Лекции по экономике оргазинации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 14:47, лекция

Описание работы

Экономика любой страны представляет собой единый комплекс взаимосвязанных отраслей. Каждое государство создает свой комплекс отраслей, формирование которого происходит под влиянием географических и геополитических факторов, и является результатом экономического и социального развития общества, развития специализации и кооперации, международного сотрудничества с другими странами.
Экономика любой страны имеет отраслевые, воспроизводственные, региональные и иные структурные характеристики. В процессе анализа национальной экономики выделяют такие понятия, как сфера, отрасль, сектор экономики.

Файлы: 1 файл

Лекции преподавателя Кириковой для БАс-10, которые не рассмотрены на лекциях.doc

— 617.50 Кб (Скачать файл)

В планируемом году оборот розничной торговли предполагается увеличить на 17%.

Задача 11.3

Рассчитайте сумму и уровень  издержек производства и обращения  для предприятия питания на планируемый год.

В отчетном году весь оборот предприятия  питания составил 8 346 тыс. руб., в том числе по продукции собственного производства — 6 174,9 тыс. руб. Фактическая сумма издержек предприятия —2756 тыс. руб.

В планируемом году темп прироста всего оборота предприятия питания составит 12%, а по продукции собственного производства — 15,4%. Соотношение издержкоемкости реализации продукции собственного производства и покупных товаров 2,5 : 1.

Задача 11.4

Рассчитайте на планируемый год сумму и уровень издержек обращения по статье "Транспортные расходы" для розничного торгового предприятия.

В отчетном году издержки обращения по указанной статье расходов составили 4491,5 тыс. руб., фактический оборот розничной торговли за отчетный год — 116 750 тыс. руб.

В планируемом году физический объем  перевозок возрастет на 3%, с 1 января планируемого года транспортные тарифы повышаются на 15%. Объем оборота розничной торговли в планируемом году составит 128 340 тыс. руб.

Задача 11.5

Определите сумму и уровень  расходов по статье "Затраты по оплате процентов за пользование займом" в годовом плане издержек обращения потребительского общества.

План оборота розничной торговли на предстоящий год — 289 180 тыс. руб. Среднегодовая сумма собственных оборотных средств в оплате товаров — 14760 тыс. руб. Доля собственных средств в оплате товаров составляет 70%. Остальные средства будут сформированы за счет займов у населения.

За пользованием займами потребительское  общество платит 11% годовых.

Тема 12. Доходы и прибыль  предприятий товарного обращения

  1. Доходы: сущность, значение, виды.

12.2. Ценообразование: порядок и методы.

12.3.Формирование доходов от торговых надбавок, наценок в предприятиях торговли, питания.

12.4.Формирование прибыли предприятий. Показатели рентабельности.

12.5.Планирование доходов и прибыли.

 

12.1. Доходы: сущность, значение виды

Получение доходов и прибыли  является важнейшим принципом предпринимательской деятельности.

Экономическое содержание доходов  состоит в том, что они возмещают  общественно-необходимые затраты  предприятий и обеспечивают получение  нормальной прибыли.

Таким образом, доходы являются финансовой базой предприятия и обеспечивают решение следующих задач:

  • возмещение текущих расходов, это создает основу для самоокупаемости обычной деятельности;
  • формирование прибыли, это создает основу для самофинансирования, так как прибыль является источником средств для развития хозяйственной деятельности.

В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Доходы организации" (ПБУ 9/99) (в ред. Приказов Минфина РФ от 30.12.1999 N 107н, от 30.03.2001 N 27н, от 18.09.2006 N 116н, от  7.11.2006 N 156н, от 25.10.2010 N 132н, от 08.11.2010 N 144н) доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).

Доходы в зависимости от. их характера, условий получения и направлений деятельности подразделяются на следующие виды:

  • доходы от обычной деятельности;
  • прочие доходы

Основная масса доходов, получаемых организациями, — это доходы от обычных видов деятельности.

Доходами от обычных  видов деятельности является выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг (далее - выручка).

В организациях, предметом  деятельности которых является предоставление за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов по договору аренды, выручкой считаются поступления, получение которых связанно с этой деятельностью (арендная плата).

В организациях, предметом деятельности которых является предоставление за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности, выручкой считаются поступления, получение которых связано с этой деятельностью (лицензионные платежи (включая роялти) за пользование объектами интеллектуальной собственности).

В организациях, предметом  деятельности которых является участие  в уставных капиталах других организаций, выручкой считаются поступления, получение которых связано с этой деятельностью.

Доходы, получаемые организацией от предоставления за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов, прав, возникающих  из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности, и от участия в уставных капиталах других организаций, когда это не является предметом деятельности организации, относятся к прочим доходам. (в ред. Приказа Минфина РФ от 18.09.2006 N 116н).

 

В торговых организациях основная часть  полученного в виде выручки дохода идет на покрытие расходов по приобретению товаров, т. е. покрытие стоимости реализованных товаров по ценам приобретения. Другая часть представляет собой доход от торговых надбавок. Именно этот доход покрывает издержки обращения и формирует прибыль от продаж.

Прочими доходами являются:

поступления, связанные с предоставлением  за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации;

поступления, связанные с предоставлением  за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы  и других видов интеллектуальной собственности;

поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам);

прибыль, полученная организацией в  результате совместной деятельности (по договору простого товарищества);

  • поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров;
  • проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации, а также проценты за использование банком денежных средств, находящихся на счете организации в этом банке;
  • штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;
  • активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения;
  • поступления в возмещение причиненных организации убытков;
  • прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;
  • суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности;
  • курсовые разницы;
  • сумма дооценки активов;
  • прочие доходы.

