Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 19:13, дипломная работа
Цель дипломной работы – изучение системы обеспечения конкурентоспособности предприятия.
Для реализации поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
изучается понятие «конкурентоспособность» предприятия и способы определения ее уровня;
проводится анализ факторов конкурентоспособности предприятия, раскрывается взгляд на эту проблему известных экономистов-теоретиков;
определяются основные направления повышения конкурентоспособности предприятия;
изучается обеспечение конкурентоспособности ОДО «Мир паркета», оценивается ее уровень и динамика;
Введение
1. Конкурентоспособность предприятия как экономическая категория: сущность, измерение, факторы влияния
1.1 Развитие концепции обеспечения конкурентоспособности предприятия
1.2 Сущность и формирование конкурентоспособности предприятий
1.3 Конкурентоспособность предприятия и определение ее уровня
1.4 Основные факторы конкурентоспособности предприятия
2. Анализ конкурентоспособности ОДО «Мир паркета» и оценка финансового состояния предприятия
2.1 Общая характеристика предприятия ОДО «Мир паркета»
2.3 Оценка конкурентоспособности ОДО «Мир паркета»
3. Пути повышения конкурентоспособности ОДО «Мир паркета»
3.1 Возможности использования влияния внешней среды предприятия как фактора роста конкурентоспособности ОДО «Мир паркета»
3.2 Решающие факторы обеспечения конкурентоспособности ОДО «Мир паркета»
Заключение
Список использованных источников
Показатель рыночной стоимости
компании сам по себе является важной
комплексной оценкой
Для более полного понимания стоимостного подхода к управлению и обеспечению КС можно провести сравнительный анализ предприятия, с внедренной на нем системой менеджмента качества (TQM) и, например, предприятие на котором внедрено управление его стоимостью (табл. 1.1).
Таким образом, отсутствие системообразующего критерия эффективности в концепции управления качеством является существенным препятствием в применении методик данной теории для обеспечения кс предприятий: невозможно количественно (желательно в денежном выражении) оценить воздействие на КС предприятия внедренной на нем системы управления качеством. Концепция управления качеством в явном виде не учитывает цену привлекаемого капитала и связанные с ним риски, а значит, и интересы инвесторов и кредиторов.
Таблица 1.1- Сравнительный анализ предприятия с внедренной системой управления качеством и предприятия, управление которым осуществляется на основе стоимости
Критерии сравнения
|
Предприятие с системой управления качеством |
Предприятие, управление которым осуществляется на основе его стоимости
| |
Основные цели функционирования системы |
-удовлетворить заказчика -непрерывное улучшение качества |
-обеспечение инвестиционной -повышение КС предприятия | |
Продолжение таблицы 1.1 | |||
Направленность |
-фокусирование на заказчике |
-направленность на акционеров, собственников, инвесторов | |
Подход к принятию решений |
-основан на фактах и |
-основан на выявлении | |
Мотивация персонала
|
-вовлечение работников; -поощряются результаты прошлой деятельности
|
-вовлечение работников (за счет
мотивации, основанной на -поощряются творчество
и инициатива персонала, | |
Отношения с контрагентами |
-взаимовыгодные отношения с |
-взаимовыгодные отношения со
всеми заинтересованными | |
Отношение к риску |
-риск учитывается в малой -стремление к минимизации
риска на основании |
-готовность идти на риск; -учет рисков; -созидательные функции
риска (инновационная, | |
Учет цены капитала |
-не учитывается |
-учитывается | |
Информация |
-информация о результатах -внешняя информация о старых возможностях |
-внутренняя информация о -внешняя информация о новых возможностях | |
Принципы построения, функционирования, управления системой |
-процессный подход (ответственность
руководства, управление -системный подход к менеджменту; -непрерывное улучшение системы |
-процессный подход к созданию стоимости; -системный подход к управлению стоимостью бизнеса; -постоянный мониторинг и управление стоимостью | |
Критерий эффективности |
-отсутствует фундаментальный |
-критерий эффективности – |
В теории и практике традиционно существует три подхода к оценке бизнеса:
К четвертому подходу можно отнести распространенный в зарубежной практике и новый для Республики Беларусь подход, основанный на оценке имущественных (реальных) опционов. Подходы и соответствующие им основные методы оценки стоимости приведены на рисунке 1.3.
