Формирование и распределение прибыли на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июля 2013 в 20:54, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является анализ и оценка формирования и распределения прибыли предприятия, а также совершенствование данного процесса на предприятии.
Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
1) рассмотреть теоретические особенности формирования и распределения прибыли предприятия;
2) изучить сущность, виды прибыли и ее значение для предприятия в условиях рыночной экономики;
3) провести технико-экономический анализ деятельности предприятия;
4) проанализировать особенности формирования и распределения прибыли предприятия;
5) разработка мероприятий по совершенствованию формирования и распределения прибыли предприятия.

Содержание работы

Введение 5
1 Теоретические основы, формирование и распределение прибыли предприятия ………………………………………………………………………...6
1.1 Сущность, виды прибыли и ее значение для предприятия в условиях рыночной экономики 6
1.2 Порядок формирования и распределения прибыли на предприятии 9
2 Формирование и распределение прибыли предприятия за 2011-2012гг. 15
2.1 Анализ технико-экономических показателей предприятия 15
2.2 Оценка формирования и распределения прибыли предприятия 17
3 Совершенствование формирования и распределения прибыли предприятия на 2013г. 22
Заключение 28
Список использованных источников 30

Файлы: 1 файл

2013_470_Formirovanie_i_raspredelenie_pribyli_n.doc

— 223.50 Кб (Скачать файл)

Например, существенный рост объема производства и продаж может вызвать необходимость в увеличении производственных площадей, стоимости оборудования. Тогда амортизация основных фондов, арендная плата ведут себя как переменные затраты, но с одной оговоркой: они увеличиваются с ростом натурального объема производства и продаж, однако не пропорционально этому росту. В периоды, когда такая ситуация имеет место, целесообразно учитывать названные затраты в составе переменных и определять их прирост в расчете на каждый пункт прироста натурального объема производства и продаж.

Другой пример. В составе  фонда оплаты труда рабочих-сдельщиков могут быть суммы, связанные с оплатой простоев. Эти суммы не связаны на прямую с изменениями натуральных объемов, следовательно, они носят характер постоянных затрат.

Таким образом, абсолютно  пригодного для всех предприятий  и всех периодов их деятельности перечня переменных и постоянных затрат не существует. Но в каждом конкретном случае специалисты предприятия могут оценить, увеличение каких затрат последует за увеличением натурального объема производства и продаж и в какой пропорции. Поэтому точное разделение затрат на переменные и постоянные возможно. Кроме того, оно необходимо, – иначе нельзя оценивать влияние тех или иных изменений в спросе на продукцию на показатель выручки и прибыли от продаж.

Деление затрат на прямые и косвенные осуществляется по признаку возможности отнесения того или иного вида затрат к определенному виду продукции, не пользуясь при этом условными приемами распределения затрат. Затраты, осуществляемые для производства и продаж только одного вида продукции, являются прямыми, все остальные – косвенными. Как правило, прямые затраты в основном являются переменными, однако некоторые виды переменных затрат могут оказаться косвенными (например, расходы топлива и электроэнергии на технологические нужды в помещении, где производится несколько видов продукции, и др.).

Только прямые переменные затраты относятся непосредственно  к данному виду продукции, все остальные затраты распределяются по видам продукции условно. Это означает, что при выборе того или иного признака распределения общая величина затрат на данный вид продукции может изменяться. Названное обстоятельство очень важно для установления пределов возможного маневрирования ценами на отдельные виды продукции. В целом по предприятию выручка от продаж за вычетом прямых переменных затрат представляет собой маржинальную прибыль. Иными словами, маржинальная прибыль – это сумма постоянных косвенных затрат и прибыли от продаж, которые должны содержаться в составе выручки от продаж. В цены на отдельные виды продукции соответствующие части маржинальной прибыли включаются в зависимости от состояния спроса на каждый вид продукции. Финансовая целесообразность продаж вида продукции определяется лишь одним условием: его стоимость по продажным ценам должна быть выше прямых переменных затрат.

Таким образом, на прибыль  от продаж предприятия влияют: цена продукции, объем продаж в натуральном выражении, постоянные расходы, переменные расходы, структура реализованной продукции.

