Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 14:47, лекция
Экономика любой страны представляет собой единый комплекс взаимосвязанных отраслей. Каждое государство создает свой комплекс отраслей, формирование которого происходит под влиянием географических и геополитических факторов, и является результатом экономического и социального развития общества, развития специализации и кооперации, международного сотрудничества с другими странами.
Экономика любой страны имеет отраслевые, воспроизводственные, региональные и иные структурные характеристики. В процессе анализа национальной экономики выделяют такие понятия, как сфера, отрасль, сектор экономики.
Выбор модели расчета уровня торговой надбавки. При ориентации на спрос — базовый элемент расчета размера торговой надбавки — возможная цена реализации.
Пример 1. Товар закуплен у производителя по цене 900 руб. за единицу (без НДС). С учетом спроса покупателей товар может быть продан по 1300 руб. за единицу. НДС — 18%.
Розничная цена товара без НДС — 1101,7 руб. (1300 : 118 х х 100).
Сумма торговой надбавки — 201,7 руб. (1101,7 - 900).
Размер торговой надбавки— 22,4% (201,7 : 900 х 100).
При ориентации на текущие затраты в основе расчета размера торговой надбавки лежат издержки обращения и приемлемая для организации рентабельность текущих затрат.
Пример 2. План оборота розничной торговли на предстоящий год установлен в организации 29 500 тыс. руб. Плановая сумма издержек обращения — 3600 тыс. руб. С учетом данных анализа прибыль от продаж может составлять 30% к издержкам обращения. НДС — 18%.
Необходимая сумма дохода от торговых надбавок — 4680 тыс. руб. (3600 + 0,30 х 3600).
Выручка от реализации товаров без НДС — 25 000 тыс. руб. (29 500 : 1,18).
Расчетная стоимость реализуемых товаров по ценам приобретения (без НДС) — 20 320 тыс. руб. (25 000 - 4680).
Средний размер торговой надбавки — 23% (4680 : 20 320 х х 100).
При ориентации на целевую прибыль в основе расчета торговой надбавки лежит определенная сумма прибыли или рентабельность.
Пример 3. Целевая сумма прибыли от продаж в торговой организации на предстоящий год 2000 тыс. руб. Доля прибыли в торговой надбавке — 25%. План оборота, обеспечивающий получение целевой прибыли — 75 600 тыс. руб., НДС 18%.
Необходимая сумма дохода от торговых надбавок — 8000 тыс. руб. (2000 : 0,25)
Расчетная стоимость реализуемых товаров по ценам приобретения — 56 057,8 тыс. руб. (75 600 : 1,18 - 8000).
Средний размер торговой надбавки — 14,3% (8000 : 56 057,8 х 100).
Размеры торговых надбавок могут быть едиными для торговой организации или дифференцированными по магазинам, группам товаров. Для дифференциации торговых надбавок по группам товаров необходима информация об издержкоемкости их реализации.
В организациях потребительской кооперации, имеющих много магазинов, торговые надбавки могут быть установлены для каждого магазина с учетом конкретных условий работы, конъюнктуры местного рынка. Так, в отдаленных населенных пунктах, где проживают люди с низкими доходами, устанавливают минимальные торговые надбавки, обеспечивающие безубыточную торговлю. В городах, где высокий спрос на товары, применяют более высокие торговые надбавки.
В настоящее время в отдельных областях, краях, республиках Российской Федерации органами местной исполнительной власти устанавливаются предельные размеры торговых надбавок по ограниченному перечню социально значимых товаров (хлеб и хлебобулочные изделия, детское питание, молоко, некоторые молочные продукты и др.)
В предприятиях питания устанавливают наценки раздельно на сырье и продукты для производства собственной продукции и на покупные товары. При установлении наценок в предприятиях питания большое значение имеют такие факторы, как методы обслуживания, степень материально-технического оснащения, ассортимент блюд и другой продукции собственного производства, квалификация персонала, объем и характер дополнительных услуг.
В предприятиях оптовой торговли при установлении торговых надбавок могут учитываться объемы поставок по договорам разным клиентам. Крупным покупателям товар может быть продан по более низкой цене.
В организациях потребительской кооперации, осуществляющих закупки сельскохозяйственной продукции, при реализации этой продукции оптовым покупателям формируют отпускные цены, которые включают заготовительные наценки.
Наценки устанавливают по принципу "издержки плюс прибыль", учитывая конъюнктуру рынка.
12.4. Формирование прибыли предприятий. Показатели рентабельности
Результатом торговой деятельности выступает прибыль (убыток) от продаж. Конечными финансовыми результатами являются: прибыль (убыток) до налогообложения, чистая прибыль отчетного периода.
Прибыль от продаж формируется как разность между доходами и расходами по обычным видам деятельности. В торговых организациях из выручки от продажи товаров (без налога на добавленную стоимость и аналогичных обязательных платежей) вычитают стоимость реализованных товаров по ценам приобретения и издержки обращения.
Прибыль до налогообложения формируется с учетом прочих доходов и расходов.
Чистая прибыль — это прибыль после уплаты налогов.
В процессе хозяйственной деятельности прибыль выполняет важные функции.
Прибыль является источником финансовых ресурсов, необходимых для развития материально-технической базы, прироста собственных оборотных средств, подготовки и повышения квалификации кадров, для обеспечения социальных нужд и др.
Прибыль служит одним из критериев
эффективности ведения
Прибыль выступает экономическим рычагом стимулирования интересов собственников и участников хозяйственной деятельности (владельцев капитала и наемных работников).
Прибыль является источником формирования доходов бюджетов разных уровней (часть прибыли поступает в бюджеты через налоги).
