Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 19:13, дипломная работа
Цель дипломной работы – изучение системы обеспечения конкурентоспособности предприятия.
Для реализации поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
изучается понятие «конкурентоспособность» предприятия и способы определения ее уровня;
проводится анализ факторов конкурентоспособности предприятия, раскрывается взгляд на эту проблему известных экономистов-теоретиков;
определяются основные направления повышения конкурентоспособности предприятия;
изучается обеспечение конкурентоспособности ОДО «Мир паркета», оценивается ее уровень и динамика;
Введение
1. Конкурентоспособность предприятия как экономическая категория: сущность, измерение, факторы влияния
1.1 Развитие концепции обеспечения конкурентоспособности предприятия
1.2 Сущность и формирование конкурентоспособности предприятий
1.3 Конкурентоспособность предприятия и определение ее уровня
1.4 Основные факторы конкурентоспособности предприятия
2. Анализ конкурентоспособности ОДО «Мир паркета» и оценка финансового состояния предприятия
2.1 Общая характеристика предприятия ОДО «Мир паркета»
2.3 Оценка конкурентоспособности ОДО «Мир паркета»
3. Пути повышения конкурентоспособности ОДО «Мир паркета»
3.1 Возможности использования влияния внешней среды предприятия как фактора роста конкурентоспособности ОДО «Мир паркета»
3.2 Решающие факторы обеспечения конкурентоспособности ОДО «Мир паркета»
Заключение
Список использованных источников
При определении уровня КС предприятия
необходимо сравнить показатели деятельности
анализируемого предприятия и предприятий-
Существует три основных подхода к оценке КС предприятия: статистический, функциональный и стоимостной.
Статистический подход основан на расчете общего и частных показателей КС. Общий показатель конкурентоспособности предприятия (Кп) определяется по формуле 1.1 [7, с. 36]:
Кп=Iп*Iэ (1.1)
Где Iп – сводный индекс конкурентоспособности по продукции;
Iэ – сводный индекс относительной эффективности производства.
В основе сводного индекса относительной
эффективности производства лежат
частные индексы относительной
рентабельности продукции, продаж, основных
фондов, капитала, ликвидности, финансовой
устойчивости, финансовой независимости,
оборачиваемости оборотных
n
Iэ=∑ ak*ik (1.2)
к=1
где ik – индекс относительной эффективности производства по k-му параметру;
ak – вес k-го параметра (определяется посредством экспертной оценки);
n – число оцениваемых параметров, отражающих эффективность производства.
При определении индекса
m
Iп=∑ bg*ig (1.3)
g=1
где ig – индекс относительной привлекательности продукции по g-му параметру;
bg – вес g-го параметра (определяется по средством экспертной оценки);
m – число оцениваемых параметров, отражающих привлекательность продукции.
Каждый из частных индексов в формулах 1.2 и 1.3 рассчитывается как (формула 1.4):
I=П1/П2 (1.4)
Где П1 – соответствующий параметр анализируемого предприятия;
П2 – соответствующий параметр предприятия-конкурента.
Рассчитанный на основе формул 1.1-1.4 общий показатель КС может иметь три значения:
Такой анализ производится по всем предприятиям-конкурентам
и по каждому рынку, на котором
функционирует анализируемое
Оценка КС функциональным методом
основан на анализе возникающих
перед предприятием задач и выявлении
ключевых характеристик или
Первая задача, которая возникает у предприятия, функционирующего в условиях рынка, это элементарное выживание или способность оплачивать свои счета, т.е. обеспечение платежеспособности. Задача решается принятием экстренных мер по реализации уже произведенной продукции, проведением ряда маркетинговых мероприятий: анализа рынка, ассортимента, ценовой политики, методов продвижения.
