
0,09 |
0,02 |
225,00 |
Этикетки |
81 |
1,47 |
144 |
1,42 |
-0,04 |
177,78 |
Гальванопокрытие деталей |
7 |
0,13 |
13 |
0,13 |
0,00 |
185,71 |
Вода дистиллированная |
1 |
0,02 |
2 |
0,02 |
0,00 |
200,00 |
Трафареты, фотошаблоны |
27 |
0,49 |
48 |
0,47 |
-0,01 |
177,78 |
Итого |
5527 |
100,00 |
10115 |
100,00 |
0,00 |
183,01 |
Составлено автором на основании данных предприятия.
На основании представленных данных можно сделать вывод, что более 95% произведенной продукции – это печатные платы. В составе и структуре произведенной в 2010 – 2011 годах продукции значительных изменений не произошло
В процессе анализа ассортимента производимой продукции будет также проведен анализ выполнения плана по ассортименту производимой продукции.
Данный анализ будет представлен в таблице 2.6.
Таблица 2.6 – Анализ выполнения плана по ассортименту выпускаемой продукции ДП РУП «Эвилам» в 2010-2011 годах
Показатели |
2010 год |
2011 год | ||||
План |
Факт |
% выполнения плана |
План |
Факт |
% выполнения плана | |
Платы печатные |
5383 |
5407 |
100,45 |
5607 |
9899 |
176,55 |
Гибкий кабель |
4 |
4 |
100,00 |
5 |
9 |
180,00 |
Этикетки |
81 |
81 |
100,00 |
82 |
144 |
175,61 |
Гальванопокрытие деталей |
7 |
7 |
100,00 |
7 |
13 |
185,71 |
Вода дистиллированная |
1 |
1 |
100,00 |
1 |
2 |
200,00 |
Трафареты, фотошаблоны |
26 |
27 |
103,85 |
27 |
48 |
177,78 |
Итого |
5502 |
5527 |
100,45 |
5729 |
10115 |
176,56 |
Составлено автором на основании данных предприятия.
Таким образом, на основании данных таблицы 2.6 можно сделать вывод о том, что в целом по ассортименту продукции в 2010 – 2011 годах план выполнялся.
2.4 Анализ качества продукции ДП РУП «Эвилам»
Непременным условием
повышения
Основной задачей предприятия является удовлетворение требований потребителя. Отличительной чертой этой задачи является проблема обеспечения приемлемого уровня качества и надежности.
Управление качеством продукции состоит из трех скоординированных между собой функциональных этапов:
- точного определения намеченного уровня качества;
- производства продукции, отвечающей этому уровню качества;
- проверки соответствия изготовленной таким образом продукции заданному уровню качества.
Для решения задач, обеспечивающих технический контроль за качеством выполнения технологических операций и выхода готовой продукции надлежащего качества, имеется штат работников в количестве 12 единиц, в т.ч. 2 инженерно-технических работника.
В течение 2011 года производилась корректировка и разработка новых типовых технологических процессов, положений, формирующих требования, обеспечивающие приемлемый уровень качества, требования заказчика, технических требований КД.
Согласно графику проводятся проверки соблюдения технологической дисциплины. Качество продукции в процессе производства, замечания по качеству продукции заказчиков, состояние технологической дисциплины рассматриваются на совещаниях «День качества».
С периодичностью
согласно ГОСТ 23752-79 осуществляются периодические
испытания продукции в
Для осуществления
контроля за качеством продукции
на предприятии имеются
В связи с тем, что продукция, выпускаемая предприятием, не входит в перечень сертифицируемой, ее сертификация не проводится.
Уровень
дефектности продукции у