Прочими доходами также являются поступления, возникающие как последствия  чрезвычайных обстоятельств хозяйственной  деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации и т.п.): стоимость материальных ценностей, остающихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов, и т.п.

Для характеристики доходов торговых организаций используют следующие показатели:

  1. сумма доходов от торговых надбавок за определенный период;

2) общая сумма доходов всех видов за определенный период;

3) уровень доходов от торговых надбавок в процентах к обороту (отношение суммы доходов от торговых надбавок к обороту). Этот показатель характеризует долю торговой надбавки в продажной цене товара;

4) средний размер торговой надбавки в процентах к цене приобретения товара (отношение суммы доходов от торговых надбавок к стоимости реализованных товаров по ценам приобретения). Этот показатель характеризует степень повышения цены торговой организацией;

5) общий уровень доходности организации (отношение общей суммы доходов всех видов за определенный период к средней за этот период стоимости вложенного капитала).

Пример. Имеются следующие показатели торговой организации за год:

Оборот розничной торговли — 23 600 тыс. руб.

Выручка от реализации товаров без налога на добавленную стоимость (НДС) — 20 000 тыс. руб.

Стоимость реализованных товаров по ценам приобретения (без НДС) — 17 000 тыс. руб.

Прочие доходы — 240 тыс. руб.

Вложенный капитал (среднегодовая сумма основных и оборотных средств) — 9257 тыс. руб.

Показатели доходов и доходности:

Доход от торговых надбавок — 3000 тыс. руб. (20 000 - 17 000);

Общая сумма доходов — 3240 тыс. руб. (3000 + 240);

Уровень доходов от торговых надбавок в процентах к обороту — 12,71% (3000 : 23 600 х 100);

Средний размер торговой надбавки — 17,6% (3000 : 17 000 х100);

Общий уровень доходности организации  — 35,0% на вложенный капитал (3240: 9257 х 100).

 

12.2. Ценообразование:  порядок и методы.

Порядок ценообразования.

Ценообразование представляет собой сложный и многоэтапный процесс:

Этапы ценообразования

Этапы

Мероприятия

Содержание

1

Выбор цели

Существуют три основные цели ценовой политики: обеспечение сбыта, максимизация прибыли, удержание рынка.

2

Определение спроса

Различия в подходах к определению спроса обуславливаются  типом рынка, чувствительностью  покупателей к уровню цены

3

Анализ издержек

Верхний уровень цены определяет спрос,

нижний уровень цены зависит от суммы постоянных и  переменных издержек.

4

Анализ цен конкурентов

Отличительные особенности, достоинства и недостатки товаров  конкурентов, цены на них.

5

Выбор метода ценообразования

Возможно установление трех уровней цены: минимального, максимального  и оптимально возможного.

Используются следующие методы установления цен: методика расчета цены на основе издержек, метод дохода на капитал, расчет цены на основе «ощущаемой ценности» товара, метод установления цен с ориентацией на конкуренцию и др.

6

Установление окончательной  цены

На основе изучения всех факторов цена должна соответствовать ценовому образу фирмы и ее ценовой политике.


 

 

Рассмотрим более подробно основные этапы ценообразования.

1. Выбор цели. Любая фирма должна определить свою цель при производстве и продаже товара.

Обеспечение сбыта – главная цель фирм, осуществляющих деятельность в условиях жесткой конкуренции, когда на рынке много производителей с аналогичными товарами.

Для достижения поставленной цели используются цены проникновения. Они предназначены для захвата  большей доли рынка и способствуют увеличению объема сбыта.

Максимизация прибыли  предполагает установление фирмой стабильного  дохода, достижение средней нормы  прибыли, расчет роста цены и прибыли  с ростом капиталовложений, быстрое  получение денежных доходов.

Удержание рынка фирма осуществляет тогда, когда хочет сохранить существующее положение на рынке. При этом она следит за ситуацией на рынке, динамикой цен, действиями конкурентов, стремится снизить издержки производства и обращения.

2. Определение  спроса. Зависимость между ценой и спросом отражается кривой спроса, которая показывает обратно пропорциональную зависимость. Определяя спрос на свой товар, фирма должна произвести его оценку при разных ценах. На величину спроса влияет потребность в товаре, отсутствие замены, платежеспособность покупателей, покупательские привычки и т. д. Спрос по-разному реагирует на цену. Степень его чувствительности к изменению цены показывает коэффициент эластичности спроса, который при определении спроса необходимо рассчитать.

3. Анализ издержек. Спрос на товар определяет верхний уровень цены, которую может установить фирма. Валовые издержки производства определяют минимальную ее величину. Это важно учитывать при снижении цены. Если цена устанавливается меньше суммы издержек, то появляется угроза понести убытки. Целесообразнее учитывать издержки по нормативам.

4. Анализ цен  конкурентов. Каждая фирма должна знать цены на продукцию конкурентов, с этой целью делаются сравнительные покупки. В результате проводится анализ цен товаров и качества. Фирма может использовать полученную информацию как исходную для ценообразования и определения своего места среди конкурентов.

5. Выбор метода  ценообразования. Пройдя все этапы, фирма может приступать к определению цены на товар. Оптимально возможная цена должна полностью возмещать все издержки на производство, распределение и сбыт товаров, а также обеспечивать получение определенной нормы прибыли.

Существует  несколько методик расчета цены.

а) Наиболее распространенной является методика расчета цены на основе издержек (метод полных издержек), заключающаяся в начислении наценки на себестоимость товара. Преимущество указанного метода определения цены состоит в том, что собственные издержки для фирмы значительно легче определить, чем спрос. Методика их исчисления проста и доступна.

Информация о работе Лекции по экономике оргазинации