Конкурентоспособность предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 19:13, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы – изучение системы обеспечения конкурентоспособности предприятия.
Для реализации поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
изучается понятие «конкурентоспособность» предприятия и способы определения ее уровня;
проводится анализ факторов конкурентоспособности предприятия, раскрывается взгляд на эту проблему известных экономистов-теоретиков;
определяются основные направления повышения конкурентоспособности предприятия;
изучается обеспечение конкурентоспособности ОДО «Мир паркета», оценивается ее уровень и динамика;

Содержание работы

Введение
1. Конкурентоспособность предприятия как экономическая категория: сущность, измерение, факторы влияния
1.1 Развитие концепции обеспечения конкурентоспособности предприятия
1.2 Сущность и формирование конкурентоспособности предприятий
1.3 Конкурентоспособность предприятия и определение ее уровня
1.4 Основные факторы конкурентоспособности предприятия
2. Анализ конкурентоспособности ОДО «Мир паркета» и оценка финансового состояния предприятия
2.1 Общая характеристика предприятия ОДО «Мир паркета»
2.3 Оценка конкурентоспособности ОДО «Мир паркета»
3. Пути повышения конкурентоспособности ОДО «Мир паркета»
3.1 Возможности использования влияния внешней среды предприятия как фактора роста конкурентоспособности ОДО «Мир паркета»
3.2 Решающие факторы обеспечения конкурентоспособности ОДО «Мир паркета»
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 100.01 Кб (Скачать файл)

Рассмотрим основные этапы построения модели. Первый этап – ввод данных характеризующих  внутренние конкурентные преимущества (табл. 3.1).

В качестве объекта исследования предлагается оценить конкурентоспособность  «предприятия» (ОАО «Мир паркета»), его основного «конкурента».

 

Таблица 3.1

Внутренние конкурентные преимущества

ОДО «Мир паркета»

ОДО «Дом паркета»

«Идеальный вариант»

1. Конкурентоспособность изделия

0,35

0,55

1

2. Финансовое состояние предприятия

0,35

0,55

1

3.Эффективность маркетинговой деятельности

0,35

0,55

1

4. Рентабельность продаж

0,35

0,55

1

5.Имидж (марочный капитал) предприятия

0,35

0,55

1

6.Эффективность менеджмента

0,35

0,55

1


 

Примечание: в таблице не должно быть "абсолютных" нулей, однако допускается использование значений близких к нулю (напр. 0,0000001), что обусловлено особенностями, связанными, с расчетом объемов геометрических тел. «SUBJECT» присваивается «0», если мы строим многоугольник внутренних конкурентных преимуществ для «предприятия» и «1» – для «конкурента»[11, c. 3].

 

3.2 Решающие  факторы обеспечения конкурентоспособности ОДО «Мир паркета»

 

Достичь конкурентных преимуществ и укрепить свои позиции предприятие может  за счет:

  1. Обеспечения более низких издержек на производство и сбыта товара;
  2. обеспечение незаменимости продукта с помощью дифференциации.

Дифференциация  означает способность фирмы предложить покупателю товар, обладающий большей  ценностью, т.е. большей потребительной стоимостью. Дифференциация позволяет  устанавливать более высокие  цены, что обеспечивает большую прибыль.

Помимо  этого перед предприятием стоит  задача: на каком «по ширине фронта»  рынке конкурировать – на всем рынке или на какой-либо его части (сегменте). Этот выбор можно осуществить, используя зависимость между  долей рынка и рентабельностью  фирмы.

Тезис том, что одним из решающих факторов обеспечения конкурентоспособности  ОДО «Мир паркета» является принадлежащая предприятию доля рынка, в наши дни является общепризнанным. В большинстве случаев предприятия, имеющие большую, в сравнении с конкурентами, долю рынка, имеют и более высокие показатели прибыльности.

Фирмы, не обладающие возможностями для  завоевания лидерства на рынке, должны сконцентрировать свои усилия на определенном сегменте и стремиться увеличивать  там свои преимущества по отношению  к конкурентам.

Успеха  добиваются не только крупные фирмы  с большей долей рынка, а также  относительно небольшие узкоспециализированные предприятия. Стремление небольших  предприятий дублировать поведение  крупных фирм, не считаясь со своими реальными возможностями, приводит к негативным последствиям – к утрате конкурентных позиций.

