Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 21:11, дипломная работа
Цель дипломной работы – провести анализ затрат предприятия на примере Казанского моторостроительного производственного объединения.
Основными задачами являются:
- изучить теоретические аспекты анализа затрат продукции;
- провести анализ затрат на производство промышленной продукции в ОАО Казанское моторостроительное производственное объединение;
- выявить резервы снижения себестоимости продукции на исследуемом предприятии;
- предложить основные направления по снижению себестоимости продукции в ОАО Казанское моторостроительное производственное объединение.
в том числе за счет изменения
а) объема производства продукции:
∆С VBП(2006-2007) = Сусл1(2006-2007) – С2006 = 17 440 199 – 17 735 797 =
– 295 598 р.,
∆С VBП(2007-2008) = Сусл1(2007-2008) – С2007 = 20 056 947 - 19 331 995 =
+ 724 952 р.,
б) суммы постоянных затрат:
∆СА = Сусл2(2006-2007) - Сусл1(2006-2007) =18 214 643 – 17 440 199 =
+ 774 444 р.,
∆СА = Сусл2(2007-2008) - Сусл1(2007-2008) =20 590 322 - 20 056 947 =
+ 533 375 р.,
в) суммы удельных переменных затрат:
∆СВ = С2007 – Сусл2(2006-2007) = 19 331 995 – 18 214 643 = + 1 117 352 р.
∆СВ = С2008 – Сусл2(2007-2008) = 22 694 388 – 20 590 322 = +2 104 066 р.
Рассмотрим себестоимость отдельных видов продукции (таблица 8; приложение И).
Таблица 8 - Анализ себестоимости отдельных видов продукции
Наименование |
Сумма, тыс. р. | ||
2006 г |
2007 г |
2008 г | |
Авиационная продукция |
|||
Вентиляторы |
22 469 |
24 512 |
27 132 |
Продукция для газовой промышленности |
|||
Двигатель НК-16-18СТ (с ДУС - 6,5 м) |
539 413 |
694 678 |
725 760 |
Продукция для автомобильного транспорта |
|||
ДИВА 851.3Е |
25 492 |
27 964 |
30 912 |
Продукция для энергетики |
|||
лопатки направляющие компрессорные |
6 982 |
8 419 |
9 828 |
Таким образом, повышение общей себестоимости вызвано повышением себестоимости отдельных видов продукции. При этом объемы производства по большинству видов продукции снизились.
Повышение полной себестоимости единицы продукции определенного вида было вызвано повышением затрат по всем статьям калькуляции.
Таблица 9 - Анализ себестоимости двигателя НК-16 СТ за 3 года
Статья затрат |
Затраты на единицу продукции, р. |
Структура затрат, % | ||||
2006 г |
2007 г |
2008 г |
2006 г |
2007 г |
2008 г | |
Материалы |
2 468 695 |
2 690 878 |
3 229 054 |
13,9 |
13,92 |
14,65 |
Покупные полуфабрикаты |
4 802 078 |
5 234 265 |
6 281 118 |
27,0 |
27,1 |
28,5 |
ТЗР |
151 338 |
164 958 |
197 950 |
0,85 |
0,85 |
0,90 |
Итого материальные затраты |
7 442 111 |
8 090 101 |
9 708 122 |
41,9 |
41,8 |
44,05 |
Спецоснастка |
421 355 |
459 277 |
551 132 |
2,4 |
2,3 |
2,5 |
Упаковка |
27 013 |
29 444 |
35 333 |
0,15 |
0,15 |
0,16 |
Брак |
106 085 |
115 633 |
138 760 |
0,60 |
0,59 |
0,62 |
Основная зар.плата |
737 669 |
804 059 |
964 871 |
4,16 |
4,15 |
4,37 |
Дополнительная зар.плата |
196 772 |
214 427 |
257 312 |
1,11 |
1,1 |
1,16 |
Соц. страхование |
262 815 |
286 468 |
343 762 |
1,47 |
1,48 |
1,56 |
Цеховые расходы |
3 874 351 |
4 223 043 |
5 067 651 |
21,84 |
21,85 |
23 |
Заводская себестоимость |
13 048 121 |
14 223 452 |
17 066 943 |
73,5 |
73,57 |
77,44 |
Общезаводские расходы |
4 623 730 |
5 039 822 |
5 543 804 |
26,0 |
26,07 |
24,43 |
Внепроизводственные расходы |
63 946 |
69 701 |
83 641 |
0,36 |
0,36 |
0,38 |
Полная себестоимость |
17 735 797 |
19 332 975 |
22 694 388 |
100 |
100 |
100 |
