Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 20:55, курсовая работа
Определение конкурентоспособности предприятия является неотъемлемым элементом деятельности любого хозяйствующего субъекта. В частности, оценка конкурентоспособности хозяйствующего субъекта необходима в целях:
разработки мероприятий по повышению конкурентоспособности;
выбора контрагентов для совместной деятельности;
составления программы выхода предприятия на новые рынки сбыта;
осуществления инвестиционной деятельности;
осуществления государственного регулирования экономики.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3
1 КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ: СУЩНОСТЬ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ПАРАМЕТРЫ И ПОКАЗАТЕЛИ …………………………..8
2 АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО "СТОРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ" ……………………..………………….………………………..13
3 ОЦЕНКА КОНКУРЕНТНОСПСОБНОСТИ ООО "СТОРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ" В СОПОСТОВЛЕНИИ С ОСНОВНЫМ КОНКУРЕНТОМ………………………………………………………………...16
4 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО "СТОРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ"………………………………………………………..………....37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……..…………………………………………………..42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………
1 КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ
ПРЕДПРИЯТИЯ: СУЩНОСТЬ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ,
ПАРАМЕТРЫ И ПОКАЗАТЕЛИ …………………
2 АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
ООО "СТОРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ" ……………………..………………….………………………..
3 ОЦЕНКА КОНКУРЕНТНОСПСОБНОСТИ
ООО "СТОРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ" В СОПОСТОВЛЕНИИ
С ОСНОВНЫМ КОНКУРЕНТОМ…………………………………………………
4 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО
ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО
"СТОРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ"……………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……..…………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Наряду с теоретическими
исследованиями сущности конкуренции
и конкурентоспособности, в экономической
литературе давно обсуждается проблема
практической оценки конкурентоспособности.
Можно констатировать, что в вопросах
оценки конкурентоспособности
В то же время, потребность
в оценке конкурентоспособности
того или иного предприятия
В любом случае осуществление
оценки конкурентоспособности
Основной задачей является
отыскание критериев
Матричные методы. Группа методов базируется на оценке маркетинговой стратегии предприятия на основе построения матрицы конкурентных стратегий. В основе методики лежит анализ конкурентоспособности с учетом жизненного цикла продукции предприятия. Сущность оценки состоит в анализе матрицы, построенной по принципу системы координат. Наиболее конкурентоспособными считаются те предприятия, которые занимают значительную долю на быстрорастущем рынке.
Преимущества метода: при наличии информации об объемах реализации и относительных долях рынка конкурентов метод позволяет обеспечить высокую адекватность оценки.
Недостатки метода: исключает
проведение анализа причин происходящего
и осложняет выработку
Продуктовые методы. Эта группа методов базируется на суждении о том, что конкурентоспособность предприятия тем выше, чем выше конкурентоспособность его продукции. Для определения конкурентоспособности продукции используются различные маркетинговые и квалиметрические методы, в основе большинства которых лежит нахождение соотношения цена-качество.
Показатели
К несомненным преимуществам
рассматриваемого подхода можно
отнести то, что он учитывает одну
из наиболее важных составляющих конкурентоспособности
предприятия –
Операционные методы. Согласно этой группы методов, наиболее конкурентоспособными являются те предприятия, где наилучшим образом организована работа всех подразделений и служб. На эффективность деятельности каждой из служб оказывает влияние множество факторов – ресурсов предприятия. Оценка эффективности работы каждого из подразделений предполагает оценку эффективности использования им этих ресурсов. При этом ресурсы предприятия понимаются широко – это не только капитал в финансовой и материальной форме, но и персонал, и состояние управления, и качество связей с контактными аудиториями, и организация маркетинга. Каждый ресурс предприятия, определенный таким образом, может быть оценен и представлен соответствующим количественным или качественным показателем. Таким образом, конкурентоспособность предприятия предстает как совокупность частных показателей эффективности выполнения им отдельных аспектов хозяйственной деятельности – операций.
К преимуществам данного подхода следует отнести учет весьма разносторонних аспектов деятельности предприятия.
Комбинированные методы. Методы, отнесенные к данному подходу, определены как комбинированные в силу того, что оценка конкурентоспособности предприятия в их рамках ведется на основании выделения не только текущей, но и потенциальной конкурентоспособности предприятия.
