Конкурентоспособность предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 19:13, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы – изучение системы обеспечения конкурентоспособности предприятия.
Для реализации поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
изучается понятие «конкурентоспособность» предприятия и способы определения ее уровня;
проводится анализ факторов конкурентоспособности предприятия, раскрывается взгляд на эту проблему известных экономистов-теоретиков;
определяются основные направления повышения конкурентоспособности предприятия;
изучается обеспечение конкурентоспособности ОДО «Мир паркета», оценивается ее уровень и динамика;

Содержание работы

Введение
1. Конкурентоспособность предприятия как экономическая категория: сущность, измерение, факторы влияния
1.1 Развитие концепции обеспечения конкурентоспособности предприятия
1.2 Сущность и формирование конкурентоспособности предприятий
1.3 Конкурентоспособность предприятия и определение ее уровня
1.4 Основные факторы конкурентоспособности предприятия
2. Анализ конкурентоспособности ОДО «Мир паркета» и оценка финансового состояния предприятия
2.1 Общая характеристика предприятия ОДО «Мир паркета»
2.3 Оценка конкурентоспособности ОДО «Мир паркета»
3. Пути повышения конкурентоспособности ОДО «Мир паркета»
3.1 Возможности использования влияния внешней среды предприятия как фактора роста конкурентоспособности ОДО «Мир паркета»
3.2 Решающие факторы обеспечения конкурентоспособности ОДО «Мир паркета»
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 100.01 Кб (Скачать файл)

Проблема обеспечения конкурентоспособности  начала свое развитие с 30-х гг. XX в., когда монополизм, который царил в экономике, оказался в глубоком кризисе, одной из характерных черт которого было перепроизводство. Начиная с этого времени, потребитель уже не покупал все, что ему предлагали производители, а сам стал диктовать производителю что, по какой цене и какого качества он бы хотел приобрести. Все это заставило предприятия уделять особое внимание понятию конкурентоспособности предприятия и продукции и искать более совершенные пути ее обеспечения.

Заинтересованность предприятий  в результатах своей деятельности усиливает необходимость повышения  конкурентоспособности выпускаемой  продукции, что требует совершенствования  работы всех служб и подразделений  хозяйствующего субъекта. Конкурентоспособность  выступает важнейшим фактором обеспечения  безопасности объекта, т.е. его выживания  в «суровых условиях действительности»  и его последующего эффективного развития.

Для оценки финансовой устойчивости предприятия необходим анализ его финансового состояния. Финансовое состояние представляет собой совокупность показателей, отражающих наличие, размещение и использование финансовых ресурсов. Это способность предприятия финансировать свою деятельность. Финансовое состояние характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами, необходимыми для нормального функционирования предприятия, целесообразностью их размещения и эффективностью использования, финансовыми взаимоотношениями с другими юридическими и физическими лицами, платежеспособностью и финансовой устойчивостью. Способность предприятия своевременно производить платежи, финансировать свою деятельность на расширенной основе свидетельствует о его хорошем финансовом состоянии[3, c. 65].

Вековые поиски привели к тому, что в современной экономике  сложились три основные концепции обеспечения конкурентоспособности предприятия:

  • статистическая, основанная на оценке параметров конкурентоспособности предприятия и его продукции по отношению к основным конкурентам на всех рынках сбыта. При использовании этой концепции рассчитывается общий показатель конкурентоспособности предприятия и ряд частных показателей, характеризующий эффективность деятельности и привлекательность продукции предприятия. Эта концепция наиболее проста в применении, однако требует высокой квалификации и хорошей экономической интуиции в системе высшего менеджмента на предприятии;
  • функциональная концепция основана на поэтапной оценке деятельности предприятия по семи основным категориям: платежеспособность, прибыльность, стратегичность, структурированность и адаптивность системы управления, финансовая и управленческая прозрачность, управляемость и инвестиционная привлекательность. Данная концепция более комплексно выражает конкурентоспособность, однако сложность возникает с соизмеримостью оценок вышеуказанных категорий;
  • стоимостная, основанная на расчете комплексного показателя оценки бизнеса, выраженного через прирост доходов на капитал собственников. Данная оценка наиболее проста и наглядна, однако сложность ее применения для оценки конкурентоспособности белорусских предприятий в том, что она применима к предприятиям с акционерным по происхождению капиталом, а акционирование в Республике Беларусь еще не приобрело широких масштабов.

