Лекции по экономике оргазинации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 14:47, лекция

Описание работы

Экономика любой страны представляет собой единый комплекс взаимосвязанных отраслей. Каждое государство создает свой комплекс отраслей, формирование которого происходит под влиянием географических и геополитических факторов, и является результатом экономического и социального развития общества, развития специализации и кооперации, международного сотрудничества с другими странами.
Экономика любой страны имеет отраслевые, воспроизводственные, региональные и иные структурные характеристики. В процессе анализа национальной экономики выделяют такие понятия, как сфера, отрасль, сектор экономики.

Файлы: 1 файл

Лекции преподавателя Кириковой для БАс-10, которые не рассмотрены на лекциях.doc

— 617.50 Кб (Скачать файл)

1. С точки зрения  обязательности плановых заданий — директивное и индикативное планирование.

Директивное планирование представляет собой процесс принятия решений, имеющих обязательный характер. Вся система социалистического народно-хозяйственного планирования носила исключительно директивный характер. В рыночной экономике директивное планирование может иметь место как средство решения задач, имеющих общенациональное значение (охрана окружающей среды, оборона и др.); Директивное планирование в рыночных условиях может иметь место в организациях при текущем управлении, принятии решений о конкретных действиях.

Индикативное планирование носит направляющий, регулирующий, рекомендательный характер. Как инструмент управления индикативное планирование чаще всего используется на макроуровне. В организациях индикативное планирование применяется при составлении перспективных планов.

Индикативное и директивное планирование дополняют друг друга и должны быть органически связаны.

2. В зависимости от срока, на который разрабатываются планы и степени детализации плановых расчетов, различают долгосрочное (перспективное), среднесрочное и краткосрочное (текущее) планирование.

Перспективное планирование охватывает период более пяти лет. Такие планы предназначены для определения долгосрочной стратегии организации, включая социальное, экономическое, научно-техническое развитие. Перспективное планирование следует отличать от прогнозирования. Прогнозирование — это предвидение, которое строится на вероятностном, научно-обоснованном суждении о перспективах развития объекта в будущем. Прогнозирование выступает как один из этапов перспективного планирования, оно позволяет моделировать различные варианты, сценарии развития планируемого процесса. Однако в ряде случаев прогнозирование может выступать как самостоятельная функция управления, например, разработка прогнозов социально-экономического развития регионов. Эти прогнозы учитываются хозяйствующими субъектами при планировании своей деятельности. Одновременно хозяйствующие субъекты при составлении планов могут прогнозировать объемы продаж и долю рынка, основных конкурентов, научно-технические разработки, риск и др.

Среднесрочное планирование осуществляется на период от одного года до пяти лет.

Текущее планирование охватывает период до одного года, включая квартальное, месячное, недельное планирование.

3. По содержанию плановых решений  выделяют стратегическое, тактическое,  оперативно-календарное и бизнес-планирование.

Стратегическое планирование ориентировано на долгосрочную перспективу и определяет цель, основные направления деятельности организации, пути и средства достижения поставленной цели. Следует различать понятия долгосрочного и стратегического планирования. Стратегия — это не функция времени, а функция направления. Она не просто сосредоточена на определенном периоде, а включает в себя совокупность идей развития организации.

Тактическое планирование — это принятие решений о том, как должны быть распределены ресурсы организации для достижения стратегических целей. Если стратегическое планирование рассматривать как поиск новых возможностей, то тактическое планирование следует считать процессом создания предпосылок для реализации этих новых возможностей. Тактическое планирование находит свое выражение в разработке среднесрочных и краткосрочных планов социально-экономического развития организации. Объекты тактического планирования самые разнообразные — производство, продажи, маркетинг, бюджеты организаций, затраты, прибыль и др.

Оперативно-календарное  планирование — это планирование отдельных операций в общем хозяйственном потоке, четко ориентированное во времени. Основная задача оперативно-календарного планирования — конкретизация показателей тактического плана с целью организации повседневной планомерной и ритмичной работы предприятия и всех его структурных подразделений.

