Анализ рентабельности деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 18:53, дипломная работа

Описание работы

Целью написания данной работы является изучение методики расчета показателей рентабельности и применение ее на практике, используя финансовую отчетность ТОО «Цементный завод Семей».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
дать определение понятия рентабельности, раскрыть его значение для финансового анализа и охарактеризовать основные области его применения;
рассмотреть систему показателей рентабельности в соответствии с их классификацией на показатели рентабельности хозяйственной деятельности, финансовой рентабельности и показатели рентабельности продукции;

Содержание работы

Введение 4
1. Анализ уровня и динамики рентабельности фирмы. 6
Понятие рентабельности 6
Система показателей рентабельности 8
Анализ рентабельности хозяйственной деятельности 8
Анализ финансовой рентабельности 12
Анализ рентабельности продукции 16
Стратегия повышения доходности (рентабельности) предприятия 18
2. Анализ доходности деятельности ТОО «Цементный завод Семей» 25
2.1. Общая характеристика деятельности и основных технико- экономических показателей работы ТОО «Цементный завод Семей» 25
2.2. Анализ рентабельности хозяйственной деятельности ТОО «Цементный завод Семей» 36
Анализ финансовой рентабельности ТОО «Цементный
завод Семей» 43
Анализ рентабельности продукции ТОО «Цементный
завод Семей» 49
3. Пути повышения рентабельности ТОО «Цементный завод Семей» 53
3.1. Основные направления повышения рентабельности деятельности предприятия 53
3.2. Разработка мер и расчет их экономической эффективности
по повышению рентабельности деятельности фирмы 55
Заключение 70
Список использованной литературы 74
Приложение 76

Файлы: 1 файл

Рентабельность Цемент.doc

— 884.50 Кб (Скачать файл)

Между целями развития предприятия и факторами, их определяющими, существует тесная связь.

Если целью является обеспечение  потребности в накоплениях на производственное развитие, тогда важнейшими факторами выступают структура  реализации товаров и услуг, уровень  торговых надбавок, цены реализации, объем, структура и эффективность использования ресурсного потенциала, размер прибыли. Если цель — обеспечение устойчивого положения предприятия (фирмы), то она достигается на основе обеспечения устойчивых отношений с поставщиками, банками и другими контрагентами (количество проданных товаров, цена единицы) и достаточного размера прибыли.

Если целью является удовлетворение интересов собственника имущества, важнейшими факторами, обеспечивающими  се достижение, становятся объем собственных  и привлеченных оборотных средств и эффективность их использования, размер прибыли.

Если предприятия в качестве первоочередной цели определяют обеспечение  социального потребления и социального  развития коллектива, то основными  факторами, которые должны быть использованы для ее достижения, выступают издержки обращения, численность и состав используемых трудовых ресурсов, меры государственного регулирования (нормы и нормативы отчислений в различные фонды социальной защиты населения и т. п., минимальная заработная плата, минимальный прожиточный уровень и т. п.), размер прибыли.

Все вышеназванные цели и факторы  сами находятся в тесной взаимосвязи  и взаимообусловленности.

В экономической реальности прибыль  в большинстве случаев одновременно является полученной, заработанной и допускаемой [10].

Важно, чтобы все мероприятия, проводимые предприятием по росту прибыли (при  использовании всех возможностей), способствовали достижению важнейших  целей развития предприятия (фирмы) .

Обоснование целевого размера прибыли  предприятия:

1) Определение объема реализации  продукции, услуг, при котором  возможно получение целевой прибыли.

2) Разработка  ценовой политики  и стратегии.

3) Формирование  ассортиментной  политики (определение оптимальной  товарно-групповой структуры, соответствующей спросу населения и обеспечивающей достижение избранной цели.

4) Формирование ресурсной политики (товарное обеспечение, трудовые, материальные и финансовые ресурсы).

5) Управление валовыми доходами.

6) Использование возможностей эффективного  размещения денег.

7) Управление издержками обращения

8) Оценка соответствия возможностей  получения прибыли ее целевой  величине.

В практике работы предприятия имеются  большие резервы роста прибыли. Они носят характер традиционных (рост товарооборота, снижение издержек обращения и т. п.). В современных же условиях надо использовать для наращивания прибыли не только традиционные пути, но и новые, открытые в ходе рыночных преобразований, приватизации. Среди них основными являются: формирование торгового ассортимента с учетом прибыльности товаров; новая философия взаимоотношений с контрагентами; использование возможностей рисковой деятельности; инновационная политика; оптимальные масштабы предприятия; использование возможностей меняющейся конъюнктуры рынка; акционирование; выгодное размещение денежных ресурсов и др.