С другой стороны, необходимо учитывать характер и тенденции развития самого товарного  рынка либо отрасли, поскольку изначально благоприятная ситуация растущего  рынка стимулирует к появлению  на нем новых конкурентов. Причем, чем выше темпы прироста отрасли, тем более привлекательны перспективы  для крупного бизнеса[1, c. 15].

В качестве субъективных факторов выступают внутренние ресурсы и особенности самого хозяйствующего субъекта, поскольку  сохранение и укрепление конкурентных позиций на рынке, как правило, сопровождается необходимостью привлечения дополнительных ресурсов, которые направляются либо на снижение издержек (тем самым  формируются более сильные позиции  в рамках ценовой конкуренции), либо на предложении уникальной продукции. И то и другое характеризует собой  внутренние возможности предприятия  по созданию высоких входных барьеров.

С целью  повышения конкурентоспособности  «Мир паркета» следует:

  • повысить рентабельность продукции и продаж, за счет снижения себестоимости продукции.
  • повысить свою финансовую устойчивость и независимость (в 3-4 раза), чтобы успешно преодолевать ценовые и неценовые барьеры конкурентов. Для этого предприятие должно снизить свою зависимость от внешнего финансирования, за счет увеличения объемов производства и продаж (производственные мощности и рынок позволяют это сделать), уменьшить объемы производства на давальческом сырье, отказаться от услуг посредников при реализации продукции, разнообразить круг поставщиков сырья, комплектующих и оборудования;
  • повысить свою ликвидность, т.е. быть более устойчивым к экономическим колебаниям в Республике Беларусь и за рубежом. С этой целью предприятию необходимо сбалансировать расчеты с поставщиками и потребителями по срокам и видам валюты расчета, ввести в практику предоставление скидок при условии предоплаты за продукцию, заключать с зарубежными оптовыми покупателями договора поставки на условиях таможенного оформления заказчиком;
  • увеличить цены реализации, за счет включения в цену затрат по амортизации оборудования, помимо лизинговых платежей и процентов по ним, что будет способствовать более быстрому приобретению оборудования в собственность предприятия, также следует в цену включить затраты на маркетинговую деятельность в пределах установленных норм, затраты на повышение квалификации кадров, а также увеличить норму прибыли, закладываемую в цену.

Рынок является саморегулируемой и сбалансированной системой, отражающей взаимоотношения  потребителей и товаропроизводителей, с позиции объективной оценки соответствия характеристик платежеспособного  спроса и производственных возможностей. Когда посредством коммерческих сделок достигается компромиссное  решение. Удовлетворяющее обе стороны, участвующие в процессе рыночного  обмена. Идеальное представление  о рыночном равновесии графически можно  интерпретировать как сферу, которая  характеризуется как геометрическая фигура, обладающая неизменным центром  тяжести.

Сопоставление положения хозяйствующего субъекта в общей модели рыночного равновесия дает возможность количественной оценки его конкурентных позиций и обоснования  стратегических перспектив его функционирования. Удельный вес конкретного товаропроизводителя  на рынке дает возможность интерпретировать его реальные позиции по сравнению  с конкурентами на товарном рынке.

Такой подход является методической основой  для обоснования приемлемого  сценария рыночного поведения предприятия. Результаты ситуационного анализа  предопределяют выбор управленческого  решения[10, c. 127].

Одна  из важнейших предпосылок экономического возрождения – стабилизация и  рост производства во всех отраслях, на каждом отдельно взятом предприятии. Однако, в отличие от планово-административной в условиях рыночной экономики нужен  рост не любого производства и любой  ценой, а только конкурентоспособного. Сегодня проблема конкурентоспособности  и участие в ее решении государства  стоит очень остро.

Заинтересованность предприятий  в результатах своей деятельности усиливает необходимость повышения  конкурентоспособности выпускаемой  продукции, что требует совершенствования  работы всех служб и подразделений  хозяйствующего субъекта. Конкурентоспособность  выступает важнейшим фактором обеспечения  безопасности объекта, т.е. его выживания  в «суровых условиях действительности»  и его последующего эффективного развития.

Инструментарием для решения стратегических задач повышения конкурентоспособности  может служить комплексный подход по разработке и построению модели конкурентоспособности промышленного  предприятия.

