Конкурентоспособность предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 20:55, курсовая работа

Описание работы

Определение конкурентоспособности предприятия является неотъемлемым элементом деятельности любого хозяйствующего субъекта. В частности, оценка конкурентоспособности хозяйствующего субъекта необходима в целях:
разработки мероприятий по повышению конкурентоспособности;
выбора контрагентов для совместной деятельности;
составления программы выхода предприятия на новые рынки сбыта;
осуществления инвестиционной деятельности;
осуществления государственного регулирования экономики.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3
1 КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ: СУЩНОСТЬ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ПАРАМЕТРЫ И ПОКАЗАТЕЛИ …………………………..8
2 АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО "СТОРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ" ……………………..………………….………………………..13
3 ОЦЕНКА КОНКУРЕНТНОСПСОБНОСТИ ООО "СТОРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ" В СОПОСТОВЛЕНИИ С ОСНОВНЫМ КОНКУРЕНТОМ………………………………………………………………...16
4 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО "СТОРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ"………………………………………………………..………....37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……..…………………………………………………..42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ - КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ.docx

— 299.50 Кб (Скачать файл)

 

Таблица 2

№ п/п 

Наименование предприятия

Ассортимент 

Каналы сбыта

Выручка,млн. руб.

1

ЗАО "Метизы"

метизы

крупный и мелкий опт

57 643

2

ООО "Строительные смеси"

строительные смеси 

мелкий опт

37 421

3

ЗАО "Стеновые блоки"

стеновые блоки,строительные смеси 

крупный и мелкий опт

294 031

7

ЗАО "Кирпичный завод"

кирпичи

крупный и мелкий опт

96 368

8

ОАО "Стройснабкомплект"

любые строительные материалы

крупный и мелкий опт,розничная  сеть

476 530

Итого по выборке

961 993


 

Источник : [15].

 

Именно в сопоставлении  с указанными конкурентами (их показателями) следует осуществлять оценку конкурентоспособности  Исследуемого предприятия. Отметим, что  оценку конкурентоспособности рекомендуется  осуществлять не только по отношению  к выборке из нескольких предприятий, но и относительно показателей одного-двух основных конкурентов. В настоящем  примере ближайшим конкурентом  ООО "Строительные материалы" (с  точки зрения ассортимента, каналов  сбыта и объемов выручки) является ЗАО "Стеновые блоки".

Итак, в целях оценки конкурентоспособности  Исследуемого предприятия предлагается сформировать две выборки. Первая будет  включать в себя лишь одно предприятие  – ЗАО "Стеновые блоки", являющееся основным конкурентом ООО "Строительные материалы", что позволит выявить  конкретные направления повышения  конкурентоспособности исследуемого хозяйствующего субъекта. В состав второй выборки предлагается включить все предприятия, отобранные в ходе оценки конкурентной ситуации рынка строительных материалов города Минска, и даст возможность проанализировать конкурентоспособность Исследуемого предприятия в сопоставлении с отраслевыми показателями.

Источниками исходных данных для оценки и анализа конкурентоспособности  является публикуемая в установленном  действующим законодательством  порядке бухгалтерская отчетность хозяйствующих субъектов, в первую очередь, форма № 2 "Отчет о  прибылях и убытках". В том случае если какой-либо конкурент действует  в форме нескольких аффилированных юридических либо физических лиц, необходима консолидация соответствующих отчетностей. Помимо этого, в ходе расчетов рекомендуется  использовать отраслевые показатели, которые можно получить в органах  статистики.

Следует отметить, что для  оценки и анализа конкурентоспособности  хозяйствующего субъекта наиболее оправданно использование годовых отчетных данных, поскольку они нивелируют сезонные и прочие колебания, происходящие в более краткие отчетные периоды. В то же время, в зависимости от целей и задач анализа, может  рассматриваться и другой временной  период (полугодие, квартал, месяц). В  нашем примере оценка конкурентоспособности  Исследуемого предприятия будет  осуществляться на основании годовых  показателей за последние 5 лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ОЦЕНКА КОНКУРЕНТНОСПСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ В СОПОСТОВЛЕНИИ С ОСНОВНЫМ КОНКУРЕНТОМ

Приступим к оценке и анализу  конкурентоспособности ООО "Строительные материалы" (далее также – Исследуемое  предприятие) в сопоставлении с  ЗАО "Стеновые блоки" (далее также  – Конкурент), являющегося основным конкурентом Исследуемого предприятия  на рынке строительных материалов города Минска.

Ниже представлены основные показатели финансово-хозяйственной  деятельности Исследуемого предприятия.(млн. руб.)

Таблица 3 – Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности исследуемого предприятия .

Год

Выручка

Затраты 

Чистая прибыль

2004 

189 756

---

---

2005 

212 357

190 568

21 789

2006

268 953

215 357

28 594

2007

243 951

235 687

33 266

2008

265 987

245 687

20 300

2009

254 982

244 681

10 301


 

Источник : [15].

Под затратами в данном случае понимается вся совокупность издержек предприятия: затраты, относящиеся  на себестоимость продукции; коммерческие и управленческие расходы; операционные и внереализационные расходы; налоговые  обязательства и прочие издержки предприятия. Соответственно к выручке  также относятся доходы по всем видам  деятельности организации, включая  операционные, внереализационные и  иные доходы. В зависимости от целей  и задач оценки и анализа конкурентоспособности  состав доходов и расходов предприятия  может варьироваться.