Все предприятия ежегодно сталкиваются с необходимостью выбирать товары для  реализации из большого количества наименований. При этом чем более разнообразным  будет ассортимент, тем полнее будет  удовлетворен спрос населения, т. е. покупатель заинтересован в возможности широкого выбора товаров или услуг. И в то же время необходимо обеспечить выгодность каждой коммерческой сделки.

Все товары и услуги условно делятся  на три группы высокого, среднего и  низкого уровня рентабельности. Рациональное размещение товаров с учетом вышесказанного позволяет максимизировать прибыль и минимизировать затраты.

Размеры прибыли предприятия находятся  в тесной зависимости от доли прибыли  в цене единицы продукции и  скорости обращения товаров.

Увеличению прибыли предприятия  способствует рост продажи товаров,  услуг обусловленный ростом числа  новых покупателей, объемов покупок  постоянными клиентами, снижением  цен и стоимости самого процесса реализации.

В свою очередь такая возможность  прироста товарооборота зависит от уровня организации торговли, степени внедрения маркетинга, эффективности управленческих решений.

В частности, новых покупателей  можно привлечь более совершенной, чем у других предприятий, качеством  товаров, хорошей рекламой и пропагандой, высокой репутацией и специализацией предприятия, дополнительными  услугами, более низкими ценами (при том же качестве продукции), легкостью приобретения (отсутствие очередей, широкий выбор товаров и т. п.), предложением покупателям товаров с учетом их покупательских привычек.

На решение об увеличении покупок  постоянными клиентами влияют: демонстрация продукции, уровень реализации идей (связанных с удобствами для покупателя, полнотой ассортимента и т. п.), наличие  в продаже товаров, пользующихся спросом населения, сопутствующих изделий, реклама принудительного ассортимента, уровень цен.

Зарубежные специалисты (И. Шумпетер, Андре Бабо и др.) выделяют четыре типа инноваций, порождающих прибыль. Применительно к  предприятию такими типами будут:

1) реализация новых товаров, товаров с более высокими качественными характеристиками по сравнению с ранее и ныне продававшимися изделиями;

2) освоение нового рынка;

3) внедрение новых методов продаж, оказание дополнительных услуг,  освоение новых источников поставки товаров;

4) организационно-управленческие  новшества.

При наличии инноваций первого  типа прирост прибыли обеспечивается одновременным расширением объема реализации и более высокой нормой прибыли в цене нового товара.

Второй тип  инноваций не сопровождается ростом нормы прибыли (а возможно даже снижением ее), но создает условия для увеличения массы прибыли благодаря росту товарооборота.

Третий тип  инноваций требует тонкого выбора одной из следующих стратегий: либо снизить цену при снижении себестоимости  производства и реализации товара в расчете на такое увеличение продаж (при эластичности спроса на товар по цене выше 1), которое позволит увеличить массу прибыли; либо не изменять цену продаж, тогда прибыль возрастет благодаря увеличению нормы предпринимательского дохода (при эластичности ниже 1).

Результатом внедрения  инноваций в организационно-управленческой сфере должен стать рост производительности труда, ускорение оборачиваемости  запасов, повышение эффективности  использования всех ресурсов, снижение издержек обращения.

При принятии решения  об инвестициях необходимо определить возможную прибыль, т. е. ожидаемую  прибыль, которая служит измерителем  целесообразности такого шага.

Результатом инвестиционных проектов может выступать краткосрочная  и долгосрочная ожидаемая прибыль.

Инвестирование  в основном рассчитано на длительный период, более чем на год. Обычно краткосрочная прибыль невелика, поскольку в начале деятельности предприятие (фирма) сталкивается с  трудностями завоевания рынка, наращивания  объемов реализации и т. п. Однако пренебрегать краткосрочной прибылью нельзя.

Масштабы предприятия  также выступают долгосрочным фактором, влияющим на рентабельность. Оптимальным  размером предприятия будет тот, который позволит приблизиться к  оптимальному уровню рентабельности. 

Большое влияние  на прибыль оказывает размер задолженностей. Это обусловлено различиями между  процентной ставкой по банковским кредитам и нормой прибыли на вложенный  капитал. До тех пор пока процентная ставка по банковским кредитам будет  ниже, чем норма прибыли на вложенный капитал, прибыль будет расти (эффект рычага). Как только процентная ставка и норма прибыли выровняются, предприятие (компания) перестанет увеличивать задолженности. Мелкие и средние предприятия стараются избежать задолженности (насколько это возможно).

Однако, прибегая к задолженностям в целях использования  эффекта рычага для роста прибыли, необходимо помнить о том, что  при низком уровне рентабельности заем по высоким ставкам становится опасным : задолженность в этом случае может привести к значительному сокращению прибыли, а иногда и к банкротству.

Выгодность того или иного вида деятельности определяется фондовооруженностью  предприятия, уровнем издержек, динамикой  спроса, структурой рынка.