 

 

 

2 Формирование и распределение  прибыли предприятия за 2011-2012гг.

 

2.1 Анализ технико-экономических  показателей предприятия

 

В таблице 2.1 представлена динамика технико-экономических показателей предприятия.

 

Таблица 2.1 - Динамика технико-экономических показателей предприятия за 2011-2012гг.

Наименование показателя

2011г.

2012г.

Темп прироста, %

Абсолютное отклонение (+,-)

1. Объем выпуска продукции, тыс. руб.

1560187

1521920

-2,5

-38267

2. Объем реализованной продукции, тыс. руб.

1564128

1532122

-2,0

-32006

3. Себестоимость реализованной продукции, тыс. руб.

1405621

1403940

-0,1

-1681

4. Чистая прибыль тыс. руб.

3305

8227

148,9

+4922

5. Среднесписочная численность работающих, чел.

1436

1398

-2,6

-38

6. Рентабельность продаж, % (стр. 4 : стр.2 * 100%)

0,21

0,53

154,1

+0,33

7. Валовая прибыль,  тыс.руб. (стр. 2 -стр.3)

158507

128182

-19,1

-30325

8. Затраты на 1 руб.  товарной продукции, коп. (стр. 3 : стр. 2)

90

92

2,0

+2

9. Среднегодовая производительность  труда, тыс.руб./чел. (стр. 1 : стр. 5)

1086,4

1088,6

0,2

+2,2


 

В ходе проведения анализа  динамики технико-экономических показателей предприятия было выявлено, что объем выпуска продукции снижался за 2011-2012гг. на 38,2 млн.руб., в процентом выражении (темп прироста) снижение составило 2,5%.

Выручка от реализации снижалась на 32 млн.руб. к 2012г. или на 2 %. Себестоимость реализованной продукции за 2011-2012гг. упала лишь на 1681 тыс.руб. или на 0,1%.

На рисунке 2.1 представлена динамика выручки от реализации и себестоимость реализованной продукции предприятия.

Рисунок 2.1 - Динамика выручки от реализации и себестоимость реализованной  продукции предприятия за 2011-2012гг.

 

Валовая прибыль предприятия  снизилась на 30,3 млн.руб. или на 19,1% к 2012г., что видно из рисунка 2.2.

Рисунок 2.2 – Динамика валовой прибыли предприятия

за 2011-2012гг.

Несмотря на снижение выручки от реализации и валовой  прибыли, на предприятии наблюдается рост финансового результата (чистой прибыли) на 4922 тыс.руб. или на 148,9% к 2012г. Ввиду того, что чистая прибыль выросла за 2011-2012гг., на предприятии наблюдается незначительный рост рентабельности продаж.

Численность сотрудников  снизилась на 38 человек. Затраты на 1 руб. товарной продукции растут за анализируемый период, что является негативным явлением в деятельности предприятия. Среднегодовая производительность труда увеличилась на 2,2 тыс.руб.

 

2.2 Оценка формирования и распределения прибыли предприятия

 

В ходе анализа формирования и распределения прибыли приведем показатели за 2011-2012гг. и их отклонение (абсолютные, темп роста и удельный вес).

Анализ целесообразно  начинать с динамики данных для изучения процесса формирования и распределения прибыли и рентабельности предприятия.

В таблице 2.2 представлена динамика данных для изучения процесса формирования и распределения прибыли и рентабельности предприятия.

 

Таблица 2.2 – Динамика данных для изучения процесса формирования и распределения прибыли и рентабельности предприятия за 2011-2012гг.

В тыс.руб.

Наименование показателя

2011г.

2012г.

