Комплекс мероприятий по повышению конкурентоспособности ЗАО «Форт Диалог» на IT рынке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 13:46, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является разработка комплекса мероприятий по повышению конкурентоспособности ЗАО «Форт Диалог» на IT рынке республики Татарстан и разработка предложений по повышению конкурентоспособности компании.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить теоретические аспекты конкурентоспособности организации;
провести анализ конкурентоспособности ЗАО «Форт Диалог» на IT рынке республики Татарстан;
предложить пути повышения конкурентоспособности ЗАО «Форт Диалог» на IT рынке республики Татарстан.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 252.86 Кб (Скачать файл)

 

Местные игроки наладили четкую систему взаимодействия с московскими  и петербургскими дистрибьюторами. Но растущий рынок РТ привлекает не только дистрибьюторов, столичные системные  интеграторы давно присматриваются  к крупным клиентам рассчитывая  получить свою долю республиканского рынка. Но работать на региональном рынке  из столицы дорого, поэтому федеральные  игроки стараются  не конкурировать, а налаживать сотрудничество, в этом случае каждый получит свою долю [28].

Еще одно обстоятельство, затрудняющее московским системным интеграторам выход на рынок РТ – это  высокая  квалификация местных компаний и  IT специалистов, да и заказчики отдают предпочтение местным компаниям.

Особое влияние на деятельность IT компаний оказывает законодательство, так закон № 152 ФЗ «О персональных данных», согласно которому информационные системы предприятия работающих с персональными данными должны быть приведены в соответствие с требованиями законодательства не позднее 1 января 2011 года. Поскольку под понятие «Персональные данные» попадают такие данные о человеке, как фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное и имущественное положение, образование, профессия, информация о доходах и многое другое – система защиты персональных данных нужна фактически любой организации. Таким образом, принятие законодательства стимулирует спрос на услуги информационной безопасности, которые входят в ассортиментный портфель компании [32].

Правительство Татарстана активно  работает над развитием IT отрасли в республике. Создана и постоянно совершенствуется нормативно–правовая база: определены основы государственной политики Республики Татарстан в области информатизации и связи, приняты соответствующие законы, а также постановления и распоряжения Правительства РТ, направленные на практическую реализацию процессов информатизации республики.

В Республике Татарстан  создан производственный кластер в  сфере информационных технологий, который  должен стать «республиканским системным  интегратором». В его задачи входит не только обеспечение IT –услугами  «материнских» предприятий, но и  государственного сектора, предприятий  и населения Республики, а в  перспективе – выход на федеральный  и международный рынок IT – услуг.

В IT – кластер Республики Татарстан вошли следующие предприятия: ОАО «ICL–КПО ВС», ООО «ТатАИСэнерго», ЗАО «АБАК–Центр» и ООО «Центр». Общая численность работников предприятий IT – кластера составляет более 3 тыс. человек. Суммарный годовой оборот деятельности вышеуказанных предприятий составляет 5 млрд. рублей [32].

Крупные компании, такие  как ICL КПО ВС, «Линт» или «Форт Диалог», разрабатывают и внедряют как свои программные продукты, так и ПО третьих фирм. Есть в РТ компании, которые специализируются на заказных разработках и оффшорном программировании. Однако нельзя сказать, что их обороты составляют заметную долю на IT – рынке. Более стабилен бизнес компаний, занимающихся продвижением и сопровождением бухгалтерских систем. Два самых популярных в Татарстане продукта этого класса — «1С» и БЭСТ. Правда, доля БЭСТ, по словам экспертов, в последнее время сократилась. Сегодня объемы продаж этих программ невелики. Основной доход компании получают за счет сопровождения систем [29].

Эксперты считают что, IT рынок Татарстана повторяет общероссийские тенденции. Представители игроков  рынка, чья филиальная сеть выходит  за пределы Татарстана отмечают, что, по сравнению с остальными республиками Поволжья, в Татарстане наблюдается  более активный рост спроса на услуги системных интеграторов в сегменте нового строительства, создания сложных систем видеонаблюдения и контроля доступа. По общим  оценкам, IT рынок растет примерно на 15 –18 % в год.

По своей сути  IT – рынок считается «догоняющим», напрямую зависящим от успехов экономики в целом. Соответственно, пока она растет, пока наращивают обороты компании разных отраслей, развивается и рынок информационных технологий, и в частности, сектор системной интеграции. Существует два сценария дальнейшего развития IT  рынка и компаний: если экономика будет расти быстро, то все игроки смогут сохранить свои позиции, и их развитие пойдет по экстенсивному пути, который предполагает наращивание числа клиентов, штатов сотрудников и оборотов; если развитие экономики замедлится, то для выживания компаниям придется повысить эффективность работы, ключ к этому – специализация, одновременно уменьшится спрос на оборудование и возрастет потребность в новых решениях и модернизации существующих. Поэтому самая многообещающая ниша для специализации – системная интеграция. Очевидно, что справиться с решением сложных задач смогут только крупные игроки IT рынка. Это означает, что мелкие фирмы должны будут уйти из IT бизнеса или объединяться с более мощными компаниями [30].