Бизнес-планирование используется в тех случаях, когда предполагается развитие новых видов деятельности, выпуск новых товаров, создание новых предприятий. Бизнес-план позволяет оценить целесообразность нововведений, оценить жизнеспособность будущего предприятия. Он конкретизирует перспективы бизнеса в виде системы количественных и качественных показателей развития, позволяет привлечь внимание и интерес потенциальных инвесторов.

4.  По сферам планирования  в организациях различают:

  • планирование сбыта (в торговле — планирование объемов оборота);
  • планирование производства;
  • планирование персонала;
  • планирование инвестиций;
  • планирование финансов;
  • планирование материально-технического обеспечения. В теории и практике могут выделяться и другие виды планирования.

5.3. Методы  планирования

В планировании деятельности предприятий могут использоваться два подхода: целевой и ресурсный.

Целевой подход основан на определении показателей хозяйственно-финансовой деятельности, исходя из поставленной цели. Например, целью может быть завоевание определенной доли рынка и, исходя из этого, планируется объем продаж. При таком подходе ресурсы, необходимые для достижения цели (численность работников, потребность в основных и оборотных средствах), рассчитываются на втором этапе. После расчета потребности в ресурсах в процессе анализа определяют, можно ли достичь цели с имеющимися ресурсами или надо увеличить величину ресурсов.

Ресурсный подход предполагает планирование объемов и результатов деятельности предприятий, исходя из имеющихся на начало планируемого периода экономических ресурсов и прогнозируемых показателей эффективности их использования.

Целевой подход в основном используется в долгосрочном и среднесрочном планировании, когда есть время для поиска новых ресурсов и источников их финансирования. Ресурсный подход чаще используется в краткосрочном планировании.

Любой подход реализуется через совокупность конкретных приемов, способов расчетов — методов планирования.

Основные методы планирования:

1. Балансовый метод. Это наиболее распространенный метод, который позволяет обеспечить необходимые пропорции между различными взаимосвязанными сторонами хозяйственной деятельности.

Различают следующие виды балансов: натуральные, стоимостные, балансы  рабочей силы и рабочего времени.

Натуральные балансы  составляют в натуральных единицах — тоннах, штуках, литрах и т. п. Например, балансы валовых ресурсов сельскохозяйственных продуктов, увязывающие объемы производства и использования произведенной сельскохозяйственными предприятиями продукции, продуктовые балансы в предприятиях питания.

Стоимостные балансы  разрабатываются в денежном выражении. Примерами таких балансов являются баланс показателей оборота в оптовой и розничной торговле, баланс доходов и расходов предприятия.

Балансы рабочей силы и рабочего времени используют для: планирования необходимой численности работников.

2. Нормативный метод. Основан на использовании в планировании норм и технико-экономических нормативов. Различают следующие виды норм и нормативов.

Государственные экономические  нормативы, формирующие определенные условия деятельности предприятий — ставки налогов, минимальный размер отплаты труда, нормальная продолжительность рабочего времени и др.

Отраслевые нормы, действующие в пределах определенной отрасли: нормы расхода сырья, материалов, топлива, энергии на производство единицы продукции определенного качества, нормы оснащенности предприятий оборудованием, инвентарем и др.

Нормы и нормативы, разрабатываемые  на предприятиях — нормы труда (нормы выработки, нормы времени, нормы численности работников и др.), сдельные расценки оплаты труда, нормы амортизации основных средств, нормы запасов сырья, материалов, запасов готовой продукции и др.

Разработка норм и нормативов —  нормирование — важная составная  часть экономической работы на предприятиях всех отраслей.

