Комплекс мероприятий по повышению конкурентоспособности ЗАО «Форт Диалог» на IT рынке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 13:46, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является разработка комплекса мероприятий по повышению конкурентоспособности ЗАО «Форт Диалог» на IT рынке республики Татарстан и разработка предложений по повышению конкурентоспособности компании.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить теоретические аспекты конкурентоспособности организации;
провести анализ конкурентоспособности ЗАО «Форт Диалог» на IT рынке республики Татарстан;
предложить пути повышения конкурентоспособности ЗАО «Форт Диалог» на IT рынке республики Татарстан.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 252.86 Кб (Скачать файл)

Введение

 

В  рыночной  экономике  решающим  фактором  коммерческого  успеха является  конкурентоспособность.  Это  многоаспектное  понятие,  означающее соответствие  производимых  компанией товаров условиям  рынка.  По  мере развития  производительных  сил общества,  совершенствования технологических производственных процессов, вовлечения в производственные процессы  новаций происходит  насыщение рынка товарами,  вследствие  чего усиливается соперничество между производителями за рынки сбыта и ресурсы.

Успех  сопутствует  производителям,  способным  предложить  товары,  наиболее соответствующие нуждам потребителя. Конкурентоспособность  следует  исследовать  с  позиции  общей  теории управления,  то  есть  рассматривать  конкурентоспособность  в  качестве управляющего  объекта,  воздействующего  на  внутреннее  состояние предприятия. Рассмотрение данной категории под  таким углом зрения позволит превратить  ее  из  зависимого  объекта  в  управляющий,  что  в  свою  очередь обеспечит  основу  для  создания  методов  и  инструментальных  средств  для оперативной адаптации  предприятия к изменяющейся рыночной конъюнктуре.

В  условиях  рыночной  экономики  и  жесткой  конкуренции  для  любой компании  очень  актуальным  является  ее  конкурентоспособность.  Ведь  конкурентоспособность  организации  это  показатель,  который  характеризует  ее успешность на рынке и дает фирме  очень много преимуществ. В настоящее время на  рынке жесткая конкуренция и выжить  сможет  только  та  компания, которая обладает  отличительными  конкурентными преимуществами.  В свою очередь конкурентоспособная компания  стабильна, устойчива, прибыльна, и с легкостью участвует в конкурентной борьбе. 

В настоящее время проблема повышения конкурентоспособности  IT компаний, работающих на d2d рынке, становится все более актуальной и требует совершенствования и адаптации к постоянно меняющемуся рынку.

Анализ конкурентоспособности  предприятия является непременным  условием рыночного успеха. Именно это и определило выбор темы дипломной  работы. Тема весьма актуальна, поскольку только конкурентоспособная организация способна эффективно функционировать в рыночной экономике.

Объект исследования ЗАО  «Форт Диалог». Предметом данной дипломной работы является методы анализа  конкурентоспособности организаций.

Целью данной курсовой работы является разработка комплекса мероприятий  по повышению конкурентоспособности  ЗАО «Форт Диалог» на IT рынке республики Татарстан и разработка предложений по повышению конкурентоспособности компании.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • изучить теоретические аспекты конкурентоспособности организации;
  • провести анализ конкурентоспособности ЗАО «Форт Диалог» на IT  рынке республики Татарстан;
  • предложить пути повышения конкурентоспособности ЗАО «Форт Диалог» на IT рынке республики Татарстан.

Первый раздел дипломной  работы  посвящен  рассмотрению теоретических  аспектов  конкуренции  и  конкурентоспособности.  Подробно описана сущность конкуренции, ее понятие, формы и степень интенсивности, а также  понятия  конкурентоспособности  компании  и  продукта  различных  авторов. В разделе говорится  о том, благодаря чему в настоящее  время компания может  достичь  своего  развития  в  конкурентной  среде,  а  также  факторы, которые  определяют  ее  конкурентоспособность.  Рассмотрение  теоретических аспектов  методов  оценки  конкурентоспособности  организации,  позволяет структурировать  работу  и  определить  оптимальный  набор  инструментов  при проведении исследования по данной теме.