Абсолютное отклонение

Темп прироста, %

1

2

3

4

5

Объем реализованной  продукции

1564128

1532122

-32006

-2,0


Продолжение таблицы 2.2

1

2

3

4

5

Себестоимость реализованной продукции

1405621

1403940

-1681

-0,1

Проценты к получению 

87

8

-79

-90,8

Проценты к уплате

64980

18945

-46035

-70,8

Прочие операционные доходы

54

26

-28

-51,9

Прочие операционные расходы

72301

59687

-12614

-17,4

Внереализационные доходы

231

7

-224

-97,0

Внереализационные расходы

17467

39307

+21840

125,0

Налог на прибыль, %

20

20

0

0,0

Распределение прибыли  в фонд накопления, %

68

64

-4

-5,9

Распределение прибыли  в фонд потребления, %

32

36

+4

12,5


 

Выручка от реализации снижалась на 32 млн.руб. к 2012г. или на 2 %. Себестоимость реализованной продукции за 2011-2012гг. упала лишь на 1681 тыс.руб. или на 0,1%.

Проценты к получению  снижаются на 79 тыс.руб. или более  чем в 9 раз. Проценты к уплате снижаются  на 46 млн.руб. или на 70,8 %. Прочие операционные доходы также снижаются за 2011-2012гг. на 28 тыс.руб. Прочие операционные расходы снижаются на 12,6 млн.руб. или на 17,4% в процентном выражении. Внереализационные доходы упали на 224 тыс.руб. Внереализационные расходы увеличиваются на 125% или на 21,8 млн.руб.

Налог на прибыль с 2009г. на территории России составляет 20% от величины прибыли до налогообложения.

На основе представленных данных проведем расчет балансовой прибыли  предприятия и представим ее динамику в таблице 2.3.

 

Таблица 2.3 – Динамика распределения балансовой прибыли предприятия за 2011-2012гг.

В тыс.руб.

Наименование показателя

2011г.

2012г.

Абсолютное отклонение

Темп прироста, %

Объем реализованной  продукции

1564128

1532122

-32006

-2,0

Себестоимость реализованной продукции

1405621

1403940

-1681

-0,1

Валовая прибыль 

158507

128182

-30325

-19,1

Прибыль до налогообложения 

4131

10284

+6153

148,9

Налог на прибыль 

826,2

2056,8

+1230,6

148,9

Прибыль к распоряжению

3304,8

8227,2

+4922,4

148,9

Распределение прибыли в фонд накопления

2247,2

5265,4

+3018,1

134,3

Распределение прибыли  в фонд потребления

1057,5

2961,7

+1904,3

180,1


 

Валовая прибыль находилась как разность объема реализованной  продукции и себестоимости. Прибыль  до налогообложения рассчитывалась как сумма и разность прочих доходов  и расходов, представленных в таблице 2.2.

Прибыль до налогообложения увеличивается на 6,1 млн.руб. или на 148,9%. Вследствие этого увеличивается и  налог на прибыль. В результате прибыль к распоряжению предприятия также увеличивается на 4,9 млн.руб.

Распределение прибыли  в фонд накопления также за 2011-2012гг. увеличивается на 134,3 % или на 3018,1 тыс.руб. Распределение прибыли в фонд потребления увеличилось на 1904,3 тыс.руб. или на 180,1.

Рисунок 2.3 – Динамика распределения прибыли в фонды  накопления и потребления за 2011-2012гг.

 

Для полноценного анализа  данных для изучения процесса формирования и распределения прибыли предприятия за 2011-2012гг. имеет смысл представить их структуру в таблице 2.4.

 

Таблица 2.4 - Структура  данных для изучения процесса формирования и распределения прибыли и рентабельности предприятия за 2011-2012гг.

Наименование показателя

Значение показателя

Удельный вес, %

2011г.

2012г.

2011г.

2012г.

Объем реализованной продукции

1564128

1532122

100

100

Себестоимость реализованной продукции

1405621

1403940

89,9

91,6

Валовая прибыль 

158507

128182

10,1

8,4

Прибыль до налогообложения

4131

10284

0,3

0,7

Налог на прибыль 

826,2

2056,8

0,1

0,1

Прибыль к распоряжению

3304,8

8227,2

0,2

0,5

Распределение прибыли в фонд накопления

2247,2

5265,4

0,1

0,3

Распределение прибыли в фонд потребления

1057,5

2961,7

0,1

0,2


 

Из анализа структуры данных для изучения процесса формирования и распределения прибыли видно, что вес основных финансовых результатов демонстрирует весьма низкое значения в составе объема реализованной продукции.

Информация о работе Формирование и распределение прибыли на предприятии