Лекции по экономике оргазинации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 14:47, лекция

Описание работы

Экономика любой страны представляет собой единый комплекс взаимосвязанных отраслей. Каждое государство создает свой комплекс отраслей, формирование которого происходит под влиянием географических и геополитических факторов, и является результатом экономического и социального развития общества, развития специализации и кооперации, международного сотрудничества с другими странами.
Экономика любой страны имеет отраслевые, воспроизводственные, региональные и иные структурные характеристики. В процессе анализа национальной экономики выделяют такие понятия, как сфера, отрасль, сектор экономики.

Файлы: 1 файл

Лекции преподавателя Кириковой для БАс-10, которые не рассмотрены на лекциях.doc

— 617.50 Кб (Скачать файл)

Производственная эффективность  характеризуется показателями фондоемкости, материалоемкости, трудоемкости выпуска и реализации отдельных видов продукции, а также рентабельностью производства продукции, которая определяется следующим образом:

Р = П/С, (1)

где Р — рентабельность производства;

П — прибыль от продажи продукции;

С — себестоимость продукции.

Рентабельность производства рассчитывается по видам продукции, работ, услуг и в целом по предприятию.

Практическое использование показателей  экономической эффективности в  организациях (предприятиях) позволяет:

  • выявлять резервы и пути совершенствования хозяйственно-финансовой деятельности;
  • создавать действенные механизмы повышения эффективности; ориентируясь на интенсификацию производства, повышение качества продукции, работ, услуг.

6.3. Особенности  оценки эффективности деятельности организаций потребительской кооперации

При оценке эффективности деятельности организаций потребительской кооперации следует иметь в виду социальный аспект. Потребительская кооперация — социально ориентированная система, она реализует социальную миссию, которая состоит в борьбе с бедностью, в улучшении условий жизни, быта населения. Оценивая эффективность работы кооперативных организаций необходимо на первое место ставить степень удовлетворения потребностей пайщиков, обслуживаемого населения, содействие росту доходов населения на основе создания новых рабочих мест, развития закупок сельскохозяйственной продукции, производимой в личных подсобных хозяйствах населения, продукции народных промыслов и др.

Реализация социальной миссии возможна на основе эффективного ведения хозяйства. Для того чтобы содержать магазины в малонаселенных, отдаленных деревнях, помогать инвалидам, многодетным семьям, предоставлять льготы пайщикам при покупке товаров и оплате услуг, необходимо зарабатывать прибыль на основе расширения объемов деятельности, рационального использования ресурсов. Организации потребительской кооперации осуществляют разные виды деятельности: розничную торговлю, закупки сельскохозяйственных продуктов и сырья у населения и организаций, производство потребительских товаров, оказание населению бытовых услуг и др. Наряду с показателями, рассмотренными в п. 6.2. для оценки деятельности потребительских обществ используют и другие показатели, характеризующие достижение социальных целей. Примерами таких показателей являются следующие:

  1. Степень охвата оборотом розничной торговли денежных доходов обслуживаемого населения. Потребительские общества должны стремиться к росту этого показателя. Это будет способствовать более полному удовлетворению спроса обслуживаемого населения и укреплению положения потребительских обществ на местных рынках.
  2. Отношение объема закупок отдельных видов сельскохозяйственных продуктов к величине товарных ресурсов или к общему объему производства этой продукции в зоне деятельности кооперативной организации. Этот показатель характеризует эффективность закупочной деятельности, роль организаций потребительской кооперации в сбыте производимой в селе продукции. Задача состоит в том, чтобы закупить все, что может предложить на продажу сельский житель, пайщик потребительского общества.
  3. Объемы оборота по закупке сельскохозяйственных продуктов в среднем на одну сельскую семью (сельское подворье). Этот показатель характеризует денежный доход, полученный жителями от продажи потребительским обществам выращенной продукции. Рост этого показателя характеризует одно из направлений борьбы с бедностью — содействие повышению денежных доходов населения.

В зависимости от конкретных направлений работы и поставленных целей потребительские общества используют различные показатели для оценки достижения этих целей. Это могут быть темпы роста объемов производства каких-либо видов товаров, стоимость услуг, оказываемых в среднем на душу населения, расширение видов оказываемых услуг и др.

Тема 11. Издержки обращения

  1. Сущность расходов предприятия.
  2. Сущность издержек обращения их состав, классификация.
  3. Факторы, влияющие на издержки обращения.
  4. Планирование издержек обращения.

 

11.1. Сущность расходов предприятия.

 

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Налогового Кодекса, убытки), осуществленные налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными  расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).

Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В соответствии с ПБУ 10/99 "Расходы  организаций" (в ред. Приказов Минфина  РФ от 30.12.99 N 107н, от 30.03.2001 N 27н, от 18.09.2006 N 116н, от 27.11.2006 N 156н, от 25.10.2010 N 132н, от 08.11.2010 N 144н) все расходы организаций в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности подразделяются на следующие виды:

  • расходы по обычным видам деятельности;
  • прочие расходы.

Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с  изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг.  
    В организациях, предметом деятельности которых является предоставление за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов по договору аренды, расходами по обычным видам деятельности считаются расходы, осуществление которых связано с этой деятельностью.

В организациях, предметом деятельности которых является предоставление за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности, расходами по обычным видам деятельности считаются расходы, осуществление которых связано с этой деятельностью.

В организациях, предметом деятельности которых является участие в уставных капиталах других организаций, расходами  по обычным видам деятельности считаются расходы, осуществление которых связано с этой деятельностью.

Расходы, осуществление которых  связано с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов, прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности, и от участия в уставных капиталах других организаций, когда это не является предметом деятельности организации, относятся к прочим расходам. (в ред. Приказа Минфина РФ от 18.09.2006 N 116н).

