Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 13:46, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является разработка комплекса мероприятий по повышению конкурентоспособности ЗАО «Форт Диалог» на IT рынке республики Татарстан и разработка предложений по повышению конкурентоспособности компании.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить теоретические аспекты конкурентоспособности организации;
провести анализ конкурентоспособности ЗАО «Форт Диалог» на IT рынке республики Татарстан;
предложить пути повышения конкурентоспособности ЗАО «Форт Диалог» на IT рынке республики Татарстан.
Введение
В рыночной экономике решающим фактором коммерческого успеха является конкурентоспособность. Это многоаспектное понятие, означающее соответствие производимых компанией товаров условиям рынка. По мере развития производительных сил общества, совершенствования технологических производственных процессов, вовлечения в производственные процессы новаций происходит насыщение рынка товарами, вследствие чего усиливается соперничество между производителями за рынки сбыта и ресурсы.
Успех сопутствует производителям, способным предложить товары, наиболее соответствующие нуждам потребителя. Конкурентоспособность следует исследовать с позиции общей теории управления, то есть рассматривать конкурентоспособность в качестве управляющего объекта, воздействующего на внутреннее состояние предприятия. Рассмотрение данной категории под таким углом зрения позволит превратить ее из зависимого объекта в управляющий, что в свою очередь обеспечит основу для создания методов и инструментальных средств для оперативной адаптации предприятия к изменяющейся рыночной конъюнктуре.
В условиях рыночной экономики и жесткой конкуренции для любой компании очень актуальным является ее конкурентоспособность. Ведь конкурентоспособность организации это показатель, который характеризует ее успешность на рынке и дает фирме очень много преимуществ. В настоящее время на рынке жесткая конкуренция и выжить сможет только та компания, которая обладает отличительными конкурентными преимуществами. В свою очередь конкурентоспособная компания стабильна, устойчива, прибыльна, и с легкостью участвует в конкурентной борьбе.
В настоящее время проблема
повышения
Анализ конкурентоспособности предприятия является непременным условием рыночного успеха. Именно это и определило выбор темы дипломной работы. Тема весьма актуальна, поскольку только конкурентоспособная организация способна эффективно функционировать в рыночной экономике.
Объект исследования ЗАО
«Форт Диалог». Предметом данной
дипломной работы является методы анализа
конкурентоспособности
Целью данной курсовой работы
является разработка комплекса мероприятий
по повышению
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Первый раздел дипломной работы посвящен рассмотрению теоретических аспектов конкуренции и конкурентоспособности. Подробно описана сущность конкуренции, ее понятие, формы и степень интенсивности, а также понятия конкурентоспособности компании и продукта различных авторов. В разделе говорится о том, благодаря чему в настоящее время компания может достичь своего развития в конкурентной среде, а также факторы, которые определяют ее конкурентоспособность. Рассмотрение теоретических аспектов методов оценки конкурентоспособности организации, позволяет структурировать работу и определить оптимальный набор инструментов при проведении исследования по данной теме.
Объект исследования
и структура применяемых методов
в ходе маркетингового исследования
описаны во втором разделе.
Но основное содержание второго
раздела заключается в анализе
конкурентоспособности
В третьем разделе дипломной
работы разработан комплекс мероприятий,
по повышению
Для рассмотрения понятия
конкуренции и
1.1. Понятие конкурентоспособности организации
Наличие конкурирующих предприятий
порождает такое явление в
экономике как
Для того чтобы более полно
осветить сущность конкурентоспособности
предприятия, на наш взгляд, необходимо
дать как можно полное представление
о конкуренции и
В рамках классической экономической
теории конкуренция рассматривается
как неотъемлемый элемент рыночного
механизма. А. Смит трактовал конкуренцию
как поведенческую категорию, когда
индивидуальные продавцы и покупатели
соперничают на рынке за более
выгодные продажи и покупки
В своей книге «Международная конкуренция» М. Портер отмечает, что конкуренция – динамичный и развивающийся процесс, непрерывно меняющийся ландшафт, на котором появляются новые товары, новые пути маркетинга, новые производственные процессы и новые рыночные сегменты [15, с. 208].
