Лекции по экономике оргазинации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 14:47, лекция

Описание работы

Экономика любой страны представляет собой единый комплекс взаимосвязанных отраслей. Каждое государство создает свой комплекс отраслей, формирование которого происходит под влиянием географических и геополитических факторов, и является результатом экономического и социального развития общества, развития специализации и кооперации, международного сотрудничества с другими странами.
Экономика любой страны имеет отраслевые, воспроизводственные, региональные и иные структурные характеристики. В процессе анализа национальной экономики выделяют такие понятия, как сфера, отрасль, сектор экономики.

Файлы: 1 файл

Лекции преподавателя Кириковой для БАс-10, которые не рассмотрены на лекциях.doc

— 617.50 Кб (Скачать файл)

Однако этот метод  имеет и недостатки. Во-первых, калькуляция  издержек может включать в себя произвольный размер накладных расходов, что делает основу цены недостаточно достоверной. Во-вторых, этот метод определения  цены не учитывает спрос, а поэтому имеется опасность недополучения потенциальной прибыли.

б) Метод дохода на капитал. Метод основан на том, что к суммарным затратам на единицу продукции добавляется процент на вложенный капитал. Преимущество этого метода заключается в возможности учесть платность финансовых ресурсов.

в) Расчет цены на основе «ощущаемой ценности» товара. При расчете цен по этому методу затратные ориентиры уступают место восприятию товара покупателем. Для усиления ценности продавцом могут быть использованы методы неценового воздействия: предоставления сервисного обслуживания, особые гарантии покупателям.

г) Метод установления цен с ориентацией на конкуренцию. Этот метод применим на рынках чистой и олигополистической конкуренции. При этом цена устанавливается чуть выше (если товар наделен новым свойством) или чуть ниже действующих цен конкурентов. Цена может меняться в зависимости от «жизненного цикла» товара (стадия внедрения, роста, зрелости или спада).

6. Установление  окончательной цены. Пройдя все этапы, можно приступать к определению цены на товар. Назначаемая цена должна соответствовать ценовой политики фирмы, необходимо также учитывать реакцию конкурентов на предполагаемую цену, психологическое восприятие цены покупателями.

Информация, необходимая  для принятия решения по ценам.

Решая вопрос о цене товара, фирма-производитель должна собрать  информацию. Информация собирается по следующим основным направлениям: рынок  товара, отрасль промышленности, в  которой действует фирма, конкурирующие  отрасли, правительственная деятельность. Фирма, собирая и обрабатывая информацию по ценам, должна решить несколько задач: изучить рынок, на котором она продает свои товары, изучить свою и смежные отрасли для выявления существующих и потенциальных конкурентов, принять во внимание решения правительства. На рынок и уровень сбыта товаров воздействует большое количество постоянно меняющихся факторов (политическая нестабильность, общеэкономические факторы, истощение природных ресурсов, изменение экологической обстановки, демографическая ситуация). Поэтому возникает необходимость управления ценами, которое осуществляется посредством изменений в прейскурантах, оговорок в контрактах, компенсаций. Прейскуранты – это систематизированные сборники цен на продукцию фирмы, предлагаемую покупателю. Составной частью ценообразования является широко распространенная система скидок с прейскурантных цен. Их используют фирмы – производителя товаров и розничная торговля, уменьшая первоначальную цену для привлечения новых покупателей. Применяются скидки за оплату товаров наличными, количественные скидки – за покупку большого количества товара, сезонные скидки, торговые скидки дилерам за посреднические услуги.

Фирма должна постоянно анализировать  различные варианты продажи товара, пересматривать цены и скидки в зависимости от происходящих конъюнктурных изменений.

Затраты, связанные с производством  и реализацией продукции, при  калькулировании себестоимости  продукции группируются по статьям  затрат.

В ходе составления калькуляции  рассчитывается себестоимость единицы продукции, которая является базой для определения цены.

В условиях рыночной экономики перед  производителем стоит задача не только рассчитать затраты на производство продукции, но и предвидеть их изменение  при изменении объемов продажи  в результате различных ценовых решений. Поэтому на практике широко используется разделение издержек на постоянные и переменные в зависимости от характера их связи с объемом продаж (производства).

Постоянные издержки (FC – англ. fixedcost) не зависят от объема выпуска продукции в краткосрочном периоде. По своей экономической природе они являются затратами на создание условий для конкретной деятельности. Это расходы по содержанию зданий, помещений, арендная плата, страховка, амортизационные отчисления и т.п.

