Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 20:55, курсовая работа
Определение конкурентоспособности предприятия является неотъемлемым элементом деятельности любого хозяйствующего субъекта. В частности, оценка конкурентоспособности хозяйствующего субъекта необходима в целях:
разработки мероприятий по повышению конкурентоспособности;
выбора контрагентов для совместной деятельности;
составления программы выхода предприятия на новые рынки сбыта;
осуществления инвестиционной деятельности;
осуществления государственного регулирования экономики.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3
1 КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ: СУЩНОСТЬ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ПАРАМЕТРЫ И ПОКАЗАТЕЛИ …………………………..8
2 АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО "СТОРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ" ……………………..………………….………………………..13
3 ОЦЕНКА КОНКУРЕНТНОСПСОБНОСТИ ООО "СТОРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ" В СОПОСТОВЛЕНИИ С ОСНОВНЫМ КОНКУРЕНТОМ………………………………………………………………...16
4 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО "СТОРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ"………………………………………………………..………....37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……..…………………………………………………..42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………
В нашем случае в основу классификации затрат положены экономические элементы затрат. Кроме того, введены две дополнительные составляющие: "Внереализационные и иные расходы", включающие затраты, не относящиеся на себестоимость производства и реализации продукции (проценты к уплате, прочие расходы, и др.), а также "Налоговые обязательства". Источником исходных данных о суммах затрат по дополнительным составляющим является форма № 2 "Отчет о прибылях и убытках".
Итак, затраты подразделения по производству кирпичей и корреспондирующего ему ЗАО "Кирпичный завод" могут быть представлены как совокупность следующих составляющих: (мин. руб.)
Таблица 15
Составляющие затрат |
Обособленный центр | |
Кирпичи |
ЗАО "Кирпичный завод" | |
Материальные расходы |
70 402 |
43 171 |
Расходы на оплату труда |
55 687 |
20 537 |
Суммы начисленной амортизации |
2 589 |
2 657 |
Прочие расходы |
23 226 |
8 953 |
Внереализационные и иные расходы |
7 859 |
4 868 |
Налоговые обязательства |
3 597 |
2 357 |
Всего затрат |
163 360 |
82 543 |
Источник : [15].
Отношение рассчитанных величин
позволяет определить относительную
эффективность каждой составляющей
затрат (ki). Из частных показателей
эффективности и "складывается"
коэффициент операционной эффективности
по обособленному центру деятельности.
Следовательно, выявить причины
низкой операционной эффективности
в целом по подразделению мы сможем,
оценив частные показатели относительной
эффективности. Критерии оценки частных
величин относительной
Рисунок 11
Источник: [15].
Также приводим значения весовых коэффициентов γi. Вновь обратим внимание на то, что указанные весовые коэффициенты приводятся исключительно в справочных целях (как математическое подтверждение корректности произведенного алгебраического разложения исходного показателя операционной эффективности) и выполнять их не обязательно.
Таблица 16
Составляющие затрат |
Показатели | ||
ki |
γi |
ki × γi | |
Материальные расходы |
1,008 |
0,1373 |
0,1384 |
Расходы на оплату труда |
0,606 |
0,2283 |
0,1384 |
Суммы начисленной амортизации |
1,687 |
0,0821 |
0,1384 |
Прочие расходы |
0,634 |
0,2185 |
0,1384 |
Внереализационные и иные расходы |
1,018 |
0,1360 |
0,1384 |
Налоговые обязательства |
1,077 |
0,1285 |
0,1384 |
Источник : [15].
В целом по обособленному центру деятельности (Krl= ∑ki × γi) 0,831
Оценка показателей
4 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО "СТОРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ"
Любое предприятие с точки зрения производственных отношений представляет собой иерархическую организационную систему. Соответственно, и механизм обеспечения конкурентоспособности компании характеризуется, прежде всего, как процесс развития сложной иерархической структуры. Концептуально модель формирования конкурентоспособности хозяйствующего субъекта может быть представлена при помощи пирамиды конкурентоспособности предприятия.
