Конкурентоспособность предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 20:55, курсовая работа

Описание работы

Определение конкурентоспособности предприятия является неотъемлемым элементом деятельности любого хозяйствующего субъекта. В частности, оценка конкурентоспособности хозяйствующего субъекта необходима в целях:
разработки мероприятий по повышению конкурентоспособности;
выбора контрагентов для совместной деятельности;
составления программы выхода предприятия на новые рынки сбыта;
осуществления инвестиционной деятельности;
осуществления государственного регулирования экономики.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3
1 КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ: СУЩНОСТЬ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ПАРАМЕТРЫ И ПОКАЗАТЕЛИ …………………………..8
2 АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО "СТОРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ" ……………………..………………….………………………..13
3 ОЦЕНКА КОНКУРЕНТНОСПСОБНОСТИ ООО "СТОРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ" В СОПОСТОВЛЕНИИ С ОСНОВНЫМ КОНКУРЕНТОМ………………………………………………………………...16
4 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО "СТОРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ"………………………………………………………..………....37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……..…………………………………………………..42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ - КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ.docx

— 299.50 Кб (Скачать файл)

Перейдем к анализу  конкурентоспособности Исследуемого предприятия в разрезе объектов сопоставления (показатели K o – коэффициент  эффективности хозяйственной деятельности Исследуемого предприятия и K s  –  коэффициент эффективности хозяйственной  деятельности по Выборке по данным  таблицы), что позволит локализовать факторы динамики конкурентоспособности  предприятия с точки зрения места их возникновения: анализируемый хозяйствующий субъект либо конкуренты.

Оценка текущих значений коэффициентов эффективности хозяйственной  деятельности позволяет сделать  вывод о том, что низкий уровень  конкурентоспособности ООО "Строительные материалы" в 2009 г. обусловлен весьма низкой эффективностью его хозяйственной деятельности. Так значение указанного показателя в 2009 г. лишь немного превышает единицу и составляет 1,020. Относительно выборки конкурентов отметим, что соответствующий агрегированный показатель находится на высоком уровне и составляет 1,261.

 

 

Рисунок 8

Источник: [15].

Анализ динамики рассматриваемых  коэффициентов показывает, что снижение конкурентоспособности Исследуемого предприятия в 2007-2009 гг. вызвано существенным снижением эффективности его  хозяйственной деятельности (на 16,0 % относительно уровня 2006 г.) при растущей эффективности хозяйственной деятельности конкурентов (за указанный период наблюдается существенное увеличение на 16,1 %). Отметим, что рост эффективности хозяйственной деятельности конкурентов ранее выявлен нами не был.

На следующем этапе  проведем факторный анализ динамики конкурентоспособности Исследуемого предприятия в разрезе показателей  хозяйственной деятельности. Максимальное значение уровня конкурентоспособности ООО "Строительные материалы" наблюдается в 2006 г. Принимаем, указанный год за базу сравнения и осуществляем сопоставление текущих показателей хозяйственной деятельности (r и I) с базисными (сами показатели уже были рассчитаны ранее, в ходе  первоначальных расчетов). Для показателей Конкурента (R и I s), определяются "обратные" темпы прироста, т. е. величины 2006 г. относятся к текущим значениям. Результаты расчетов представлены ниже.

Таблица 10

Показатель

Год

Прирост

Темп прироста, %

2009

2006

r  

1,042

1,133

0,091 

8,0

√I  

0,979

1,072

-0,093

-8,7

r  

1,166

1,046

-0,120

-10,3

r  

1,081

1,038

-0,043

-4,0

r  

0,809

1,118

-0,309

-27,7


 

Источник: [15].

Рисунок 9

Источник: [15].

Результаты факторного анализа  позволяют констатировать, что снижение уровня конкурентоспособности Исследуемого предприятия (на 27,7 %) вызвано спадом его операционной эффективности (на 8,0 %), отрицательной динамикой его объемов продаж (на 8,7 %), а также (в наибольшей степени!) ростом операционной эффективности конкурентов (на 10,3 %). Рост объемов продаж конкурентов оказал на снижение уровня конкурентоспособности анализируемого хозяйствующего субъекта незначительное отрицательное влияние (4,0 %).