1.метод дисконтирования 2.метод капитализации; 3.метод экономической 4.метод рыночной добавленной стоимости. |
1.метод создания эквивалента 2.метод нейтрального 3.биноминальный подход. |
1.метод чистых активов; 2.метод ликвидационной |
1.метод прошлых сделок; 2.метод рынка капитала; 3.метод отраслевых |
Рисунок 1.3 – Подходы и методы оценки бизнеса
Наиболее адекватным подходом в
оценке стоимости бизнеса является
доходный. Этот подход основывается на
допущении о том, что стоимость
предприятия может быть определена
как сумма доходов, которые оно
приносит своему владельцу. Несколько
упрощено представим рыночную стоимость
бизнеса предприятия как
Рыночная стоимость бизнеса=CF / WACC (1.5)
Где CF – ожидаемый денежный поток предприятия, определяемый как сальдо денежных средств по трем сферам деятельности предприятия (операционной, инвестиционной и финансовой);
WAСС – средневзвешенная стоимость капитала, рассчитанная как сумма относительной доходности собственного и заемного капитала, с учетом их удельной доли в общей структуре капитала.
Однако отметим, что при оценке бизнеса в зависимости от целей оценки, искомой стоимости, состояния самого объекта и состояния внешней среды следует использовать сочетание нескольких методов, наиболее подходящих в данной ситуации [2].
Таким образом, оценка и управление стоимостью предприятия являются главным инструментом обеспечения КС, так как соответствующие им методики предлагают точные и взаимосвязанные критерии оценки результатов – стоимость компании, отдельных бизнес-единиц и бизнес-процессов, на основе которых можно строить деятельность предприятия.
Анализируя известные подходы к оценке и повышению КС, можно сформулировать основные принципы концепции обеспечения КС (рисунок 1.4):
Рисунок 1.4 – Критерии конкурентоспособности предприятия
Конкурентоспособность Общее состояние Инвестиционная
продукции предприятия привлекательность
Критерий: показатель КС Критерий: комплексный Критерий: рост стоимости
Продукции показатель состояния предприятия
Методы оценки: Методы оценки: Подходы к оценке:
-экспертный метод; методики комплексных -сравнительный
-квалиметрический метод; оценок финансово-хозяйс-затратный
-комплексный метод твенной деятельности -доходный
Предприятия - опционный
КС продукции представляет собой важный показатель КС предприятия, так как производство и сбыт конкурентоспособной продукции обеспечивают наличие денежного потока. Оценка КС продукции осуществляется посредством 3-х основных методов: эвристического (экспертного), квалиметрического, комплексного (интегрального).
Существующие методики комплексной
оценки финансово-хозяйственной
Это означает, что главной задачей и результатом функционирования системы обеспечения КС (СОК) должно стать увеличение стоимости предприятия.
Последовательность реализации СОК состоит из следующих этапов:
Целью создания СОК является повышение
конкурентоспособности
Внедрение СОК позволяет:
1.4 Основные факторы конкурентоспособности предприятия
В настоящее время в
Особенности отрасли складываются из определенного соотношения сил конкуренции, таких как потенциальная конкуренция или угроза проникновения новых конкурентов, внутриотраслевая конкуренция или конкуренция между действующими компаниями, межотраслевая потенциальная конкуренция или угроза появления на рынке товаров-субститутов, возможности покупателей, возможности поставщиков[3, с.81].
В некоторых отраслях действие этих
сил складывается благоприятно сразу
для многих предприятий, поэтому
многочисленные конкуренты могут получать
высокие прибыли. Это такие отрасли,
как производство безалкогольных напитков,
косметической и
Позиция предприятия в отрасли
определяется наличием определенных конкурентных
преимуществ, широтой цели предприятия
и сбалансированностью
Конкурентным преимуществом
Например, корейские предприятия, в современных условиях, имеют устойчивые конкурентные преимущества в производстве стали и полупроводниковых приборов, так как опираются на низкооплачиваемую и производительную рабочую силу и современные технологии. Их продукт отличается более низкой ценой. А немецкие станкостроители предлагают высокие технические характеристики и быстрое техническое обслуживание своей продукции, обеспечивая преимущества за счет качества.
М. Портер подчеркивает, что позиция
предприятия в отрасли
При определении конкурентной политики особое значение имеет учет структуры потребностей данного рынка и возможностей предприятия удовлетворять их. В процессе своей деятельности каждое предприятие создает потребительную стоимость (ценность), которая складывается в результате соединения разных сторон деятельности (производство, сбыт, обслуживание и другие). Взаимосвязанные виды деятельности М. Портер называет «цепочкой ценностей», управление связями, которые могут стать важным источником конкурентного преимущества.