Таким образом, IT рынок республики Татарстана  показывает устойчивое развитие, рост доходов, увеличение капитализации. Но, по мнению ряда участников рынка, опасность  представляют крупные западные и  российские корпораций, осваивающие  новые рынки сбыта своих услуг. С ростом продаж информационных технологий Татарстан неизбежно будет становиться  все более важным рынком для российских и иностранных компаний, что неизбежно  приведет к усилению конкуренции.

 

 

2. 3. Анализ конкурентоспособности  ЗАО «Форт Диалог» на IT рынке республики Татарстан

С целью анализа конкурентоспособности  ЗАО «Форт Диалог» был проведен SWOT – анализа компании.

Методом сбора данных для  SWOT–анализа был  электронный опрос экспертов: специалистов  по продажам и маркетингу компании «Форт Диалог», специалистов Министерства информатизации и связи РТ отдела развития информационных услуг и технологий,  отдела информационной безопасности, информационно – аналитический отдела. В опросе приняли  участие 12 респондентов.

Для  анализа  сильных  и  слабых  сторон  была  проанализирована внутренняя  среда, которая  состоит  из  таких  составляющих  как:  маркетинг,  финансы, производство,  управление  и  персонал и внешняя  среда, которая включает в себя:   изучение  рынка,  конкуренции, поставщиков  и  макросреды.  На основании  анализа  были  выявлены  ключевые  показатели,  которые  вошли  в  опросный лист SWOT – анализа (Приложение 4). На  основе  экспертных  оценок была  построена матрица SWOT–анализа (Приложение 5). 

Самыми  сильными  стороной  компании,   по мнению экспертов, являются  система  работы с клиентами, низкий уровень  цен    по  отношению  к  конкурентам,  хорошая  репутация  компании, система  контроля  качества,  развитое  отделение  НИОКР, высокий  уровень  прибыльности,    благоприятное  географическое  расположение и  высокая квалификация  управленческого  персонала 

В  результате  анализа  были  выявлены  следующие  слабые  стороны организации: низкая скорость выполнения  заказов, низкий уровень  маркетинговых исследований, отсутствие товарного запаса на складах представительств, что увеличивает сроки доставки продукции, недостаточное количество сбытового персонала, низкий уровень  изучения рынка, отсутствие расходов на подготовку и переподготовку персонала. Работа и совершенствование этих показателей поможет повысить конкурентоспособность  организации на рынке. 

Рост  спроса на IT услуги,  по  мнению  экспертов,  является главной возможностью  для предприятия. Много слабых  сторон  оказывают влияние на  эту возможность: проблемы  в маркетинге, длинный  срок  выполнения заказов, недостаток квалифицированных специалистов  по  продажам.

Появление новых групп потребителей, новых  технологий  является хорошей возможность  для компании.    Необходима  постоянная  работа  отдела  маркетинга, который  должен  выявить  наиболее  перспективные  и  конкурентоспособные  продукты, а соответственно увеличить  новые группы потребителей.

Способность  выйти  на  новые  рынки  является    хорошей возможностью, этого можно  добиться за счет развития отделения  продаж. Сильно влияют проблемы в маркетинге - отсутствия  знаний о рынке,  проблемы с обучением персонала  и  обменом  информации  внутри  компании.

По  мнению  экспертов  наиболее  значимой  угрозой  является  демпинг конкурентов. Хорошее впечатление от сотрудничества с компанией и  репутация  организации  могут  удерживать  клиентов,  обеспечивая гарантированный  сбыт, удержать  клиентов  также  возможно  за  счет  высокого качества  услуг  и  относительно  низкими  ценами  по  отношению  к конкурентам.  Необходимо  искать  пути  для  снижения  издержек,  и поиском  новых рынков сбыта.

   Большая  угроза  появления   новых  конкурентов, высок риск  выхода федеральных игроков на  региональный рынок.  Высокая  репутация  компании  и  качество  услуг позволят  удержать существующих  клиентов, но  слабые  маркетинговые   исследования рынка и низкий  уровень изученности конкурентов   значительно ослабляют позиции  компании на рынке.  Необходимо  четко и быстро реагировать  на все изменения рынка, а  также  обновление  ассортимента  конкурентами.

Анализ  помог  выявить  сильные  и  слабые  стороны компании на IT – рынке, а так же существующие возможности и угрозы и уровень конкурентоспособности услуги ЗАО «Форт Диалог» относительно услуг конкурентов. Возникла  картина,  что и как влияет  на  внешнюю и внутреннюю  среду компании.

С целью определения уровня конкурентоспособности услуг ЗАО  «Форт Диалог» был проведен электронный  опрос (Приложение 6) компаний являющихся потребителями  IT услуг. В качестве респондентов выступили IT – специалисты промышленных компаний, выборка составила 120 респондентов, анкет пригодных к анализу было  112, что составляет 1,43 % от общего количества зарегистрированных организаций и территориально обособленных подразделений, единиц (6486) по данным  службы государственной статистики  в РТ  [26].