Более того, если ранее мы приходили к выводу, о том что  снижение уровня конкурентоспособности  ООО "Строительные материалы" обусловлено  в первую очередь ухудшающимися  результатами самого Исследуемого предприятия, то сейчас мы вынуждены констатировать, что происходит это на фоне улучшающихся показателей деятельности конкурентов. Так, если Исследуемое предприятие  с 2006 г. "топчется" по величине объемов выручки вокруг 250млн. руб. в год., увеличив за четыре года указанный показатель всего лишь на 5 % (с 243 951 до 254 982млн. руб.), то группа основных отраслевых конкурентов увеличила за указанный период объемы выручки на 60 % (с 602 358 до 961 993млн. руб.). При этом, рентабельность производства (операционная эффективность) ООО "Строительные материалы" к 2009 г. снизилась до 4,2 %, в то время как аналогичный показатель по выборке к 2009 г. возрос до 16,6 %.

Отмеченное значительно  усугубляет негативную оценку отрицательной  динамики уровня конкурентоспособности  Исследуемого предприятия и еще  раз подчеркивает острую необходимость  разработки и реализации мероприятий  по повышению его конкурентоспособности.

В первую очередь необходимо определить направления и последовательность осуществляемого аналитического разложения. С этой целью  напомним, что более 60 % выручки Исследуемого предприятия  за последний отчетный год обеспечено за счет производства и реализации кирпича; около 25 % – метизов; 15 % –  сухих строительных смесей. Указанные виды производств и предлагается принять в качестве "центров деятельности", в разрезе которых будет производиться аналитическое разложение. В качестве корреспондирующих центров деятельности логично определить ЗАО "Кирпичный завод" (в сопоставлении с производством кирпича), ЗАО "Метизы" (в сопоставлении с производством метизов) и ООО "Строительные смеси" (в сопоставлении с производством строительных смесей).

Анализ уровня конкурентоспособности ООО "Строительные материалы" за 2009 г. предлагается произвести сначала в разрезе обособленных центров деятельности (структурных подразделений по видам продукции), а далее осуществить аналитическое разложение коэффициента операционной эффективности в отношении "проблемных" подразделений. Для анализа коэффициента конкурентоспособности в разрезе обособленных центров деятельности нам потребуются следующие исходные данные.

 

Таблица 11

Обособленный центр деятельности

Год

Выручка

Затраты

Чистая прибыль

Кирпичи

2008

187 104

   
 

2009

158 415

163 360

-4 945

Метизы

2008

50 037

   
 

2009

61 106

51 648

   9 458

Метизы

2008

28 846

   
 

2009

35 461

29 673

5 788

Итого по ООО «Строительные  материалы"

2008

265 987

   
 

2009

254 982

244 681

10 301


 

Источник : [15].

Сразу же бросается в глаза  убыточность подразделения по производству кирпичей. Без какого-либо анализа ясно, какие подразделения снижают конкурентоспособность предприятия. Однако, как мы уже отмечали ранее, руководство ООО "Строительные материалы" убеждено, что убытки и снижение объемов продаж носят временный характер, являются следствием глобального экономического кризиса и наблюдаются у всех производителей кирпича. Что же, посмотрим как обстоят дела у конкурентов.( млн. руб.)

Таблица 12

Обособленный центр деятельности

Год

Выручка

Затраты

Чистая прибыль

ЗАО "Кирпичный завод"

2008

81 457

   
 

2009

96 368

82 543

13 825

ЗАО "Метизы"

2008

47 927

   
 

2009

57 643

48 829

8 814

ООО "Строительные смеси"

2008

30 628

   
 

2009

37 421

31 567

5 854

Прочие конкуренты

2008

662 642

   
 

2009

770 561

661 898

108 663

Итого по выборке

2008

822 654

   
 

2009

961 993

824 837

137 156


 

Источник : [15].