Относительно представленных показателей необходимо отметить, что  в целом уровень и динамика основных показателей финансово-хозяйственной  деятельности ООО "Строительные материалы" руководством и собственниками предприятия  оценивается положительно: с 2004 по 2007 гг. наблюдалась устойчивая тенденция  к увеличению выручки от реализации продукции, сопровождавшееся соответствующим  ростом чистой прибыли. Некоторое снижение выручки и прибыли в 2008-2009 гг. объясняется  снижением спроса вследствие глобального  финансово-экономического кризиса и, по мнению руководства предприятия, является незначительным и носит временный характер, в силу чего обеспокоенности не вызывает.

В целях оценки конкурентоспособности  предприятия нам требуются аналогичные показатели Конкурента. (млн. руб.)

Таблица 4 – Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности    ЗАО "Стеновые блоки".

Год

Выручка

Затраты

Чистая прибыль

2004 

194 567

---

---

2005 

210 598

190 564

20 034

2006

225 698

200 165

25 533

2007

255 642

210 568

45 074

2008

268 745

221 564

47 181

2009

294 031

255 689

38 342


 

Источник : [15].

В соответствии с предложенным ранее алгоритмом, на первом этапе  осуществляется общая оценка уровня конкурентоспособности Исследуемого предприятия, а также динамики анализируемого показателя. С этой целью, следует  произвести расчет показателей конкурентоспособности  с разбивкой по временным интервалам (результаты расчетов представлены ниже).

Таблица 5 – Показатели конкурентоспособности.

Показатель

Год

2005

2006

2007

2008

2009

Kr

1,008

1,005

0,940

0,893

0,906

KI

1,017

1,035

0,987

0,970

0,936

K0

1,179

1,214

1,198

1,077

1,020

KS

1,150

1,167

1,292

1,244

1,203

K

1,025

1,040

0,927

0,866

0,848


 

Источник : [15].

Как следует из представленных данных, уровень конкурентоспособности  ООО "Строительные материалы" в  2009 г. составил 0,848 , что свидетельствует о низком уровне конкурентоспособности исследуемого хозяйствующего субъекта в сопоставлении с ЗАО "Стеновые блоки". При этом показатель конкурентоспособности значительно ниже единицы, что говорит о серьезных проблемах ООО "Строительные материалы" с точки зрения обеспечения его конкурентоспособности в сопоставлении с Конкурентом.

Более того, динамика рассматриваемого показателя (см. рис.) позволяет сделать  вывод о том, что конкурентоспособность  Исследуемого предприятия приобрела  явно выраженную негативную тенденцию  еще до финансово-экономического кризиса. Если в 2006 г. рассматриваемый показатель составлял 1,040 , то в 2007 г. он снизился до 0,927. Снижение продолжилось в 2008 и 2009 гг., что и привело к столь низкому уровню конкурентоспособности Исследуемого предприятия в настоящее время. Общее снижение уровня конкурентоспособности за указанный период составило 18,4 %.

 

Рисунок 2

Источник: [15].

Таким образом, конкурентоспособность  ООО "Строительные материалы" может  быть охарактеризована как весьма низкая и имеющая тенденцию к снижению, что обуславливает острую необходимость  разработки и внедрения мероприятий  по повышению конкурентоспособности  исследуемого хозяйствующего субъекта.

Позволим себе заметить, что сделанные нами выводы принципиально  отличны от оценки деятельности ООО "Строительные материалы" его  руководством и собственниками. В этом контексте иначе следует оценивать и некоторое ухудшение показателей выручки и чистой прибыли, произошедшее в 2008-2009 гг.: отмеченное скорее является следствием тенденции к снижению конкурентоспособности Исследуемого предприятия, наметившейся еще в 2007 г., чем проявлением последствий глобального финансово-экономического кризиса 2008 г. В этой связи актуальность разработки мероприятий по повышению конкурентоспособности предприятия многократно возрастает. Становится очевидным, что анализ показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия в сопоставлении с аналогичными показателями конкурентов (а не обособленно) позволяет оценить его деятельность в совсем ином свете.

Для выявления причин столь  низкого уровня конкурентоспособности  ООО "Строительные материалы" предлагается осуществить анализ конкурентоспособности  в разрезе источников конкурентоспособности  и объектов сопоставления .

В первую очередь произведем декомпозицию показателя конкурентоспособности  Исследуемого предприятия по источникам (показатели Kr – операционная эффективность  и KI  – стратегическое позиционирование).

 

 

Рисунок 3

Источник: [15].

Результаты расчетов показывают, что низкий уровень конкурентоспособности, сложившийся в 2009 г., в равной степени определяется низкими показателями операционной эффективности и стратегического позиционирования: оба коэффициента, характеризующие влияние источников конкурентоспособности на формирование общего уровня конкурентоспособности Исследуемого предприятия, ниже единицы. Так, значение коэффициента операционной эффективности в 2009 г. составило 0,906; стратегического позиционирования – 0,936. При этом обращает на себя внимание низкий уровень коэффициента операционной эффективности по отношению к коэффициенту стратегического позиционирования.

Отсюда следует, что низкая конкурентоспособность ООО "Строительные материалы" является результатом  низкой (относительно Конкурента) эффективности  производства (в первую очередь), а  также неудовлетворительного рыночного  позиционирования.

Анализ динамики коэффициентов  операционной эффективности и стратегического  позиционирования позволяет констатировать, что в период с 2006 по 2009 гг. коэффициент  операционной эффективности снизился с 1,005 до 0,906 (на 9,8 %), коэффициент стратегического  позиционирования снизился с 1,035 до 0,970 (на 9,6 %). Таким образом, отрицательная  динамика уровня конкурентоспособности  ООО "Строительные материалы", наблюдающееся  с 2007 г., обусловлена снижением показателей по обоим источникам конкурентоспособности.

Информация о работе Конкурентоспособность предприятия