Комплекс мероприятий по повышению конкурентоспособности ЗАО «Форт Диалог» на IT рынке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 13:46, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является разработка комплекса мероприятий по повышению конкурентоспособности ЗАО «Форт Диалог» на IT рынке республики Татарстан и разработка предложений по повышению конкурентоспособности компании.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить теоретические аспекты конкурентоспособности организации;
провести анализ конкурентоспособности ЗАО «Форт Диалог» на IT рынке республики Татарстан;
предложить пути повышения конкурентоспособности ЗАО «Форт Диалог» на IT рынке республики Татарстан.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 252.86 Кб (Скачать файл)

 

 

Список использованной литературы

  1. Азоев, Г.Л. Маркетинг. Словарь / Г.Л. Азоев, П.С. Завьялов, Л.Ш. Лозовский, А.Г.  Поршев, Б.А. Райзберг. – М.: ОАО НПО «Экономика», 2000.  – 362 с. – ISBN: 5–282–02023–8.

  1. Бараничев, В.П. Анализ и оценка маркетингового потенциала предприятия / В.П. Бараничев, С.Г. Стрижов // Маркетинг. – 2004. – № 3. – С.38-49.
  1. Бондаренко, П.Ю. Проблемы оценки конкурентоспособности организации/ П.Ю.Бондаренко// Проблемы и перспективы  управления экономикой и маркетингом в организации.–2009. – №9. – С.19-23.

  1. Быков, В. А.  Учебное пособие для вузов: Конкуренция. Инновации. Конкурентоспособность / В.А. Быков, Т.Г. Философова. – М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2008. – 271 с. – ISBN: 978–5–238–01452–4.

  1.  Голубков, Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика / Е.П. Голубков. – М.: «Финпресс», 2008. – 416 с. ISBN: 978–5–8001–0093–8.
  2. Гришина, В. Т. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности/ В.Т. Гришина, Л. А. Дробышева, О. М. Меликян, Н. В. Ребрикова. – М.:  «Дашков и Ко», 2007. – 269 с. – ISBN: 5–91131–234–4.
  3. Денисова, А.Л. Управление конкурентоспособностью промышленного предприятия: аспекты качества / А.Л.Денисова, Т.М. Уляхин. – Тамбов: Изд–во Тамб. гос. техн. университета, 2006. – 120 с. ISBN: 5–8265–0495–1.
  4. Игольников, Г.Н., Патрушев Е.А. Что понимать под конкурентоспособностью, инвестиционной привлекательностью и экономичностью производства / Г.Н.Игольников, Е.А. Патрушев // Российский экономический журнал. – 2005. – № 11. – С. 51-58.
  5. Зайцев, Н.Л. Учебник: Экономика промышленного предприятия / Н.Л. Зайцев. – М.: Инфра М. – 2001. – 414 с. ISBN: 5–16–000920–5
  6. Котлер, Ф. Маркетинг менеджмент / Ф. Котлер, К.Л. Келлер; пер. с англ. О.А. Третьяк, Л.А. Волковой, Ю.Н. Кантуревского. – СПб.: Питер, 2006. – 816 с. – ISBN: 978–5–91180–092–5.
  7. Лидеры IT рынка// Деловой квартал.– 2010.– № 6. – С. 33-37.
  8. Миронов,  М.Г.  Ваша  конкурентоспособность / М.Г. Миронов. – М.:  Альфа–Пресс, 2004. – 160 с.  ISBN: 5–94280–068–5.
  9. Моисеева, Н.К. Международный маркетинг: учебное пособие / Г. Л. Багиев, Н. К. Моисеева, В. И. Черенков. – М.: «Питер», 2008. – 688 с. – ISBN:  978–5–91180–660–6.
  10. Портер, М. Международная конкуренция / М. Портер под ред. и с предисловием В.Д. Щетинина. – М.:  Международные отношения, 2004. – 440 с. – ISBN: 5–7133–0413–2.
  11. Портер, М. Конкуренция: перевод с английского: уч. пос. / М. Портер. – М.: «Вильямс», 2005. – 495 с.– ISBN: 5–8459–0794–2.
  12. Смит, А. Исследование о природе и причинах богатства народов / А. Смит. – М.: Эксмо, 2007. – 960 с. – ISBN: 978–5–699–18389–0.
  13. Чайникова, Л.Н., Конкурентоспособность предприятия : учеб. пособие / Л.Н. Чайникова, В.Н. Чайников. – Тамбов: Изд–во Тамб. гос. техн. университета, 2007. – 192 с. – ISBN: 5–8265–0568–0.
  14. Хруцкий, В.Е. Современный маркетинг: настольная книга по исследованию рынка / В.Е. Хруцкий, И.В. Корнеева. – М.: «Финансы и статистика», 2005. – 560 с. ISBN 5–279–02536–4.
  15. Фатхутдинов, Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление / Р.А. Фатхутдинов. – М.: «Дашков и Со», 2002. – 892 с.– ISBN: 5–94462–137–0.
  16. Фатхутдинов, Р.А. Управление конкурентоспособностью организации. Учебник. – 2–е изд., испр. и доп. / Р.А. Фатхутдинов. – М.: «Эксмо», 2005. – 544 с.  – ISBN: 5–7958–0190–3.
  17. Юданов, А.Ю. Конкуренция: теория и практика: учебное пособие для вузов /  А.Ю. Юданов. – М.: ГНОМ и Д, 2001.–  304 с.– ISBN: 5–296–00076–5
  18. www.wikipedia.org – электронная энциклопедия
  19. www.kycherova.ru – образовательный сайт к.э.н.  Кучеровой, Е. Н.  статья «Конкуренция и конкурентоспособность».
  20. www.bestofinvest.ru – электронный журнал  «Свое дело»
  21. www.elitarium.ru – Лапуста, М. Г. статья Конкурентный анализ отрасли и ключевые факторы успеха.
  22. www.tatar.ru – официальный сайт республики Татарстан
  23. www.tatstat.ru – официальный сайт федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан.
  1. www.crn.ru – издание посвященное бизнесу в сфере информационных технологий. 

