Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 02:37, курсовая работа
Целью написания данной работы является диагностика банкротства на предприятии и разработка рекомендаций по финансовому оздоровлению предприятия.
Исходя из поставленной цели, по ходу работы необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты диагностики банкротства на предприятии, определить сущность, виды банкротства;
- изучить этапы проведения диагностики банкротства;
- рассмотреть методику диагностики банкротства;
- привести краткую характеристику ООО «Конфетти»;
- провести финансовый анализ деятельности ООО «Конфетти» за 2009-2011 гг.;
- рассчитать вероятность наступления банкротства ООО «Конфетти» ;
- определить пути финансового оздоровления предприятия и дать оценку их эффективности.
Введение………………………………………………………….…………………..3
1. Теоретические основы диагностики банкротства предприятий…………….....6
1.1. Понятие и причины банкротства предприятий ………………………........6
1.2. Классификация методов диагностики и прогнозирования вероятности банкротства предприятия………..………………………..…..............................10
1.3. Этапы диагностики банкротства предприятия…………………………...29
2.Анализ и диагностика потенциального банкротства ООО «Конфетти»..…….35
2.1. Характеристика ООО «Конфетти» и его деятельности ………………….35
2.2. Анализ финансового состояния ООО «Конфетти»...……………….…..36
2.3. Диагностика банкротства ООО «Конфетти»……………………………...46
3. Совершенствование деятельности ООО «Конфетти»………………………...51
Выводы и предложения…………………………………………………………….58
Список использованной литературы …….……………………………………….61
Приложения…………………………………………………………………………64
1) наличия вероятности
принадлежности организации к
разным классам
2) необходимости сравнения
фактически рассчитанных
3) невозможности объективного
определения значений
При присущей качественным методам диагностирования вероятности банкротства возможности решения проблемы в условиях ограниченности исходной информационной базы и новизны изучаемой проблемы, а также универсальности относительно области применения, что, безусловно, является сильными сторонами аналитических возможностей качественных методов, ограниченность методов экспертных оценок состоит в том, что в них присутствует повышенная вероятность ошибочного суждения. Причиной этому могут быть: субъективные предпочтения эксперта; склонность к игнорированию новых фактов и гипотез, которые не вписываются в его научное мировоззрение; излишняя подверженность коллективному мнению. Кроме того, при некорректности постановки задачи перед экспертами со стороны аналитика (это может быть выражено также в некорректности определения или формулировки перечня объектов экспертизы) или при большом массиве экспертных оценок в ходе их обработки могут быть допущены ошибки, снижающие качество (согласованность) экспертного решения.
Из изложенного, следует, что качественные методы антикризисной диагностики имеют следующие характерные недостатки, которые придают результатам оценки, полученным исключительно только на их изолированном применении, недостоверный характер:
- трудность решения многокритериальных задач;
- субъективность прогнозного решения;
- рассчитанные значения критериев носят характер информации к размышлению, а не основы для принятия немедленных решений;
- отсутствие пограничных
сочетаний значений изучаемых
критериев, а в этой связи
- интерпретации полученных
Рассмотрев специфические недостатки, характерные отдельно для каждой группы методов антикризисной диагностики, мы считаем, что им свойственны и общие, в частности:
1. Ни одна из существующих
методик антикризисной
2. Методическое содержание
большей части методов не
3. Получение оценок
статического (моментного) характера:
оценка вероятности
Правомерно подчеркнуть, что отдельные рассмотренные методы диагностики вероятности банкротства содержат в себе рациональное начало, развитие которого лежит в основе направлений их совершенствования. Речь в данном случае идет о таких методах, как: А-счет, который единственный из всех содержит попытку увязать вероятность банкротства с качеством управления (хотя и на основе поверхностной оценки качества менеджмента), и анализ чувствительности, позволяющий учесть фактор динамичности оценки (но, к сожалению, применительно только к финансовому кризису).
Существующая проблема упорядочения процесса применения методик, необходимости адаптации и уточнения некоторых из них для эффективного достижения целей антикризисного антиципативного управления требует их совершенствования в направлении устранения вышеуказанных недостатков, но при сохранении явных преимуществ отдельных подходов.
Таким образом, понимая механизм банкротства как юридическое признание такого коллапса, данные методики условно можно назвать методиками предсказания банкротства. Хотя ни одна из них не может претендовать на использование в качестве универсальной именно по причине «специализации» на каком-либо одном виде кризиса. Поэтому целесообразно отслеживание динамики изменения результирующих показателей по нескольким из них. Выбор конкретных методик может диктоваться особенностями отрасли, в которой работает предприятие. Более того, даже сами методики могут и должны подвергаться корректировке с учетом специфики отраслей.
Банкротство, как правило, представляет собой не моментальное явление, а постепенный надвигающийся процесс. Исключения составляют внезапные критические ситуации (стихийные бедствия и т. д.).
Поэтому банкротство необходимо диагностировать, чтобы прогнозировать его наступление.
Диагностика кризисной ситуации является наравне с методами ее преодоления незаменимой частью любой управленческой политики. Она дает данные, которые можно будет использовать в будущих периодах, указывает на ошибки и недостатки существующей производственной и управленческой системы, выявляет причины возникновения кризисной ситуации.
В разных литературных источниках встречаются разные системы диагностирования кризиса[12,22,18,27]. Многое зависит от конкретных условий и ситуации.
Наиболее полная система отражает диагностику кризиса в рамках внутренней и внешней среды бизнеса[25]. Такая комплексная оценка позволяет лучше судить об истинных причинах возникновения кризиса, а следовательно, и эффективнее с ними справляться.
Первый этап. Установление объекта анализа.
