Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 21:11, дипломная работа
Цель дипломной работы – провести анализ затрат предприятия на примере Казанского моторостроительного производственного объединения.
Основными задачами являются:
- изучить теоретические аспекты анализа затрат продукции;
- провести анализ затрат на производство промышленной продукции в ОАО Казанское моторостроительное производственное объединение;
- выявить резервы снижения себестоимости продукции на исследуемом предприятии;
- предложить основные направления по снижению себестоимости продукции в ОАО Казанское моторостроительное производственное объединение.
Для устранения или минимизации каждого из указанных видов непроизводительных затрат необходимо применять различные методы в зависимости от причины их возникновения. Общие подходы к сокращению непроизводительных затрат приведены в таблице 13.
Таблица 13 – Общие подходы к сокращению непроизводительных затрат
Виды непроизводительных |
Способы сокращения непроизводительных затрат |
Перепроизводство |
Улучшение качества
планирования производства; |
Дефекты и переделка |
Внедрение систем контроля за выполнением операций |
Передвижения
и |
Оптимизация перемещений в производственных |
Запасы |
Оптимизация планирования
запасов; |
Излишняя обработка |
Изменение потребительских
свойств продукта, а |
Ожидание |
Выравнивание
загрузки производственных линий; |
Сокращение
затрат должно происходить не хаотично,
а систематически и иметь под
собой соответствующую
Целями программы являются целевые значения статей затрат, которые необходимо сократить, например сокращение уровня запасов к концу года на 30% от текущего уровня. Условия ее реализации - это те внутренние и внешние условия, в которых ожидается достижение целей. Ограничения - это некие существенные параметры, влияющие на выполнение программы (достижение целевых значений критериев). В данном примере ограничением будет достаточность запасов сырья для обеспечения реализации заданной производственной программы.
Программа сокращения
представляет собой структурированный
перечень мероприятий по их снижению,
пояснительную записку к
Каждое мероприятие описывается по следующим параметрам:
- суть предлагаемых изменений;
- длительность реализации;
- расходы на реализацию мероприятия;
- экономический эффект (экономия) от реализации мероприятия.
Однако формирование перечня мероприятий по сокращению затрат - довольно сложная задача. Приведем общую последовательность действий:
- сбор данных о структуре издержек компании;
- анализ данных об издержках;
- определение перспективных направлений снижения затрат;
- выработка мероприятий по сокращению затрат;
- детальная проработка мероприятий как инвестиционных проектов.
Сбор данных о структуре издержек компании. На данном этапе осуществляется сбор данных о текущем и историческом состоянии издержек компании. Желательно, чтобы информация была из источников как управленческого, так и бухгалтерского учета. Историческую информацию об издержках желательно собрать не менее чем за последние три года, поквартально, а лучше помесячно, и сделать поправку на инфляцию.
Анализ данных об издержках. В ходе анализа собранных данных необходимо провести исследование изменений затрат во времени. Таким образом можно изучить сезонность изменений, а также проанализировать влияние различных внешних и внутренних факторов на затраты (изучение корреляционных зависимостей). Далее затраты ранжируются по величине. Немаловажно также обстоятельно изучить вопрос об управляемости издержек и степени этой управляемости. Управляемыми являются затраты, на величину которых компания может влиять в определенной степени (при заданной программе производства). Так, затратами на сырье, которое производит ограниченный круг поставщиков, компания вряд ли сможет управлять. Зато возможно управлять затратами на персонал. Разумеется, в дальнейшем не имеет смысла рассматривать неуправляемые статьи затрат.
Определение перспективных направлений снижения затрат. Перспективными направлениями снижения затрат считаются те статьи, которые являются наибольшими по абсолютным значениям и в то же время управляемыми. Необходимо проанализировать, как уменьшение величины издержек отразится на общих результатах деятельности компании.
Выработка мероприятий по сокращению затрат. После того, как наиболее перспективные направления снижения затрат определены, следует изучить деятельность компании в разрезе данных направлений. Надо понять, как формируются затраты по каждому направлению, как протекают бизнес-процес-сы и что нужно предпринять, чтобы снизить издержки. К данной работе можно привлекать руководителей подразделений, внешних экспертов и консультантов, которые на основе собранной информации способны предложить ряд альтерна-тивных путей снижения затрат по каждому выбранному направлению. Меро-приятия распределяются по признаку стоимости их реализации на беззатрат-ные, малозатратные и высокозатратные. Беззатратное мероприятие - это меро-приятие, на реализацию которого не расходуются средства компании либо этим расходом можно пренебречь. Критерии, по которым мероприятия подразделя-ются на высоко- и малозатратные, компания устанавливает самостоятельно.
