Лекции по экономике оргазинации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 14:47, лекция

Описание работы

Экономика любой страны представляет собой единый комплекс взаимосвязанных отраслей. Каждое государство создает свой комплекс отраслей, формирование которого происходит под влиянием географических и геополитических факторов, и является результатом экономического и социального развития общества, развития специализации и кооперации, международного сотрудничества с другими странами.
Экономика любой страны имеет отраслевые, воспроизводственные, региональные и иные структурные характеристики. В процессе анализа национальной экономики выделяют такие понятия, как сфера, отрасль, сектор экономики.

Файлы: 1 файл

Лекции преподавателя Кириковой для БАс-10, которые не рассмотрены на лекциях.doc

— 617.50 Кб (Скачать файл)

Исследователи предлагают различные классификации затрат по снабжению, однако в практической деятельности они не используются, так как учет не позволяет получить необходимые данные. Ниже приведены примеры различных подходов к классификации затрат.

1. Расходы материально-технического снабжения предприятия.

  • Расходы, связанные с занятостью капитала, т.е. с производственными затратами.
  • Затраты на приобретение товарно-материальных ценностей, т.е. закупочные цены материалов и расходы, связанные с их движением.
  • Функциональные издержки. Затраты, связанные с поступлением материалов на предприятие, движением их внутри предприятия, т.е. с операциями перевозки и хранения.

2. Издержки материально-технического  снабжения предприятий производственной  сферы. 

  • Прямые издержки на сырье и материалы: издержки, связанные с использованием сырья, вспомогательных и производственных материалов, полуфабрикатов и готовых изделий и т.д.
  • Издержки, вызванные связыванием капитала: проценты на собственный капитал, связанный в результате хранения складских запасов.
  • Накладные расходы материально-технического снабжения: стоимость содержания

персонала, издержки транспортировки  и перемещения материальных ресурсов, складирования.

3. Затраты по материально-техническому  обеспечению. 

  • Транспортно-заготовительные расходы.
  • Расходы на содержание отдела снабжения.
  • Расходы на содержание складского хозяйства.

4. Затраты по снабженческой деятельности  промышленных предприятий.

• Расходы по управлению снабжением: на содержание персонала, занятого управлением снабжением; на разъезды и командировки; на делопроизводство (канцелярские, почтово-телеграфные, по эксплуатации ПК и средств связи).

  • Расходы по завозу сырья, материалов и топлива, комплектующих изделий и изделий кооперированных поставок: транспортные расходы, наценки и другие виды оплаты услуг коммерческо-посреднических предприятий; расходы на погрузочно-разгрузочные операции.
  • Расходы по образованию и содержанию производственных запасов: расходы на хранение запасов; плата за собственные оборотные средства в производственных запасах; оплата процентов банку за пользование кредитом; потери из-за иммобилизации средств.
  • Расходы по подготовке материалов к производственному потреблению и снабжение рабочих мест (производственных цехов, участков): по доставке сырья, материалов, полуфабрикатов и изделий с общезаводских складов в производственные цеха, а участки или непосредственно к рабочим местам; по доставке материально-технических средств с цеховых складов на рабочие места собственным транспортом; по приданию материально-техническим средствам высокой технологической готовности к потреблению, если эти операции выполняются подразделениями службы снабжения предприятия.

Затраты по сбытовой деятельности предприятия связаны с осуществлением трех групп функций:

  • изучение спроса, формирование портфеля заказов, заключение договоров на поставку продукции; подготовка продукции, вышедшей из производства, к поставке и реализации покупателям;
  • послепродажное обслуживание (монтаж, наладка, контроль за состоянием, ремонт и т.п.).

