Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 13:12, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить теоретические и практические аспекты анализа объемов производства и реализации продукции.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач. К ним относятся:
- изучение теоретических основ анализа;
- изучение методики анализа;
- проведение анализа объемов производства и реализации продукции на примере данных конкретной организации;
Введение
1 Теоретические основы анализа объема производства и реализации продукции
1.1 Понятие объема производства и реализации продукции, работ, услуг, методы и способы их измерения
1.2 Методологические аспекты анализа объема производства и реализации продукции, работ, услуг
1.3 Основные направления повышения объема производства и реализации в организации
2 Анализ объема производства и реализации продукции ДП РУП «Эвилам»
2.1 Краткая характеристика деятельности ДП РУП «Эвилам»
2.2 Общая характеристика объема производства и реализации продукции ДП РУП «Эвилам»
2.3 Анализ производства продукции по ассортименту и структуре ДП РУП «Эвилам»
2.4 Анализ качества продукции ДП РУП «Эвилам»
2.5 Анализ ритмичности выпуска продукции ДП РУП «Эвилам»
2.6 Анализ конкурентоспособности ДП РУП «Эвилам»
2.7 Анализ поставщиков ДП РУП «Эвилам»
2.8 Анализ потребителей продукции ДП РУП «Эвилам»
3 Рекомендации по увеличению объема производства и реализации продукции в ДП РУП «Эвилам»
Заключение
Список использованных источников
Выявление резервов целесообразно проводить одновременно на трёх уровнях: на рабочем месте, в структурном подразделении (отдел, участок, цех), по предприятию в целом. В последнее время выявлению резервов производительности труда на отдельных рабочих местах должного внимания не уделяется.
Результаты исследований, показывают, что большое количество неиспользуемых возможностей для снижения затрат, которые руководство не учитывает, концентрируется на низовом уровне. Речь идет о неэффективной эксплуатации оборудовании, снижении трудоёмкости, брака, более эффективном включении кадров в производственный процесс. Последнее напрямую связано с совершенствованием организационной структуры – повышением эффективности управления персоналом. Кроме того, большую роль играют резервы рациональной расстановки персонала с учётом опыта и квалификации, система отбора и развития кадров на предприятии, программы должностного роста сотрудников.
На заключительном этапе формирования
программы управления производительностью
труда важно выработать оптимальную
схему материального
Система материального стимулирования
должна быть простой и понятной персоналу
и содержать следующие
Размеры вознаграждения должны быть достаточно ощутимы для сотрудников, иначе материальное стимулирование не будет способствовать повышению мотивации и достижению нужных результатов.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что повышение экономической эффективности производства и реализации продукции – это комплекс мероприятий, который включает множество элементов: повышение производительности труда, улучшение использования основных и оборотных средств и др.
Далее, во второй главе курсовой работы будет представлен анализ объема производства и реализации продукции на примере ДП РУП «Эвилам».
2 Анализ ОБЪЕМА ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ ДП РУП «ЭВИЛАМ»
2.1 Краткая характеристика деятельности организации
Дочернее производственное республиканское унитарное предприятие «ЭВИЛАМ» создано на базе цеха по производству печатных плат завода «Эвистор», основано на праве хозяйственного ведения, зарегистрировано 2 марта 1994 г. Свидетельство о государственной регистрации УП «Эвилам» за № 432 выдано Витебским облисполкомом 04.09.1994 г. УНН 300203528. Распоряжением от 17 августа 2006 года № 18 Администрации свободной экономической зоны «Витебск» произведены изменения и дополнения в Устав предприятия. Юридический адрес предприятия: 210602, г. Витебск, пр-т Фрунзе, 81/19. Органом государственного управления является Министерство промышленности Республики Беларусь.
Унитарное предприятие
осуществляет свою деятельность в соответствии
с законодательством, решениями
Президента Республики Беларусь, Правительства
Республики Беларусь, уполномоченного
органа, РУП «Завод «Эвистор» и
Уставом предприятия. Деятельность
предприятия направлена на получение
прибыли для удовлетворения социальных
и экономических интересов
Предприятие является
производственно-коммерческой организацией,
имеет статус юридического лица, имеет
в хозяйственном ведении
Унитарное предприятие самостоятельно организует свою деятельность, исходя из необходимости производства продукции, и определяет перспективы своего развития. Отношения предприятия с юридическими и физическими лицами строятся на основе договоров. Предприятие реализует свою продукцию, работы, услуги по свободным ценам и тарифам, а в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, - по ценам и тарифам, регулируемым государством.
Основным видом деятельности УП «Эвилам» является изготовление печатных плат для изделий электронной и бытовой техники. Продукция пользуется устойчивым спросом, а предприятие заслужило репутацию надёжного делового партнёра. Мощность производства по изготовлению печатных плат – 19,0 тыс. м² в год (при двухсменной работе). Загрузка мощностей по итогам работы за 2011 год составляет 75 %. Производство печатных плат является материалоёмким, постоянный рост цен на основные материалы и энергоносители существенно осложняют деятельность предприятия.
Спецификой производства является производство продукции только под конкретные заказы производителей электронной и бытовой техники из Республики Беларусь и Российской Федерации. Непосредственно на предприятии проводится технологическая подготовка производства – производится разработка технологических карт, программ сверления, фрезерования и электроконтроля, изготовление фотошаблонов и трафаретов.
