Формирование и пути совершенствования финансовой политики предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 14:37, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – изучение основ финансовой политики предприятия.
Для реализации данной цели поставлены и решаются следующие задачи:
- рассмотреть цели и задачи финансовой политики предприятия;
- описать основные типы финансовой политики предприятия;
- предложить мероприятия по совершенствования финансовой политики организации.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..3
1 Теоретические аспекты финансовой политики предприятия……………..5
1.1 Сущность финансовой политики предприятия………………………....5
1.2 Содержание, виды и основные этапы финансовой
политики предприятия……………………………………………………………..10
1.3 Методы совершенствования финансовой политики
предприятия………………………………………………………………………...15
2 Анализ финансового состояния предприятия................................................20
2.1 Анализ платежеспособности и финансовой
устойчивости……………………………………………………………………….20
2.2 Анализ деловой активности и рентабельности......................................25
2.3 Направления улучшения финансового состояния
предприятия………………………………………………………………………...36
Заключение………………………………………………………………………...42
Список используемых источников……………………………………………..44
Приложения………………………………………………………………………..45
Приложение А Устав ОАО Брянский Хлебокомбинат «Каравай…….......46
Приложение Б Бухгалтерский баланс ОАО «Каравай»...............................68

Файлы: 1 файл

финансы орг-ии курсач.doc

— 893.50 Кб (Скачать файл)

     В результате организация впадает  в большую зависимость от случайных  обстоятельств.

     1.3 Методы совершенствования  финансовой политики

     Возможности предприятия в процессе производства, как известно, не безграничны. В финансово - хозяйственных процессах возникают условия, ограничивающие достижение желаемого результата, поэтому их необходимо учитывать при построении и проведении финансовой политики.

     Финансовая  политика может разрабатываться  на весь стратегический период или на конкретный его этап, обеспечивающий решение отдельных стратегических задач. Более того, на отдельных этапах стратегического периода финансовая политика предприятия может кардинально изменяться под воздействием непредсказуемых изменений внешней финансовой среды, будучи при этом направленной на реализацию главной финансовой стратегии.  

     Наряду с осознанной необходимостью широкого применения совершенного финансового планирования в современных условиях действуют факторы, ограничивающие его использование на предприятиях, к ним относится:

     - высокая степень неопределённости на российском рынке, связанная с продолжающимися глобальными изменениями во всех сферах общественной жизни (их непредсказуемость затрудняет планирование);

     - незначительная доля предприятий, располагающая финансовыми возможностями для осуществления серьёзных финансовых разработок;

     - отсутствие нормативно-правовой базы отечественного бизнеса.

     Большие возможности для осуществления  эффективного финансового планирования имеют крупные компании. Они обладают достаточными финансовыми средствами для привлечения высококвалифицированных специалистов, занимающихся работой в области финансов. На мелких предприятиях, как правило, для осуществления данного рода мероприятий нет средств, хотя потребность в проведении данных мероприятий у них гораздо больше, чем у крупных компаний.

     Целью финансовой политики предприятия является построение эффективной системы  управления финансами, направленной на достижение стратегических и тактических  целей его деятельности.

     Все аспекты деятельности предприятия, отраженные в финансовом, налоговом  и управленческом типах учета, поддаются  управлению с помощью методов, наработанных мировой практикой, совокупность которых  и составляет систему управления финансами.

     Основными стратегическими задачами разработки финансовой политики предприятия являются:

     - максимизация прибыли предприятия;

     - оптимизация структуры капитала предприятия и обеспечение его финансовой устойчивости;

     - достижение прозрачности финансово - экономического состояния предприятий для собственников (участников, учредителей), инвесторов, кредиторов;

     - обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия;

     - создание эффективного механизма управления предприятием;

     - использование предприятием рыночных механизмов привлечения финансовых средств.

     В рамках этих задач необходимо выполнить  следующие мероприятия по ряду направлений  в области управления финансами:

     - проведение рыночной оценки активов;

     - разработка мер по снижению не денежных форм расчетов;

     - проведение анализа положения предприятия на рынке и выработка стратегии развития предприятия;

     - проведение инвентаризации имущества и осуществление реструктуризации имущественного комплекса предприятия.

     Следует отметить тот факт, что при разработке эффективной системы управления финансами постоянно возникает основная проблема совмещения интересов развития предприятия, наличия достаточного уровня денежных средств для проведения указанного развития и сохранения высокой платежеспособности предприятия.

     В целях выработки кредитной политики предприятия необходимо провести анализ структуры пассива баланса и уровень соотношения собственных и заемных средств.

     На  основании этих данных предприятие  решает вопрос о достаточности собственных  оборотных средств, либо, наоборот, об их недостатке. Если выявляется необходимость в привлечении заемных средств, то принимается решение о привлечении заемных средств, просчитывается эффективность различных вариантов.

     В отдельных случаях предприятию  целесообразно брать кредиты  и при достаточности собственных средств, так как рентабельность собственного капитала повышается в результате того, что эффект от вложения средств может быть значительно выше, чем процентная ставка.

     Финансовой  службе предприятия необходимо:

- рассчитать потребность в заемных средствах (при ее отсутствии возможную выгоду от их привлечения);

- правильно выбрать кредитную организацию (учитывая наличие лицензии, размер процентной ставки, способы ее расчета - сложным процентом или простым процентом, сроки погашения, формы выдачи, репутацию на рынке ценных бумаг, условия пролонгации кредитов и т.д.);

- составить план погашения заемных средств и расчет процентной суммы с учетом особенностей налогообложения прибыли.

     Мероприятия по повышению эффективности финансовой политики предприятия включают выработку научнообоснованных концепций организации финансовой деятельности, определение ключевых направлений использования финансовых фондов на долгосрочные периоды, а также практическое воплощение разработанной стратегии.      