Отдельные экономисты предлагают классифицировать сбытовые затраты следующим образом:

    1. управление сбытом, то есть расходы по управлению сбытом и оперативно-сбытовой работе (содержание управленческого персонала сбытовых служб, командировочные расходы, реклама и информация, делопроизводство и др.);
    2. вывоз готовой продукции на склад (внутризаводское перемещение грузов), то есть расходы по погрузке на транспортные средства, по доставке на склад готовой продукции, разгрузке;
    3. образование и содержание товарных запасов: расходы по хранению, упаковке; плата за оборотные средства в запасах и основные средства складов; потери при хранении товаров, от мобилизации средств в запасах;
    4. доставка готовой продукции на предприятия магистрального транспорта и ее сбыт: расходы по доставке продукции на станцию (пристань) отправления и погрузке в транспортные средства; комиссионные сборы (отчисления), уплачиваемые коммерческо-посредническим организациям, скидки с цены, предоставляемые предприятиями-поставщиками коммерческо-посредническим организациям за реализацию продукции; прочие расходы (на специальные анализы продукции, производимые при ее отпуске и др.);
    5. послепродажное обслуживание: расходы на содержание персонала; командировочные расходы; на материалы и запасные части; на обмен информацией.

Однако в практической деятельности основными критериями группировки  коммерческих расходов являются:

  • типы продукции;
  • география сбыта;
  • виды затрат.

В зарубежных источниках литературы, а в последнее время и в  российских, затраты по коммерческой деятельности все чаще рассматриваются в разделах, посвященных маркетингу и логистике, их называют "маркетинговые издержки" и "логистические издержки". Объяснить это можно, в частности, тем, что в литературе рассматриваются три основные трактовки маркетинга, где маркетинг понимается не только как рыночная концепция управления, но и как торговая деятельность в широком смысле слова, а также как комплекс организационно-технических и коммерческих функций, связанных с реализацией товаров и услуг.

Под логистикой первоначально понимали только организацию снабжения и сбыта, совсем недавно на западе выработан иной подход – логистика понимается как организация процесса в узком смысле – как организация бизнес-процессов компании.

Необходимо различать понятия "затраты  по коммерческой деятельности" и "затраты на маркетинг", "логистические издержки". Последние должны использоваться лишь в том случае, если предприятие действительно применяет в своей деятельности маркетинг и логистику, и возникающие затраты обусловлены только их внедрением.

Так, маркетинг связан с новыми для предприятия затратами по обеспечению функционирования четырех  подсистем: маркетинговой информации (включая затраты на маркетинговые  исследования), планирования маркетинга, разработки новых товаров, маркетингового контроля.

Логистика связана с издержками выполнения функций по координации  операций складирования, транспортировки, погрузочно-разгрузочных работ, упаковки и т.п.; по содержанию координирующей службы; по созданию и функционированию информационной системы и т.д.

Затраты по коммерческой деятельности связаны с выполнением других функций, рассмотренных выше, поэтому  они имеют самостоятельное значение. Это утверждение обосновывают по крайней мере два аргумента.

Во-первых, коммерческая деятельность имеет место независимо от того, применяется или нет маркетинг (равно как и логистика) предприятием, так как сама технология коммерческих операций не охватывается маркетингом, а имеет самостоятельное значение.

Во-вторых, даже в странах с развитой рыночной экономикой количество фирм, действительно ориентированных на маркетинг, не так уж велико, а отрыв от рыночной ситуации, от потребителя вовсе не является редкостью. Аналогичная ситуация – и с применением логистики в деятельности Российских предприятий.

Указывая на самостоятельное значение затрат по коммерческой деятельности, нельзя не отметить, что применение маркетинга и логистики в значительной степени может повлиять на их величину, состав и структуру.

В бухгалтерской практике и в экономическом анализе используется классификация издержек обращения по статьям затрат. В настоящее время в целях обеспечения единства методологии ведения бухгалтерского учета и сравнительного изучения расходов установлена учетная номенклатура издержек обращения для предприятий торговли и питания независимо от форм собственности. Выделяют следующие основные статьи расходов:

  • транспортные расходы;
  • расходы на оплату труда;
  • отчисления на социальные нужды (единый социальный налог);
  • расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования, инвентаря;

■  амортизация основных средств;

  • износ санспецодежды, столового белья, посуды, приборов и других малоценных и быстроизнашивающихся предметов;
  • расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров;
  • расходы на топливо, газ, электроэнергию для производственных нужд;
  • расходы на рекламу;
  • затраты по оплате процентов за пользование займами;
  • потери товаров, технологические отходы;
  • расходы на тару;
  • прочие расходы.