  1. www.citcity.ru – Деловая газета  IT–новостей
  1. www.cnews.ru – Интернет–издание о высоких технологиях

  1. www.gazeta.etatar.ru – Татарская деловая газета
  2. www.mcrt.tatar.ru –  официальный сайт Министерства информатизации и связи

 

Глоссарий

 

  1. Регион–донор – регион, не получающих финансовой помощи из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ:  дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности согласно законам о федеральном бюджете [22].
  2. Системная интеграция – это комплекс мер по автоматизации предприятия заказчика: от поставки средств вычислительной техники и программного обеспечения до создания полной информационной системы управления бизнесом. В системной интеграции выделяются такие составляющие, как: СКС, ВОЛС, электрические сети, проекты и готовые решения, поставка серверов и рабочих станций, программные и аппаратные комплексы ERP, CRM, SCADA [22].

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Приложение 1.

 

Обзор определений  понятия «конкурентоспособность предприятия»  [12]

№ п./п.

Определение

Автор

1.

 Конкурентоспособность  предприятия – способность   предприятия противостоять  на  рынке  другим  изготовителям  аналогичной  продукции (услуги) как по степени удовлетворения  своими  товарами  конкретной  общественной потребности, так  и по эффективности производственной  деятельности.

Донцова Л.В.

2.

Конкурентоспособность предприятия  – реальная  и  потенциальная  способность  компании,  а  также  имеющихся  у  них  возможностей способностей  проектировать,  изготовлять  и сбывать товары, которые по ценовым  и неценовым  характеристикам  в  комплексе  более  привлекательны для потребителей, чем товары конкурентов.

Рубин Ю.Б.

3.

Конкурентоспособность предприятия  – сравнительное  преимущество  фирмы  по  отношению к другим фирмам данной отрасли внутри национальной экономики и за ее пределами.

Млоток Е.

4.

Конкурентоспособность предприятия  – способность  компании  реализовывать  свою продукцию  по  цене,  обеспечивающей  рост  и выполнение  обязательств  перед  третьими  лицами (обеспечение  определенного  уровня  рентабельности,  формирования  основных  фондов, возврата инвестиционного капитала).

