Анализ рентабельности организации (на примере ОАО «Связьинвест»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 16:09, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является определение методов расчёта и анализа рентабельности организации, а также проведение анализа финансового состояния ОАО «Связьинвест».

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..…3
1. Методика расчёта и анализ рентабельности организации……………....5
1.1. Абсолютные и относительные показатели эффективности деятельности организации……………………………………………….……...5
1.2. Показатели рентабельности……………………………………….……..9
1.3. Факторный анализ показателей рентабельности……………………...11
2. Анализ финансового состояния ОАО «Связьинвест»…………………..15
2.1. Экономическая характеристика ОАО «Связьинвест»………………..15
2.2. Экспресс-анализ финансового состояния ОАО «Связьинвест»……..17
2.3. Анализ имущества ОАО «Связьинвест» и источников его формирования…………………………………………………………………...20
2.4. Анализ ликвидности и платёжеспособности ОАО «Связьинвест»….23
2.5. Оценка финансовой устойчивости ОАО «Связьинвест»……………..25
2.6. Оценка финансовых результатов и эффективности деятельности ОАО «Связьинвест»………………………………………………………………......27
2.7. Оценка вероятности банкротства ОАО «Связьинвест»……………...34
Заключение…………………………………………………………………...36
Список использованных источников…………………………….…………38

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ!!.docx

— 124.33 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение……………………………………………………………………..…3

1. Методика расчёта и  анализ рентабельности организации……………....5

1.1. Абсолютные и относительные показатели эффективности деятельности организации……………………………………………….……...5

1.2. Показатели рентабельности……………………………………….……..9

1.3. Факторный анализ показателей  рентабельности……………………...11

2. Анализ финансового  состояния ОАО «Связьинвест»…………………..15

2.1. Экономическая характеристика  ОАО «Связьинвест»………………..15

2.2. Экспресс-анализ финансового  состояния ОАО «Связьинвест»……..17

2.3. Анализ имущества ОАО  «Связьинвест» и источников его формирования…………………………………………………………………...20

2.4. Анализ ликвидности  и платёжеспособности ОАО «Связьинвест»….23

2.5. Оценка финансовой  устойчивости ОАО «Связьинвест»……………..25

2.6. Оценка финансовых  результатов и эффективности  деятельности ОАО «Связьинвест»………………………………………………………………......27

2.7. Оценка вероятности  банкротства ОАО «Связьинвест»……………...34

Заключение…………………………………………………………………...36

Список использованных источников…………………………….…………38

 

Введение

В   современных    экономических    условиях    деятельность    каждого хозяйственного  субъекта  является  предметом   внимания   обширного круга участников  рыночных   отношений,   заинтересованных   в   результатах   его функционирования. Чтобы обеспечивать выживаемость  предприятия  в современных  условиях, управленческому  персоналу   необходимо, прежде всего, уметь   реально оценивать финансовое состояние как своего предприятия, так  и  существующих потенциальных конкурентов. Важнейшее  значение  в  определении  финансового состояния предприятия  состоит  в  своевременном  и  качественном   анализе финансово-хозяйственной деятельности.

Целью  любого  предприятия  является  прибыль,  она  же  соответственно является и важнейшим объектом  экономического  анализа. Однако  сам  размер прибыли не может охарактеризовать эффективность использования  предприятием своих ресурсов. Одним из основных показателей характеризующих  эффективность работы предприятия является рентабельность. [5]

Рентабельность, в общем  смысле, характеризует целесообразность затраченных  ресурсов  в  отношении  к  вновь приобретенным (прибыли) ресурсам. Рентабельность  и  прибыль  –  показатели, которые четко отражают эффективность   деятельности   предприятия, рациональность использования предприятием   своих   ресурсов, доходность направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной и т.д.). [7] Предприятие реализует  свою  продукцию  потребителям, получая  за  неё денежную выручку. Но это еще не означает получение прибыли. Для выявления финансового  результата  необходимо  сопоставить  выручку  с затратами на производство продукции и ее реализацию, т. е. с себестоимостью  продукции.

Предприятие получает прибыль, если  выручка  превышает  себестоимость; если выручка  равна  себестоимости,  то  удается  лишь возместить   затраты   на производство и реализацию продукции, и  прибыль отсутствует; если  затраты превышают выручку, то  предприятие  получает  убыток, т. е. отрицательный финансовый результат, что ставит его  в сложное финансовое  положение, не исключая  банкротство. Для получения максимальной прибыли и избежания банкротства необходимо изучать показатели  прибыли, факторы, влияющие на нее, и показатель рентабельности, который  отражает  эффективность  текущих затрат и представляет собой своего  рода  синтез  различных  качественных  и количественных  показателей.

Целью работы является определение методов расчёта и анализа рентабельности организации, а также проведение анализа финансового состояния ОАО «Связьинвест».