В рамках каждой из названных статей расходов предприятия могут организовать более детальный учет, выделить наиболее важные виды затрат.

11.3 Факторы, влияющие на издержки обращения

На сумму и уровень издержек обращения влияет множество факторов, которые необходимо учитывать в  процессе анализа и планирования расходов. Можно выделить две группы факторов.

Факторы, не зависящие  от деятельности торговых организаций (внешние): темпы инфляции, уровень цен на экономические ресурсы, услуги сторонних организаций, виды и ставки налоговых и других платежей, относимых на издержки обращения.

Факторы, зависящие от деятельности торговых организаций: объем оборота, товарная структура оборота, состав оборота по видам, оборачиваемость средств, вложенных в  товарные запасы, производительность труда, обеспеченность собственными оборотными средствами, состояние и использование материально-технической базы и др. Изучение этих факторов имеет большое значение в управлении затратами.

Наиболее сильное влияние на издержки обращения оказывает объем оборота организации. Наличие в составе издержек обращения условно-постоянных расходов приводит к тому, что с ростом оборота при прочих неизменных условиях средний уровень издержек обращения организации понижается.

Пример расчета  влияния объема оборота на изменение  уровня издержек обращения торговой организации показан в таблице.

В торговой организации фактический  оборот розничной торговли составил 24000 тыс. руб. и увеличился по сравнению  с плановым на 4000 тыс. руб. Произведем расчет суммы издержек обращения с учетом роста объема оборота розничной торговли. Сумма постоянных расходов при этом не меняется и остается 1600 тыс. руб. Переменные расходы с ростом оборота увеличиваются. Предположим, что темп роста суммы переменных расходов соответствует темпу роста оборота, тогда уровень этих расходов в процентах к обороту не изменится и составит 7%. Сумма переменных расходов при этом составит 1680 тыс. руб. (24 000 х 7 :100 = 1680). Общая сумма издержек обращения — 3280 тыс. руб., уровень при пересчете на фактический объем оборота — 13,67%. Таким образом, с ростом объема оборота средний уровень издержек обращения понизился на 1,33% к обороту за счет понижения уровня постоянных расходов.

Не всегда переменные издержки обращения  увеличиваются в соответствии с  ростом объема оборота. Возможны следующие случаи:

  • Темп прироста переменных издержек обращения соответствует темпу прироста объема оборота, тогда коэффициент эластичности суммы переменных издержек обращения от объема оборота равен 1 (Кэ =1). Эта ситуация показана в рассмотренном примере.

Таблица - Расчет влияния объема оборота розничной торговли на уровень издержек обращения торговой организации

(суммы в тыс. руб.)

Виды расходов

План

Пересчет  плана издержек обращения на фактический оборот

Изменение уровня издержек обращения, % к обороту

 

Сумма

% к обороту

Сумма

% к обороту

 

Постоянные  расходы

1600

8,00

1600

6,67

-1,33

Переменные  расходы

1400

7,00

1680

7,00

-

Всего расходов

3000

15,00

3280

13,67

-1,33

Оборот розничной торговли

20 000

100

24 000

100


  • Темп прироста переменных издержек обращения выше темпа прироста объема оборота, тогда коэффициент эластичности суммы переменных издержек обращения от объема оборота выше 1 (Кэ > 1).

Темп прироста переменных издержек обращения ниже темпа прироста объема оборота, тогда коэффициент эластичности суммы переменных издержек обращения от объема оборота ниже 1 (Кэ < 1).

На практике с ростом объема оборота сначала до определенного предела сумма переменных, а, следовательно, и общих издержек обращения растет медленнее, чем оборот. Это связано с реализацией неиспользованных резервов повышения эффективности использования ресурсного потенциала предприятия. Начиная с определенного момента рост объемов оборота сопровождается более высоким ростом издержек обращения. Такая ситуация является сигналом для принятия решений по расширению торговых площадей, перемене оборудования, так как на имеющихся производственных мощностях развитее оборота ведет к повышенным расходам.

Информация о работе Лекции по экономике оргазинации