     Концепции организации финансовой деятельности предприятия строятся на основе исследования спроса на продукцию и услуги, оценки различных (финансовых, материальных, трудовых, интеллектуальных, информационных) ресурсов предприятия и прогнозирования результатов хозяйственной деятельности.      

     Направления использования финансовых фондов предприятия  определяются исходя из поставленных целей, положения предприятия на рынке, выработанной концепции организации  финансовой деятельности. Главной целью  финансовой политики предприятия является наиболее полное и эффективное использование и наращивание его финансового потенциала.    

     Разработка  путей совершенствования  финансовой политики должна включать следующие основные звенья:

  1. разработку оптимальной концепции управления финансовыми (денежными) потоками предприятия, обеспечивающую сочетание высокой доходности и защиты от коммерческих рисков;
  2. выявление основных направлений использования финансовых ресурсов на текущий период и на ближайшую перспективу (год и более длительный период). При этом учитываются возможности развития производственно-торговой деятельности. Состояние макроэкономической конъюнктуры (налогообложение, учетная ставка банковского процента, нормы амортизационных отчислений по основным фондам и др.);
  3. осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей (финансовый анализ и контроль, выбор способ финансирования предприятия, оценка реальных инвестиционных проектов и финансовых активов и так далее).

     При разработке  эффективной системы управления  финансами постоянно возникают проблемы гармонизации развития интересов предприятия, наличия достаточного объема денежных ресурсов и сохранения высокой платежеспособности.  

Финансовая  политика предприятия разрабатывается в соответствии с глобальными задачами социально-экономической стратегии предприятия.          В процессе ее разработки прогнозируются основные тенденции развития финансов, формируется концепция использования, намечаются принципы финансовых отношений с государством (налоговая политика) и партнерами (поставщиками, покупателями, кредиторами, инвесторами, страховщиками и другие).

     Финансовая политика предполагает выбор альтернативных путей развития предприятия. При этом используются прогнозы, опыт и интуиция специалистов  для мобилизации финансовых ресурсов на достижение поставленных целей. С позиции стратегии формируются конкретные цели и задачи производственной и финансовой деятельности и принимаются оперативные управленческие решения.

     Финансовую политику на предприятиях должны осуществлять профессионалы - главные финансовые менеджеры (директора).

     Для принятия управленческих решений они  используют информацию, приведенную в бухгалтерской и статистической отчетности в оперативном финансовом учете, которая служит главным источником данных для определения показателей, применяемых в финансовом анализе и внутрифирменном планировании денежных потоков. 

     Главные принципы путей совершенствования  финансовой политики:

    1. оценка финансовых возможностей для определения стратегических целей;
    2. распределение и оценка эффективности движения денежных потокам по сферам деятельности (текущая, инвестиционная и финансовая);
    3. определение дополнительной потребности в финансовых ресурсах и каналов их поступления (банковский кредит, лизинг, товарный  кредит и т.д.);
    4. трансформация денежных ресурсов в форму, которая наглядно показывает финансовые возможности предприятия, что отражается в отчетности;
    5. оценка эффективности принятых финансовых и инвестиционных решений через показатели финансовой устойчивости, платежеспособности, доходности деловой и рыночной активности организации.

     2 Анализ финансового  состояния предприятия

     2.1 Анализ платежеспособности  и финансовой устойчивости

     В данной курсовой работе исследуется  финансовое состояние ОАО Брянский хлебокомбинат «Каравай». Деятельность данного предприятия и принципы его функционирования представлены в приложении А.

     Чтобы провести анализ платежеспособности и  финансовой устойчивости предприятия  ОАО «Каравай» рассмотрим необходимые  коэффициенты и показатели.

           1) Коэффициент автономии (Ка).

     Характеризует независимость предприятия от заемных  средств и показывает долю собственных  средств в общей стоимости  всех средств предприятия. Чем выше значение данного коэффициента, тем  финансово устойчивее, стабильнее и  более независимо от внешних кредиторов предприятие. Вычисляется по следующей формуле (1): 

                             

                                                          (1) 

     Нормативным значением показателя считается  значение коэффициента автономии больше 0,5, это означает, что сумма собственных средств предприятия составляет 50% от суммы всех источников финансирования.       

     2) Коэффициент соотношения заемных и собственных средств (КЗиС).

     Показатель  характеризует структуру финансовых источников организации, показывает степень ее зависимости от заемных источников. Этот коэффициент дает наиболее общую оценку финансовой устойчивости. Показывает, сколько единиц привлеченных средств приходится на каждую единицу собственных. Данный коэффициент рассчитывается по следующей формуле (2): 

                    (2) 

     Нормативным значением показателя считается  значение коэффициента не более 1. Рост показателя в динамике свидетельствует об усилении зависимости предприятия от внешних инвесторов и кредиторов, что сигнализирует о том, что финансовая устойчивость предприятия вызывает сомнение. Чем выше значение показателя, тем выше степень риска инвесторов, поскольку в случае невыполнения обязательств по платежам возрастает возможность банкротства.

  1. Коэффициент маневренности (Км) показывает, какая часть собственного оборотного капитала находится в обороте. Коэффициент должен быть достаточно высоким, чтобы обеспечить гибкость в использовании собственных средств. Резкий рост данного коэффициента не может свидетельствовать о нормальной деятельности предприятия, т.к. увеличение этого показателя возможно либо при росте собственного оборотного капитала, либо при уменьшении собственных источников финансирования. Рекомендуемое значение коэффициента более 0,5.Рассчитывается по формуле (3):

Информация о работе Формирование и пути совершенствования финансовой политики предприятия