Анализируемые конкуренты были отобраны на основании мнения руководства  компании «Форт Диалог», в их числе  «Абак», «Центр», «ТатАИСэнерго»,  «АйТи», ICL КПО ВС

ОАО «ICL–КПО ВС» –  ведущая российская компания, предоставляющая комплексные решения в области информационных технологий и услуги по консалтингу, проектированию, внедрению, гарантийному и сервисному обслуживанию информационных систем любого масштаба.

ЗАО «АБАК» создано в 1991 г., является поставщиком оргтехники и программного обеспечения. Занимается поставкой расходных материалов офисного назначения, разработкой инженерных и телекоммуникационных систем, внедрение систем управления предприятием.

ООО «ТатАИСЭнерго» было создано 1 августа 2004 года как филиал ОАО "Татэнерго". В настоящее время "ТатАИСЭнерго" является самостоятельной организацией и осуществляет комплекс работ от проектирования, строительства, установки до последующей эксплуатации, поддержки и обновления IT инфраструктуры и систем коммерческого учета электроэнергии, тепла, газа, воды и сточных вод.

ООО «Центр» основано в 1998 году. Компания работает на российском рынке, решет комплексные задачи, реализует крупные технологически законченные проекты для органов  государственной власти и управления, организаций финансовой, социальной, торговой сферы, промышленных предприятий, операторов связи. В перечень работ  входит предпроектное обследование, консультирование, проектирование, пуско–наладка, сервисное обслуживание.

ЗАО «АйТи» – ведущий российский системный интегратор, компания образованна в 1990 году. Предоставляет полный спектр профессиональных услуг по созданию корпоративных информационных систем и их сопровождению на всем протяжении жизненного цикла. Региональная сеть компании, состоит более чем из 20 – ти филиалов в России.

В ходе опроса клиентов были выявлены основные критерии выбора поставщика IT услуг (рис. 2.3.1.)

Рис. 2.3.1. Критерии выбора поставщика IT услуг

При  обработке  данных,  о критериях выбора поставщика IT услуг,  был выявлен показатель «важность». Важность  рассчитывается  как соотношение суммы средних оценок  по отдельно  взятому атрибуту   к общей сумме средних оценок  по  всем атрибутам.  Анализ  выявил,  что наиболее  важным  атрибутом,  по  мнению респондентов,  являются качество услуг (0,20), на  втором  месте по важности гарантии (0,18) и надежная репутация компании (0,16), наличие рекомендации (0,10).   В  меньшей  степени  потребители требовательным  к  таким  показателям,  как:  уровень цен (0,08), широта ассортимента (0,08), сроки по установке и исполнению работ (0,08), наличие сертифицированных специалистов (0,06), удобные условия оплаты (0,06).

Среди других факторов респонденты  выделяли наличие лицензий и сертификатов на поведение работ, марку производителя  реализуемой продукции.

Респонденты  оценивали  по  десятибалльной  шкале  степень  присутствия 

Выявленных критериев  в анализируемых поставщиках  IT услуг.  На основание полученных  данных  была построена мультиатрибутивная модель IT услуг (табл. 2.3.1.) и многоугольник конкурентоспособности (рис. 2.3.2),  в котором графически  представлено  расхождение позиции ЗАО «Форт Диалог» по

отношению  к  его  основным  конкурентам.

Таблица 2.3.1.

Оценка конкурентоспособности  услуг ЗАО «Форт Диалог» относительно конкурентов

Наименование компании

Характеристика

Баллы

Качество обслуживания

Гарантии

Репутация компании

Наличие рекомендации

Уровень цен

Широта ассортимента

Сроки по установке и исполнению работ

Наличие сертифицированных  специалистов

Удобные условия оплаты

Средний балл

Балл корреляции

Общая полезность

Форт Диалог

8,20

7,60

7,70

7,10

6,40

7,60

5,50

6,40

7,10

7,07

7,37

6,85

Абак

6,40

5,40

7,40

6,90

8,10

7,60

5,40

7,40

5,10

6,63

6,50

6,30

Продолжение таблицы 2.3.1.

Центр

7,10

8,00

6,70

8,70

6,80

5,90

6,40

7,50

4,40

6,83

7,05

6,81

ТатАИСэнерго

8,00

7,30

8,10

8,60

6,60

7,10

6,20

7,10

6,50

7,28

7,49

7,12

ICL

7,90

8,00

8,00

7,70

6,90

7,80

6,90

5,30

6,50

7,22

7,58

7,16

АйТи

6,60

7,10

5,60

7,70

8,10

7,60

5,70

6,90

5,40

6,74

6,66

6,42

Важность

0,20

0,18

0,16

0,10

0,08

0,08

0,08

0,06

0,06

1,00

   

Дифференциация

1,36

1,38

1,38

1,28

1,40

1,41

1,66

1,48

1,71

     

Характерность фактическая

0,27

0,25

0,22

0,13

0,12

0,12

0,13

0,08

0,09

1,42

   

Характерность нормированная 

0,23

0,20

0,17

0,08

0,07

0,07

0,09

0,04

0,05

1,00

   

Информация о работе Комплекс мероприятий по повышению конкурентоспособности ЗАО «Форт Диалог» на IT рынке