Согласно указанной модели устойчивая конкурентоспособность компании формируется в результате целенаправленных воздействий управления (руководства) предприятия на источники конкурентоспособности в ходе выполнение задач по тактическому и стратегическому менеджменту. Управленческие воздействия проходят через призму источников конкурентоспособности, которые в зависимости от своей конфигурации усиливают величину управленческих воздействий, в результате чего развиваются ключевые компетенции хозяйствующего субъекта, которые проявляются в ходе взаимодействия с внешней средой (в первую очередь с потребителями продукции) в форме конкурентных преимуществ предприятия. Кратко охарактеризуем каждый из уровней пирамиды конкурентоспособности предприятия.
Поскольку управление (руководство,
менеджмент) являет собой отправную
точку развития любого хозяйствующего
субъекта, оно является вершиной пирамиды
конкурентоспособности
Развитие "от управления"
означает не только онтогенез формирования
органов и связей пирамиды, но и
градиент управляющих воздействий,
определяющих характер и интенсивность
этого развития. Таким образом, в
течение всего жизненного цикла
хозяйствующего субъекта, управление
имеет главенствующую роль в развитии
всех прочих уровней системы
Верно и обратное. Недостатки
управления транслируются на все
уровни пирамиды конкурентоспособности
предприятия. Древняя мудрость о
том, что "рыба гниет с головы"
с максимальной точностью отражает
характер влияния изъянов и просчетов
руководства на общий уровень
конкурентоспособности
Достижение конкурентоспособности компании становится возможным при условии овладения базовым (для осуществляемого вида деятельности) набором ключевых компетенций. Например, для производственных предприятий необходимо овладение классической триадой компетенций: снабжение, производство, сбыт. Любые дополнительные компетенции (например, эффективный маркетинг) будут увеличивать конкурентные преимущества компании. Отсутствие, любой из базовых компетенций делает конкурентоспособность предприятия маловероятной (даже при наличии дополнительных компетенций). Например, для производственного предприятия комбинация компетенций, не включающая производство конкурентоспособной продукции, является заведомо проигрышной, независимо от эффективности его маркетинговой деятельности.
Углубленный анализ конкурентоспособности ООО "Строительные материалы" показал, что низкая конкурентоспособность Исследуемого предприятия вызвана снижением продаж и отрицательной экономической эффективностью подразделения по производству кирпичей. Неудовлетворительная операционная эффективность указанного подразделения, в свою очередь, является следствием высокого уровня издержек по элементам: "Расходы на оплату труда" и "Прочие расходы".
Таким образом, в ходе нашего
исследования удалось локализовать
причины низкой конкурентоспособности
ООО "Строительные материалы". Устранение
выявленных причин – есть пути повышения
конкурентоспособности
В целях ответа на поставленный
вопрос, обратим внимание на то, что
страховые взносы во внебюджетные фонды,
начисляемые на фонд заработной платы,
входят в состав элемента "Прочие
расходы". Следовательно, можно допустить,
что низкая относительная эффективность
(высокий уровень) прочих расходов является
следствием высоких затрат на оплату
труда. Кроме того, заметим, что низкий
уровень амортизационных
Дальнейшая конкретизация
выявленных направлений повышения
конкурентоспособности
На этом оценку, анализ и
выявление путей повышения
Однако, научившись оценивать
уровень конкурентоспособности
предприятия, мы так и не смогли ответить
на вопрос о том, каким образом
формируется этот уровень, о том,
кáк достигается
Истинные причины достижения
высокой конкурентоспособности
остаются невыясненными. Чем больше
мы узнаём о конкурентоспособности,
тем больше мы понимаем, что ничего
о конкурентоспособности не знаем.
Следовательно, констатируя то, что
феномен формирования высокой конкурентоспособности
предприятия остался
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе настоящего исследования автором было показано, что недопустимо сводить конкурентоспособность хозяйствующего субъекта к конкурентоспособности его продукции. Основной причиной этого, является то, что критерии оценки конкурентоспособности предприятия и его продукции диаметрально противоположны.
В течение всего жизненного
цикла хозяйствующего субъекта, менеджмент
имеет главенствующую роль в развитии
ключевых компетенций компании. Истинная
(устойчивая) конкурентоспособность
предприятия обеспечивается исключительно
за счет развития внутренних источников
конкурентоспособности компании и
заключается в способности
Конкурентоспособность продукции
является лишь одним из множества
конкурентных преимуществ, необходимых
для обеспечения