Объектом исследования является Открытое акционерное общество «Связьинвест».

 

1. Методика  расчёта и анализ рентабельности  организации

1.1. Абсолютные  и относительные показатели эффективности  деятельности организации

Основным критерием оценки эффективности деятельности организации  является прибыль. Показатели прибыли  могут быть абсолютными и относительными.

К абсолютным показателям  относятся [5]:

  • валовая прибыль, представляющая общий объем прибыли до выплаты налогов и отчислений. Выявляется ее прирост или уменьшение;
  • чистая прибыль, характеризующая размер прибыли после выплаты налогов и других выплат. Производится ее сравнение с предыдущими периодами. Выполнение плана прибыли может оцениваться в сумме и в процентах.

Относительными показателями являются:

  • отношение прибыли к объему продаж, характеризующее рентабельность организации;
  • отношение прибыли к активам, являющееся показателем рентабельности использования оборотного и внеоборотного капитала;
  • отношение прибыли к основному капиталу, представляющее собой коэффициент рентабельности основного капитала. Возрастание этого показателя может быть следствием чрезмерного роста оборотных активов, товарных запасов, дебиторской задолженности либо кассовой наличности.

Абсолютные показатели характеризуют  численность, объем (размер) изучаемого процесса. Они всегда имеют какую-либо единицу измерения: натуральную, условно-натуральную, стоимостную (денежную).

Натуральные единицы измерения  применяют в тех случаях, когда  единица измерения соответствует  потребительским свойствам продукта. Натуральные показатели могут быть и составными. Например, отработанное рабочими и служащими время учитывается в человеко-днях и человеко-часах, а грузооборот автотранспорта - в тонно-километрах и т.д.

Если некоторые разновидности  продукции обладают общим потребительским  свойством, то обобщенные итоги по выпуску  разных видов продукции можно  получить, используя условно-натуральные  единицы. В этом случае один из видов  принимается в качестве единого  измерителя, а другие приводятся к  этому измерителю с помощью соответствующих коэффициентов пересчета. Когда на уровне предприятия или отрасли обобщаются учетные данные, то широко используются стоимостные (денежные) абсолютные показатели. К ним, например, относятся: цена единицы продукции; выручка от продажи продукции, работ, услуг; величина расходов и прибыли, величина задолженности и др. Следует также отметить, что абсолютные показатели получают или непосредственным подсчетом собранных данных, или расчетным путем. [3]

Расчетным абсолютным показателем, например, является абсолютное отклонение. Это разница между двумя абсолютными  одноименными показателями:

±ДП = П1 - П0,

где П1- значение абсолютного показателя в отчетном периоде;

П0 - значение абсолютного показателя в базисном периоде;

ДП - абсолютное отклонение (изменение) показателя.

Относительные показатели представляют собой соотношение абсолютных (или  других относительных) показателей, то есть количество единиц одного показателя, приходящееся на одну единицу другого показателя. Относительными величинами являются не только соотношения разных показателей в один и тот же момент времени, но и одного и того же показателя в разные моменты (например, темп роста).

Относительные величины применяются  в разных видах анализа, в зависимости  от конкретной экономической задачи, они облегчают процесс финансового  анализа. В зависимости от поставленной аналитической задачи могут использоваться разные виды относительных величин.

Сопоставлять можно одноименные  показатели, относящиеся к различным  периодам, различным объектам или  разным территориям. Результат такого сопоставления представлен:

  1. коэффициентом (база сравнения принята за единицу)

или

  1. выражен в процентах и показывает, во сколько раз или на сколько процентов сравниваемый показатель больше (меньше) базисного.

Результатом соотношения  одноименных показателей могут  быть следующие относительные показатели:

  1. Относительные величины динамики, которые характеризуют изменение процесса во времени, и показывают, во сколько раз увеличился (уменьшился) уровень изучаемого показателя по сравнению с предыдущим периодом времени. Относительные величины динамики могут исчисляться в долях единицы (коэффициентах), когда сравниваемая величина делится на базу сравнения. Если умножить полученный коэффициент в долях единицы на 100%, то получится результат сопоставления в процентах.

Следует добавить, что могут  исчисляться как цепные, так и  базисные темпы роста и прироста по нескольким временным отрезкам. Цепной прирост - это отношение последующего значения показателя к предыдущему, а базисный - отношение к базисной величине.