Предложенные
мероприятия оцениваются с
Детальная проработка мероприятий как инвестиционных проектов. Для более детального анализа наиболее перспективные мероприятия оцениваются примерно по той же методике, как и инвестиционные проекты. Для каждого мероприятия рассчитывается показатель NVP (Net Present Value - чистый денежный поток). За входной поток принимается сумма экономии на затратах в периоде, за выходной - сумма затрат на реализацию проекта в периоде. Мероприятие принимается в программу реализации, если NPV > 0.
В дальнейшем программа сокращения затрат выносится на рассмотрение руководства высшего уровня компании, и оно принимает решение о реализации представленных мероприятий и дает поручение проработать программу внедрения.
Реализация программы сокращения затрат на практике может столкнуть-ся с рядом технических, финансовых и психологических проблем. Технические проблемы связаны с внедрением нового оборудования и технологии, изменени-ем производственных бизнес-процессов, финансовые - с тем, что обычно ком-пания задумывается о снижении затрат, когда финансовые ресурсы минималь-ны и поэтому на реализацию высокозатратных мероприятий просто нет средств, психологические - с тем, что сокращение затрат неминуемо отражается на персонале и, следовательно, вызывает недовольство и раздражение. Если сокращение затрат связано с оптимизацией численности персонала, то это тем более вызывает сопротивление со стороны персонала, а иногда и региональной, и муниципальной администрации. Однако эти проблемы можно минимизи-ровать с помощью способов, представленных в таблице 14.
Таблица 14 - Способы минимизации проблем
Группа проблем |
Способы минимизации проблем |
Технические |
Качественное
планирование и осуществление проектов |
Финансовые |
Приобретение
оборудования в лизинг либо с помощью |
Психологические |
Предварительный
внутренний PR для программы сокращения |
Для успешной реализации программы мероприятий по сокращению затрат необходимы:
1. качественное планирование и исполнение проекта снижения издержек.
2. независимая экспертиза мероприятий с привлечением внешних экспер-тов и консультантов.
3. поддержка персонала и высокая заинтересованность руководства в реализации программы.
4. привлечение надежных источников финансирования для реализации затратных мероприятий [18].
Рассмотрим разработку
антикризисной программы в
Как видно из таблицы 15, у предприятия имеются все предпосылки для эффективной реализации программы энергосбережения - обеспеченность потребными кадрами, наличие перспективного плана, некоторые новые возможности внешней среды. С другой стороны, предприятие демонстрирует незаинтересованность в энергосбережении (реализуются только мероприятия, не требующие серьезных затрат, да и то вследствие требований законодательства) и не пытается изыскать для этого средства.
Таблица 15 – SWOT - анализ деятельности ОАО «КМПО» в части энергопотребления
Внешняя среда |
Внутренняя среда |
Возможности 1.Возможность выбора 2. Низкий уровень цен на |
Сильные стороны 1.Проведение отдельных 2. Наличие квалифицированных |
Продолжение таблицы 15
3.Наличие правительственных |
3.Наличие перспективного |
Угрозы 1.Приведение уровня цен на энергоносители в соответствие с мировыми.
2.Повышение платежей за
3.Сбои в поставках ресурсов |
Слабые стороны 1.Недостаток денежных средств
для проведения всего 2.Недостаточное понимание 3.Отсутствие единой стратегии в области энергосбережения. |
Система мер по энергосбережению на ОАО КМПО состоит из следующих мероприятий.
- перевод установки приготовления горячей воды на хозяйственно-бытовые и технические нужды на станции №1 с пара на газ. В результате проведения данного мероприятия прогнозируется снижение потребления пара на 8,5% в результате внедрения одной установки.
- внедрение систем
лучистого обогрева на стрежнев
- проведение энергетического
аудита, позволяющее выявить
- реконструкция вытяжной
системы заточных станков цеха
85 с целью циркуляции тепла.
Реализация данного
- создание корпусной
компрессорной станции в
- перевод цехов 38, 39, 41, 2, ЦМС, участка №102 на автономное воздухоснабжение. Результат - сокращение платежей за электроэнергию.
- модернизация компрессора К-250 с целью увеличения частоты пусков и остановок компрессора и снижения мощности холостого хода в два раза. Экономия электроэнергии составит 3408000 кВт*ч в год.
- внедрение приборов учета в цехах 18, 56, 28, позволит сократить непроизводительные потери.
- приобретение и установка
электросчетчиков с
- приобретение и запуск в эксплуатацию базового комплекта системы «СИМЭК», подключение к ней общезаводских средств контроля энергопотребления. Данное мероприятие также позволяет снизить непроизводительные затраты [20].
Любой кризис - это проверка эффективности менеджмента компании. Если предприятие нашло возможность выйти из кризиса с минимальными потерями, то она устойчиво. Если предприятие за время кризиса смогло расширить и укрепить свои позиции на рынке, то доверие к нему будет больше, а будущие возможности шире. Следовательно, эффективный менеджмент сегодня - это способность минимизировать потери акционеров и сохранить устойчивое развитие предприятия. Необходимо также подготовить наиболее благоприятные условия для успешного старта после преодоления кризиса.