Переменные издержки (VC – англ. variablecost) меняются вместе с объемом выпуска продукции и обычно определяются этим объемом. Экономическая природа переменных издержек – это затраты на практическое осуществление той деятельности, ради которой создана фирма. К ним относятся затраты на сырье, материалы, топливо, газ и электроэнергию, расходы на оплату труда. На каждом предприятии разграничение затрат на постоянные и переменные сопровождается анализом конкретных статей, определяющих издержки и формирующих цену предложения.

Классификация издержек на постоянные и переменные широко используется при  решении таких проблем как  оценка конкурентоспособности, выявление  возможности роста финансовой устойчивости, определение точки безубыточности. Расчет точки безубыточности используется при окончательном установлении цены.

В точке безубыточности расходы  фирмы равны ее доходам, а следовательно, она не получает никаких доходов  от своей деятельности, но и не несет  убытков от нее.

Экономическая сущность расчета точки  безубыточности состоит в анализе взаимодействия спроса и предложения по конкретному товару фирмы. В процессе такого анализа определяется точка безубыточности, объем выпускаемой продукции при заданном уровне цен, при котором доход от продажи равен издержкам производства.

Точка безубыточности определяется как отношение постоянных издержек производства (FC) к разнице между ценой (P) и удельными переменными издержками (VC), т.е.:

где X – безубыточный объем производства (продаж), шт;

P – цена единицы  продукции;

FC – постоянные затраты;

VС – переменные  затраты в расчете на единицу  продукции.

Из этого соотношения  можно определить максимальную сумму  издержек производства. Тогда формула (5.1) примет следующий вид:

FC = X(P – VC), (5.2)

Можно также рассчитать и минимальную цену, по которой  будет выгодно реализовывать  продукцию, исходя из заданного объема продаж, суммы постоянных и удельных переменных издержек производства:

Практическая ценность классификации издержек по связи  с объемом производства продукции  и выделении постоянных и переменных затрат состоит в следующем:

— она помогает решить задачу регулирования массы и  прироста прибыли на основе относительного сокращения тех или иных расходов при росте выручки;

— она позволяет судить об окупаемости затрат и дает возможность  определить «запас финансовой прочности» предприятия на случай осложнений конъюнктуры на рынке;

— она открывает возможность  использования метода предельных (маржинальных) издержек в ценообразовании.

Определение оптимальной  ценовой стратегии предприятия  в сложившихся условиях рынка  возможно только при дальнейшем анализе изменения издержек в зависимости от различных объемов производства товаров.

Совокупные валовые  издержки (TC – англ. totalcost) представляют собой все предпринимательские  расходы, связанные с валовым  выпуском продукции, это сумма постоянных и переменных издержек предприятия:

TC = FC + VC(5.4)

Предельные маржинальные издержки (MC – англ. marginalcost) представляют собой прирост издержек при увеличении производства на одну единицу продукции. Так как с изменением объема выпуска  на одну единицу продукции постоянные издержки не меняются, то предельные издержки определяются ростом лишь переменных затрат в результате выпуска дополнительной единицы продукции:

Они показывают, во сколько  обойдется фирме увеличение объема выпуска продукции на одну единицу.

В условиях рынка анализ предельных издержек на реализуемую  продукцию играет важную роль при  выработке и обосновании ценовой  стратегии предприятия. Знание предельных издержек помогает руководству предприятия установить (увеличить или уменьшить) выпуск продукции.

Средние издержки (AC –  англ. averagecost) являются издержками на единицу  выпуска продукции:

Они представляют собой  частное от деления совокупных (валовых) издержек (TC) на объем реализуемого товара (Q). Сравнивая средние издержки с ценой производства товара, можно  определить прибыльно ли производство данной продукции и нужно ли ее производить.

Совокупные и средние  издержки изменяются на различных этапах жизненного цикла товара. На стадии освоения производства они быстро растут, затем темп роста затрат снижается, что соответствует налаживанию производства и накоплению опыта. Однако при вступлении товара в стадию «зрелости» темп роста издержек возрастает из-за увеличения расходов по сбыту товаров, спрос на которые падает.

В условиях рыночной экономики  анализ изменения предельных издержек чрезвычайно важен для оптимизации поведения фирмы:

1) если средние издержки  показывают прибыльность предприятия  в целом, то предельные –  максимизацию прибыли, которая  может быть определена соотношением  предельного дохода к предельным  затратам. Фирме следует расширять производство товара, если прирост продаж на одну единицу увеличит доход в большей степени, чем вырастут расходы, т.к. уровень производства, при котором прибыль будет максимальной, еще не достигнут;

2) если в результате  большим оказывается темп роста затрат, то уровень производства уже выше оптимального и расширение его нежелательно, так как с выпуском каждой новой единицы товара темп роста дохода снижается, что может привести к снижению валовой прибыли.

Налоговый Кодекс РФ о составе расходов, учитываемых в цене товара

Налоговый Кодекс РФ (Глава 25) определяет состав расходов, учитываемых  в цене товара.

Расходы, связанные с  производством и реализацией, включают в себя:

  1. расходы, связанные с изготовлением, хранением и доставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, приобретением и (или) реализацией товаров;
  2. расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном состоянии;
  3. расходы на освоение природных ресурсов;
  4. расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки;
  5. расходы на обязательное и добровольное страхование;
  6. прочие расходы, связанные с производством и реализацией.

Расходы, связанные с  производством и реализацией, подразделяются на:

  1. материальные расходы;
  2. расходы на оплату труда;
  3. суммы начисленной амортизации;
  4. прочие расходы.

12.3. Формирование доходов от торговых надбавок, наценок в предприятиях торговли, питания

Торговая надбавка (наценка в предприятиях питания) представляет собой элемент цены товара. Для любого предприятия понятия доход и цена товара неразрывны. Ценовая политика является главной составляющей системы управления доходами. Ценовая политика предприятий сферы товарного обращения влияет на формирование объемов оборота и суммы доходов от торговых надбавок, на формирование имиджа организации, на ее финансовое состояние. Ценовая политика должна быть направлена на обеспечение высоких темпов роста оборота, стабилизацию рыночной позиции организации, максимизацию прибыли от продаж.

В формировании ценовой политики организаций  сферы товарного обращения, в отличие от промышленных организаций, есть специфика. Основы ценовой политики на товар на потребительском рынке формирует производитель, избирая ту или иную маркетинговую стратегию. В связи с этим торговые организации вынуждены в значительной степени ориентироваться на ценовую политику производителей. Предметом ценовой политики торговых организаций (розничных, оптовых) выступает не вся цена, а только торговая надбавка.

Торговые надбавки устанавливают в процентах к ценам приобретения товаров без НДС.

В современных условиях организации  сферы товарного обращения самостоятельно устанавливают размеры торговых надбавок.

Степень свободы организаций при установлении торговых надбавок имеет экономические границы. Нижняя граница, отправная точка, — это цена закупки товара (цена производителя или оптового посредника). Верхний предел — это цена спроса конечных покупателей. Эта верхняя граница может варьировать за счет уровня торгового обслуживания. Поскольку конечная цена содержит налоговые платежи (НДС), диапазон формирования торговой надбавки сужается. Устанавливая торговую надбавку, организация влияет на цену реализации через управление издержками обращения и через изменение размеров своей прибыли в цене товара. Прибыль как элемент торговой надбавки, очень подвижна и позволяет эффективно маневрировать ценами на разных сегментах рынка.

Процесс формирования торговой надбавки включает следующие этапы:

Выбор цели формирования ценовой политики. Цели могут быть разными: ориентация на покупателя и развитие оборота в соответствии с конъюнктурой рынка; ориентация на издержки обращения и повышение эффективности текущих затрат; ориентация на получение максимальной прибыли.

Оценка сложившегося размера торговых надбавок и выявление минимального размера торговой надбавки, ниже которого она не может быть установлены. При этом анализируют: средний размер надбавки и его динамику; дифференциацию размеров надбавок по группам товаров; достаточность доходов от торговых надбавок; соотношение в составе надбавки издержек обращения и прибыли; возможности снижения издержек обращения. Минимальный базовый размер торговой надбавки определяется издержками обращения.

Оценка потребительского рынка. В процессе оценки рынка анализируют: возможности дифференциации цен в разрезе покупателей с учетом уровня их торгового обслуживания; возможности расширения объемов продажи товаров за счет снижения цен на них (с учетом ценовой эластичности спроса). В процессе оценки рынка определяется верхний предел формирования продажной цены на товар и возможности дифференциации цен, а следовательно, размеров торговых надбавок.

Информация о работе Лекции по экономике оргазинации