Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 20:55, курсовая работа
Определение конкурентоспособности предприятия является неотъемлемым элементом деятельности любого хозяйствующего субъекта. В частности, оценка конкурентоспособности хозяйствующего субъекта необходима в целях:
разработки мероприятий по повышению конкурентоспособности;
выбора контрагентов для совместной деятельности;
составления программы выхода предприятия на новые рынки сбыта;
осуществления инвестиционной деятельности;
осуществления государственного регулирования экономики.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3
1 КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ: СУЩНОСТЬ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ПАРАМЕТРЫ И ПОКАЗАТЕЛИ …………………………..8
2 АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО "СТОРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ" ……………………..………………….………………………..13
3 ОЦЕНКА КОНКУРЕНТНОСПСОБНОСТИ ООО "СТОРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ" В СОПОСТОВЛЕНИИ С ОСНОВНЫМ КОНКУРЕНТОМ………………………………………………………………...16
4 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО "СТОРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ"………………………………………………………..………....37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……..…………………………………………………..42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………
Таким образом, декомпозиция
коэффициента конкурентоспособности
предприятия в разрезе объектов
сопоставления позволяет
Рисунок 4
Источник: [15].
Оценка коэффициентов
эффективности хозяйственной
Анализ динамики рассматриваемых
коэффициентов показывает, что снижение
конкурентоспособности
Максимальное значение уровня конкурентоспособности ООО "Строительные материалы" наблюдается в 2006 г. Принимаем, указанный год за базу сравнения и осуществляем сопоставление текущих показателей хозяйственной деятельности (r и I) с базисными (сами показатели уже были рассчитаны ранее, в ходе первоначальных расчетов). Для показателей Конкурента (R и I s), которые, как было показано выше, имеют обратный характер влияния на конкурентоспособность Исследуемого предприятия, определяются "обратные" темпы прироста, т. е. величины 2006 г. относятся к текущим значениям. Результаты расчетов представлены ниже. Для наглядности результаты расчетов отображаем в виде диаграммы.
Таблица 6
Показатель |
Год |
Прирост |
Темп прироста, % | |
2006 |
2009 | |||
r |
1,042 |
1,133 |
-0,091 |
-8,0 |
√I |
0,979 |
1,072 |
-0,093 |
-8,7 |
R * |
1,150 |
1,128 |
-0,022 |
-1,9 |
√I s * |
1,046 |
1,035 |
-0,011 |
-1,0 |
K |
0,848 |
1,040 |
-0,192 |
-18,4 |
Источник : [15].
Для отмеченных показателей определяются "обратные" темпы прироста
Рисунок 5
Источник: [15].
Результаты факторного анализа
позволяют констатировать, что снижение
уровня конкурентоспособности
Конкурентоспособность ООО "Строительные материалы" в сопоставлении с ЗАО "Стеновые блоки" может быть охарактеризована как весьма низкая и имеющая ярко выраженную тенденцию к снижению. Падение уровня конкурентоспособности Исследуемого предприятия в период с 2007 по 2009 гг. является следствием отрицательной динамики по обоим источникам конкурентоспособности. При этом, особую обеспокоенность вызывает крайне низкий уровень операционной эффективности ООО "Строительные материалы".
Также в ходе анализа установлено,
что низкий уровень конкурентоспособности
Исследуемого предприятия вызван не
столько достижениями Конкурента, сколько
неудовлетворительными и
Сформулированные выводы
обуславливают острую необходимость
разработки и реализации мероприятий
по повышению
Однако, результаты расчетов
показывают, что это не так. Осуществление
оценки и анализа
Не секрет, что зачастую
руководство считает
Можно предположить, что
негативной оценка конкурентоспособности
Исследуемого предприятия является
только относительно ЗАО "Стеновые
блоки". Действительно, в силу ряда
причин результаты финансово-хозяйственной
деятельности отдельного предприятия
могут быть существенно выше отраслевых.
В этом случае уровень конкурентоспособности
ООО "Строительные материалы" в
сравнении с отраслевыми
Перейдем к оценке и
анализу конкурентоспособности
ООО "Строительные материалы" (далее
также – Исследуемое
Очевидно, что наиболее полные
результаты могут быть получены в
результате оценки и анализа
Сущность оценки конкурентоспособности предприятия относительно отраслевых показателей заключается в том, что при расчете уровня конкурентоспособности в качестве показателей по выборке принимаются агрегированные величины основных конкурентов в отрасли. Отметим, что выборка предприятий-конкурентов, в зависимости от целей и задач оценки конкурентоспособности, может быть сформирована не только по отраслевому, но и любому иному признаку (как в рамках отрасли, так и выходя за ее пределы).
