Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 14:47, лекция
Экономика любой страны представляет собой единый комплекс взаимосвязанных отраслей. Каждое государство создает свой комплекс отраслей, формирование которого происходит под влиянием географических и геополитических факторов, и является результатом экономического и социального развития общества, развития специализации и кооперации, международного сотрудничества с другими странами.
Экономика любой страны имеет отраслевые, воспроизводственные, региональные и иные структурные характеристики. В процессе анализа национальной экономики выделяют такие понятия, как сфера, отрасль, сектор экономики.
Исследователи предлагают различные классификации затрат по снабжению, однако в практической деятельности они не используются, так как учет не позволяет получить необходимые данные. Ниже приведены примеры различных подходов к классификации затрат.
1. Расходы материально-техническо
2. Издержки материально-
персонала, издержки транспортировки и перемещения материальных ресурсов, складирования.
3. Затраты по материально-
4. Затраты по снабженческой
• Расходы по управлению снабжением: на содержание персонала, занятого управлением снабжением; на разъезды и командировки; на делопроизводство (канцелярские, почтово-телеграфные, по эксплуатации ПК и средств связи).
Затраты по сбытовой деятельности предприятия связаны с осуществлением трех групп функций:
Отдельные экономисты предлагают классифицировать сбытовые затраты следующим образом:
Однако в практической деятельности основными критериями группировки коммерческих расходов являются:
В зарубежных источниках литературы, а в последнее время и в российских, затраты по коммерческой деятельности все чаще рассматриваются в разделах, посвященных маркетингу и логистике, их называют "маркетинговые издержки" и "логистические издержки". Объяснить это можно, в частности, тем, что в литературе рассматриваются три основные трактовки маркетинга, где маркетинг понимается не только как рыночная концепция управления, но и как торговая деятельность в широком смысле слова, а также как комплекс организационно-технических и коммерческих функций, связанных с реализацией товаров и услуг.
Под логистикой первоначально понимали только организацию снабжения и сбыта, совсем недавно на западе выработан иной подход – логистика понимается как организация процесса в узком смысле – как организация бизнес-процессов компании.
Необходимо различать понятия "затраты по коммерческой деятельности" и "затраты на маркетинг", "логистические издержки". Последние должны использоваться лишь в том случае, если предприятие действительно применяет в своей деятельности маркетинг и логистику, и возникающие затраты обусловлены только их внедрением.
Так, маркетинг связан с новыми для предприятия затратами по обеспечению функционирования четырех подсистем: маркетинговой информации (включая затраты на маркетинговые исследования), планирования маркетинга, разработки новых товаров, маркетингового контроля.
Логистика связана с издержками выполнения функций по координации операций складирования, транспортировки, погрузочно-разгрузочных работ, упаковки и т.п.; по содержанию координирующей службы; по созданию и функционированию информационной системы и т.д.
Затраты по коммерческой деятельности
связаны с выполнением других
функций, рассмотренных выше, поэтому
они имеют самостоятельное
Во-первых, коммерческая деятельность
имеет место независимо от того,
применяется или нет маркетинг
(равно как и логистика) предприятием,
так как сама технология коммерческих
операций не охватывается маркетингом,
а имеет самостоятельное
Во-вторых, даже в странах с развитой рыночной экономикой количество фирм, действительно ориентированных на маркетинг, не так уж велико, а отрыв от рыночной ситуации, от потребителя вовсе не является редкостью. Аналогичная ситуация – и с применением логистики в деятельности Российских предприятий.
Указывая на самостоятельное значение затрат по коммерческой деятельности, нельзя не отметить, что применение маркетинга и логистики в значительной степени может повлиять на их величину, состав и структуру.
В бухгалтерской практике и в экономическом анализе используется классификация издержек обращения по статьям затрат. В настоящее время в целях обеспечения единства методологии ведения бухгалтерского учета и сравнительного изучения расходов установлена учетная номенклатура издержек обращения для предприятий торговли и питания независимо от форм собственности. Выделяют следующие основные статьи расходов:
■ амортизация основных средств;
В рамках каждой из названных статей расходов предприятия могут организовать более детальный учет, выделить наиболее важные виды затрат.
11.3 Факторы, влияющие на издержки обращения
На сумму и уровень издержек обращения влияет множество факторов, которые необходимо учитывать в процессе анализа и планирования расходов. Можно выделить две группы факторов.
Факторы, не зависящие от деятельности торговых организаций (внешние): темпы инфляции, уровень цен на экономические ресурсы, услуги сторонних организаций, виды и ставки налоговых и других платежей, относимых на издержки обращения.
Факторы, зависящие от деятельности торговых организаций: объем оборота, товарная структура оборота, состав оборота по видам, оборачиваемость средств, вложенных в товарные запасы, производительность труда, обеспеченность собственными оборотными средствами, состояние и использование материально-технической базы и др. Изучение этих факторов имеет большое значение в управлении затратами.
Наиболее сильное влияние на издержки обращения оказывает объем оборота организации. Наличие в составе издержек обращения условно-постоянных расходов приводит к тому, что с ростом оборота при прочих неизменных условиях средний уровень издержек обращения организации понижается.
Пример расчета влияния объема оборота на изменение уровня издержек обращения торговой организации показан в таблице.
В торговой организации фактический оборот розничной торговли составил 24000 тыс. руб. и увеличился по сравнению с плановым на 4000 тыс. руб. Произведем расчет суммы издержек обращения с учетом роста объема оборота розничной торговли. Сумма постоянных расходов при этом не меняется и остается 1600 тыс. руб. Переменные расходы с ростом оборота увеличиваются. Предположим, что темп роста суммы переменных расходов соответствует темпу роста оборота, тогда уровень этих расходов в процентах к обороту не изменится и составит 7%. Сумма переменных расходов при этом составит 1680 тыс. руб. (24 000 х 7 :100 = 1680). Общая сумма издержек обращения — 3280 тыс. руб., уровень при пересчете на фактический объем оборота — 13,67%. Таким образом, с ростом объема оборота средний уровень издержек обращения понизился на 1,33% к обороту за счет понижения уровня постоянных расходов.
Не всегда переменные издержки обращения увеличиваются в соответствии с ростом объема оборота. Возможны следующие случаи:
Таблица - Расчет влияния объема оборота розничной торговли на уровень издержек обращения торговой организации
(суммы в тыс. руб.)
Виды расходов |
План |
Пересчет плана издержек обращения на фактический оборот |
Изменение уровня издержек обращения, % к обороту | ||
| Сумма |
% к обороту |
Сумма |
% к обороту |
|
Постоянные расходы |
1600 |
8,00 |
1600 |
6,67 |
-1,33 |
Переменные расходы |
1400 |
7,00 |
1680 |
7,00 |
- |
Всего расходов |
3000 |
15,00 |
3280 |
13,67 |
-1,33 |
Оборот розничной торговли |
20 000 |
100 |
24 000 |
100 |
— |
Темп прироста переменных издержек обращения ниже темпа прироста объема оборота, тогда коэффициент эластичности суммы переменных издержек обращения от объема оборота ниже 1 (Кэ < 1).
На практике с ростом объема оборота сначала до определенного предела сумма переменных, а, следовательно, и общих издержек обращения растет медленнее, чем оборот. Это связано с реализацией неиспользованных резервов повышения эффективности использования ресурсного потенциала предприятия. Начиная с определенного момента рост объемов оборота сопровождается более высоким ростом издержек обращения. Такая ситуация является сигналом для принятия решений по расширению торговых площадей, перемене оборудования, так как на имеющихся производственных мощностях развитее оборота ведет к повышенным расходам.