Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 13:46, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является разработка комплекса мероприятий по повышению конкурентоспособности ЗАО «Форт Диалог» на IT рынке республики Татарстан и разработка предложений по повышению конкурентоспособности компании.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить теоретические аспекты конкурентоспособности организации;
провести анализ конкурентоспособности ЗАО «Форт Диалог» на IT рынке республики Татарстан;
предложить пути повышения конкурентоспособности ЗАО «Форт Диалог» на IT рынке республики Татарстан.
В таблице 2.1.2. показана структура себестоимости услуг ЗАО «Форт Диалог».
Таблица 2.1.2.
Общая структура себестоимости услуг
Наименование статьи затрат |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
9 мес. 2010 г. |
Сырье и материалы, % |
0 |
0 |
0 |
0 |
Приобретенные комплектующие изделия, полуфабрикаты, % |
81,2 |
83,4 |
83,4 |
81,2 |
Работы и услуги
производственного характера, |
3,0 |
3,1 |
3,1 |
3,0 |
Топливо, % |
0 |
0 |
0 |
0 |
Энергия, % |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
Затраты на оплату труда, % |
5,7 |
5,6 |
5,6 |
5,7 |
Проценты по кредитам, % |
0,7 |
0,6 |
0,6 |
0,7 |
Арендная плата, % |
1,1 |
1,1 |
1,1 |
1,1 |
Отчисления на социальные нужды, % |
1,7 |
1,7 |
1,7 |
1,7 |
Амортизация основных средств, % |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
Налоги, включаемые в себестоимость продукции, % |
1,4 |
1,4 |
1,4 |
1,4 |
Прочие затраты (пояснить), % |
0 |
0 |
0 |
0 |
Продолжение таблицы 2.1.2.
амортизация по нематериальным активам, % |
0 |
0 |
0 |
0 |
вознаграждения за рационализаторские предложения, % |
0 |
0 |
0 |
0 |
обязательные страховые платежи, % |
0 |
0 |
0 |
0 |
представительские расходы, % |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
иное, % |
3,6 |
1,5 |
1,5 |
3,6 |
Итого: затраты на
производство и продажу продукции
(работ, услуг) (себестоимость),
% |
100 |
100 |
100 |
100 |
Выручка от продажи продукции (работ, услуг), руб. |
739 580 000 руб. |
827 178 000 руб. |
597 519 000 руб. |
554 135 000 руб. |
Из таблицы 2.1.2. видно, что
в структуре себестоимости
В таблице 2.1.3. показаны показатели, характеризующие прибыльность и убыточность компании в период с 2007 по 2010 г.г.
Таблица 2.1.3.
Прибыль и убытки ЗАО «Форт Диалог»
Наименование показателя |
Рекомендуемая методика расчета |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
9 мес. 2010 год |
Выручка, руб. |
Общая сумма
выручки от продажи товаров, |
739 580 000 руб. |
827 178 000 руб. |
597 389 000 руб. |
554 135 000 руб. |
Валовая прибыль, руб. |
Выручка – себестоимость
проданных товаров, |
76 989 000 руб. |
83 778 000 руб. |
53 231 000 руб. |
71 847 000 руб. |
Чистая прибыль (нераспределенная |
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода |
8 105 000 руб. |
5 435 000 руб. |
6 732 000 руб. |
20 342 000 руб. |
Рентабельность
собственного |
(Чистая прибыль) / (Капитал
и резервы – целевые |
6,18 % |
4,04 % |
5,26 % |
11,08 % |
Продолжение таблицы 2.1.3.
Рентабельность активов, % |
(Чистая прибыль) / (Балансовая
стоимость активов) |
3,66% |
2,17% |
3,18% |
6,73% |
Коэффициент чистой прибыльности, % |
(Чистая прибыль) / (Выручка) х 100 |
10,96% |
0,66% |
1,6% |
3,67% |
Рентабельность продукции
(продаж), |
(Прибыль от продаж) / (Выручка) х 100 |
2,97% |
2,96% |
3,92% |
4,80% |
Оборачиваемость капитала |
(Выручка) / (Балансовая стоимость
активов |
5,64% |
6,14 |
3,29 |
3,02 |
Сумма непокрытого
убытка на |
Непокрытый убыток
прошлых лет + непокрытый |
0 |
0 |
0 |
0 |
Соотношение непокрытого
убытка на |
(Сумма непокрытого
убытка на отчетную дату) / |
0 |
0 |
0 |
0 |
Таблица 2.1.3. свидетельствует о том, что выручка, резко упавшая в 2009 кризисном году на 28%, за 9 месяцев текущего года почти сравнялась с показателем 2009 г., что свидетельствует о выходе из кризиса и росте продаж. Более чем в 3 раза увеличилась чистая прибыль, что обусловлено ростом коэффициента чистой прибыльности продаж в 2,2 раза. Уровень рентабельности возрос на 18%, по сравнению с 2009 г.