Текущая и потенциальная
конкурентоспособность и их соотношения
в рамках интегрального показателя
конкурентоспособности
К достоинствам комбинированных методов следует отнести то, что они учитывают не только достигнутый уровень конкурентоспособности предприятия, но и его возможную динамику в будущем. Взаимодополнение продуктовых и операционных методов, казалось бы, должно нивелировать их слабые стороны и объединить сильные.
Подавляющее большинство методик основывается на выявлении факторов, определяющих конкурентоспособность хозяйствующих субъектов, при этом упор делается на выявлении максимального количества этих факторов, создании их исчерпывающего списка. Далее выделенные факторы обрабатываются с помощью различных математических методов.
Для оценки выявленных исследователями
факторов конкурентоспособности, а
также определения ряда других показателей
используются приблизительные, примерные
оценки, "экспертные методы", страдающие
существенной субъективностью и
условностью. Конечно, в ряде случаев
избежать такого подхода невозможно,
однако использование подобных оценок
в качестве базового метода приводит
к весьма слабой математической связи
исходных условных факторов с оцениваемым
показателем
Большинство методик предполагает
сопоставление практически
Отмеченные недостатки существующих
подходов к оценке конкурентоспособности
предприятий обуславливают
Конкурентное преимущество достигается исходя из того, как предприятие организует и выполняет отдельные виды деятельности. Посредством этой деятельности предприятия создают определенные ценности для своих покупателей. Конечная ценность, созданная предприятием, определяется тем, сколько потребители готовы заплатить за товары или услуги, предлагаемые предприятием. Если эта сумма превышает совокупные расходы на всю необходимую деятельность, предприятие рентабельно. Чтобы получить конкурентное преимущество, предприятие должно либо давать покупателям примерно такую же ценность, как и конкуренты, но производить продукцию с меньшими издержками (операционная эффективность), либо действовать так, чтобы давать покупателям продукцию с большей ценностью, за которую можно получить большую цену (стратегическое позиционирование).
Виды деятельности предприятия можно объединить в так называемую цепочку ценности. Все виды деятельности, входящие в цепочку ценности, вносят свой вклад в потребительную стоимость. Их можно условно разделить на две категории: первичная деятельность и вторичная, т. е. поддерживающая деятельность. К первичным видам деятельности относятся:
Вторичные виды деятельности призваны обеспечить осуществление первичных. К поддерживающим видам деятельности относятся:
1 КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ: СУЩНОСТЬ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ПАРАМЕТРЫ И ПОКАЗАТЕЛИ
Сущность конкуренции и ее движущие силы детально рассматриваются в трудах известного современного экономиста Майкла Портера. Он пришел к выводу о том, что в конкуренции участвуют не только непосредственные претенденты. Скорее, конкуренция в отрасли, лежащая в основе экономики, и конкурирующие силы простираются значительно дальше обычного противостояния сторон в отдельной отрасли промышленности. Потребители, поставщики, потенциальные участники и продукты-заменители – все являются конкурентами, в той или иной степени оказывающими влияние на отрасль.
Результатом исследований Портера стала концепция пяти сил конкуренции, позволяющая определить детерминанты, оказывающие наибольшее влияние на хозяйствующие субъекты в условиях рыночной конкуренции. Согласно указанной концепции, состояние конкуренции на определенном рынке можно охарактеризовать как результат взаимодействия пяти конкурентных сил:
Рисунок 1
Источник: [15].
Указанные силы, в конечном счете, формируют условия, в которых функционирует конкретный рынок и составляющие его единицы. Состояние каждой силы и их совместное воздействие определяют возможности предприятия в конкурентной борьбе и его конкурентный потенциал. С другой стороны, значение каждой из пяти сил определяется структурой отрасли, ее производственными, технологическими, экономическими и другими характеристиками. Кратко рассмотрим каждую из представленных сил.
Угроза вторжения новых конкурентов. Новые конкуренты привносят на рынок новые производственные мощности, чтобы войти в рынок, занять свою долю рынка и получить доступ к существенным ресурсам. Насколько серьезной является угроза со стороны возможного появления на рынке новых конкурентов, зависит от наличия барьеров для входа и реакции существующих конкурентов. Если барьеры входа высоки и претенденты сталкиваются с мощным противодействием прочно укоренившихся в отрасли конкурентов, очевидно, что новички не будут представлять серьезной опасности в плане вторжения. Прогноз в отношении реакции существующих в отрасли конкурентов также может быть основанием для принятия решения о вторжении в данную отрасль.