Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 19:13, дипломная работа
Цель дипломной работы – изучение системы обеспечения конкурентоспособности предприятия.
Для реализации поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
изучается понятие «конкурентоспособность» предприятия и способы определения ее уровня;
проводится анализ факторов конкурентоспособности предприятия, раскрывается взгляд на эту проблему известных экономистов-теоретиков;
определяются основные направления повышения конкурентоспособности предприятия;
изучается обеспечение конкурентоспособности ОДО «Мир паркета», оценивается ее уровень и динамика;
Введение
1. Конкурентоспособность предприятия как экономическая категория: сущность, измерение, факторы влияния
1.1 Развитие концепции обеспечения конкурентоспособности предприятия
1.2 Сущность и формирование конкурентоспособности предприятий
1.3 Конкурентоспособность предприятия и определение ее уровня
1.4 Основные факторы конкурентоспособности предприятия
2. Анализ конкурентоспособности ОДО «Мир паркета» и оценка финансового состояния предприятия
2.1 Общая характеристика предприятия ОДО «Мир паркета»
2.3 Оценка конкурентоспособности ОДО «Мир паркета»
3. Пути повышения конкурентоспособности ОДО «Мир паркета»
3.1 Возможности использования влияния внешней среды предприятия как фактора роста конкурентоспособности ОДО «Мир паркета»
3.2 Решающие факторы обеспечения конкурентоспособности ОДО «Мир паркета»
Заключение
Список использованных источников
Оглавление
1. Конкурентоспособность предприятия как экономическая категория: сущность, измерение, факторы влияния
1.1 Развитие концепции обеспечения конкурентоспособности предприятия
1.2 Сущность и
формирование
1.3 Конкурентоспособность предприятия и определение ее уровня
1.4 Основные факторы конкурентоспособности предприятия
2. Анализ конкурентоспособности ОДО «Мир паркета» и оценка финансового состояния предприятия
2.1
Общая характеристика
2.3 Оценка конкурентоспособности ОДО «Мир паркета»
3. Пути повышения конкурентоспособности ОДО «Мир паркета»
3.1 Возможности использования влияния внешней среды предприятия как фактора роста конкурентоспособности ОДО «Мир паркета»
3.2 Решающие факторы обеспечения конкурентоспособности ОДО «Мир паркета»
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Введение
конкурентоспособность белорусский оптимизация
В условиях развития процесса глобализации, обострения конкуренции, агрессивной политики зарубежных товаропроизводителей на внутреннем рынке Республики Беларусь, а также в связи с задачей развития белорусского экспорта возрастает значение проблемы повышения конкурентоспособности белорусских предприятий. Конкурентная борьба заставляет предприятия обеспечивать себе устойчивые конкурентные преимущества и разрабатывать систему обеспечения конкурентоспособности.
7 августа 2002 г. Распоряжением Президента Республики Беларусь №218 разработана Программа структурной перестройки и повышения конкурентоспособности экономики. Эта программа представляет собой целевой комплекс мер, предназначенных обеспечить своевременный разворот социально-экономической политики государства к новым внешним и внутренним реалиям, связанным с интеграцией страны в мировое хозяйство, обострением международной конкуренции, ее влиянием на производственные и экономические процессы в Республике Беларусь. Данная программа является основной при разработке белорусскими предприятиями мероприятий по повышению своей конкурентоспособности[11, с. 15].
Обеспечение стратегической конкурентоспособности предприятия является одним из основных приоритетов развития экономической науки в Японии, США, Китае и других развитых странах. В Японии создано 14 специализированных консалтинговых компаний, деятельность которых сосредоточена на оценке конкурентоспособности предприятий и разработке рекомендаций по ее повышению. В Германии и США функционируют учебные заведения, которые целенаправленно готовят специалистов в области управления стратегической конкурентоспособностью.
Опыт развитых стран свидетельствует
о том, что оптимизация
В данной работе рассматриваются понятия,
сущность конкурентоспособности
Цель дипломной работы – изучение системы обеспечения конкурентоспособности предприятия.
Для реализации поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
При проведении исследования в работе используются следующие научно-исследовательские методы: метод синтеза и анализа, метод сравнения и группировок, экономико-математические методы, метод экспертных оценок. Работа основана на анализе литературных источников, фактического материала и собственных разработок.
Следует отметить, что на протяжении многих лет конкурентоспособность предприятия является объектом исследования многих экономистов. Этой теме посвящены работы зарубежных (М.Портер, Ж.Ламбен, Р.Гилбрейт, Ф.Котлер), отечественных (Е.Велесько, П.Логинов, А.Неправский) авторов, а также исследователей из стран СНГ (А.Воронов, А.Березкин, Е.Голубков). Однако критический подход к рассмотрению этих работ позволяет выявить ряд проблем в области стратегического управления конкурентоспособностью, не нашедших достаточного отражения в экономической литературе и требующих дальнейшего изучения.
