Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 20:55, курсовая работа
Определение конкурентоспособности предприятия является неотъемлемым элементом деятельности любого хозяйствующего субъекта. В частности, оценка конкурентоспособности хозяйствующего субъекта необходима в целях:
разработки мероприятий по повышению конкурентоспособности;
выбора контрагентов для совместной деятельности;
составления программы выхода предприятия на новые рынки сбыта;
осуществления инвестиционной деятельности;
осуществления государственного регулирования экономики.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3
1 КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ: СУЩНОСТЬ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ПАРАМЕТРЫ И ПОКАЗАТЕЛИ …………………………..8
2 АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО "СТОРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ" ……………………..………………….………………………..13
3 ОЦЕНКА КОНКУРЕНТНОСПСОБНОСТИ ООО "СТОРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ" В СОПОСТОВЛЕНИИ С ОСНОВНЫМ КОНКУРЕНТОМ………………………………………………………………...16
4 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО "СТОРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ"………………………………………………………..………....37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……..…………………………………………………..42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………
Перейдем к анализу
конкурентоспособности
Оценка текущих значений
коэффициентов эффективности
Рисунок 8
Источник: [15].
Анализ динамики рассматриваемых
коэффициентов показывает, что снижение
конкурентоспособности
На следующем этапе
проведем факторный анализ динамики
конкурентоспособности
Таблица 10
Показатель |
Год |
Прирост |
Темп прироста, % | |
2009 |
2006 | |||
r |
1,042 |
1,133 |
0,091 |
8,0 |
√I |
0,979 |
1,072 |
-0,093 |
-8,7 |
r |
1,166 |
1,046 |
-0,120 |
-10,3 |
r |
1,081 |
1,038 |
-0,043 |
-4,0 |
r |
0,809 |
1,118 |
-0,309 |
-27,7 |
Источник: [15].
Рисунок 9
Источник: [15].
Результаты факторного анализа
позволяют констатировать, что снижение
уровня конкурентоспособности
Более того, если ранее мы приходили к выводу, о том что снижение уровня конкурентоспособности ООО "Строительные материалы" обусловлено в первую очередь ухудшающимися результатами самого Исследуемого предприятия, то сейчас мы вынуждены констатировать, что происходит это на фоне улучшающихся показателей деятельности конкурентов. Так, если Исследуемое предприятие с 2006 г. "топчется" по величине объемов выручки вокруг 250млн. руб. в год., увеличив за четыре года указанный показатель всего лишь на 5 % (с 243 951 до 254 982млн. руб.), то группа основных отраслевых конкурентов увеличила за указанный период объемы выручки на 60 % (с 602 358 до 961 993млн. руб.). При этом, рентабельность производства (операционная эффективность) ООО "Строительные материалы" к 2009 г. снизилась до 4,2 %, в то время как аналогичный показатель по выборке к 2009 г. возрос до 16,6 %.
Отмеченное значительно
усугубляет негативную оценку отрицательной
динамики уровня конкурентоспособности
Исследуемого предприятия и еще
раз подчеркивает острую необходимость
разработки и реализации мероприятий
по повышению его
В первую очередь необходимо
определить направления и
Анализ уровня конкурентоспособности ООО "Строительные материалы" за 2009 г. предлагается произвести сначала в разрезе обособленных центров деятельности (структурных подразделений по видам продукции), а далее осуществить аналитическое разложение коэффициента операционной эффективности в отношении "проблемных" подразделений. Для анализа коэффициента конкурентоспособности в разрезе обособленных центров деятельности нам потребуются следующие исходные данные.
Таблица 11
Обособленный центр |
Год |
Выручка |
Затраты |
Чистая прибыль |
Кирпичи |
2008 |
187 104 |
||
2009 |
158 415 |
163 360 |
-4 945 | |
Метизы |
2008 |
50 037 |
||
2009 |
61 106 |
51 648 |
9 458 | |
Метизы |
2008 |
28 846 |
||
2009 |
35 461 |
29 673 |
5 788 | |
Итого по ООО «Строительные материалы" |
2008 |
265 987 |
||
2009 |
254 982 |
244 681 |
10 301 |
Источник : [15].