В таблице 2.1.4. показаны сведения о платежеспособности ЗАО «Форт Диалог» за последние три года и последний отчетный период текущего года
Таблица 2.1.4.
Сведения о платежеспособности ЗАО «Форт Диалог»
Наименование показателя |
Методика расчета |
2007 г. |
2008г. |
2009г. |
9 мес. 2010 |
Коэффициент платежеспособности |
Оборотные активы/ краткосрочные обязательства |
1,94 |
1,74 |
2,06 |
2,16 |
Продолжение табл. 2.1.4.
Обеспеченность собственными источниками финансирования |
(Собственный капитал – Внеоборотные активы) /Оборотные активы |
0,48 |
0,42 |
0,73 |
0,54 |
Коэффициент текущей ликвидности |
(Оборотные активы –
долгосрочная дебиторская |
1,94 |
1,74 |
2,06 |
2,16 |
Коэффициент быстрой ликвидности |
(Оборотные активы –
запасы – налог на добавленную
стоимость по приобретенным |
1,00 |
1,14 |
2,94 |
1,60 |
Таблица 2.1.4. свидетельствует о стабильном росте коэффициента текущей ликвидности, который в 2009 г. составил 2,06, а за 9 мес. 2010 г. – 2,15, когда норма данного коэффициента равна 2.
Среди клиентов компании «Форт Диалог» значатся крупнейшие предприятия и государственные структуры Республики Татарстан: группа компаний «Татнефть», ОАО «КАМАЗ», «Набережночелнинский картонно–бумажный комбинат», «Транснефть», «Сбербанк», Налоговая инспекция Наб. Челны, Исполнительный комитет г. Наб. Челны. Основные клиенты компании сосредоточены в нефтяной, нефтегазовой и химической промышленности – более 30% (рис. 2.1.3.).
Особое место в проектах
компании «Форт Диалог»
Рис. 2.1.3. Структура продаж ЗАО «Форт Диалог» по типам клиентов
К концу 2009 г. численность персонала ЗАО «Форт Диалог» составляла 275 человек (в 2008 и 2007 г.г. этот показатель равнялся соответственно 244 и 230 человек).
В ходе кризиса были перестроены
финансовые взаимоотношения с поставщиками
и клиентами. В разгар кризиса
компания практически отказалась от
кредитования клиентов, сохранив его
только для государственных
По оценкам руководства компании, сейчас на территориях, где представлены филиалы ЗАО «Форт Диалога», сложилась ситуация, когда ни одна компания (ни местная, ни региональная) не может считаться безоговорочным лидером регионального IT рынка, доля самого крупного игрока – не более 10%. Потенциал территорий настолько велик, что за последние пять лет «Форт Диалог» увеличил свои обороты в пять раз, не расширяя географии представительств. Растущие рынки позволяют развиваться, не открывая новых филиалов. Сейчас цель компании — входить в тройку ведущих игроков в регионах присутствия.
В планах ЗАО «Форт Диалог» увеличить долю сервисных услуг, в том числе и нестандартного, в области ПО и долю работ, а не продаж. Кроме того, компания планирует выход за рамки территорий, на которых сейчас работает. В 2009 г. около 15–18% продаж ЗАО «Форт Диалог» пришлось на клиентов, находящихся в регионах, где нет представительств компании (в Тюменской области, Волгограде, Кургане, Сочи). Ранее «Форт Диалог» не работал с такими заказчиками, а теперь силами филиалов и головной структуры компания решила выходить за границы привычной территории.
2.2. Обзор IT рынка республики Татарстан
Татарстан – один из наиболее
развитых в экономическом отношении
субъектов Российской Федерации. В
силу исторических, географических, природных
условий и других факторов Республика
Татарстан (РТ) стала крупнейшим промышленным,
научным и образовательным