Объект  исследования  и  структура  применяемых  методов  в  ходе маркетингового  исследования  описаны  во  втором  разделе.  Но  основное содержание  второго  раздела заключается  в  анализе  конкурентоспособности организации  на  IT рынке.  Анализ конкурентоспособности ЗАО «Форт Диалог» состоит из трех частей: оценки рейтинга системных интеграторов РТ  проведенного журналом «Деловой квартал», SWOT – анализа компании «Форт Диалог» и основных конкурентов и оценки конкурентоспособности услуг ЗАО «Форт Диалог». Возникла картина, что и как влияет на внешнюю и внутреннюю среду компании, как потребители оцениваю услуги компании на фоне конкурентов.

В третьем разделе дипломной  работы разработан комплекс мероприятий, по повышению конкурентоспособности   ЗАО «Форт Диалог» на IT рынке РТ, включающий в себя рекомендации:  по совершенствованию системы сбыта, по продвижению предприятия на рынке, по установлению оптимальной цены и ассортиментной политике.

Для рассмотрения понятия  конкуренции и конкурентоспособности  базой послужили работы Быкова В. А Голубкова Е.П., Гришина В. Т., Котлера Ф.,   Чайниковой Л.Н., Фатхутдинова Р.А. Для рассмотрения факторов конкурентоспособности и методов оценки конкурентоспособности базой послужили работы Портера М., Фатхутдинова Р.А., Голубкова Е.П.  Для обзора  IT рынка базой послужили внутренние документы компании, статьи опубликованные на сайте министерства информатизации и связи РТ, аналитические обзоры журнала «Деловой квартал»,  интернет изданий: www.citcity.ru, www.crn.ru, www.cnews.ru.

 

 

 

  1. Теоретические аспекты  изучения конкурентоспособности организации

 

1.1. Понятие конкурентоспособности  организации

Наличие конкурирующих предприятий  порождает такое явление в  экономике как конкурентоспособность. Как было доказано многими экономистами, конкуренция является движущей силой  развития общества, повышения качества товаров и уровня жизни населения. Поэтому конкурентоспособность  предприятия – очень сложное  и многоплановое понятие, которое  необходимо изучить и уточнить в  условиях российской экономики.

Для того чтобы более полно  осветить сущность конкурентоспособности  предприятия, на наш взгляд, необходимо дать как можно полное представление  о конкуренции и конкурентоспособности.

В рамках классической экономической  теории конкуренция рассматривается  как неотъемлемый элемент рыночного  механизма.  А. Смит трактовал конкуренцию  как поведенческую категорию, когда  индивидуальные продавцы и покупатели соперничают на рынке за более  выгодные продажи и покупки соответственно. Конкуренция  это та самая «невидимая рука» рынка, которая координирует деятельность его участников. Наибольшее развитие конкуренция получает в  условиях капиталистического производства. Цель конкуренции – борьба за получение  возможно большей прибыли [16, с. 127].

В своей книге «Международная конкуренция» М. Портер отмечает, что  конкуренция – динамичный и развивающийся  процесс, непрерывно меняющийся ландшафт, на котором появляются новые товары, новые пути маркетинга, новые производственные процессы и новые рыночные сегменты [15, с. 208].

На современном этапе  развития экономики еще не сложился единый методологический подход определения  конкуренции. Так, одни авторы  под  конкуренцией понимают соперничество  отдельных юридических или физических лиц (конкурентов),  заинтересованных в достижении одной цели. С  точки  зрения предприятий  такой целью  является максимизация прибыли за счет завоевания предпочтений потребителя. Другие авторы  понимают конкуренцию  как соперничество или борьбу между двумя более или менее  четко обозначенными соперниками, способность обеспечить предложение  по сравнению с конкурирующей  компанией [17, с. 192].

Существует множество  определений  конкурентоспособности  организации. Фатхутдинов Р.А.  предлагает следующее определение: «Конкурентоспособность – процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для удержания победы или достижения других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных и/или субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях. Конкурентоспособность – состязательность, соперничество, напряженная борьба юридических или физических лиц за покупателя, за свое выживание в условиях действия жесткого закона конкурентоспособности как объективного процесса «вымывания» некачественных товаров в рамках антимонопольного законодательства, соблюдения Закона «О защите прав потребителей» [19, с. 112].

Юданов А.Ю.  утверждает, что рыночная конкурентоспособность  – борьба предприятий за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся ими на доступных  сегментах рынка. Вместе с тем  А.Ю. Юданов считает, что до сих пор  в мире отсутствует единое понятие  конкурентоспособности, и в монографии «Конкуренция: теория и практика»  констатирует, что устоявшейся и  общепризнанной во всем мире терминологии в теории рыночной конкуренции пока нет [21, с. 172].