Установление объекта исследования, или, другими словами, очага кризиса. На этом этапе оценивается масштаб кризиса и его возможный уровень и характер. Если кризис локальный, то это скорее всего свидетельствует о внутренних причинах его возникновения, которые достаточно легко обнаружить. Если же ситуация имеет более глубокий характер и стабильное финансовое положение фирмы находится под угрозой или уже нарушилось, то можно говорить о совокупности факторов, повлиявших на состояние предприятия.
Очень важно определить все уровни предприятия, которые оказались на критической отметке. Упущение из виду какого-либо объекта не позволит разработать точный план анализа, вследствие чего будут получены недостоверные выводы.
Второй этап. Определение системы параметров.
Определение системы основных параметров и показателей, по данным которых можно будет судить о состоянии предприятия на данный период. Также на этом этапе определяются методы сбора данных показателей. В настоящее время большинство предприятий оснащены современными электронно-вычислительными программами на основе использования компьютерной техники. Это позволяет значительно сокращать время и усилия сотрудников. Кроме того, благодаря таким программам погрешность составляет меньший процент по сравнению со старыми методами. Если позволяют сроки, то устанавливается возможность проведения аналогии данных отчетного (кризисного) периода с прошлыми периодами. Это поможет выявить уровень отклонения в деятельности предприятия и точнее определить глубину кризиса.
Третий этап. Определение ответственных лиц.
Руководитель предприятия
обычно имеет команду менеджеров,
которая в кризисной ситуации
выполняет функции
Помимо этого, руководитель назначает главного специалиста, который следит за ходом исследований, суммирует полученные данные и предоставляет их руководителю.
Четвертый этап. Исследование среды бизнеса.
Как уже отмечалось, факторы
возникновения кризисной
Выявление причин кризиса дает намного больший объем информации, чем это может показаться на первый взгляд. Здесь речь идет в первую очередь о макро– и микросреде бизнеса. Часто кризис возникает по причине неудовлетворительной управленческой политики, плохой организации взаимосвязей между отделами и т. д.
Пятый этап. Обоснование выводов.
На этом этапе обрабатывается вся полученная информация. Часто устраиваются переговоры, на которых обсуждается текущее состояние предприятия. Определяются первоочередные направления и задачи. Распространенным явлением стало создание временной команды для решения той или иной проблемы: в ее состав, как правило, входят сотрудники, специализирующиеся по текущей проблеме.
Шестой этап. Разработка плана и выбор стратегии.
Этот этап является заключительным. План составляется на основе работы всех предыдущих этапов. В этом периоде определяются основные меры и методы преодоления сложившейся ситуации.
Для диагностики состояния кризисного предприятия часто приглашаются специалисты из фирм и агентств.
Это независимые аудиторы, маркетологи, исследователи и т. д. К их помощи прибегают в том случае, если ощущается недостаток собственных специалистов или если затруднительно определить предмет исследования. Обычно такая практика «приглашения» используется более молодыми предприятиями в силу неопытности. Однако и крупные фирмы прибегают к услугам специалистов.
Отличительной чертой диагностики кризиса является то, что ведется анализ не статистического состояния объекта, а его динамики во времени.
Например, если объектом диагностики является экономика государства в целом, то параметрами здесь будут макроэкономические показатели.
Информация об объекте в основном идет по двум направлениям:
1) динамические свойства системы и их распространение;
2) влияние факторов.
Исследование этих двух направлений позволяет получить необходимую информацию о состоянии и развитии объекта. От достоверности этих данных будет зависеть точность формулируемых выводов о состоянии экономического объекта. Часто используется информация из официальных источников, которые предоставляют органы государственной власти. Большую работу выполняют статистические отделы, которые проводят различные массовые наблюдения, позволяющие получить первичную информацию о показателях исследуемого объекта.
Информация проходит четыре стадии: сборка, группировка, анализ, вывод. Помимо этого, еще осуществляется качественный и количественный анализ.
Сбор информации – это первоначальный этап работы с информацией, он включает в себя сбор всех данных по объекту исследования на указанный период[26, C.122]. Часто возникают проблемы из-за достаточно большого количества источников информации, что замедляет процесс ее получения.
Для этого необходимо иметь систематизированную основу хранения информации, которая позволит быстро определять нужный источник.
Кроме того, проводя диагностику какого-либо объекта, исследователь может не знать некоторых нюансов, если до этого он не работал непосредственно с этим объектом (внеплановые изменения в каком-либо периоде, отсутствие тех или иных данных по различным причинам и т. д.).
Современные компьютерные технологии предлагают уникальные возможности по хранению большого количества данных в архивах. Это позволяет, кроме того, обеспечить ее безопасность при помощи различных кодов, что особенно актуально в наше время.
Труднее обстоит дело, если необходимо получить данные о каком-либо внешнем объекте. Это требует дополнительных усилий.
Группировка информации – это систематизация полученных данных в отдельные группы по существенным для них признакам[19, C.109]. Каждая группа характеризует ту или иную сторону изучаемого объекта.
Часто на этом этапе составляются различные таблицы и графики, представляющие собой обобщенные данные. Благодаря такой сводке данные удобнее использовать и, что немаловажно, анализировать. На этом этапе часто работают специалисты, имеющие опыт в статистической работе.
Анализ информации представляет собой исследование сгруппированных данных и формулировку на их основе выводов. Это очень важный этап, поскольку именно от него зависят принимаемые решения, поэтому важно обеспечить необходимый уровень этого процесса. Одни и те же данные могут быть интерпретированы по-разному. Например, снижение какого-либо показателя может означать положительную тенденцию в одной ситуации и негативную – в другой. Необходимо уметь учитывать взаимосвязанность всех факторов и оценивать их влияние на данные. Анализ может проводиться по-разному: на основе сравнения с прошлыми данными, исследование в рамках какой-либо программы – все зависит от конкретной ситуации.