Сразу же бросается в глаза убыточность подразделения по производству кирпичей. Без какого-либо анализа ясно, какие подразделения снижают конкурентоспособность предприятия. Однако, как мы уже отмечали ранее, руководство ООО "Строительные материалы" убеждено, что убытки и снижение объемов продаж носят временный характер, являются следствием глобального экономического кризиса и наблюдаются у всех производителей кирпича. Что же, посмотрим как обстоят дела у конкурентов.( млн. руб.)
Таблица 12
Обособленный центр деятельности |
Год |
Выручка |
Затраты |
Чистая прибыль |
ЗАО "Кирпичный завод" |
2008 |
81 457 |
||
2009 |
96 368 |
82 543 |
13 825 | |
ЗАО "Метизы" |
2008 |
47 927 |
||
2009 |
57 643 |
48 829 |
8 814 | |
ООО "Строительные смеси" |
2008 |
30 628 |
||
2009 |
37 421 |
31 567 |
5 854 | |
Прочие конкуренты |
2008 |
662 642 |
||
2009 |
770 561 |
661 898 |
108 663 | |
Итого по выборке |
2008 |
822 654 |
||
2009 |
961 993 |
824 837 |
137 156 |
Источник : [15].
Обратим внимание на то, что суммарная доля выручки указанных конкурентов за 2009 г. не превышает 20 % от объемов выручки по выборке. В нашем случае обоснованность сопоставления, помимо схожести ассортимента, обеспечивается тем, что основные технико-экономические показатели (рентабельность и динамика объемов продаж) выбранных для сопоставления конкурентов чуть выше, чем в среднем по выборке.
Производим расчет показателей конкурентоспособности в разрезе обособленных центров деятельности.
Таблица 13
Обособленный центр |
Показатели | ||||
Kr l |
KI l |
K ol |
K sl |
Kl | |
Кирпичи |
0,831 |
0,846 |
0,892 |
1,270 |
0,703 |
Метизы |
1,002 |
1,008 |
1,307 |
1,295 |
1,010 |
Строительные смеси |
1,008 |
1,003 |
1,325 |
1,310 |
1,011 |
Итого по ООО "Строительные материалы" * |
0,894 |
0,905 |
1,020 |
1,261 |
0,809 |
Источник : [15].
Рисунок 10
Источник: [15].
Здесь же приводим таблицу весовых коэффициентов Yl и Al. Тех, кому упомянутые формулы представляются сложными, а соответствующие вычисления – трудоемкими, спешим успокоить, что выполнять их вовсе не обязательно. Информационной ценности с точки зрения анализа конкурентоспособности предприятия эти расчеты не имеют. Указанные весовые коэффициенты приводятся исключительно в справочных целях как математическое подтверждение корректности осуществленной декомпозиции исходного показателя конкурентоспособности предприятия.
Таблица 14
Обособленный центр |
Показатели | |||||
Yl |
Al |
Yl × Al |
Yl × Al × Kl | |||
Кирпичи |
0,668 |
1,070 |
0,715 |
0,503 | ||
Метизы |
0,214 |
0,899 |
0,192 |
0,194 | ||
Строительные смеси |
0,123 |
0,903 |
0,111 |
0,113 |
Источник : [15].
Итого по ООО "Строительные материалы" (К= ∑ Yl × Al × Kl) = 0,809
Анализируя полученные результаты,
можно сделать вывод о том,
что конкурентоспособность
Отметим, что неудовлетворительными
являются значения и коэффициента операционной
эффективности (0,831) и коэффициента
стратегического
Очевидно, что упоминавшаяся
выше версия руководства Исследуемого
предприятия о том, что кризис
коснулся всех производителей кирпича,
не находит своего подтверждения. Теперь
очевидно, что кризис в первую очередь
отразился на результатах деятельности
неконкурентоспособных
Итак, низкая конкурентоспособность
ООО "Строительные материалы" является
следствием убытков и снижения объемов
продаж подразделения по производству
кирпича. Следовательно, повышение
конкурентоспособности
В целях выявления причин низкой рентабельности производства необходимо проанализировать коэффициент операционной эффективности "проблемного" подразделения в разрезе составляющих затрат. Поясним, что в качестве составляющими затрат может применяться любая классификация затрат: по элементам затрат, по калькуляционным статьям затрат; либо, в зависимости от целей анализа, – иная группировка затрат.