Целью разработки и построения модели конкурентоспособности предприятия  «Мир паркета» является правильное определение конкурентной стратегии, согласованной с условиями конкретной отрасли промышленности, навыками и капиталом, которыми обладает конкретное предприятие.

Инструментарием для разработки и  построения модели может служить  применение математического моделирования, позволяющего выявить особенности  функционирования экономического объекта, и на основе этого предсказывать  будущее поведение объекта при  изменении каких-либо параметров. Для  любого экономического субъекта возможность  прогнозирования ситуации означает, прежде всего, получение лучших результатов  или избежание потерь. В модели все взаимосвязи переменных могут  быть оценены количественно, что  позволяет получить более качественный и надежный прогноз.

На вопрос о том какую палитру  показателей, характеризующих конкурентоспособность  экономического субъекта, включить в  базу данных для построения модели поможет ответить опыт, накопленный  учеными по определению основных критериев конкурентоспособности.

При построении экономической модели для рассматриваемой экономической  категории, «конкурентоспособность предприятия», выделяются структурные элементы, такие  как категория конкурентоспособности  фирмы и конкурентоспособности  товара, соответствующие данной цели, выявляются наиболее важные качественные характеристики этих элементов.

Категории конкурентоспособности  фирмы и конкурентоспособности  товара взаимосвязаны. В качестве основных критериев конкурентоспособности  предприятия можно в обобщенном виде предложить две оценочные категории: «ценность производимых предприятием товаров (услуг)» и «ценность предприятия  как хозяйствующего субъекта»[10, c.70].

 

Заключение

 

При написании дипломной работы я в первую очередь ознакомилась с методиками технико-экономического планирования и овладела навыками ведения бухгалтерского учета на предприятии. На предприятии ознакомилась с производственным процессом. В этой работе я изучила и проанализировала все аспекты деятельности предприятия. Приобрел практические навыки анализа экономических процессов, выбора и обоснования управленческих решений в конкретных ситуациях.

Анализ проведенной работы показал, что конкурентоспособность  предприятия это относительная  характеристика, которая выражает отличия  развития данной фирмы от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребности людей  и по эффективности производственной деятельности.

Среди основных факторов определяющих конкурентоспособность фирмы (торгового  предприятия) можно выделить следующие:

1. Местоположение;

2. Ассортимент;

3. Цена;

4. Качество.

На предприятии «Мир паркета» в целом наблюдается рост себестоимости, при этом основное влияние на увеличение фактических затрат. Предприятие находится в устойчивом финансовом положении, характеризующимся:

  • наметившимся увеличением объемов производства в натуральном выражении;
  • за анализируемый период прибыль от реализации продукции с каждым годом увеличивалась;

С целью еще большего увеличения объема производства и снижению издержек предприятию необходимо:

  • точно следить за нормой расхода сырья и материалов;
  • увеличить оборачиваемость капитала;
  • до минимума сократить непроизводственные потери сырья;
  • внедрить новые современные научно обоснованные нормы расхода материальных ресурсов;
  • внедрить систему планирования затрат с целью снижения себестоимости и повышения эффективности использования средств.

В заключении можно сделать следующие  выводы:

В настоящее время повышение конкурентоспособности белорусских предприятий является основным источником роста экономического благосостояния республики и краеугольным камнем в белорусской экономической науке.

Конкурентоспособность предприятия ОДО «Мир паркета» представляет собой соответствие производимой им продукции, работ и услуг условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по качественным, техническим, экономическим, эстетическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиями его реализации, включающим в себя такие понятия как цена, сроки поставки, каналы сбыта, сервис, реклама и т.д.

КС продукции представляет собой  важный показатель КС предприятия, так  как производство и сбыт конкурентоспособной продукции обеспечивают наличие денежного потока. Оценка КС продукции осуществляется посредством 3-х основных методов: эвристического (экспертного), квалиметрического, комплексного (интегрального).

В последние десятилетия в Республике Беларусь для повышения КС предприятий  и продукции на предприятиях внедряются системы качества с последующей  их сертификацией на соответствие стандартам серии ISO 9000. Под системой качества понимают совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для общего руководства качеством на предприятии.

Информация о работе Конкурентоспособность предприятия