Джакот Д.Х.

5.

Конкурентоспособность предприятия  –  важнейший  критерий целесообразности выхода предприятия на национальные и мировые товарные рынки.

Багиев Г.Л. 

6.

Конкурентоспособность предприятия  – свойство объекта, характеризующееся  степенью удовлетворения  потребности  по  сравнению  с аналогичными  объектами,  представленными  на данном  рынке.  Конкурентоспособность  определяет  способность  выдерживать  конкуренцию  в сравнении  с  аналогичными  объектами  на  данном (внутреннем или внешнем) рынке.

Фатхутдинов Р.А. 

7.

Под  конкурентоспособностью предприятия  понимается способность  предприятия производить конкурентоспособную  продукцию  за  счет  его умения  эффективно  использовать  финансовый,

производственный и трудовой потенциал.

Сергеев И.В.

8.

Конкурентоспособность –  это свойство объекта, имеющего  определенную  долю  соответствующего  рынка,  которое  характеризует  степень соответствия  технико–функциональных,  экономических,  организационных  и  других  характеристик  объекта  требованиям  потребителей,  определяет долю рынка, принадлежащую данному объекту,  и  препятствует  перераспределению этого рынка в пользу других объектов.

Светуньков С.Г.

9.

Конкурентоспособность –  это способность страны или фирмы  продавать свои товары.

Рове М. 

10.

Конкурентоспособность предприятия  – это относительная  характеристика,  которая  выражает отличия развития данной фирмы от степени удовлетворения своими товарами потребности людей  и  по  эффективности  производственной  деятельности  конкурентоспособность  предприятия  характеризует  возможности  и  динамику  приспособления к  условиям рыночной конкуренции.

Мескон М.Х.

11.

Конкурентоспособность  предприятия –  это  способность  предприятия разрабатывать, производить  и  продавать  свою  продукцию  на  рынке  по  цене, обеспечивающей в полном объеме его финансово–экономических  обязательств,  а  также  количественный и качественный рост его потенциала.

Самодуров Д.О. 

12.

Конкурентоспособность –  это  внутреннее  свойство  субъекта  рыночных  отношений,  выявляемое  в  процессе  конкуренции  и  позволяющее занять  свою  нишу  в  рыночном  хозяйстве  капиталистического  типа  для  расширения производства, что предполагает покрытие  всех издержек производства  и  получение  прибыли  от  легальной хозяйственной деятельности.

Петров В. 

13.

Конкурентоспособность –  это  обусловленное 

экономическими,  социальными,  политическими факторами  положение  товаропроизводителя  на внутреннем  и  внешнем  рынках,  отражаемое через  показатели (индикаторы),  адекватно  характеризующие такое  состояние и его динамику.

Селезнев А.

14. 

Конкурентоспособность предприятия  – это  способность изготовлять  и сбывать товар с большей  конкурентоспособностью, чем у конкурента.

Миронов М.Г. 

15.

Основная  составляющая  конкурентоспособности предприятия  – это эффективность использования  его  производственного  потенциала (т.е.

способность  наращивать  конкурентоспособность  изготовляемой  продукции  в  более  быстром  темпе, чем потенциал конкурента).

Фигурнов Э.Б., 

Донец Ю.Ю.

 

16.

Конкурентоспособность  предприятия – это  совокупность  следующих  характеристик:  захваченная  предприятием  доля  рынка;  способность  предприятия к производству, сбыту  и развитию; способность  высшего  звена  руководства  к  реализации, поставленной цели.

Коно Т.

17.

Конкурентоспособность  предприятия –  это  относительная  характеристика, отражающая отличие  процесса  производства  данного  производителя от производителя–конкурента как по степени  удовлетворения  своими  товарами  или  услугами  конкретной  общественной  потребности,

так и по  эффективности  производственной  деятельности.

Ермолов М.О.

18.

Конкурентоспособность  предприятия –  это  возможность  и  динамика  приспособления  его  к условиям рыночной конкуренции.

Яшин Н.С.

19.