  1. Расчетно-аналитический метод. Используется при отсутствии норм и нормативов и основан на анализе экономических процессов, расчете влияния на показатели хозяйственно-финансовой деятельности предприятия в плановом периоде различных факторов. При этом большое значение имеет прогнозирование факторов влияющих на конкретный показатель. Например, прогнозирование темпов роста денежных доходов населения, под влиянием которых формируется объем оборота розничной торговли, прогнозирование цен на экономические ресурсы, влияющих на затраты предприятий.
  2. Экстраполяция — выявление тенденций развития и перенесение выявленных тенденций на будущее. Экстраполяция может использоваться в краткосрочном и среднесрочном планировании при условии, что выявленные тенденции носят устойчивый характер и в плановом периоде не ожидается резких изменений в конъюнктуре рынка.
  3. Метод экспертных оценок. Этот метод предполагает использование мнений специалистов — экспертов для принятия плановых решений. Используют экспертные оценки обычно на стадии прогнозирования спроса, конъюнктуры рынка, валютного курса и др.
  4. Экономико-математические методы. Используют в тех случаях, когда экономические показатели формируются под влиянием множества, часто взаимозависящих факторов, или в условиях неопределенности, Экономико-математические методы представляют постановку экономической задачи в математической форме, с помощью экономико-математических моделей. В планировании деятельности предприятий наиболее широкое применение нашли методы теории вероятностей и математической статистики (корреляционный и регрессионный анализ, теория массового обслуживания, теория игр), методы математического программирования.

5.4. Разработка  стратегии развития предприятия

Выбор сферы и образа действий по достижению долгосрочных целей в  условиях постоянно меняющейся внешней  среды представляет собой стратегическое планирование

Разработка стратегии развития предприятия имеет свою технологию. Процесс стратегического планирования включает следующие этапы:

  • определение миссии организации, ее предназначения, роли и места в экономике региона;
  • формулировка целей и задач функционирования организации;
  • анализ и оценка внешней среды, выявление благоприятных возможностей и угроз для организации на пути к поставленным целям;
  • анализ и оценка внутренних возможностей организации, ее сильных и слабых сторон;
  • разработка и анализ стратегических альтернатив;
  • выбор стратегии;
  • реализация стратегии.

Формирование стратегии включает: разработку общей стратегии организации, конкурентной (деловой) стратегии, функциональных стратегий.

Разработка общей стратегии решает две задачи: определение направления развития предприятия и установление роли каждого подразделения предприятия в осуществлении стратегии и определение способов распределения ресурсов между ними.

Основными типами общей стратегии  являются:

• стратегия роста (наступательная стратегия, часто через проникновение на новые рынки);

 • стратегия стабильности (используется крупными организациями, доминирующими на рынке);

• стратегия сокращения (используется в периоды спада, когда выживание организации находится под угрозой, при необходимости реструктуризации).

Конкурентная  стратегия предприятия направлена на формирование конкурентных преимуществ. Различают следующие виды универсальных конкурентных стратегий:

• преимущество в издержках (стратегия снижения издержек);

  • дифференциация (стратегия создания товаров и услуг с уникальными свойствами для удовлетворения особых потребностей покупателей);
  • фокусирование (сосредоточение внимания на одном из сегментов рынка, на особой группе покупателей, определенной группе товаров, определенном географическом рынке).

Выбор той или иной конкурентной стратегии зависит от доли рынка, которую занимает предприятие, от масштабов  производства, от возможностей использовать передовые технологии, от видов производимых товаров и других факторов.

Если предприятие занято только одним видом деятельности, то конкурентная стратегия является частью его общей стратегии. Если предприятие имеет в своем составе несколько стратегических хозяйственных подразделений, то для каждого из них может быть разработана своя конкурентная стратегия.

Функциональные стратегии  разрабатываются специально для каждой функциональной области предприятия. Так, на предприятиях разрабатывают маркетинговую стратегию, производственную стратегию, стратегию управления персоналом, финансовую стратегию, стратегию информатизации и др. Например, маркетинговая стратегия заключается в определении товаров, услуг и рынков, которым они могут быть предложены, и наиболее эффективного состава комплекса маркетинга (исследований рынка, товарной и ценовой политики, каналов распределения и стимулирования сбыта). Финансовая стратегия акцентирует внимание на вопросах финансовых показателей стратегического плана, оценки инвестиционных проектов, планирования продаж, формирования и распределения финансовых ресурсов.

Информация о работе Лекции по экономике оргазинации