Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 20:55, курсовая работа
Определение конкурентоспособности предприятия является неотъемлемым элементом деятельности любого хозяйствующего субъекта. В частности, оценка конкурентоспособности хозяйствующего субъекта необходима в целях:
разработки мероприятий по повышению конкурентоспособности;
выбора контрагентов для совместной деятельности;
составления программы выхода предприятия на новые рынки сбыта;
осуществления инвестиционной деятельности;
осуществления государственного регулирования экономики.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3
1 КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ: СУЩНОСТЬ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ПАРАМЕТРЫ И ПОКАЗАТЕЛИ …………………………..8
2 АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО "СТОРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ" ……………………..………………….………………………..13
3 ОЦЕНКА КОНКУРЕНТНОСПСОБНОСТИ ООО "СТОРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ" В СОПОСТОВЛЕНИИ С ОСНОВНЫМ КОНКУРЕНТОМ………………………………………………………………...16
4 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО "СТОРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ"………………………………………………………..………....37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……..…………………………………………………..42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………
Таблица 2
№ п/п |
Наименование предприятия |
Ассортимент |
Каналы сбыта |
Выручка,млн. руб. |
1 |
ЗАО "Метизы" |
метизы |
крупный и мелкий опт |
57 643 |
2 |
ООО "Строительные смеси" |
строительные смеси |
мелкий опт |
37 421 |
3 |
ЗАО "Стеновые блоки" |
стеновые блоки,строительные смеси |
крупный и мелкий опт |
294 031 |
7 |
ЗАО "Кирпичный завод" |
кирпичи |
крупный и мелкий опт |
96 368 |
8 |
ОАО "Стройснабкомплект" |
любые строительные материалы |
крупный и мелкий опт,розничная сеть |
476 530 |
Итого по выборке |
961 993 |
Источник : [15].
Именно в сопоставлении
с указанными конкурентами (их показателями)
следует осуществлять оценку конкурентоспособности
Исследуемого предприятия. Отметим, что
оценку конкурентоспособности
Итак, в целях оценки конкурентоспособности
Исследуемого предприятия предлагается
сформировать две выборки. Первая будет
включать в себя лишь одно предприятие
– ЗАО "Стеновые блоки", являющееся
основным конкурентом ООО "Строительные
материалы", что позволит выявить
конкретные направления повышения
конкурентоспособности
Источниками исходных данных
для оценки и анализа
Следует отметить, что для
оценки и анализа
3. ОЦЕНКА КОНКУРЕНТНОСПСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ В СОПОСТОВЛЕНИИ С ОСНОВНЫМ КОНКУРЕНТОМ
Приступим к оценке и анализу конкурентоспособности ООО "Строительные материалы" (далее также – Исследуемое предприятие) в сопоставлении с ЗАО "Стеновые блоки" (далее также – Конкурент), являющегося основным конкурентом Исследуемого предприятия на рынке строительных материалов города Минска.
Ниже представлены основные показатели финансово-хозяйственной деятельности Исследуемого предприятия.(млн. руб.)
Таблица 3 – Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности исследуемого предприятия .
Год |
Выручка |
Затраты |
Чистая прибыль |
2004 |
189 756 |
--- |
--- |
2005 |
212 357 |
190 568 |
21 789 |
2006 |
268 953 |
215 357 |
28 594 |
2007 |
243 951 |
235 687 |
33 266 |
2008 |
265 987 |
245 687 |
20 300 |
2009 |
254 982 |
244 681 |
10 301 |
Источник : [15].
Под затратами в данном
случае понимается вся совокупность
издержек предприятия: затраты, относящиеся
на себестоимость продукции; коммерческие
и управленческие расходы; операционные
и внереализационные расходы; налоговые
обязательства и прочие издержки
предприятия. Соответственно к выручке
также относятся доходы по всем видам
деятельности организации, включая
операционные, внереализационные и
иные доходы. В зависимости от целей
и задач оценки и анализа
Относительно представленных
показателей необходимо отметить, что
в целом уровень и динамика
основных показателей финансово-
В целях оценки конкурентоспособности
предприятия нам требуются
Таблица 4 – Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности ЗАО "Стеновые блоки".