Несмотря на все достоинства  и недостатки вышеуказанных концепций, все они предполагают соблюдение следующих основных принципов системы  обеспечения конкурентоспособности:

  • задача обеспечения конкурентоспособности включает обеспечение конкурентоспособности продукции и особенно предприятия;
  • следует выделять разные категории конкурентоспособности предприятия в зависимости от горизонта планирования и управления на предприятии;
  • основным показателем конкурентоспособности предприятия на оперативном уровне является интегральный показатель конкурентоспособности продукции;
  • на тактическом уровне конкурентоспособность предприятия обеспечивается его общим финансово-хозяйственным состоянием и характеризуется комплексным показателем его состояния;
  • на стратегическом уровне конкурентоспособность предприятия характеризуется инвестиционной привлекательностью, критерием которой является рост стоимости бизнеса.

Выделяют 3 основных комплекса направлений  повышения конкурентоспособности  предприятия: производственный, продуктовый, управленческий.

Производственный комплекс включает:

  • улучшение организации производства за счет полной или частичной автоматизации производства, обновление активной части основных производственных фондов, максимальной загрузки производственных мощностей, сокращение простоев в производстве, рационального использования производственных площадей;
  • рационализацию организации труда за счет проведения аттестации рабочих мест, внедрения автоматизированных рабочих мест, установления оптимальных режимов труда и отдыха, повышения культуры производства, оптимальных приемов разделения и кооперации труда;
  • сертификацию производства и продукции и стандартизацию производственных процессов;
  • повышение квалификационного уровня основных и вспомогательных производственных рабочих и обслуживающего персонала за счет обучения, переобучения, стажировки, разработки индивидуальных карьерограмм;
  • развитие системы материального и морального стимулирования работников;
  • укрепление базы и улучшение организации НИОКР;
  • снижение брака на всех стадиях производства;
  • внедрение комбинирования, специализации, концентрации и кооперации в производство;
  • совершенствование системы снабжения и сбыта, складского, ремонтного хозяйства;
  • отслеживание и применение современных способов организации труда и производства.

Продуктовый комплекс включает:

  • усовершенствование конструкции продукции, ее качественных характеристик (надежности, ремонтопригодности, долговечности, технологичности, сортности, эстетичности, правовой защищенности), дизайна;
  • снижение ресурсоемкости продукции, улучшение качества покупных комплектующих;
  • усовершенствование упаковки, повышения срока гарантии, обеспечение доставки, увеличение количества сервисных центров.

Управленческий комплекс включает:

  • совершенствование организации управленческого труда за счет автоматизации, применения ППП систем поддержки и принятия управленческих решений;
  • внедрение комплексного исследования рынка сбыта;
  • современных систем бухгалтерского учета, бизнес-планирования, управления финансами;
  • повышение квалификации управленческого персонала за счет курсов переквалификации, участия в отраслевых и республиканских конференциях, международных форумах;
  • внедрение корпоративной сети и корпоративного документооборота, внутрифирменной системы отчетности.

Для повышения конкурентоспособности  предприятия все вышеуказанные  меры должны выполняться в совокупности, поэтапно, при постоянном контроле со стороны руководства.

Таким образом, разработка и внедрение  рациональной и научно обоснованной системы обеспечения конкурентоспособности позволяет предприятиям иметь больше шансов выстоять в борьбе за «место под солнцем», а, следовательно, и повысить конкурентоспособность страны на мировой экономической арене. Это важно для Республики Беларусь, так как в стране около 25%, а в сельском хозяйстве около 30%, убыточных предприятий[13]. Основной причиной их убыточности и банкротства является отсутствие стратегического управления конкурентоспособностью, что недопустимо в рыночных условиях. Изменить такую ситуацию в течение нескольких месяцев или лет невозможно. Необходимо время для того, чтобы сформировать у руководителей и персонала белорусских предприятий рыночный, то есть стратегический тип мышления. Однако процесс стратегизации закономерен в современном экономическом мире. Если Республика Беларусь хочет занимать достойное место в нем, то государству необходимо обеспечить отечественным предприятиям помощь в области информационного обеспечения. Консалтинга. А также подготовке высококвалифицированных специалистов-аналитиков по маркетингу, менеджменту, учету и логистике, которые бы могли серьезно заняться проблемами конкурентоспособности белорусских предприятий.

 

 


Информация о работе Конкурентоспособность предприятия