Расходами по обычным видам деятельности считается также возмещение стоимости  основных средств, нематериальных активов  и иных амортизируемых активов, осуществляемых в виде амортизационных отчислений.

Расходы по обычным видам деятельности формируют:

расходы, связанные с приобретением  сырья, материалов, товаров и иных материально-производственных запасов;

расходы, возникающие непосредственно  в процессе переработки (доработки) материально-производственных запасов для целей производства продукции, выполнения работ и оказания услуг и их продажи, а также продажи (перепродажи) товаров (расходы по содержанию и эксплуатации основных средств и иных внеоборотных активов, а также по поддержанию их в исправном состоянии, коммерческие расходы, управленческие расходы и др.).

При формировании расходов по обычным  видам деятельности должна быть обеспечена их группировка по следующим элементам:

материальные затраты;

затраты на оплату труда;  

отчисления на социальные нужды;  

амортизация;

прочие затраты.

Для целей управления в бухгалтерском  учете организуется учет расходов по статьям затрат. Перечень статей затрат устанавливается организацией самостоятельно.

Для целей формирования организацией финансового результата деятельности от обычных видов деятельности определяется себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, которая формируется на базе расходов по обычным видам деятельности, признанных как в отчетном году, так и в предыдущие отчетные периоды, и переходящих расходов, имеющих отношение к получению доходов в последующие отчетные периоды, с учетом корректировок, зависящих от особенностей производства продукции, выполнения работ и оказания услуг и их продажи, а также продажи (перепродажи) товаров.

При этом коммерческие и управленческие расходы могут признаваться в  себестоимости проданных продукции, товаров, работ, услуг полностью в отчетном году их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности.

Прочими расходами являются: (в ред. Приказа Минфина РФ от 18.09.2006 N 116н)

-  расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации;

-  расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности;

-  расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций;

- расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции;  
    проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов);

- расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями;

- отчисления в оценочные резервы, создаваемые в соответствии с правилами бухгалтерского учета (резервы по сомнительным долгам, под обесценение вложений в ценные бумаги и др.), а также резервы, создаваемые в связи с признанием условных фактов хозяйственной деятельности;

-  штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;

-     возмещение причиненных организацией убытков;

-     убытки прошлых лет, признанные в отчетном году;

-     суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, не реальных для взыскания;

-     курсовые разницы;

-  сумма уценки активов;

- перечисление средств (взносов, выплат и т.д.), связанных с благотворительной деятельностью, расходы на осуществление спортивных мероприятий, отдыха, развлечений, мероприятий культурно - просветительского характера и иных аналогичных мероприятий;

-     прочие расходы.

Прочими расходами также являются расходы, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации имущества и т.п.).

11.2. Сущность издержек обращения, их состав, классификация

Деятельность предприятий торговли и питания связана с разнообразными затратами, которые по характеру подразделяют на два вида: долговременные и текущие.

Долговременные затраты связаны  с решением стратегических задач: строительство, реконструкция или покупка помещений, новых машин, механизмов, оборудования, приобретение нематериальных активов, формирование долгосрочного портфеля ценных бумаг и т. п.

Текущие затраты связаны с решением тактических задач в процессе текущей хозяйственной деятельности: закупка товаров, их транспортировка, хранение, продажа, содержание материально-технической базы, оплата труда персонала и др.

Расходы по обычным видам деятельности в организациях торговли — это  расходы, связанные с приобретением и продажей товаров. Часть этих расходов относят к издержкам обращении.

Издержки обращения — это текущие затраты, связанные с движением товаров от производства до потребителей.

Издержки обращения имеют место  в сбытовых структурах промышленных предприятий, но основная их часть приходится на предприятия оптовой и розничной  торговли.

В предприятиях питания имеют место издержки, связанные не только с выполнением функций реализации товаров, но и функций по производству и приготовлению пищи, организации обслуживания посетителей.

В бухгалтерском учете для обобщения  информации об издержках обращения используется счет 44 "Расходы на продажу".

Издержки обращения характеризуются  следующими показателями:

1. Абсолютная сумма издержек  обращения за определенный период (месяц, квартал, год).

2. Уровень издержек обращения,  который рассчитывается как отношение  суммы издержек к обороту торговой организации в процентах. Уровень издержек обращения показывает долю издержек обращения в продажной цене товара.

В розничной торговле уровень издержек обращения — это процентное отношения  суммы издержек обращения к обороту  розничной торговли. В организациях оптовой торговли — процентное отношение суммы издержек обращения ко всему оптовому обороту. Если организация осуществляет оптовые и розничные операции, то уровень издержек обращения рассчитывается как отношение суммы издержек к совокупному обороту (оптовому и розничному).

В предприятиях питания уровень издержек определяется как процентное отношение их суммы ко всему обороту предприятия.

В организациях потребительской кооперации, осуществляющих закупки сельскохозяй-ственных продуктов и сырья, расчет уровня издержек обращения по этому виду деятельности ведется как отношение суммы издержек в процентах к заготовительному обороту. Однако на заготовительно-сбытовых базах, так же как в оптовой торговле, для расчета уровня издержек обращения используется оборот по реализации продукции в оптовых (отпускных) ценах.

В условиях конкуренции торговые организации  заинтересованы в снижении уровня издержек обращения. Низкий уровень издержек обращения позволяет при прочих равных условиях получать более высокую прибыль от продаж, устанавливать более низкие цены на товары и тем самым увеличивать объемы продаж, свою долю рынка.

Информация о работе Лекции по экономике оргазинации