Год |
Выручка |
Затраты |
Чистая прибыль |
2004 |
194 567 |
--- |
--- |
2005 |
210 598 |
190 564 |
20 034 |
2006 |
225 698 |
200 165 |
25 533 |
2007 |
255 642 |
210 568 |
45 074 |
2008 |
268 745 |
221 564 |
47 181 |
2009 |
294 031 |
255 689 |
38 342 |
Источник : [15].
В соответствии с предложенным
ранее алгоритмом, на первом этапе
осуществляется общая оценка уровня
конкурентоспособности
Таблица 5 – Показатели конкурентоспособности.
Показатель |
Год | ||||
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 | |
Kr |
1,008 |
1,005 |
0,940 |
0,893 |
0,906 |
KI |
1,017 |
1,035 |
0,987 |
0,970 |
0,936 |
K0 |
1,179 |
1,214 |
1,198 |
1,077 |
1,020 |
KS |
1,150 |
1,167 |
1,292 |
1,244 |
1,203 |
K |
1,025 |
1,040 |
0,927 |
0,866 |
0,848 |
Источник : [15].
Как следует из представленных данных, уровень конкурентоспособности ООО "Строительные материалы" в 2009 г. составил 0,848 , что свидетельствует о низком уровне конкурентоспособности исследуемого хозяйствующего субъекта в сопоставлении с ЗАО "Стеновые блоки". При этом показатель конкурентоспособности значительно ниже единицы, что говорит о серьезных проблемах ООО "Строительные материалы" с точки зрения обеспечения его конкурентоспособности в сопоставлении с Конкурентом.
Более того, динамика рассматриваемого показателя (см. рис.) позволяет сделать вывод о том, что конкурентоспособность Исследуемого предприятия приобрела явно выраженную негативную тенденцию еще до финансово-экономического кризиса. Если в 2006 г. рассматриваемый показатель составлял 1,040 , то в 2007 г. он снизился до 0,927. Снижение продолжилось в 2008 и 2009 гг., что и привело к столь низкому уровню конкурентоспособности Исследуемого предприятия в настоящее время. Общее снижение уровня конкурентоспособности за указанный период составило 18,4 %.
Рисунок 2
Источник: [15].
Таким образом, конкурентоспособность
ООО "Строительные материалы" может
быть охарактеризована как весьма низкая
и имеющая тенденцию к
Позволим себе заметить, что сделанные нами выводы принципиально отличны от оценки деятельности ООО "Строительные материалы" его руководством и собственниками. В этом контексте иначе следует оценивать и некоторое ухудшение показателей выручки и чистой прибыли, произошедшее в 2008-2009 гг.: отмеченное скорее является следствием тенденции к снижению конкурентоспособности Исследуемого предприятия, наметившейся еще в 2007 г., чем проявлением последствий глобального финансово-экономического кризиса 2008 г. В этой связи актуальность разработки мероприятий по повышению конкурентоспособности предприятия многократно возрастает. Становится очевидным, что анализ показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия в сопоставлении с аналогичными показателями конкурентов (а не обособленно) позволяет оценить его деятельность в совсем ином свете.
Для выявления причин столь низкого уровня конкурентоспособности ООО "Строительные материалы" предлагается осуществить анализ конкурентоспособности в разрезе источников конкурентоспособности и объектов сопоставления .
В первую очередь произведем декомпозицию показателя конкурентоспособности Исследуемого предприятия по источникам (показатели Kr – операционная эффективность и KI – стратегическое позиционирование).
Рисунок 3
Источник: [15].
Результаты расчетов показывают, что низкий уровень конкурентоспособности, сложившийся в 2009 г., в равной степени определяется низкими показателями операционной эффективности и стратегического позиционирования: оба коэффициента, характеризующие влияние источников конкурентоспособности на формирование общего уровня конкурентоспособности Исследуемого предприятия, ниже единицы. Так, значение коэффициента операционной эффективности в 2009 г. составило 0,906; стратегического позиционирования – 0,936. При этом обращает на себя внимание низкий уровень коэффициента операционной эффективности по отношению к коэффициенту стратегического позиционирования.
Отсюда следует, что низкая
конкурентоспособность ООО "Строительные
материалы" является результатом
низкой (относительно Конкурента) эффективности
производства (в первую очередь), а
также неудовлетворительного
Анализ динамики коэффициентов
операционной эффективности и