Конкурентоспособность предприятия – это его свойство, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке, считает Филипп Котлер [10, с. 53] .

Конкурентоспособность организации можно определить как  относительную характеристику, отражающую отличие процесса развития данного  продуцента от конкурента как по степени  удовлетворения своими товарами (услугами) потребности потребителей, так и по эффективности производственной деятельности, считает Т. Г. Философова [4, с. 119].

Азоев Г.Л., Завьялов П.С.Лозовский Л.Ш. трактуют её как способность фирмы, конкурировать на рынках с производителями и продавцами аналогичных товаров посредством обеспечения более высокого качества, доступных цен, создания удобства для покупателей, потребителей [1, с. 262].

Чтобы раскрыть экономическую сущность данного понятия в дипломной работе проведен анализ определений понятия конкурентоспособности предприятия, представленный в Приложение 1.

Проведенное исследование показывает неоднозначность в толковании понятий, связанных с конкурентоспособностью предприятия, наличие различных  трактовок в зависимости от освещения  поставленных в них вопросов. В общем случае термин «конкурентоспособность»  определяется,  как  способность  конкурировать,  т.е.  бороться,  или  противостоять  чему–либо.

Можно выделить следующие  основные направления конкурентной деятельности фирмы:

1) конкуренция в области рынков  сырья за завоевание позиций  на ресурсных рынках с целью  обеспечения производства необходимыми  материальными ресурсами, перспективными  материалами, высококвалифицированными  специалистами, современной техникой  и технологией с целью обеспечения  более высокой, чем у конкурентов,  производительности труда. В качестве  конкурентов предприятия на сырьевых  рынках выступают в основном  фирмы–производители продуктов–аналогов, использующие в своем производстве  аналогичные материальные ресурсы,  технологию, трудовые ресурсы;

2) конкуренция в области сбыта  товаров и/или услуг на рынке;

3) конкуренция между покупателями  на сбытовых рынках [23].

В сфере производства, услуг  и  на товарном рынке различают видовую, функциональную и маркетинговую  конкуренцию.

Видовая конкуренция – это когда  товар или услуги бывают преимущественно  однотипными или близкими друг к  другу по качественным характеристикам  или свойствам.

Функциональная конкуренция означает, что потребность удовлетворяется  различными способами. Например, потребность  в услугах связи может быть удовлетворена достаточным развитием  этих видов коммуникаций. Так, в настоящее  время на рынке конкурируют различные  виды связи, каждая из которых направлена на получение прибыли.

Маркетинговая конкуренция отличается лишь различием предприятий. Она  широко используется в различных  рыночных структурах и отраслях промышленности [14, с. 328].

Есть характерные особенности  конкуренции в сфере услуг, отличающие её от конкуренции на товарном рынке: она не требует значительных затрат, поэтому уровень конкуренции  в сфере услуг достаточно высок; она может быть ценовой и неценовой.

В основе ценовой конкуренции приняты  цены на услуги и с помощью цены можно снизить или повысить уровень конкуренции на рынке услуг.

При неценовой конкуренции  за основу принимается показатель качества предоставляемых услуг. С помощью  показателя качества можно завоевать  конкурентное преимущество в конкурентной борьбе. Однако при неценовой конкуренции  не обходится без привлечения  дополнительных затрат, которые в  основном связаны с оплатой труда  высококвалифицированных специалистов [6, с. 114].

При сопоставлении различных  подходов определению понятия «конкурентоспособность предприятия» можно сделать вывод  о том, что конкурентоспособность  предприятия – это сложная  экономическая категория, которая  отражает состояние, характеризующее  реальную или потенциальную возможность  выполнения своих функциональных обязанностей в условиях возможного противодействия  соперников.

 

1.2. Факторы, влияющие  на конкурентоспособность организации

Анализ  литературных  источников  показал,  что  в  зависимости  от научных взглядов авторы по-разному обосновывают комплекс факторов, влияющих на конкурентоспособность  предприятий.

Под  факторами  конкурентоспособности  предпринимательских структур  понимают  явления  или  процессы  производственно  – хозяйственной  деятельности  предприятия  и  социально –  экономической жизни  общества,  которые  вызывают  изменения  абсолютной  и относительной  величины  затрат  на  производство  и  реализацию продукции,  а  в  результате –  изменение  уровня  конкурентоспособности самого предприятия. 

Информация о работе Комплекс мероприятий по повышению конкурентоспособности ЗАО «Форт Диалог» на IT рынке