У любого предприятия  в определенные периоды могут  появиться временно свободные деньги. Поскольку рыночные отношения предполагают, что деньги должны делать деньги, у владельца временно свободных денег возникает проблема, как рационально распорядиться ими с целью обеспечения соответствующего их прироста. Особенно это актуально для ситуации с высоким уровнем инфляции.

На этот счет имеется несколько рекомендаций:

1) временно свободные  средства можно разместить на  депозитах. (Опыт работы казахстанских  предприятий показал, что такое  размещение денег, несмотря на  налоговое их обложение, выгодно) .

2) найти приемлемую  возможность взаимодействия с финансовыми компаниями или создать на базе своего предприятия свою финансовую компанию;

3) конвертировать  в твердую валюту;

4) активно использовать  возможности трастовых и вексельных  операций;

5) вложить «короткие  деньги» на небольшой срок в торговые сделки новых коммерческих структур (договор о совместной деятельности, товарный вексель). Однако при таком использовании денег возникает риск их невозврата, что требует страховки от него и записи в договорах и товарном векселе гарантий возврата долга;

6) покупать банковские  векселя:

7) покупать ценные  бумаги и др.

Чтобы план роста  доходов предприятия (фирмы, компании, АО) стал реальностью, необходимо постоянно  заботиться о том, чтобы сохранить  имеющиеся денежные ресурсы и  приумножить их.

Система распределения и использования прибыли должна стимулировать дальнейшее развитие данного вида деятельности и освоение новых, материально заинтересовывать в увеличении прибыли.

 

 

 

 

2 Анализ доходности деятельности  ТОО «Цементный завод Семей».

 

2.1 Общая характеристика деятельности  и основных технико-экономических  показателей работы ТОО «Цементный завод Семей»

 

Построенный в 1958 г. и дважды реконструированный в советское время, завод имеет проектную мощность 1 230 тыс. т цемента в год и оснащен четырьмя печами мокрого способа производства.

Как и многие крупные  предприятия страны, в конце девяностых завод практически не работал и имел большие долги. За весь 2000 г. было выпущено всего 85 тыс.т цемента. Практически обанкротившийся завод с пустыми холодными цехами, без электроэнергии, воды, отопления и многомиллионными долгами был выставлен на торги.

Новая история завода начинается с того момента, когда к управлению предприятием пришла новая команда во главе с председателем совета директоров ЗАО «Семейцемент» Е.Н. Апсалямовым. Чтобы реанимировать предприятие, в производство было инвестировано 1 700 млн. тенге.

За короткое время большая  часть технологическою оборудования была восстановлена и запущена в работу. За первые два года на заводе полностью отремонтированы и восстановлены все четыре технологические линии производства цемента, оборудование дробильно-сортировочной фабрики и карьера глины. Кроме того, собственными силами заводских инженеров спроектированы и изготовлены две линии для упаковки цемента в мешки по 50 кг и погрузки их в автотранспорт и железнодорожные вагоны. Кстати, мешки для цемента тоже производятся на предприятии.

В данное время выпускается  цемент марок: ПЦ400-Д20. ПЦ400-Д0. ПЦ500-Д0, быстротвердеющий ПЦ400-Д20-Б, шлакопортландцемент ШПЦ300, ШПЦ400, М400 для асбоцементных изделий.

О качестве семипалатинского цемента говорит тот факт, что он используется крупными отечественными и иностранными строительными компаниями при возведении ответственных объектов, таких как: уникальный подвесной мост через реку Иртыш, новый аэропорт в г. Алматы, ледовое поле высокогорного катка Медео, плотина селезащиты Алматы, опоры ЛЭП и т.д. Наш цемент используют такие крупные компании, как: Завод мостовых конструкций, ГлавАлматыстрой, Казцинк, Казахмыс, Казхром и др.

Самостоятельным подразделением в структуре предприятия является завод по производству сухих строительных смесей, оснащенный оборудованием компании «Вселуг» производительностью 60 тыс. т в год.

Высокое качество продукции, ритмичные  сроки поставки, доверие и уважение к партнерам привлекли к сотрудничеству крупные строительные компании Казахстана и предприятия горнорудной промышленности. Среди них такие известные предприятия как КСМК-5 АО МАК «Алматыгорстрой», АО «КСМК-1», ТОО «Казцинк», ТОО «Акмола-бетон», ТОО «Жезкентский ГОК», ТОО «ПОСЖБ» и другие крупные предприятия разных регионов Казахстана.

Цемент завода был использован  при сооружении таких уникальных объектов, как ледовое поле во Дворце спорта г. Алматы, к бетону которго предъявлялись высокие требования к морозостойкости и водонепроницаемости,  Мечеть и Бизнес Центр в г. Атырау, мост через реку Иртыш, при строительстве которого японские и турецкие специалисты по достоинству оценили высокое качество продукции.

Информация о работе Анализ рентабельности деятельности предприятия