Организации торговли, общественного питания заинтересованы в увеличении прибыли. С этой целью они стремятся к увеличению объемов хозяйственной деятельности, росту доходов, экономии текущих затрат, совершенствованию организации и технологии торговых процессов. Конкуренция побуждает организации к внедрению новшеств, к упрочению своих рыночных позиций, укреплению финансового состояния.
Прибыль характеризует результат деятельности организации. Для оценки экономической эффективности работы и сравнительного анализа деятельности различных организаций используются показатели рентабельности.
Рентабельность характеризует
соотношение прибыли с затратам
3. Рентабельность оборотных средств — отношение прибыли до налогообложения за определенный период к средней за этот период сумме оборотных средств организации.
4. Рентабельность вложенного капитала — отношение прибыли до налогообложения к среднегодовой сумме вложенного капитала. Этот показатель позволяет сравнивать рентабельность организаций, занимающихся разными видами деятельности.
5. Рентабельность собственного капитала — отношение чистой прибыли к сумме собственного капитала организации.
В зависимости от целей анализа могут быть использованы и другие показатели рентабельности.
12.5. Планирование доходов и прибыли
Прибыль, как финансовый результат деятельности предприятия отражается в перспективных и годовых планах. Поскольку прибыль формируется на базе доходов, планирование этих показателей тесно связано.
В потребительской кооперации в годовых планах хозяйственно-финансовой деятельности доходы и прибыль от продаж рассчитывают по видам деятельности, кроме того, по организации в целом в планах содержатся показатели прибыли до налогообложения и чистой прибыли.
План доходов разрабатывается по видам (доходы от обычной деятельности, операционные доходы).
Для расчета доходов от торговых надбавок используют следующую информацию:
Для расчета плановых сумм доходов от обычных видов деятельности может быть использован опытно-статистический метод, базирующийся на материалах анализа. При этом за основу берется средний уровень доходов от торговых надбавок (наценок) в базисном (текущем) году.
Пример 1. В текущем году средний уровень доходов от торговых надбавок в предприятии розничной торговли составил 18% к обороту. В планируемом году оборот розничной торговли предприятия составит 28 000 тыс. руб. Возможная плановая сумма доходов 5040 тыс. руб. (18 х 28 000 : 100).
Однако такой метод можно использовать при следующих условиях:
• товарная структура оборота розничной торговли не изменяется;
• размеры торговых надбавок по группам товаров не меняются.
Более точные результаты получают, используя
метод технико-экономических
Пример 2. План продажи кондитерских изделий на предстоящий год — 300 тыс. руб. Торговая надбавка — 15%, НДС — 18%.
Выручка от реализации кондитерских изделий без НДС — 254,2 тыс. руб. (300 : 1,18). Доход от торговой надбавки — 33,2 тыс. руб. (254,2 х 15 : 115).
При закупках и реализации сельскохозяйственной продукции в организациях потребительской кооперации расчет доходов может быть произведен на основе разницы в ценах закупки и продажи.
Пример 3. В соответствии с заключенными договорами потребительское общество должно отгрузить 50 т картофеля оптовым покупателям по цене 5 тыс. руб. за 1 т. Картофель закупается у населения. Средняя закупочная цена (с учетом конъюнктуры рынка) — 3 руб. 50 коп. за 1 кг НДС — 10%.
Доход от продажи картофеля оптовым покупателям (включая НДС) : (5 - 3,5) х 50 = 75 тыс. руб.
Доход без НДС — 68,2 тыс. руб. (75 : 1,10).
Кроме доходов от обычной деятельности, планируют прочие доходы по видам: доходы от сдачи имущества в аренду — на основе заключенных договоров; доходы от совместной деятельности, от операций с ценными бумагами и денежными средствами — на основе материалов анализа и прогнозов деятельности предприятия в этой сфере и т. д.
На основе плана доходов от торговых надбавок (наценок) и плана издержек обращения определяется прибыль от продаж.
Прочие доходы и расходы на планируемый год используют для определения прибыли до налогообложения.
Прибыль до налогообложения может быть рассчитана на основе целевого подхода. В этом случае первоначально определяют потребность предприятия в средствах для экономического и социального развития за счет прибыли. Затем определяют необходимую сумму прибыли до налогообложения.
Пример 4. Торговая организация определила потребность в средствах для экономического и социального развития за счет прибыли на планируемый год в сумме 750 тыс. руб. (на финансирование капитальных вложений — 450 тыс. руб., на пополнение собственных оборотных средств — 120 тыс. руб., на социальные мероприятия — 100 тыс. руб., на прочие нужды — 80 тыс. руб.). Это расчетная сумма чистой прибыли. В среднем налоговые платежи составляют 24% суммы прибыли до налогообложения.
Сумма прибыли до налогообложения (целевой прибыли) может быть определена следующим образом:
Пц = Пч : (100 - Н) х 100, (1)
где П — целевая прибыль в планируемом году;
Пч — расчетная сумма чистой прибыли на планируемый год;
Н — средний размер налоговых платежей за счет прибыли, %.
Необходимая сумма прибыли (до налогообложения) составит 986,8 тыс. руб. (750: 0,76).
Наиболее простым методом
П ц = Р х Т пл : 100, (2)
где Тпл — план оборота;
Р — рентабельность, % к обороту.
Особое значение имеет подход к планированию прибыли на основе взаимосвязи показателей прибыли, объемов оборота, издержек обращения. Модель расчета при этом имеет следующий вид:
П ц =(уД —уИпер)хТ пл -И пост; (3)
ИЛИ
Пц = (уД - уИпер) х (Тпл - Т6), (4)
где уД — плановый уровень доходов от торговых надбавок, выраженный десятичной дробью;