Обратим внимание на то, что  суммарная доля выручки указанных  конкурентов за 2009 г. не превышает 20 % от объемов выручки по выборке. В нашем случае обоснованность сопоставления, помимо схожести ассортимента, обеспечивается тем, что основные технико-экономические показатели (рентабельность и динамика объемов продаж) выбранных для сопоставления конкурентов чуть выше, чем в среднем по выборке.

Производим расчет показателей конкурентоспособности в разрезе обособленных центров деятельности.

Таблица 13

Обособленный центр деятельности

Показатели

 

Kr l    

KI l

K ol

K sl

Kl

Кирпичи

0,831

0,846

0,892

1,270

0,703

Метизы

1,002

1,008

1,307

1,295

1,010

Строительные смеси

1,008

1,003

1,325

1,310

1,011

Итого по ООО "Строительные материалы" *

0,894

0,905

1,020

1,261

0,809


 

Источник : [15].

Рисунок 10

Источник: [15].

Здесь же приводим таблицу весовых коэффициентов Yl и Al. Тех, кому упомянутые формулы представляются сложными, а соответствующие вычисления – трудоемкими, спешим успокоить, что выполнять их вовсе не обязательно. Информационной ценности с точки зрения анализа конкурентоспособности предприятия эти расчеты не имеют. Указанные весовые коэффициенты приводятся исключительно в справочных целях как математическое подтверждение корректности осуществленной декомпозиции исходного показателя конкурентоспособности предприятия.

Таблица 14

Обособленный центр деятельности

Показатели

 

Yl

Al

Yl × Al

Yl × Al × Kl

Кирпичи

0,668

1,070

0,715

0,503

Метизы

0,214

0,899

0,192

0,194

Строительные смеси

0,123

0,903

0,111

0,113


 

Источник : [15].

Итого по ООО "Строительные материалы" (К= ∑ Yl × Al × Kl) = 0,809

Анализируя полученные результаты, можно сделать вывод о том, что конкурентоспособность подразделений  по производству метизов и строительных смесей имеет средний уровень (чуть более единицы). Что же касается производства кирпичей, то коэффициент конкурентоспособности  указанного подразделения составляет всего лишь 0,703 , что свидетельствует  о весьма низкой его конкурентоспособности. Можно утверждать, что низкий уровень  конкурентоспособности ООО "Строительные материалы", выявленный ранее, обуславливается  крайне слабыми показателями именно подразделения по производству кирпичей.

Отметим, что неудовлетворительными  являются значения и коэффициента операционной эффективности (0,831) и коэффициента стратегического позиционирования (0,846). Низкие значения указанных коэффициентов  свидетельствуют о кардинальном отставании от конкурентов по обоим  источникам конкурентоспособности: подразделение  по производству кирпичей за 2009 г. получило убыток и показало снижение объемов производства. При этом анализ конкурентоспособности рассматриваемого обособленного центра деятельности в разрезе объектов сопоставления показывает, что низкий коэффициент хозяйственной деятельности подразделения по производству кирпичей (0,892) имеет место на фоне относительно высокого коэффициента хозяйственной деятельности ЗАО "Кирпичный завод" (1,270), что еще раз подчеркивает тяжесть сложившейся ситуации.

Очевидно, что упоминавшаяся  выше версия руководства Исследуемого предприятия о том, что кризис коснулся всех производителей кирпича, не находит своего подтверждения. Теперь очевидно, что кризис в первую очередь  отразился на результатах деятельности неконкурентоспособных предприятий. Таковым, к сожалению, оказалось  наше предприятие.

Итак, низкая конкурентоспособность  ООО "Строительные материалы" является следствием убытков и снижения объемов  продаж подразделения по производству кирпича. Следовательно, повышение  конкурентоспособности Исследуемого предприятия возможно путем проведения антикризисных мероприятий в  отношении указанного подразделения.

В целях выявления причин низкой рентабельности производства необходимо проанализировать коэффициент операционной эффективности "проблемного" подразделения  в разрезе составляющих затрат. Поясним, что в качестве составляющими  затрат может применяться любая  классификация затрат: по элементам  затрат, по калькуляционным статьям  затрат; либо, в зависимости от целей  анализа, – иная группировка затрат.

Информация о работе Конкурентоспособность предприятия