Конкурентоспособность предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 20:55, курсовая работа

Описание работы

Определение конкурентоспособности предприятия является неотъемлемым элементом деятельности любого хозяйствующего субъекта. В частности, оценка конкурентоспособности хозяйствующего субъекта необходима в целях:
разработки мероприятий по повышению конкурентоспособности;
выбора контрагентов для совместной деятельности;
составления программы выхода предприятия на новые рынки сбыта;
осуществления инвестиционной деятельности;
осуществления государственного регулирования экономики.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3
1 КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ: СУЩНОСТЬ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ПАРАМЕТРЫ И ПОКАЗАТЕЛИ …………………………..8
2 АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО "СТОРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ" ……………………..………………….………………………..13
3 ОЦЕНКА КОНКУРЕНТНОСПСОБНОСТИ ООО "СТОРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ" В СОПОСТОВЛЕНИИ С ОСНОВНЫМ КОНКУРЕНТОМ………………………………………………………………...16
4 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО "СТОРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ"………………………………………………………..………....37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……..…………………………………………………..42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ - КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ.docx

— 299.50 Кб (Скачать файл)

  Угроза появления продуктов-заменителей. Подобно угрозе вторжения новых конкурентов продукты-заменители ограничивают потенциал отрасли. Теоретически, чем более привлекательно соотношение цена-качество, "предлагаемое" продуктами-заменителями, тем жестче ограничение потенциала прибыли отрасли. Продуктами-заменителями, которые заслуживают особого внимания с точки зрения конкуренции, являются продукты, которые способны обеспечить лучшее соотношение цены и качества по сравнению с производимой в отрасли продукцией либо производятся отраслью, получающей высокую прибыль. Продукты-заменители быстро вступают в игру, когда та или иная разработка увеличивает конкуренцию в соответствующей отрасли либо служит причиной снижения цены или повышения производительности.

 Экономический потенциал поставщиков. Поставщики могут оказывать давление при заключении сделок, увеличивая цены или снижая качество предлагаемых товаров и услуг. Влияние поставщиков, таким образом, "выжимает" прибыль из отрасли, не способной справиться с повышением издержек при фиксированных ценах.

Экономический потенциал  покупателей. Потребители, подобно поставщикам, "выжимают" прибыль из отрасли, снижая цены, требуя высшего качества продукции и большего обслуживания, настраивая производителей друг против друга – в ущерб прибыли всей отрасли.

Соперничество среди  существующих конкурентов. Соперничество среди существующих конкурентов сводится к стремлению всеми средствами добиться выгодного положения, используя тактику ценовой и неценовой конкуренции, продвижения товаров на рынок и интенсивную рекламу. Интенсивность и характер конкуренции зависят от множества факторов. При анализе интенсивности и характера конкуренции на отраслевом рынке представляется полезным обратиться к упоминавшемуся ранее структурному подходу определения сущности конкуренции. В рамках указанного подхода, в зависимости от характера конкуренции поставщиков (производителей), выделяется четыре основных типа рынка: совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия и чистая монополия.

 

Совершенная конкуренция  характеризуется наличием большого количества конкурентов, в результате чего ни один из участников рынка не имеет достаточно большой доли рынка, чтобы влиять на цену продукта. Цена для каждого производителя считается  заданной рынком. Реализуемая на рынке  продукция является стандартизированной. Спрос очень эластичен, неценовые  методы конкуренции не используются. Вход и выход из отрасли свободны. Для совершенной конкуренции  характерна весьма высокая информированность  продавцов и покупателей о  продукции и ценах.

 

Монополистическую конкуренцию  отличает большое количество предприятий, реализующих дифференцированную продукцию, что позволяет им осуществлять определенный контроль над продажной ценой. Отличительная особенность рынка – большое количество мелких и средних предприятий, ни одно из которых не занимает лидирующего положения на рынке вследствие незначительной доли продаж. В отличие от чистой конкуренции здесь используются неценовые методы конкуренции. Вход на рынок не затруднен такими барьерами, как при монополии или олигополии, но и не настолько легок, как при совершенной конкуренции.

 

Олигополистическая конкуренция  характеризуется наличием нескольких очень крупных предприятий, контролирующих значительную часть производства и  сбыта и конкурирующих друг с  другом. Доля каждого из участников рынка при данной структуре конкуренции  значительна, что позволяет осуществлять влияние на рыночную цену. При олигополии продукция предприятий может  быть как стандартизированной, так  и дифференцированной. Каждый из участников олигополии проводит самостоятельную  рыночную политику, но при этом зависит  от конкурентов и вынужден считаться  с ними, причем используются преимущественно  неценовые методы конкурентной борьбы. Олигополисты стремятся к завоеванию преимуществ за счет ослабления конкурентов, что приводит к частым конкурентным "войнам". Однако, как показывает практика, предприятия-олигополисты чаще стремятся прийти к соглашению по поводу раздела рынка, установления цен, действуя в результате соглашения как единая чистая монополия. В отрасли  существуют высокие барьеры вхождения.