По достижении платежеспособности
возникает естественная задача достижения
прибыльности деятельности. На этом этапе
маркетинговые меры необходимо дополнить
мерами экономическими (анализ затрат
на производство, анализ себестоимости
и ценообразования) и организационно-
Третьей ключевой характеристикой является стратегичность управления. Менеджер предприятия после решения текущих задач должен сосредоточить свое внимание на более долгосрочных целях и задачах. Возникает задача понимания того, какой должно быть предприятие в средне- и долгосрочном будущем. Для ее решения разрабатываются стратегическая концепция, стратегия предприятия и, на основе SWOT-анализа и бизнес-планов, стратегии для каждого подразделения. Методология разработки конкурентной стратегии предприятия представлена на рисунке 1.1.
Определение миссии и целей деятельности предприятия |
Оценка существующего уровня КС предприятия |
Оценка факторов внутренней и внешней среды, влияющих на КС предприятия |
Анализ комплекса | |||
Определение уникальной конкурентной стратегии |
Моделирование влияния на комплексную стратегию корректирующих факторов внешней и внутренней среды |
Создание эскиза будущей комплексной конкурентной стратегии |
Определение наиболее приемлемой стратегии по каждой из групп фундаментальных стратегий |
Рисунок 1.1 –Методология разработки уникальной конкурентной стратегии предприятия.
Четвертой задачей для предприятия является структурирование и адаптивность системы управления. Под адаптивностью системы управления предприятием понимается соответствие организационной структуры, методов, принципов и механизмов управления предприятием целям, функциям и стратегиям предприятия и его подразделений. Система управления должна способствовать реализации стратегической концепции предприятия.
Пятой актуальной проблемой для
предприятия становится обеспечение
финансовой и управленческой прозрачности.
Эта ключевая характеристика подразумевает
наличие у предприятия
Настоящее время – время новых
производственных и управленческих
технологий, интернационализации
Решение данных проблем на современном
уровне предполагает применение тех
или иных управленческих методик, предлагаемых
многими западными и
Выполнение этих условий должно
запустить сложные процессы самоорганизации
и адаптации бизнеса в
Задача выбора ресурсов, источников финансирования, форм и способов инвестирования является насущной для менеджеров каждого предприятия. Причем зачастую привлекаются деньги не только отечественных инвесторов, но средства, мобилизуемые на западных рынках капитала. Поэтому предприятия постоянно сталкиваются с необходимостью обеспечения инвестиционной привлекательности – седьмой ключевой характеристики состояния предприятия. Обеспечение инвестиционной привлекательности – важная задача, решение которой позволит предприятию увеличить свою капитализацию и, следовательно, повысить стоимость капитала, вложенного собственниками [2].
Взаимосвязь выявленных ключевых характеристик предприятия с его КС и качеством менеджмента представлена на рисунке 1.2.
|
||||
Качество менеджмента |
||||
Конкурентоспособность предприятия |
||||
1 2 3 4 5 6 7 |
||||
|
||||
Ключевые характеристики состояния предприятия |
Рисунок 1.2 – Ключевые характеристики состояния предприятия
Платежеспособность. Оперативный уровень управления КС.
Мировая экономическая практика показывает, что основным критерием КС предприятия является рост благосостояния собственников (акционеров, владельцев доли или пая) или, иначе, рост стоимости бизнеса. В упрощенном случае этот рост может быть определен как разность между стоимостью капитала, внесенного акционером при создании предприятия, и стоимостью этой же доли при ее возможной продаже. Если капитал был преумножен, то менеджер справился со своими задачами.
Отсюда следует, что менеджеры, работающие на преумножение благосостояния собственников (акционеров), должны анализировать свой каждый шаг с точки зрения его влияния на рост стоимости предприятия.
Именно сейчас управление предприятием с позиции максимизации стоимости бизнеса требует от менеджеров особого подхода, основанного на стоимостном мышлении. Это также важно и потому, что не только абсолютный финансовый результат функционирования предприятия (чистая прибыль), о чем уже говорилось ранее, но и относительные показатели (рентабельность активов, инвестиций, собственного капитала, показатели оборачиваемости и ликвидности, а также показатели динамики доли рынка) не коррелируют с рыночной стоимостью достаточно устойчиво, так как не учитывают:
Исследования показывают, что рыночная
стоимость бизнеса в
Стоимостный подход в управлении КС (value based management - VBM) реализуется посредством 3-х методов: