Лекции по экономике оргазинации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 14:47, лекция

Описание работы

Экономика любой страны представляет собой единый комплекс взаимосвязанных отраслей. Каждое государство создает свой комплекс отраслей, формирование которого происходит под влиянием географических и геополитических факторов, и является результатом экономического и социального развития общества, развития специализации и кооперации, международного сотрудничества с другими странами.
Экономика любой страны имеет отраслевые, воспроизводственные, региональные и иные структурные характеристики. В процессе анализа национальной экономики выделяют такие понятия, как сфера, отрасль, сектор экономики.

Файлы: 1 файл

Лекции преподавателя Кириковой для БАс-10, которые не рассмотрены на лекциях.doc

— 617.50 Кб (Скачать файл)

Разработанная стратегия должна быть реализована. Для этого на предприятиях создается механизм реализации стратегических планов, который охватывает следующие вопросы:

• совершенствование организационных структур управления с ориентацией на решение стратегических задач;

  • управление по целям;
  • разработка бюджетов;
  • разработка согласующихся со стратегиями тактических планов.

5.5. Организация  планирования в потребительской кооперации

В потребительской кооперации планирование охватывает все направления деятельности. Конкретными видами плановых документов в системе потребительской кооперации являются:

  1. Концепции экономического и социального развития. Концепции содержат качественную характеристику стратегической цели и задач развития системы потребительской кооперации. Концепции разрабатываются для потребительской кооперации России (системы Центросоюза Российской Федерации) и для отдельных регионов (для системы республиканских, областных союзах потребительских обществ). Концепции разрабатываются на долгосрочный период — 10 лет.
  2. Основные направления социально-экономического развития. В них раскрываются наиболее общие количественные параметры развития, которые должны быть достигнуты в перспективе. Основные направления разрабатывают обычно на 5 лет для потребительской кооперации республик, областей, районов. Определение основных направлений социально-экономического развития потребительских обществ относится к компетенции общих собраний пайщиков или уполномоченных. В основных направлениях отражают виды хозяйственной деятельности и темпы роста их объемов, создание новых рабочих мест, развитие материально-технической базы, рост числа пайщиков, подготовку и повышение квалификации кадров и др.

Программы социально-экономического развития. В этих плановых документах находят более конкретное отражение показатели основных направлений развития. Программы разрабатывают во всех кооперативных организациях как на перспективу (пять лет), так и на более короткие сроки (три года, один год). Утверждаются программы развития общими собраниями пайщиков. Так, в годовой программе социально-экономического развития потребительского общества рекомендуется отражать следующие показатели:

• объемы деятельности по отраслям (объемы оборота розничной торговли, предприятий питания, объемы выпуска продукции в натуральных показателях, объемы закупок сельскохозяйственной продукции и др.);

• виды новых производств и их объемы;

  • перечень всех видов услуг;
  • количество вновь организуемых рабочих мест;
  • доходы, направляемые на производственное и социальное развитие;
  • увеличение суммы паевого фонда;
  • увеличение суммы собственных оборотных средств;
  • размеры кооперативных выплат в процентах к распределяемому доходу;
  • развитие материально-технической базы по направлениям деятельности и суммы капитальных вложений;
  • развитие социальной сферы с перечнем конкретных направлений работы.

Наряду с общими программами  социально-экономического развития могут  разрабатываться целевые программы. Целевые программы обычно охватывают определенную сферу деятельности, например, программы развития оптовой торговли, программы оздоровления финансового состояния организации, программы инвестиционной деятельности, программы повышения квалификации персонала.

  1. Годовые планы хозяйственно-финансовой деятельности и бюджеты потребительских обществ. Эти планы и бюджеты утверждаются советами потребительских обществ и имеют большое значение в деле реализации программ социально-экономического развития. Годовые планы содержат большое количество показателей, разрабатываются с разбивкой по кварталам, месяцам, в разрезе структурных подразделений, хозяйственных единиц, конкретных исполнителей.

В потребительских обществах разрабатывают  годовые планы по видам деятельности (отраслевые планы) и сводный годовой план. Например, в годовом плане потребительского общества по торговле содержатся следующие показатели: оборот розничной торговли (общий объем и продажа по группам товаров), размеры товарных запасов, среднегодовая численность работников, расходы на оплату труда, издержки обращения, доходы, прибыль.

В сводном плане находят отражение объемные показатели развития всех видов деятельности, а также общая сумма прибыли и направления ее использования, общая сумма капитальных вложений, увеличение суммы собственных средств и др.

В соответствии с Концепцией развития потребительской кооперации Российской Федерации на период до 2012 года в кооперативных организациях будет совершенствоваться финансовое планирование, получит широкое распространение бюджетирование — прогрессивная технология планирования, учета и контроля денежных потоков и финансовых результатов, а также налоговое планирование.

Тема 6. Эффективность  хозяйственной деятельности предприятий

  1. Эффективность и конкурентоспособность предприятия.
  2. Показатели экономической эффективности деятельности предприятий.
  3. Особенности оценки эффективности деятельности организаций потребительской кооперации.

6.1. Эффективность  и конкурентоспособность предприятия

Эффективность и конкурентоспособность  предприятия — взаимосвязанные  понятия.

Конкурентоспособность — это свойство объекта, характеризующееся степенью удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на рынке.

Различают конкурентоспособность  товара или услуги и конкурентоспособность  предприятия. Эти понятия взаимосвязаны.

Конкурентоспособность предприятия означает:

во-первых, соответствие качества и ассортимента товаров и услуг запросам покупателей;

во-вторых, наличие преимуществ по сравнению с имеющимися и потенциальными конкурентами;

в-третьих, возможность выстоять в конкурентной борьбе, сохраняя эти преимущества в течение длительного времени.

Понятие "конкурентоспособность  предприятия" включает комплекс экономических характеристик, определяющих положение предприятия на рынке. При оценке конкурентоспособности предприятия необходимо учитывать, что в ее основе лежат две составляющие:

  1. конкурентоспособность товара (в торговле качество торговли, т. е. конкурентоспособность товара и качество торгового обслуживания);
  2. устойчивость функционирования предприятия и его экономическая эффективность (эффективность производственной, финансовой, маркетинговой, кадровой, организационно-управленческой деятельности).

Качество товаров и услуг  здесь играет центральную роль, так  как качество — это фактор успеха предприятия. Однако •при этом важно, какой ценой это качество достигается, т. е. какова эффективность использования ресурсов, эффективность затрат.

Оценка конкурентоспособности предприятия предполагает учет в совокупности таких показателей, как качество производимых товаров (услуг, работ), уровень цен на товары, слуги и гибкость ценовой политики, доля рынка и ее динамика, темпы роста объемов производства и реализации товаров, экономический потенциал предприятия и темпы его роста, эффективность использования ресурсного потенциала. Все эти показатели необходимо сопоставлять с аналогичными показателями конкурирующих предприятий.

Рыночная экономика по своей  сущности стимулирует постоянное повышение  эффективности хозяйственной деятельности организаций. Экономическая эффективность — это многогранная по содержанию категория. Все хозяйствующие субъекты используют следующие основные системы целей:

• экономические цели, которые предусматривают завоевание и удержание определенной доли рынка, максимизацию прибыли, увеличение объемов продаж и др.;

• технические цели, которые ориентируют  предприятия на постоянное повышение качества, технического уровня продукции и побуждают к постоянному обновлению оборудования, совершенствованию технологии и организации производства;

• социальные цели, предусматривающие улучшение условий труда, отдыха персонала, организации оплаты труда, системы социального обеспечения, повышения образовательного уровня, квалификации работников, гарантии занятости и др.;

• экологические цели, связанные с предотвращением ущерба окружающей среде.

Критерий эффективности деятельности предприятий предполагает достижение всех перечисленных целей в совокупности. Каждое предприятие должно стремиться к такому распределению и использованию имеющихся в его распоряжении ресурсов, которое обеспечит наилучшее достижение поставленных целей, наивысший результат.

Несмотря на то, что максимизация прибыли является важнейшей целью предприятий, это не означает, что остальные цели малозначительны. Достижение каждой цели обеспечивается с привлечением определенных финансовых ресурсов. Прибыль является основным источником формирования средств для развития предприятия и достижения как краткосрочных, так и долгосрочных целей.

Следует различать следующие виды эффективности деятельности предприятий:

  1. Эффективность хозяйственной деятельности определяется степенью достижений целей развития и конкурентным успехом на рынке (повышение доли рынка, качества продукции, прибыли на вложенный капитал).
  2. Эффективность использования отдельных видов ресурсов характеризуется сопоставлением результатов хозяйственно-финансовой деятельности (объемов реализации продукции, прибыли) с величиной применяемых ресурсов (основных фондов, оборотных средств, трудовых ресурсов).
  3. Эффективность производства товаров, выполнения работ, оказания услуг выражается минимизацией затрат на производство. единицы продукции (работ, услуг), а также повышением рентабельности производства (соотношения прибыли и затрат на производство отдельных видов продукции).

На эффективность деятельности предприятий влияет множество внешних и внутренних факторов. Это обстоятельство и то, что существуют различные аспекты оценки эффективности деятельности предприятий, являются причиной того, что для характеристики эффективности используется множество показателей.

6.2. Показатели  экономической эффективности деятельности предприятий

Для оценки эффективности хозяйственно-финансовой деятельности предприятий используется система показателей. В качестве обобщающих показателей эффективности деятельности предприятий выступают показатели, характеризующие соотношение экономических результатов (объема реализованной продукции, прибыли) с вложенным капиталом или потребленными за определенный период экономическими ресурсами, затратами.

Вложенный капитал — это реально  функционирующий в производственной и другой деятельности предприятия капитал, который можно представить стоимостью основных и оборотных средств. Показателями эффективности использования вложенного капитала являются:

1. Отношение объема реализованной  продукции к средней стоимости  вложенного капитала за определенный  период;

2. Отношение прибыли к средней  стоимости вложенного капитала за определенный период (рентабельность капитала).

В процессе хозяйственной деятельности предприятием потребляются материальные и трудовые ресурсы. Потребленные ресурсы трансформируются в затраты за определенный период. Это сумма амортизационных отчислений, потребленные в процессе производства материалы, сырье, топлива, энергия, комплектующие изделия и др., а также расходы оплату труда работников. Обобщающим показателем эффективности затрат выступает рентабельность затрат — отношение прибыли к издержкам производства за определенный период (в торговле к издержкам обращения).

Показатели использования отдельных  видов ресурсов рассматривались  в теме 3. В сводном виде основные показатели представлены в таблице.

Таблица - Основные показатели эффективности использования отдельных видов ресурсов

 

Эффективность

использования

основных  фондов

Эффективность

использования

оборотных средств

Эффективность

использования

трудовых  ресурсов

1. Объем реализованной за год продукции на 1 руб. среднегодовой стоимости основных фондов (фондоотдача)

1. Объем реализованной

за год продукции

на 1 руб. среднегодовой

величины оборотных

средств (коэффициент

оборачиваемости)

1. Объем реализованной продукции в расчете на одного среднесписочного работника (производительность труда)

2. Среднегодовая стоимость основных фондов в расчете

на 1 руб. реализованной за год продукции (фондоемкость)

2. Продолжительность одного оборота оборотных средств в днях

2. Количество  труда в человеко-часах, затраченного на выполнение определенного объема работы (трудоемкость производства)

3. Прибыль  за год в расчете на 1 руб. среднегодовой стоимости основных фондов (рентабельность основных средств)

3. Прибыль  за год в расчете на 1 руб. среднегодовой величины оборотных средств (рентабельность оборотных средств)

3. Прибыль  за год, полученная в расчете на одного работника; прибыль, полученная за год в расчете на 1 руб. расходов на оплату труда работников

Информация о работе Лекции по экономике оргазинации