По требованиям
заказчиков оперативно решаются вопросы
проведения конструкторских и
Основные
технико-экономические
Таблица 2.1 – Основные технико-экономические показатели деятельности ДПРУП «Эвилам»
Показатели |
Ед.изм. |
2010 год |
2011 год |
Абсолютное отклонение |
Темпы роста, % |
Товарная продукция в |
млн. руб. |
5527 |
10115 |
4588 |
183,01 |
Товарная продукция в |
млн. руб. |
5739 |
12200 |
6461 |
212,58 |
Выручка от реализации продукции (без налогов) |
млн. руб. |
3319 |
5634 |
2315 |
169,75 |
Среднегодовая численность работающих |
чел. |
166 |
172 |
6 |
103,61 |
Среднемесячная з/плата 1-го работающего |
тыс. руб. |
862 |
1330 |
468 |
154,29 |
Производительность труда |
млн. руб. |
33,30 |
58,81 |
25,51 |
176,63 |
Себестоимость реализованной продукции |
млн.руб. |
3213 |
5160 |
1947 |
160,60 |
Себестоимость произведенной продукции |
млн.руб. |
5071 |
9350 |
4279 |
184,38 |
Затраты на 1 руб. реализованной продукции |
руб. |
0,9681 |
0,9159 |
-0,0522 |
94,61 |
Затраты на 1 руб. произведенной продукции |
руб. |
0,9175 |
0,9244 |
0,0069 |
100,75 |
Прибыль от реализации продукции |
млн. руб. |
106 |
474 |
368 |
447,17 |
Прибыль отчетного периода |
млн. руб. |
94 |
348 |
254 |
370,21 |
Чистая прибыль |
млн.руб. |
61 |
241 |
180 |
395,08 |
Рентабельность реализованной |
% |
3,3 |
9,2 |
5,9 п.п. |
- |
Составлено автором по данным предприятия
Исходя из приведенных в таблице 2.1 основных технико-экономических показателей за 2010 – 2011 годы, можно сделать следующие выводы.
Объем производства в действующих ценах в 2011 году составил 10115 млн. руб. Темп роста 2011 к 2010 году составляет 183,01%, что говорит о существенном увеличении объемов товарной продукции.
За период 2010 – 2011 гг. отмечается рост объемов производства как в действующих, так и в сопоставимых ценах.
В анализируемом периоде наблюдается рост выручки от реализации продукции. Темп роста данного показателя в 2011 году по сравнению с 2010 годом составляет – 169,75%, что в абсолютном выражении составило – 2315 млн. руб. Рост объемов выручки вызван в большей степени ростом цен на практически все виды реализуемой продукции.
Увеличение
себестоимости реализованной
Рост
себестоимости реализованной
В результате опережающих темпов роста выручки от реализации продукции по сравнению с темпами роста затрат на рубль реализованной продукции, прибыль от реализации продукции в 2011 г. по сравнению с 2010 г. увеличилась более чем в 4 раза и составила 474 млн. руб.
Показатель рентабельности реализованной продукции в 2010 году составил 3,3%, а в 2011 году – 9,2%. Данный рост свидетельствует о повышении эффективности реализационной деятельности предприятия в исследуемом периоде.
Производительность труда на 1 работника составила в 2011г. 58,81млн. руб., что в процентном соотношении составляет 176,63% по сравнению с предыдущим периодом.
Среднемесячная заработная плата 1 работника в 2011 году составила 1330 тыс. руб., темп роста к 2010 году – 154,29 %. Среднесписочная численность в 2011 году увеличилась на 3,61%.
2.2 Общая характеристика объема
производства и реализации
УП «Эвилам» в настоящее время производит печатные платы 1-3 класса точности по традиционной субтрактивной технологии для двухсторонних печатных плат и односторонних печатных плат химическим методом, этикеточную продукцию, светофильтры и металлические трафареты для нанесения паяльной пасты.
Товарами народного потребления, выпускаемыми на предприятии, являются те виды печатных плат, которые используются в качестве комплектующих к изделиям, продаваемым населению через розничную сеть (например, печатные платы, входящие в телевизоры, холодильники, прочую бытовую технику).
Для удовлетворения
требований имеющихся заказчиков и
привлечения новых, что приведёт
к наращиванию объёмов
Формирование плана производства на каждый последующий месяц производится в текущем месяце в строгом соответствии с поступившими заявками заказчиков. Контролируется номенклатура производимых печатных плат, а также сроки их изготовления.
Изучим динамику производства и реализации продукции, сведя результаты расчетов в таблицу 2.2. В таблице 2.2 будет представлен так же расчет базисных и цепных темпов роста показателя.
Базисный темп роста рассчитывается относительного базового периода (в данном случае – 2009 года), а цепной показатель темпа роста рассчитывается относительно показателя предшествующего периода.
Источником информации об объемах реализации продукции является отчет о прибылях и убытках за 2010 и 2011 год, представленный в приложении А и приложении Б к работе, а источником информации об объемах производства – отчет о производстве продукции за 2010 и 2011 годы, представленный в приложении В и приложении Г к работе.
Таблица 2.2 - Динамика производства
и реализации продукции
Год |
Объем производства продукции, млн. руб. |
Темпы роста, в % |
Объем реализации, млн.руб. |
Темпы роста, в % | ||
Базисные |
Цепные |
Базисные |
Цепные | |||
2009 |
3331 |
- |
- |
4503 |
- |
- |
2010 |
5527 |
165,93 |
165,93 |
3319 |
73,71 |
73,71 |
2011 |
10115 |
308,64 |
183,01 |
5634 |
125,12 |
169,75 |
Составлено автором на основании данных предприятия.
При анализе
динамики и выполнения плана по реализации
первоначально изучается