Конкурентоспособность  предприятия –  это способность  противостоять на рынке другим изготовителям  и поставщикам аналогичной продукции как по степени удовлетворения своими товарами или услугами конкретной общественной потребности, так и по эффективности производственной деятельности.

Киперман Г.Я.

20.

Конкурентоспособность организации  – это способность  успешно  оперировать на конкретном рынке (регионе  сбыта) в данный период времени путём  выпуска и реализации конкурентоспособных  товаров и услуг.

Хруцкий В.Е. и Корнеева И.В.


 

 

 

 

 

Приложение 2.

Ликвидность, достаточность  капитала и оборотных средств  ЗАО «Форт Диалог»

 

Наименование показателя

Рекомендуемая методика расчета

2007 г.

2008 г.

2009 г.

9 мес. 2010 г.

Собственные  оборотные   средства, 
руб.                             

Капитал и резервы (за вычетом  собственных  акций, 
выкупленных    у    акционеров)   –       целевые 
финансирование  и  поступления +  доходы  будущих 
периодов – внеоборотные активы                  

84 314 000 руб.

85 194 000 руб.

86 840 000 руб.

136 892 000 руб.

Индекс постоянного актива        

(Внеоборотные активы + долгосрочная   дебиторская 
задолженность) / (Капитал и резервы (за   вычетом 
собственных акций, выкупленных у акционеров)    – 
целевые  финансирование  и   поступления + доходы 
будущих периодов)                               

35,74

0,37

0,32

0,25

Коэффициент текущей ликвидности  

(Оборотные активы –  долгосрочная      дебиторская 
задолженность) / (Краткосрочные обязательства (не 
включая доходы будущих периодов))               

1,94

1,74

2,06

2,15

Коэффициент быстрой ликвидности  

(Оборотные активы –  запасы – налог на добавленную 
стоимость   по   приобретенным    ценностям     – 
долгосрочная     дебиторская    задолженность)  / 
(Краткосрочные обязательства (не включая   доходы 
будущих периодов))                              

0,99

1,14

1,57

1,60

Коэффициент автономии  собственных 
средств                          

(Капитал и резервы  (за вычетом собственных акций, 
выкупленных     у   акционеров)   –       целевые 
финансирование и поступления + доходы     будущих 
периодов) / (Внеоборотные  активы   +   оборотные активы)                                         

0,59

0,54

0,61

0,61


 

 

 

Приложение 3.

Основные показатели финансово–экономической деятельности ЗАО «Форт Диалог»

 

Наименование показателя

Рекомендуемая методика расчета

2007 г.

2008 г.

2009 г.

9 мес.  2010 г.

Стоимость     чистых       активов 
эмитента, руб.                   

В  соответствии  с  порядком,       установленным 
Минфином России и/или     федеральным     органом 
исполнительной власти  по  рынку  ценных    бумаг 
для акционерных    обществ, а если      эмитентом 
является   акционерный   инвестиционный  фонд,  – 
в   соответствии    с  порядком,    установленным 
федеральным   органом  исполнительной власти   по 
рынку ценных бумаг                              

131 222 тыс. руб.

134 657 тыс. руб.

127 955 тыс. руб.

183 667 тыс. руб.

Отношение     суммы   привлеченных 
средств к капиталу и резервам, % 

(Долгосрочные обязательства  на  конец   отчетного 
периода  +  краткосрочные обязательства на  конец 
отчетного периода)    /  (Капитал  и  резервы  на 
конец отчетного периода) х 100                  

68,71 %

86,84 %

65,41 %

64,63 %

Отношение   суммы    краткосрочных 
обязательств    к   капиталу     и 
резервам, %                      

(Краткосрочные обязательства  на конец   отчетного 
периода) / (Капитал и резервы на конец  отчетного 
периода) х 100                                  

68,46 %

85,61 %

64,62 %

64,54 %

Покрытие платежей по  обслуживанию 
долгов, %                        

(Чистая   прибыль   за   отчетный    период     + 
амортизационные отчисления за отчетный период)  / 
(Обязательства, подлежавшие погашению в отчетном 
периоде    +  проценты,   подлежавшие уплате    в 
отчетном периоде) х 100                         