Итак, имеются основные показатели
финансово-хозяйственной
Таблица 7
Год |
Выручка |
Затраты |
Чистая прибыль |
2004 |
189 756 |
--- |
--- |
2005 |
212 357 |
190 568 |
21 789 |
2006 |
243 951 |
215 357 |
28 594 |
2007 |
268 953 |
235 687 |
33 266 |
2008 |
265 987 |
245 687 |
20 300 |
2009 |
254 982 |
244 681 |
10 301 |
Источник: [15].
В целях оценки конкурентоспособности относительно отраслевых показателей обратимся к сформированной ранее выборке основных конкурентов Исследуемого предприятия в заданном регионе (город Минск). Далее, путем суммирования соответствующих величин по каждому предприятию, включенному в состав выборки, получаем агрегированные отраслевые (групповые) показатели. К примеру, просуммировав выручку по всем предприятиям выборки за отчетный год получаем агрегированную выручку по выборке (961 993млн. руб.).
Таблица 8
Год |
Выручка |
Затраты |
Чистая прибыль |
2004 |
521 483 |
--- |
--- |
2005 |
558 954 |
529 894 |
21 789 |
2006 |
602 358 |
575 942 |
26 416 |
2007 |
708 951 |
654 872 |
54 079 |
2008 |
822 654 |
726 548 |
96 106 |
2009 |
961 993 |
824 837 |
137 156 |
Источник: [15].
Далее, производим расчеты
и аналитическую оценку полученных
результатов по аналогии с оценкой
конкурентоспособности относительно
основного конкурента. На первом этапе
осуществляем общую оценку уровня конкурентоспособности
Исследуемого предприятия, а также
динамики анализируемого показателя.
С этой целью производим расчет показателей
конкурентоспособности с
Таблица 9
Показатель |
Год | ||||
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 | |
Kr |
1,056 |
1,083 |
1,054 |
0,956 |
0,894 |
KI |
1,022 |
1,032 |
0,968 |
0,923 |
0,905 |
K0 |
1,179 |
1,214 |
1,198 |
1,077 |
1,020 |
KS |
1,092 |
1,086 |
1,174 |
1,220 |
1,261 |
K |
1,079 |
1,118 |
1,020 |
0,883 |
0,809 |
Источник: [15].
Уровень конкурентоспособности ООО "Строительные материалы" в 2009 г. составил 0,809 , что свидетельствует о низком уровне конкурентоспособности исследуемого хозяйствующего субъекта в сопоставлении с выборкой конкурентов. При этом показатель конкурентоспособности значительно ниже единицы. Динамика рассматриваемого показателя (см. рис.) позволяет сделать вывод о том, что с 2007 г. конкурентоспособность Исследуемого предприятия имеет явно выраженную негативную тенденцию. Общее снижение уровня конкурентоспособности за 2006-2009 гг. составило 27,7 %.
Рисунок 6
Источник: [15].
Сопоставление кривых динамики
конкурентоспособности в сравнении
с основным конкурентом, а также
в сравнении с отраслевыми
показателями позволяет констатировать
высокую степень корреляции указанных
показателей. Таким образом, находит
подтверждение весьма низкая оценка
конкурентоспособности ООО "Строительные
материалы". Причем, особую настороженность
должно вызывать то, что в сопоставлении
с отраслевыми показателями уровень
конкурентоспособности еще
Далее осуществляем анализ
конкурентоспособности в
Рисунок 7
Источник: [15].
Результаты расчетов показывают, что низкий уровень конкурентоспособности Исследуемого предприятия, сложившийся в 2009 г., определяется как низкой эффективностью производственного процесса, так и неудовлетворительным рыночным позиционированием: оба коэффициента, характеризующие влияние источников конкурентоспособности на формирование общего уровня конкурентоспособности, ниже единицы. Так, значение коэффициента операционной эффективности в 2009 г. составило 0,894; стратегического позиционирования – 0,905.
Анализ динамики коэффициентов
операционной эффективности и