Рыночная экономика в Республике Беларусь набирает всё большую силу. Вместе с ней набирает силу и конкуренция как основной механизм регулирования хозяйственного процесса. В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйственного субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его функционирования. Чтобы обеспечивать выживаемость предприятия в современных условиях, управленческому персоналу необходимо, прежде всего, уметь реально оценивать финансовые состояния как своего предприятия так и существующих потенциальных конкурентов. Финансовое состояние – важнейшая характеристика экономической деятельности предприятия. Она определяет конкурентоспособность, потенциал в деловом сотрудничестве, оценивает, в какой степени гарантированы экономические интересы самого предприятия и его партнёров в финансовом и производственном отношении. Однако одного умения реально оценивать финансовое состояние недостаточно для успешного функционирования предприятия и достижения им поставленной цели. Финансовое состояние предприятия характеризуется размещением и использованием средств предприятием. Эти сведения представляются в балансе предприятия.
Основными факторами, определяющими финансовое состояние, являются, во-первых, выполнение финансового плана и пополнение по мере возникновения потребности собственного оборота капитала за счет прибыли и, во-вторых, скорость оборачиваемости оборотных средств (активов). Сигнальным показателем, в котором проявляется финансовое состояние, выступает платежеспособность предприятия, под которой подразумевают его способность вовремя удовлетворять платежные требования, возвращать кредиты, производить оплату труда персонала, вносить платежи в бюджет[5, c. 223].
В данной дипломной работе рассматриваются теоретические основы анализа финансового состояния предприятия. В расчетной части вашему вниманию будет представлен анализ финансового состояния предприятия.
1. Конкурентоспособность
1.1 Развитие концепции
В современных условиях в мировой экономике происходит усиление конкуренции, вследствие чего руководители предприятий находятся в постоянном поиске новых инструментов управления конкурентоспособностью (КС) предприятий и рычагов ее повышения.
Так, в течение первых тридцати лет XX в. ситуация в обществе складывалась таким образом, что предприятиям удавалось достичь успеха, а значит, и обеспечить свою КС с минимальными издержками. Дифференциации товарного ассортимента не существовало, а секрет успеха заключался в умении произвести продукцию с наименьшими затратами. Критериями оценки эффективности производства в это время были в основном показатели соотношения доходов и расходов.
Однако с внедрением новых технологий, ускорением насыщения спроса, интернационализацией и ростом конкуренции и усилением государственного регулирования в промышленных отраслях первого поколения: сталелитейной, станкостроении и производстве сельскохозяйственной техники – отдельные оперативные способы и методы управления уже не приводили к увеличению объема продаж и повышению КС предприятий. Снижение накладных расходов, сокращение персонала, увеличение производительности и объединение операций не могли остановить падение прибыли. Критериями оценки производственной деятельности к 1950 г. стали уже не только традиционные показатели соотношения доходов и расходов, но и организационной и управленческой эффективности (грузооборот, товарооборот, прибыль на вложенный капитал). Так, в 1950-1960 гг. возникла потребность в стратегическом планировании и управлении и в системном подходе к управлению предприятием и бизнесом [12].
С проявлением стратегического планирования и развитием теории конкуренции появился подход к обеспечению КС предприятий, основанный на стратегиях конкуренции. Данный подход позволяет провести анализ конкурентных преимуществ предприятия, но не дает точного количественного выражения результатов оценки и поэтому не может быть взят за основу современной системы обеспечения КС.
В последние десятилетия в
В конце XX в. многолетний западный и уже наработанный отечественный опыт показали, что предприятия, сосредоточенные на прибыли за данный год или на обеспечении рентабельности, страдают близорукостью. Для белорусских предприятий типовыми являются ситуации, когда при наличии прибыли предприятие является неплатежеспособным, т.е. не может погасить свои текущие обязательства, и, наоборот, имея убытки, предприятие аккуратно рассчитывается с поставщиками, сотрудниками, государством и кредиторами. Уже по этим примерам можно судить о том, что получение прибыли не может рассматриваться как стратегическая цель и критерий успешности функционирования предприятия. Но если не прибыль, то что же можно принять в качестве цели и критерия эффективности деятельности предприятия[5, c. 271]. Таким критерием может служить уровень конкурентоспособности предприятия.
1.2 Сущность и формирование конкурентоспособности предприятий
Развитие рыночных
отношений неразрывно связано с
поисками наиболее выгодных условий
для производства и сбыта продукции
с целью получения максимальной
прибыли при минимальных
Приоритетным направлением
развития экономики России является
стабилизация и рост «не любого производства
и любой ценой, а только конкурентоспособного»,
но при этом единого мнения в отношении
определения
На наш взгляд,
у категорий «качество» и «конкурентоспособность»
часто разные сферы проявления. Качество
продукции (теоретическое и реальное)
закладывается на стадии проектирования
и производства и обнаруживается
в процессе ее использования, т.е. в
сфере потребления. Конкурентоспособность
продукции может быть установлена
лишь в результате ее продажи, т.е. в
сфере обращения (потребительское
качество). По этой причине при отождествлении
понятий «
1.3 Конкурентоспособность предприятия и определение ее уровня
Конкурентоспособность предприятия
– это многоаспектное понятие, означающее
обладание производителем преимуществ
(экономических, технических, организационных)
перед конкурентами, которые дают
ему возможность снижать