  1. Относительная величина структуры характеризует долю отдельной части в общем объеме совокупности. Ее рассчитывают как отношение числа единиц в отдельной части совокупности к общей численности единиц (или объему) всей совокупности. Относительные величины структуры называют удельным весом или долей и исчисляют обычно в процентах ко всей совокупности либо в долях единицы.
  2. Относительные величины координации отражают соотношение между частями одного целого. К таким величинам относятся, например, соотношение между величинами заемного и собственного капитала предприятия, между численностью рабочих и административно-управленческого персонала организации и т.д.
  3. Относительные величины наглядности характеризуют результат сопоставления одноименных показателей, относящихся к одному и тому же периоду времени, но к разным объектам или территориям. Эти относительные величины используются для сравнительной оценки результатов деятельности отдельных предприятий отрасли или для оценки уровня развития разных регионов. Исчисляются они либо в процентах, либо в долях единицы, показывающих, во сколько раз одна из сравниваемых величин больше (меньше) другой. Этот вид относительных величин нашел широкое применение в международных сопоставлениях, при сравнении результатов деятельности организаций различных форм собственности, при сопоставлении цен, величин акционерного капитала и т.д.
  4. Другой вид относительных величин - это результат сопоставления разноименных абсолютных показателей. К ним относятся относительные величины интенсивности. В их числе можно назвать такие важные коэффициенты, отражающие качественную сторону деятельности предприятия или организации, как финансовые коэффициенты деловой активности, фондоотдачу, фондовооруженность, материалоотдачу, доходность того или иного вида деятельности и пр. Эти величины исчисляются обычно в долях единицы (реже в процентах, например рентабельность) и являются так называемыми именованными числами (т.е. имеют конкретное наименование). Важной чертой их является сопоставление разноименных абсолютных показателей. Например, оборачиваемость (отдача) собственного капитала - это отношение выручки от продажи продукции (товаров) к среднегодовой стоимости собственного капитала, а рентабельность продаж - это отношение прибыли от продажи к сумме выручки, полученной от продажи продукции. В числителе и в знаменателе этих коэффициентов - разноименные показатели.

Рентабельность является тем стоимостным качественным показателем, характеризующим эффективность  деятельности предприятия, который позволяет дать характеристику уровня отдачи затрат и используемых для осуществления коммерческой деятельности и реализации продукции материальных и нематериальных ресурсов.

1.2. Показатели  рентабельности

Рентабельность деятельности предприятия характеризует эффективность  осуществляемой коммерческой деятельности предприятия, таким образом отражая все сферы деятельности.

Рентабельность - это относительный показатель, определяющий уровень доходности бизнеса. Полученные предприятием показатели рентабельности являются той характеристикой его работы, которая отражает эффективность и доходность всех направлений деятельности фирмы. Они более полно, чем прибыль, идентифицируют эффективность осуществляемой деятельности, так как отражают не количественную оценку прибыли, а соотношение полученного эффекта с потребленными ресурсами. Эти показатели используют для оценки деятельности предприятия и они являются тем инструментом, который служит опорой для определения ценовой и инвестиционной политики предприятия. [1]

Показатели рентабельности отражают различные аспекты деятельности предприятия, в связи с чем их разделяют на показатели, характеризующие [5]:

  • окупаемость затрат;
  • прибыльность продаж;
  • доходность капитала и его частей.

Основные показатели рентабельности представлены в таблице 1.

 

Таблица 1 – Показатели рентабельности

Наименование показателя

Способ расчёта

Пояснения

Общая рентабельность

П / ф.2 стр. 010 * 100%

П – прибыль (убыток) до налогообложения (ф.2 стр. 140)

Рентабельность продаж

ф.2 стр.050 / ф.2 стр.010 * *100%

Указывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции

Рентабельность собственного капитала

ф.2 стр. 190 / ф.1 стр. 490 * *100%

Показывает эффективность использования  СК. Динамика этого показателя оказывает  влияние на уровень котировки  акций

Экономическая рентабельность

П / ф.1 стр. 300 * 100%

Показывает эффективность использования  всего имущества организации

Фондорентабельность

П / ф.1 стр. 190 * 100%

Показывает эффективность использования  ОС и прочих внеоборотных активов

Рентабельность основной деятельности

П / ф.2 стр.020 * 100%

Показывает, сколько прибыли от реализации приходится на 1 руб. затрат

Рентабельность перманентного  капитала

П / ф.1 стр. 490 – 590 * 100%

Показывает эффективность использования  капитала, вложенного в деятельность организации на длительный срок

Коэффициент устойчивости экономического роста

П – дивиденды, выплаченные акционерам / ф.1 стр. 490

Показывает, какими темпами увеличивается  собственный капитал за счёт финансово –хозяйственной деятельности

Период окупаемости СК

ф.1 стр. 490 / П

Показывает число лет, в течение  которых полностью окупаются  вложения в данную организацию

Рентабельность производственных фондов

П / ф.1 стр. 110 + 120 + 210

Показывает эффективность использования  ОС, НМА и запасов

Информация о работе Анализ рентабельности организации (на примере ОАО «Связьинвест»)