На современном этапе
развития экономики еще не сложился
единый методологический подход определения
конкуренции. Так, одни авторы под
конкуренцией понимают соперничество
отдельных юридических или
Существует множество определений конкурентоспособности организации. Фатхутдинов Р.А. предлагает следующее определение: «Конкурентоспособность – процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для удержания победы или достижения других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных и/или субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях. Конкурентоспособность – состязательность, соперничество, напряженная борьба юридических или физических лиц за покупателя, за свое выживание в условиях действия жесткого закона конкурентоспособности как объективного процесса «вымывания» некачественных товаров в рамках антимонопольного законодательства, соблюдения Закона «О защите прав потребителей» [19, с. 112].
Юданов А.Ю. утверждает, что рыночная конкурентоспособность – борьба предприятий за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся ими на доступных сегментах рынка. Вместе с тем А.Ю. Юданов считает, что до сих пор в мире отсутствует единое понятие конкурентоспособности, и в монографии «Конкуренция: теория и практика» констатирует, что устоявшейся и общепризнанной во всем мире терминологии в теории рыночной конкуренции пока нет [21, с. 172].
Конкурентоспособность предприятия – это его свойство, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке, считает Филипп Котлер [10, с. 53] .
Азоев Г.Л., Завьялов П.С.Лозовский Л.Ш. трактуют её как способность фирмы, конкурировать на рынках с производителями и продавцами аналогичных товаров посредством обеспечения более высокого качества, доступных цен, создания удобства для покупателей, потребителей [1, с. 262].
Чтобы раскрыть экономическую сущность данного понятия в дипломной работе проведен анализ определений понятия конкурентоспособности предприятия, представленный в Приложение 1.
Проведенное исследование показывает
неоднозначность в толковании понятий,
связанных с
Можно выделить следующие основные направления конкурентной деятельности фирмы:
1) конкуренция в области рынков
сырья за завоевание позиций
на ресурсных рынках с целью
обеспечения производства
2) конкуренция в области сбыта товаров и/или услуг на рынке;
3) конкуренция между
В сфере производства, услуг и на товарном рынке различают видовую, функциональную и маркетинговую конкуренцию.
Видовая конкуренция – это когда товар или услуги бывают преимущественно однотипными или близкими друг к другу по качественным характеристикам или свойствам.
Функциональная конкуренция
Маркетинговая конкуренция отличается лишь различием предприятий. Она широко используется в различных рыночных структурах и отраслях промышленности [14, с. 328].
Есть характерные особенности конкуренции в сфере услуг, отличающие её от конкуренции на товарном рынке: она не требует значительных затрат, поэтому уровень конкуренции в сфере услуг достаточно высок; она может быть ценовой и неценовой.
В основе ценовой конкуренции приняты цены на услуги и с помощью цены можно снизить или повысить уровень конкуренции на рынке услуг.
При неценовой конкуренции
за основу принимается показатель качества
предоставляемых услуг. С помощью
показателя качества можно завоевать
конкурентное преимущество в конкурентной
борьбе. Однако при неценовой конкуренции
не обходится без привлечения
дополнительных затрат, которые в
основном связаны с оплатой труда
высококвалифицированных
При сопоставлении различных
подходов определению понятия «
1.2. Факторы, влияющие
на конкурентоспособность
Анализ литературных источников показал, что в зависимости от научных взглядов авторы по-разному обосновывают комплекс факторов, влияющих на конкурентоспособность предприятий.
Под факторами конкурентоспособности предпринимательских структур понимают явления или процессы производственно – хозяйственной деятельности предприятия и социально – экономической жизни общества, которые вызывают изменения абсолютной и относительной величины затрат на производство и реализацию продукции, а в результате – изменение уровня конкурентоспособности самого предприятия.