Конкурентоспособность предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 20:55, курсовая работа

Описание работы

Определение конкурентоспособности предприятия является неотъемлемым элементом деятельности любого хозяйствующего субъекта. В частности, оценка конкурентоспособности хозяйствующего субъекта необходима в целях:
разработки мероприятий по повышению конкурентоспособности;
выбора контрагентов для совместной деятельности;
составления программы выхода предприятия на новые рынки сбыта;
осуществления инвестиционной деятельности;
осуществления государственного регулирования экономики.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3
1 КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ: СУЩНОСТЬ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ПАРАМЕТРЫ И ПОКАЗАТЕЛИ …………………………..8
2 АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО "СТОРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ" ……………………..………………….………………………..13
3 ОЦЕНКА КОНКУРЕНТНОСПСОБНОСТИ ООО "СТОРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ" В СОПОСТОВЛЕНИИ С ОСНОВНЫМ КОНКУРЕНТОМ………………………………………………………………...16
4 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО "СТОРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ"………………………………………………………..………....37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……..…………………………………………………..42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ - КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ.docx

— 299.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3

1 КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ  ПРЕДПРИЯТИЯ: СУЩНОСТЬ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ,  ПАРАМЕТРЫ И ПОКАЗАТЕЛИ …………………………..8

2 АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО "СТОРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ" ……………………..………………….………………………..13

3 ОЦЕНКА КОНКУРЕНТНОСПСОБНОСТИ ООО "СТОРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ" В СОПОСТОВЛЕНИИ С ОСНОВНЫМ КОНКУРЕНТОМ………………………………………………………………...16

4 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО "СТОРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ"………………………………………………………..………....37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……..…………………………………………………..42

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………..……44

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Наряду с теоретическими исследованиями сущности конкуренции  и конкурентоспособности, в экономической  литературе давно обсуждается проблема практической оценки конкурентоспособности. Можно констатировать, что в вопросах оценки конкурентоспособности продукции  на сегодняшний день достигнуты определенные успехи, разработаны вполне приемлемые методики оценки конкурентоспособности  идентичных товаров и услуг. Сложнее  дело обстоит с оценкой конкурентоспособности  предприятий. Несмотря на то, что определенные шаги в этом направлении предпринимались  и предпринимаются, универсальной  и общепризнанной методики комплексной  оценки конкурентоспособности предприятия  экономистами в настоящее время  не выработано.

В то же время, потребность  в оценке конкурентоспособности  того или иного предприятия существует. Изучение конкурентов и условий  конкуренции в отрасли требуется  предприятию в первую очередь  для того, чтобы определить, в  чем его преимущества и недостатки перед конкурентами, и сделать  выводы для выработки предприятием собственной успешной конкурентной стратегии и поддержания конкурентного  преимущества. Определение конкурентоспособности  предприятия является неотъемлемым элементом деятельности любого хозяйствующего субъекта. В частности, оценка конкурентоспособности  хозяйствующего субъекта необходима в  целях:

    1. разработки мероприятий по повышению конкурентоспособности;
    2. выбора контрагентов для совместной деятельности;
    3. составления программы выхода предприятия на новые рынки сбыта;
    4. осуществления инвестиционной деятельности;
    5. осуществления государственного регулирования экономики.

В любом случае осуществление  оценки конкурентоспособности предприятия  преследует цель: определить положение  предприятия на исследуемом рынке.

Основной задачей является отыскание критериев конкурентоспособности, ее источников и факторов. Анализ экономической  литературы по рассматриваемой тематике позволяет выделить несколько подходов к решению сформулированной задачи.

 

 

Матричные методы. Группа методов базируется на оценке маркетинговой стратегии предприятия на основе построения матрицы конкурентных стратегий. В основе методики лежит анализ конкурентоспособности с учетом жизненного цикла продукции предприятия. Сущность оценки состоит в анализе матрицы, построенной по принципу системы координат. Наиболее конкурентоспособными считаются те предприятия, которые занимают значительную долю на быстрорастущем рынке.

Преимущества метода: при  наличии информации об объемах реализации и относительных долях рынка  конкурентов метод позволяет  обеспечить высокую адекватность оценки.

Недостатки метода: исключает  проведение анализа причин происходящего  и осложняет выработку управленческих решений, а также требует наличия  достоверной маркетинговой информации, что влечет необходимость проведения соответствующих исследований.

