Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 22:01, курсовая работа
Целью данного курсового проекта является исследование влияния процесса диверсификации производства на деятельность организации.
Для достижения поставленной цели требуется решить следующие задачи:
1. Определить понятие диверсификации производства;
2. Изучить элементы, методики и пути диверсификации производства;
3. Выявить закономерности выбора того или иного пути диверсификации;
4. Проанализировать процесс диверсификации производства одной из отечественных компаний.
Объектом данного курсового проекта является процесс диверсификации производства, а предметом ее влияние на развитие организации.
Введение
Глава 1. Теоретические основы диверсификации производства
1.1 Понятие и целесообразность диверсификации производства
1.2 Виды диверсификации производства
1.3 Стратегии развития диверсифицированных компаний
Глава 2. Диверсификация производства на примере компании ЗАО «Связной Логистика».
Заключение
Приложения
Список литературы
Популярность родственной
диверсификации неслучайна. Кроме всего
прочего она позволяет
Стратегическое соответствие можно выявить в любом звене цепочки ценности:
1. НИОКР и технологии;
2. Цепочка поставок;
3. Производство;
4. Распространение;
5. Маркетинг и продажи;
6. Менеджмент и административная деятельность.
Как уже говорилось, родственная диверсификация ведет к сокращению издержек за счет консолидации одного или нескольких звеньев цепочки ценности разных предприятий, обеспечивая эффект межфирменной кооперации. Это явление того же порядка, что и эффект масштаба производства, разница в том, что последний проявляется в снижении издержек производства на единицу продукции вследствие увеличения объемов производства или числа выпускаемых изделий. Эффект межфирменной кооперации означает снижение издержек за счет скоординированной деятельности компаний разных отраслей в одной корпорации.
Эффект корпорации – одно из главных достоинств родственной диверсификации. Он возникает в ситуации, когда операции нескольких звеньев цепочки ценности нескольких предприятий выгоднее осуществить централизованно, нежели по отдельности. Совместное использование технологий, проведение исследований и разработок, использование производственных мощностей, каналов сбыта и дилерских сетей, брэндов и административного ресурса – любая совместная деятельность в рамках корпорации ведет к снижению общих издержек. Чем выше экономия на масштабе при межфирменном взаимодействии, тем лучше условия для создания конкурентного преимущества по издержкам. Более того, используя стратегические соответствия, диверсифицированная компания выходит на более высокие показатели прибыли.
Несмотря на преимущества
родственной диверсификации, многие
компании избирают путь неродственной
диверсификации, вкладывая капитал
в любую отрасль, которая представляется
им прибыльной. В этом случае не требуется
подбирать предприятия со стратегическими
соответствиями. Достаточно, чтобы
избранная отрасль
1. Соответствие корпоративным целям прибыльности и окупаемости инвестиций;
2. Отсутствие необходимости вложения значительных средств в замену устаревшего оборудования, расширение инвестиционного фонда, оборотные средства.
3. Принадлежность компании к отрасли со значительным потенциалом роста;
4. Широкий масштаб деятельности компании и, как следствие, возможность существенно увеличить общую производительность компании-покупателя;
5. Отсутствие неурегулированных споров с профсоюзами; отсутствие претензий к безопасности продукции и экологической безопасности производства;
6. Устойчивость отрасли к экономическим спадам, повышению процентных ставок, изменениям в государственной политике.
Зачастую при диверсификации
в неродственные отрасли
1. Предприятия с заниженной оценочной стоимостью (их можно дешево купить, а потом дорого продать).
2. Предприятия, испытывающие финансовые затруднения. Их тоже можно дешево купить, с помощью материнской компании вывести из кризиса, а потом либо включить в бизнес-портфель компании, либо выгодно продать.
Компании, избравшие стратегию неродственной диверсификации, чаще всего выбирают приобретение предприятий, а не создание дочернего с нуля, потому что расширение за счет поглощения обеспечивает рост стоимости акций материнской компании. Стратегия не требует пересмотра до тех пор, пока диверсификации поддерживает стабильный рост прибыли компании, а приобретенные предприятия эффективно работают.
Диверсификация в
1. Предпринимательский риск распределяется по различным отраслям, т.е. компания инвестирует средства в не связанные между собой отрасли с различными технологиями, условиями конкуренции, особенностями рынков, клиентской базой. Это намного безопаснее, чем консолидация инвестиций в одной отрасли при родственной диверсификации.
2. Максимально эффективное использование финансовых результатов компании обеспечивается их распределением по любым отраслям, перспективным с точки зрения получения прибыли (по сравнению с ограниченным числом отраслей при родственной диверсификации). На практике это означает, что средства, изъятые из предприятий в отраслях с низкими темпами роста и сомнительными перспективами прибыли, направляются на приобретение и укрепление компаний в более успешных отраслях.
3. Прибыльность компании стабильнее, поскольку спад в одной отрасли в какой-то мере компенсируется подъемом в других – в идеале циклы развития отраслей, в которых работают компании, находятся в противофазе.
4. Чем успешнее менеджмент компании приобретает новые предприятия по выгодным ценам (при условии, что эти компании обладают существенным потенциалом), тем быстрее растет благосостояние акционеров.
Недостатки неродственной диверсификации:
1. Чем крупнее производственный конгломерат, тем труднее топ-менеджменту принимать адекватные решения и находить правильную стратегию для целого ряда совершенно несхожих компаний в разных отраслях и конкурентных условиях.