9,02%

4,71%

8,14%

17,16%

Уровень               просроченной 
задолженности, %                 

(Просроченная задолженность   на  конец  отчетного 
периода) / (Долгосрочные обязательства на   конец 
отчетного        периода      +     краткосрочные 
обязательства на конец отчетного периода) х 100 

0

0

0

0

Оборачиваемость        дебиторской 
задолженности, раз               

(Выручка) / (Дебиторская задолженность  на   конец 
отчетного   периода  –  задолженность  участников 
(учредителей) по вкладам в уставный капитал    на 
конец отчетного периода)                        

9,44

10,49

5,19

3,60

Доля дивидендов в прибыли, %     

(Дивиденды   по  обыкновенным  акциям по   итогам 
завершенного финансового года) / (Чистая  прибыль 
по  итогам   завершенного    финансового  года  – 
дивиденды по привилегированным акциям по   итогам 
завершенного  финансового года) х 100           

0

0

0

0

Производительность          труда, 
руб./чел.                        

(Выручка)       /    (Среднесписочная численность 
сотрудников (работников))                       

3361,73 тыс.руб./чел  (12 мес.)

3793,39 тыс.руб./чел  (12 мес.)

2601,99 тыс.руб./чел  (12 мес.)

3378,87 тыс.руб./чел  (9 мес.)

Амортизация к объему выручки, %  

(Амортизационные отчисления) / (Выручка) х 100  

2,2

1,89

0,71

0,41


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4.

Опросный лист SWOT– анализа

(для оценки сильных  и слабых сторон, угроз и возможностей  ЗАО «Форт Диалог» в конкурентной  борьбе)

 

Здравствуйте!

Оцените  по 10–ти  бальной шкале каждый  из  приведенных ниже показателей, где 1 – минимальная, 10 – максимальная.

 

Показатели   

Оценка

Внешняя среда

Рынок: 

  1. Темпы роста спроса
  2. Способность выйти на новые рынки 
  3. Появление новых групп потребителей 
  4. Рост платежеспособности потребителей 
  5. Соответствие товара мировым стандартам 

Конкуренция:

  1. Демпинг конкурентов 
  2. Появление новых конкурентов 
  3. Усиление рекламной деятельности конкурентами 
  4. Расширение ассортимента конкурентами 
  5. Улучшение качества услуг конкурентов 
  6. Наличие у конкурентов более квалифицированных

кадров в области продаж

Поставщики:

  1. Возможность замены поставщиков
  2. Количество поставщиков 
  3. Гибкость расчета 
  4. Информационная коммуникация с поставщиками 

Макросреда:

  1. Система налогообложения и качество экономического законодательства
  2. Уровень политической стабильности в    географических границах рынка
  3. Степень изменения курса валют 
  4. Появление новых технологий 
  5. Отношение гос–ва к данному виду бизнеса
 

Внутренняя среда

Маркетинг:

  1. Репутация организации
  2. Уровень и качество обслуживания (сервис) 
  3. Уровень изучения рынка 
  4. Уровень цен по отношению к конкурентам 
  5. Эффективность продвижения 
  6. Участие в выставках 
  7. Уровень маркетинговых исследований 
  8. Численность сбытового персонала 
  9. Скорость выполнения заказов 
  10. Наличие товарного запаса на складах представительств 
  11. Наличие стратегии развития 
  12. Затраты на распределение (логистика) 

Финансы:

  1. Уровень прибыльности продукта 
  2. Рентабельность инвестиций в продукт 

Производство:

  1. Резервы производственных мощностей 
  2. Системы контроля качества 
  3. Возможности своевременных поставок 
  4. Использование современных технологий 
  5. Уровень НИОКР и инноваций 
  6. Использование качественного сырья 

Управление и персонал:

  1. Система работы с клиентами 
  2. Система подбора кадров 
  3. Квалификация управленческого персонала 
  4. Квалификация неуправленческого персонала 
  5. Расходы по подготовке и переподготовке персонала 
  6. Географическое расположение 
 

Информация о работе Комплекс мероприятий по повышению конкурентоспособности ЗАО «Форт Диалог» на IT рынке