 Продуктовые методы. Эта группа методов базируется на суждении о том, что конкурентоспособность предприятия тем выше, чем выше конкурентоспособность его продукции. Для определения конкурентоспособности продукции используются различные маркетинговые и квалиметрические методы, в основе большинства которых лежит нахождение соотношения цена-качество.

Показатели конкурентоспособности  вычисляются по каждому виду продукции  предприятия. Далее определяется коэффициент  конкурентоспособности самого предприятия: находится средневзвешенное значение среди показателей по каждому  виду продукции, где в качестве весов  выступает объем реализации соответствующего вида продукции.

К несомненным преимуществам  рассматриваемого подхода можно  отнести то, что он учитывает одну из наиболее важных составляющих конкурентоспособности  предприятия – конкурентоспособность  его продукции. К недостаткам  – то, что он позволяет получить весьма ограниченное представление  о преимуществах и недостатках  в работе предприятия, так как  конкурентоспособность предприятия  принимает вид конкурентоспособности  продукции и не затрагивает другие аспекты его деятельности. Кроме  того, определенные нарекания вызывает сведение конкурентоспособности продукции  к оценке соотношения цена-качество, не учитывающее степень инновативности продукции, имеющей существенное значение при позиционировании продукции  на рынке.

 Операционные методы. Согласно этой группы методов, наиболее конкурентоспособными являются те предприятия, где наилучшим образом организована работа всех подразделений и служб. На эффективность деятельности каждой из служб оказывает влияние множество факторов – ресурсов предприятия. Оценка эффективности работы каждого из подразделений предполагает оценку эффективности использования им этих ресурсов. При этом ресурсы предприятия понимаются широко – это не только капитал в финансовой и материальной форме, но и персонал, и состояние управления, и качество связей с контактными аудиториями, и организация маркетинга. Каждый ресурс предприятия, определенный таким образом, может быть оценен и представлен соответствующим количественным или качественным показателем. Таким образом, конкурентоспособность предприятия предстает как совокупность частных показателей эффективности выполнения им отдельных аспектов хозяйственной деятельности – операций.

К преимуществам данного  подхода следует отнести учет весьма разносторонних аспектов деятельности предприятия.

Комбинированные методы. Методы, отнесенные к данному подходу, определены как комбинированные в силу того, что оценка конкурентоспособности предприятия в их рамках ведется на основании выделения не только текущей, но и потенциальной конкурентоспособности предприятия.

Текущая и потенциальная  конкурентоспособность и их соотношения  в рамках интегрального показателя конкурентоспособности предприятия  в зависимости от метода могут  варьироваться. В большинстве случаев  текущая (достигнутая) конкурентоспособность  определяется на основании оценки конкурентоспособности  продукции предприятия (продуктовые  методы), потенциальная – путем  оценки частных показателей эффективности  выполнения им отдельных аспектов хозяйственной  деятельности (по аналогии с операционными  методами).

К достоинствам комбинированных методов следует отнести то, что они учитывают не только достигнутый уровень конкурентоспособности предприятия, но и его возможную динамику в будущем. Взаимодополнение продуктовых и операционных методов, казалось бы, должно нивелировать их слабые стороны и объединить сильные.

Подавляющее большинство  методик основывается на выявлении  факторов, определяющих конкурентоспособность  хозяйствующих субъектов, при этом упор делается на выявлении максимального  количества этих факторов, создании их исчерпывающего списка. Далее выделенные факторы обрабатываются с помощью  различных математических методов.

Для оценки выявленных исследователями  факторов конкурентоспособности, а  также определения ряда других показателей  используются приблизительные, примерные  оценки, "экспертные методы", страдающие существенной субъективностью и  условностью. Конечно, в ряде случаев  избежать такого подхода невозможно, однако использование подобных оценок в качестве базового метода приводит к весьма слабой математической связи  исходных условных факторов с оцениваемым  показателем конкурентоспособности.

Большинство методик предполагает сопоставление практически идентичных предприятий, производящих схожие товары и услуги и действующих в схожих экономических условиях. Вместе с  тем, развитие товарно-денежных отношений  приводит ко все большей диверсификации предприятий, все большей дифференциации товаров и услуг, все более  усугубляющимся различиям в экономических  условиях деятельности предприятий. Все  сложней становится определить четкие географические границы того или  иного рынка, установить перечень конкурирующих  товаров и предприятий, что влечет за собой неприменимость подобных методик  оценки конкурентоспособности предприятий.