Приведенные данные показывают, что рост затрат на производство двигателя НК-16 СТ произошел по всем статьям, за исключением общезаводских расходов на 1 597 178 тыс. р. (19 332 975 – 17 735 797) или на 9 % по отношению 2007 г. к 2006 г. и на 3 361 413 тыс. р. (22 694 388 – 19 332 975) или на 17,4 % по отношению 2008 г. к 2007 г.. Особенно выросли материальные затраты на 647 990 тыс. р. (8 090 101 – 7 442 111) или на 8,7 % по отношению 2007 г. к 2006 г., и на 1 618 021 тыс. р. (9 708 122 – 8 090 101) или на 20,0 % по отношению 2008 г. к 2007 г.; цеховые расходы на 348 692 тыс. р. (4 223 043 – 3 874 351) или на 9,0 % по отношению 2007 г. к 2006 г., на 844 608 тыс. р. (5 067 651 – 4 223 043) или на 19,9 % (приложение К). Рост затрат произошел по следующим причинам: в 2007 г. увеличился объем производства на 1 двигатель НК-16 СТ; выросли цены на сырье и материалы, в 2008 г. увеличился брак.
2.5 Анализ прямых материальных затрат
Как правило, наибольший удельный вес в себестоимости промышленной продукции занимают затраты на сырье и материалы. Общая сумма затрат по этой статье (рисунок 3) зависит от объема производства продукции (VBП), ее структуры (Удi) и изменения удельных материальных затрат на отдельные изделия (УM3i). Последние, в свою очередь, зависят от количества (массы) расходованных материалов на единицу продукции (УРi) и средней цены единицы материалов (Цi).
Взаимосвязь данных факторов с общей суммой прямых материальных затрат можно представить следующим образом:
МЗобщ = Σ (VВПобщ · Удi · УРi · Цi).
Влияние этих факторов на изменение общей суммы материальных затрат определяется способом цепной подстановки, для чего необходимо иметь следующие данные (приложение Л):
Затраты материалов
на производство продукции
а) по плану
∑(VВП iпл х УР iпл х Ц iпл)
1 063 931
б) по плану, пересчитанному на
фактический выпуск продукции при
плановой ее структуре
∑(VВП iпл х УР iпл х Ц iпл)х Iвп
1 091 593
в) по плановым нормам и плановым
ценам на фактический выпуск
продукции при фактической ее
структуре
∑(VВП iф х УР iпл х Ц iпл)
1 143 939
г) фактически
по плановым ценам ∑(VВП iф х УР iф х Ц iпл) 1 166 628
д) фактически ∑(VВП iф х УР iф х Ц iф) 1 215 776
Рисунок 3 - Структурно-логическая модель факторной системы прямых материальных затрат
Согласно этим данным, расход материалов на производство продукции увеличился на 151 845 тыс. р., в том числе за счет изменения:
объема производства
продукции 1 091 593 – 1 063 931 = + 27 662
удельного
расхода материалов
1 166 628 – 1 143 939 = + 22 689
цен на сырье и материалы 1 215 776 – 1 166 628 = + 49 148
Сумма материальных затрат на выпуск отдельных изделий зависит от тех же факторов, кроме структуры производства продукции:
Затраты материалов на выпуск двигателя НК-16 СТ тыс. р.
а) по плану
∑(VВП iпл х УР iпл х Ц iпл)
125 271
б) по плановым нормам и плановым
ценам на выпуск продукции
при фактической ее структуре ∑(VВП iф х УР iпл х Ц iпл) 109 608
в) фактически
по плановым ценам ∑(VВП iф х УР iф х Ц iпл) 112 357
г) фактически ∑(VВП iф х УР iф х Ц iф) 124 833
Согласно этим данным, расход материалов на производство двигателя НК-16 СТ снизился на 438 тыс. р., в том числе за счет изменения:
объема производства продукции 109 608 – 125 271 = - 15 663 удельного расхода материалов 112 357 – 109 608 = + 2 749
цен на сырье и материалы 124 833 – 112 357 = + 12 476
Если анализируется себестоимость не всего выпуска, а единицы продукции, то расчет влияния факторов на изменение суммы материальных затрат производится по модели:
Расчет влияния факторов на изменение удельных материальных затрат способом цепной подстановки произведен в таблице 10:
УМЗпл = ∑ УРiпл · Цiпл
УМЗусл = ∑ УРi ф · Цiпл
УМЗф = ∑ УРi ф · Цi ф
∆УМЗур = УМЗусл – УМЗпл
∆УМЗц = УМЗф – УМЗусл
Таблица 10 - Расчет влияния факторов на сумму прямых материальных затрат на единицу продукции, р. за 2008 г.