Чистая монополия – крайнее проявление несовершенной конкуренции – может быть охарактеризована как рынок, на котором существует единственный продавец товара, не имеющего близких заменителей. Монополист действует на рынке один, осуществляя контроль над ценой и объемами выпуска, что позволяет ему получать монопольную прибыль. Чистая монополия характеризуется наличием высоких барьеров входа (как правило, искусственного характера).

Конкуренция – это динамичный и развивающийся процесс, непрерывно меняющийся ландшафт, на котором появляются новые товары, новые пути маркетинга, новые производственные процессы и новые рыночные сегменты. Условия на рынке изменяются, потому что в движении находятся силы, которые создают условия для перемен.

 Можно констатировать, что степень влияния конкурентных  сил определяет предельный потенциал  прибыли отрасли. Цель предприятия  – найти и занять позицию  в отрасли, где оно будет  лучше всего защищено от влияния  этих сил или сможет со своей  стороны оказывать влияние на  них. Анализ отмеченных сил  конкуренции обеспечивает прочный  фундамент для стратегического  плана действий. При этом, каждый  хозяйствующий субъект находится в уникальной конкурентной ситуации, что обуславливает необходимость поиска уникальных конкурентных решений.

Оценка сил, влияющих на конкуренцию  в отрасли, позволяет выявить  сильные и слабые стороны предприятия. Далее может быть составлен план действий по укреплению существующих или завоеванию новых конкурентных позиций на рынке, который в общем  виде будет включать в себя позиционирование предприятия таким образом, чтобы  его возможности обеспечивали надежную защиту против сил конкуренции и/или  влияние на расстановку сил посредством  стратегических маневров, способных  улучшать позиционирование предприятия, а также прогноз изменения  факторов конкурентной борьбы и меры реагирования на эти изменения с  целью извлечь преимущество за счет выбора стратегии, наиболее соответствующей  новому конкурентному балансу.

Таким образом, основной вывод, который можно сделать в целях  нашего исследования, резюмируя теоретические  изыскания классиков в области  конкуренции, состоит в том, что  рыночная конкуренция есть динамичное, комплексное и весьма сложное  явление. Отмеченная сложность усугубляется тем, что каждая из упомянутых групп, в свою очередь, состоит из множества  элементов, причем состав и структура  элементов уникальны для каждого  конкретного предприятия. В силу этого конкуренция не может быть представлена как исчерпывающий  перечень конкурентных сил и факторов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО "СТОРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ"

 ООО "Строительные материалв" зарегистрировано и осуществляет свою деятельность исключительно в городе Минске. Основным видом деятельности является производство и реализация строительных материалов. Среднесписочная численность – 175 человек. В состав предприятия входит три структурных подразделения, производящих кирпичи, сухие строительные смеси и метизы соответственно. Производственные подразделения расположены в окрестностях города Минска. Готовая продукция доставляется на центральный склад предприятия, расположенный в городе Минске. Реализация указанной продукции осуществляется единым отделом продаж ООО "Строительные материалы". Также предприятие имеет единый расчетный счет, бухгалтерию и прочие центральные органы управления.

Суть указанного выбора сводится к тому, чтобы в качестве объектов сопоставления принять те предприятия, которые в наибольшей степени  конкурируют с исследуемым хозяйствующим  субъектом. Здесь очевидными параметрами  выбора объектов сопоставления являются следующие.

  Сегментация рынка. Речь в данном случае идет о том, что предприятия-конкуренты должны действовать на одном рынке, конкурировать между собой. В противном случае сопоставление теряет всякий экономический (и математический) смысл. В частности, не имеет смысла сопоставление конкурентов, находящихся на значительном удалении друг от друга и (или) реализующих продукцию различным покупателям.

  Ассортимент продукции. Сопоставлению подлежат предприятия производящие и (или) реализующие конкурирующие товары (работы, услуги). Мы преднамеренно не применяем термин "аналогичные" ("схожие") товары. В ряде случаев основными являются конкуренты, предлагающие не схожие, а взаимозаменяемые товары. Сопоставление с таковыми может иметь особое значение.

  Масштабы конкурентов. Нецелесообразно сравнивать предприятия, объемы реализации которых рознятся на порядки. Сопоставлять индивидуального предпринимателя, оказывающего услуги по ремонту и пошиву обуви, с обувной фабрикой – бессмысленно. Отметим, правда, что смысл появится при сравнении обувной фабрики с агрегированными показателями сотен предпринимателей.