2. Без стратегического соответствия уровень прибыли всего бизнес-портфеля диверсифицированной компании не превышает суммы прибыли всех подразделений, как если бы они работали по отдельности;
3. Теоретически считается, что неродственная диверсификация обеспечивает более стабильный поток прибыли, поскольку работает во многих отраслях, находящихся на разных стадиях жизненного цикла. Однако на практике добиться роботы разных отраслей в противофазе практически невозможно.
Несмотря на все перечисленные
недостатки, в определенных обстоятельствах
стратегия неродственной
При неродственной диверсификации очень важно определить ее масштабы. В связи с этим, менеджмент должен иметь четкое представление о том, сколькими подразделениями он может управлять. Необходимо установить минимальный и максимальный уровень диверсификации: первый определяется необходимыми показателями прибыльности и роста, второй – возможностями эффективного управления. Оптимальный уровень диверсификации находится где-то между двумя этими точками.
1.4 Стратегии развития диверсифицированных компаний.
Корпоративный менеджмент
Что бы лучше понять, какие задачи стоят перед корпоративным менеджментом диверсифицированных компаний, необходимо определить стратегию развития после проведения диверсификации:
1. Расширение сферы деятельности за счет дальнейшей диверсификации;
2. Сужение диверсификации за счет исключения из бизнес-портфеля ряда компаний;
3. Корпоративная реструктуризация и стратегия выведения из кризиса;
4. Мультинациональная диверсификация.
Первая стратегия предполагает
освоение новых родственных или
неродственных отраслей. Например,
когда границы между смежными
видами деятельности постепенно размываются
из-за быстрых изменений в ключевой
отрасли компании, приобретение новых
компаний для расширения диверсификационной
базы становится просто необходимостью.
Кроме того, новые приобретения могут
потребоваться
Стратегия изъятия капиталовложений для сужения диверсификационной базы предполагает отказ от подразделений с целью сосредоточить ресурсы и внимание только на ключевых отраслях. Эту стратегию избирают многоотраслевые компании, поскольку управлять ими труднее.
Однако есть и более
важные причины для выделения
подразделений компании в самостоятельные
предприятия. Иногда корпорация вынуждена
отказаться от подразделения, поскольку
не смогла сделать его прибыльным
или испытывает нехватку финансовых
или иных ресурсов для его поддержания.
Даже гениальная, продуманная до мелочей
стратегия диверсификации не может
застраховать компанию от спадов в
деятельности того или иного подразделения.
Нельзя избежать ошибок, поскольку
невозможно заранее предугадать, как
все подразделения будут
Если подразделение утратило
экономическую
Если менеджмент диверсифицированной
компании хочет оздоровить не слишком
удачный бизнес-портфель, можно обратиться
к стратегии реструктуризации и
выведения из кризиса. Проблемы с
портфелем возникают по разным причинам:
большие убытки в одном или
нескольких подразделениях, ухудшающие
общую производительность компании;
большая сумма долга при
Реструктуризация чаще всего проводится при следующих условиях:
1. Стратегический анализ бизнес-портфеля указывает на грядущий спад прибыльности компании из-за наличия в портфеле слишком большого количества медленно развивающихся, кризисных или конкурентно слабых подразделений;
2. Одно или несколько ключевых подразделений компании находятся в состоянии затяжного кризиса;
3. Смена главы корпорации, повлекшая за собой изменение стратегии;
4. Появление новой технологии или инновационного товара требует полного пересмотра бизнес-портфеля компании для закрепления ее на перспективных новых рынках;
5. У компании появляется возможность весьма крупного и ценного приобретения, для финансирования которого приходится продать несколько подразделений
6. Ключевая отрасль компании теряет привлекательность, что требует конкретного пересмотра портфеля;
7. Технологические изменения и конъюнктура рынка создают условия, при которых разделение корпорации на независимые компании выгоднее, чем продолжение их функционирования под корпоративным зонтиком.
Вторая составляющая этой
стратегии выведение из кризиса
направлена на восстановление производительности
убыточных подразделений вместо
их отчуждения. Цель антикризисных
стратегий повышение общей
Выбор антикризисных мер определяется спецификой убыточного предприятия, причинами его низкой производительности, общим состоянием отрасли и конкуренции в ней, а также сильными и слабыми сторонами, возможностями и угрозами данного подразделения.
Антикризисные меры диверсифицированной компании:
1. Продажа и закрытие некоторых операций (самых убыточных или стратегически бесперспективных);
2. Выработка новой, более эффективной бизнес-стратегии;
3. Новые инициативы для повышения доходов;
4. Сокращение издержек производства;
5. Использование этих мер в различных комбинациях.
В отличие от однопрофильных организаций, подразделения многоотраслевых корпораций имеют то преимущество, что могут использовать финансовые или иные результаты материнской компании и опыт и навыки родственных предприятий.
Мультинациональные стратегии диверсификации отличаются разнообразием отраслей и национальных рынков, поэтому их очень сложно разрабатывать и реализовывать. Менеджмент должен создать стратегию для каждой отрасли (точнее различные варианты отраслевых стратегий для каждого национального рынка с учетом его особенностей). Кроме того, необходимо учесть роль межфирменной и транснациональной кооперации и стратегической координации в укреплении конкурентных преимуществ и повышении прибыльности.
Информация о работе Диверсификация производства на примере компании ЗАО «Связной Логистика»