Отмеченные недостатки существующих подходов к оценке конкурентоспособности  предприятий обуславливают невысокие  возможности практического применения большинства из них. Основной причиной такового, по нашему мнению, является изначально недостаточно четко определяемое большинством экономистов понятие конкурентоспособности  предприятия и критериев оценки этого показателя. Это, в свою очередь, обуславливается отсутствием общепринятого  понятия конкурентоспособности  предприятия.

Конкурентное преимущество достигается исходя из того, как  предприятие организует и выполняет  отдельные виды деятельности. Посредством  этой деятельности предприятия создают  определенные ценности для своих  покупателей. Конечная ценность, созданная  предприятием, определяется тем, сколько  потребители готовы заплатить за товары или услуги, предлагаемые предприятием. Если эта сумма превышает совокупные расходы на всю необходимую деятельность, предприятие рентабельно. Чтобы  получить конкурентное преимущество, предприятие должно либо давать покупателям  примерно такую же ценность, как  и конкуренты, но производить продукцию  с меньшими издержками (операционная эффективность), либо действовать так, чтобы давать покупателям продукцию  с большей ценностью, за которую  можно получить большую цену (стратегическое позиционирование).

Виды деятельности предприятия  можно объединить в так называемую цепочку ценности. Все виды деятельности, входящие в цепочку ценности, вносят свой вклад в потребительную стоимость. Их можно условно разделить на две категории: первичная деятельность и вторичная, т. е. поддерживающая деятельность. К первичным видам деятельности относятся:

    • логистика;
    • выполнение работ;
    • маркетинг и продажи;
    • послепродажное обслуживание.

Вторичные виды деятельности призваны обеспечить осуществление  первичных. К поддерживающим видам  деятельности относятся:

    • материально-техническое снабжение;
    • развитие технологии;
    • управление людскими ресурсами;
    • инфраструктура предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ  ПРЕДПРИЯТИЯ: СУЩНОСТЬ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ,  ПАРАМЕТРЫ И ПОКАЗАТЕЛИ

 

Сущность конкуренции  и ее движущие силы детально рассматриваются  в трудах известного современного экономиста Майкла Портера. Он пришел к выводу о том, что в конкуренции участвуют  не только непосредственные претенденты. Скорее, конкуренция в отрасли, лежащая  в основе экономики, и конкурирующие  силы простираются значительно дальше обычного противостояния сторон в отдельной  отрасли промышленности. Потребители, поставщики, потенциальные участники  и продукты-заменители – все являются конкурентами, в той или иной степени  оказывающими влияние на отрасль.

Результатом исследований Портера  стала концепция пяти сил конкуренции, позволяющая определить детерминанты, оказывающие наибольшее влияние  на хозяйствующие субъекты в условиях рыночной конкуренции. Согласно указанной  концепции, состояние конкуренции  на определенном рынке можно охарактеризовать как результат взаимодействия пяти конкурентных сил:

    • угроза вторжения новых конкурентов;
    • угроза появления продуктов-заменителей;
    • экономический потенциал поставщиков;
    • экономический потенциал покупателей;
    • соперничество среди существующих конкурентов.

 

 

 

Рисунок 1

Источник: [15].

Указанные силы, в конечном счете, формируют условия, в которых  функционирует конкретный рынок  и составляющие его единицы. Состояние  каждой силы и их совместное воздействие  определяют возможности предприятия  в конкурентной борьбе и его конкурентный потенциал. С другой стороны, значение каждой из пяти сил определяется структурой отрасли, ее производственными, технологическими, экономическими и другими характеристиками. Кратко рассмотрим каждую из представленных сил.

  Угроза вторжения  новых конкурентов. Новые конкуренты привносят на рынок новые производственные мощности, чтобы войти в рынок, занять свою долю рынка и получить доступ к существенным ресурсам. Насколько серьезной является угроза со стороны возможного появления на рынке новых конкурентов, зависит от наличия барьеров для входа и реакции существующих конкурентов. Если барьеры входа высоки и претенденты сталкиваются с мощным противодействием прочно укоренившихся в отрасли конкурентов, очевидно, что новички не будут представлять серьезной опасности в плане вторжения. Прогноз в отношении реакции существующих в отрасли конкурентов также может быть основанием для принятия решения о вторжении в данную отрасль.

Информация о работе Конкурентоспособность предприятия