В зависимости от целей  оценки и анализа конкурентоспособности  предприятия допускается формирование любого состава конкурентов. Главное, чтобы выбор этот был осознанным и обоснованным.

Первым ограничением по выбору объектов сопоставления является осуществление  деятельности на рынке строительных материалов города Минска. Далее необходимо отобрать конкурентов в соответствии с требованиями сопоставимости ассортимента и масштабов.

В таблице приводятся данные о предприятиях, осуществляющих свою деятельность на рынке строительных материалов города Минска (по данным за последний отчетный год).

Таблица 1

№ п/п

Наименование предприятия

Ассортимент

Каналы сбыта

Выручка,

млн. руб.

11

ЗАО "Метизы"

метизы

крупный и мелкий опт 

57 643

22

ООО "Строительные смеси"

строительные смеси мелкий

мелкий опт 

37 421

33

ЗАО "Стеновые блоки"

стеновые блоки, строительные смеси

крупный и мелкий опт 

294 031

34

ЗАО "Электроизделия"

электроарматура

крупный и мелкий опт 

108 195

35

ОАО "Химреактивы"

лаки и краски 

крупный и мелкий опт 

75 832

46

ООО "Метизная артель"

метизы

мелкий опт и розница 

18 490

87

ЗАО "Кирпичный завод" 

кирпичи

крупный и мелкий опт 

96 368

8

8

ОАО "Стройснабкомплект"

любые строительные материалы

крупный и мелкий опт, розничная  сеть 

476 530

79

ООО "Строитель"

любые строительные материалы

розничная сеть 

26 388

010

ООО "Шлакоблоки"

стеновые блоки

мелкий опт 

22 436

111

ООО "Строительные материалы" (Исследуемое предприятие)

кирпичи, метизы, строительные смеси

крупный  и мелкий опт 

254 982

112

Прочие предприятия

кирпичи, метизы, строительные смеси 

мелкий опт и розница

24 923

Итого по рынку строительных материалов

1 493 239


 

Источник : [15].

Общий объем выручки Исследуемого предприятия за последний отчетный год составил 254 982млн. руб. При этом, 158 415млн. руб. (62,1 % выручки) обеспечивается за счет производства и реализации кирпича; 61 106млн. руб. (24,0 %)  – метизов; 35 461млн. руб. (13,9 %)  – сухих строительных смесей. Покупателями продукции ООО "Строительные материалы" являются строительные и подрядные организации  города Минска (68,7 % выручки), а также мелкооптовые покупатели, осуществляющие торгово-закупочную деятельность в городе Минске и близлежащих населенных пунктах.

Исходя из критерия схожести ассортимента, очевидно, что из выборки  конкурентов следует исключить  предприятия, производящие и (или) реализующие  ассортимент, отличный от продукции  Исследуемого предприятия. Исключаем: ЗАО "Электроизделия" (№ 4), ОАО "Химреактивы" (№ 5). Не исключаем из состава конкурентов  организации, предлагающие весь спектр строительных материалов. Также не исключаем конкурентов, осуществляющих реализацию стеновых блоков, поскольку  стеновые блоки являются взаимозаменяющими  товарами относительно кирпича и, безусловно, указанные организации конкурируют  с Исследуемым предприятием.

Исходя из критерия масштабов  исключаем из выборки конкурентов  предприятия, объем выручки которых  составляет менее 10 % от выручки Исследуемого предприятия: ООО "Метизная артель" (№ 6); ООО "Шлакоблоки" (№ 10); Прочие предприятия (№ 12).

Отметим, что сформулированный в данном примере критерий масштабов  не является универсальным. В ряде случаев  мелкие конкуренты в своей совокупности являются основной конкурирующей силой  и их игнорирование недопустимо. Подобная ситуация имеет место, когда  суммарная доля группы мелких конкурентов  превышает 30 % рынка (рыночного сегмента) либо указанная доля имеет существенную положительную динамику. В этом случае оценку конкурентоспособности предприятия  необходимо осуществлять относительно суммарных показателей подобной группы конкурентов.

Также из выборки конкурентов  предлагается исключить ООО "Строитель" (№ 10). Несмотря на то, что выручка  указанного предприятия чуть больше сформулированного критерия масштаба, каналы сбыта ООО "Строитель" и  ООО "Строительные материалы" не пересекаются, в силу чего степень  конкуренции между ними можно  признать весьма слабой.

Очевидно, что из состава  выборки конкурентов необходимо исключить само Исследуемое предприятие (№ 11).

Таким образом, оценка конкурентной ситуации рынка строительных материалов города Минска позволяет сформировать следующую выборку конкурентов.

Информация о работе Конкурентоспособность предприятия