Вид продукии
|
Затраты сырья на единицу продукции |
Изменение | ||||
план
|
фактический расход по плановым ценам
|
факт
|
общее
|
в том числе за счет | ||
кол-ва |
цены | |||||
Авиационная продукция |
||||||
Вентилятор |
270 182 |
282 549 |
277 104 |
+ 6 992 |
+ 12 367 |
- 5 445 |
Продукция для газовой промышленности |
||||||
Двигатель НК-16-18СТ (с ДУС – 6,5 м) |
8 091 241 |
8 471 529 |
9 412 886 |
+1 321 645 |
+ 380 288 |
+ 941 357 |
Продукция для автомобильного транспорта |
||||||
ДИВА 851.3Е |
30 650 |
33 163 |
29 702 |
- 948 |
+ 2 513 |
- 3 461 |
Продукция для энергетики |
||||||
лопатка направляющая компрессорная |
139 680 |
142 920 |
155 844 |
+ 16 164 |
+ 3 240 |
+ 12 924 |
Затраты сырья на единицу авиационной продукции (вентилятор) увеличились на 6 992 р. (12 367 + (- 5 445)), в том числе за счет количества увеличились на 12 367 р. (282 549 – 270 182), цены снизились на 5 445 р. (277 104 – 282 549). По продукции для газовой промышленности (двигатель НК-16-18СТ (с ДУС – 6,5 м)) произошли изменения: увеличение затрат сырья на 1 321 645 р. (380 288 + 941 357), в том числе за счет количества на 380 288 р. (8 471 529 – 8 091 241) , за счет цены на 941 357 р. (9 412 886 – 8 471 529). По продукции для автомобильного транспорта (ДИВА 851.3Е) произошло снижение затрат в общем на 948 р. (2 513 + (- 3 461)), в том числе за счет количества увеличились затраты на 2 513 р. (33 163 – 30 650), за счет цены снизились на 3 461 р. (29 702 – 33 163). Затраты сырья на единицу продукции для энергетики (лопатка направляющая компрессорная) увеличились на 16 164 р. (3 240 + 12 924), в том числе за счет количества увеличились на 3 240 р. (142 920- 139 680), за счет цены на 12 924 р. (155 844 – 142 920). Изменение затрат обусловлено увеличением и снижением объема производства продукции, ростом цен на сырье и материалы.
Расход сырья и материалов на единицу продукции зависит от их качества, замены одного вида материала другим, изменения рецептуры сырья, техники, технологии и организации производства, квалификации работников, отходов сырья и др. Уровень средней цены материала зависит от рынков сырья, инфляционных факторов, внутригрупповой структуры материальных ресурсов, уровня транспортных и заготовительных расходов, качества сырья.
На предприятии имеет место сверхплановые возвратные отходы сырья, которые можно реализовать или использовать для других целей.
Наличие сверхплановых безвозвратных отходов приводит к прямому удорожанию продукции и уменьшению ее выпуска. В результате замены одного материала другим изменяется не только количество потребленных материалов на единицу продукции, но и их стоимость.
2.6 Анализ прямых трудовых затрат
Прямые трудовые затраты занимают значительный удельный вес в себес-тоимости продукции и оказывают большое влияние на формирование ее уровня. Поэтому анализ динамики зарплаты на рубль произведенной продукции, ее доли в себестоимости продукции, изучение факторов, определяющих ее величину, и поиск резервов экономии средств по данной статье затрат имеют большое значение.
Общая сумма прямой зарплаты (рисунок 4) зависит от объема производства продукции, ее структуры и уровня затрат на отдельные изделия.
Рисунок 4 - Структурно-логическая модель факторной, системы зарплат на производство продукции