Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2015 в 23:09, курс лекций
Вопрос 1. Характеристика экономики труда как науки и дисциплины: объект, предмет, цель, задачи, уровни и направления развития.
Экономика труда – отрасль экономической науки, изучающая закономерности и способы наилучшего использования, воспроизводства и обогащения главной производительной силы общества – человека (человеческого ресурса), организации и стимулирования эффективной трудовой деятельности людей по достижению максимального удовлетворения их материальных потребностей.
Вопрос 1. Характеристика экономики труда как науки и дисциплины: объект, предмет, цель, задачи, уровни и направления развития.
Экономика труда – отрасль экономической науки, изучающая закономерности и способы наилучшего использования, воспроизводства и обогащения главной производительной силы общества – человека (человеческого ресурса), организации и стимулирования эффективной трудовой деятельности людей по достижению максимального удовлетворения их материальных потребностей.
Экономика труда – это наука, изучающая социально-экономические проблемы труда, проблемы обеспечения производительности и эффективности труда на основе его научной организации.
Дисциплина изучает процесс труда, т. е. деятельность в развитии, динамике. Такой подход позволяет, отбросив случайное и обратив основное внимание на объективное и типичное, сформировать правильное мировоззрение в области трудовых отношений для дальнейшего более, углубленного изучения дисциплины.
Предмет экономики труда – трудовой потенциал общества и пути его наиболее рационального использования в интересах повышения эффективности общественного производства и обеспечения достойного качества жизни.
Предмет экономики труда –система социально-экономических отношений, складывающихся в процессе трудовой деятельности между субъектами трудовых отношений:
Объектом изучения экономики труда является труд, т. е. целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных благ и оказание услуг.
Экономика труда изучает свои проблемы
на трех уровнях:
макроуровень – народное
хозяйство;
миниуровень – отрасль,
регион;
микроуровень – предприятие,
организация, фирма;
наноуровень – уровень
работника, исполнителя.
Основные задачи, которые решает экономика труда, определены ее целью.
Целью экономики труда является исследование научных основ, теоретических, методологических положений и практического опыта в области управления человеческими ресурсами — формирования и рационального использования трудового потенциала каждого человека и общества в целом при создании новых социально-трудовых отношений в условиях рыночной экономики.
Экономика труда имеет три направления развития:
- теоретическое, т.е. имеет свою теорию,
хотя теоретической основой является
экономическая теория;
- практическое – обобщение передового
опыта,
- нормативно-методическое (разработка
законов, положений, методических указаний
и др.)
Вопрос 2. Предмет экономики труда, основные понятия, связанные с трудом.
Предмет экономики труда -3это социально-экономические отношения, складывающиеся в процессе труда под влиянием различных факторов - технического, организационного, кадрового и иного характера.
В частности, предметом рассмотрения экономики труда являются:
Как уже было сказано выше, отдельные учёные более широко трактуют предмет экономики труда и относят к ней проблемы организации и нормирования труда, методы управления персоналом.
Труд – сознательная, целесообразно
направленная деятельность, приложение
людьми умственных и физических усилий
для создания полезных продуктов производства,
вещей, оказания услуг, переработки, накопления
и передачи информации, идущих на удовлетворение
своих материальных и духовных потребностей.
Тяжесть труда - расходование физической
силы человека.
Напряженность труда - расходование
нервной энергии человека.
Разделение труда – это обособление
деятельности отдельных работников и
их групп в процессе труда. Благодаря разделению
труда повышается профессиональная дееспособность
работников, возрастает производительность
труда, совершенствуются орудия производства
и технология.
Процесс труда - это совокупность
трудовых действий и приемов, осуществляемых
работником в определенной последовательности
при производстве материальных благ, оказании
услуг и/или выполнения иного вида деятельности.
Любой процесс труда предполагает наличие,
прежде всего, следующих элементов:
• Рабочая сила, которой обладает работник;
• Предметы труда;
• Средства труда.
Рабочая сила - способность к труду,
т.е. совокупность свойств, характеристик
человека, необходимых и используемых
им для осуществления какой-либо трудовой
деятельности.
Предметы труда - это все то, на что
направлен труд, т.е. претерпевает изменения.
Средства труда - это то, при помощи
чего человек воздействует на предметы
труда (машины, механизмы, инструменты,
приспособления и другие орудия труда,
здания и сооружения)
Взаимодействие человека с предметом
и средством труда определяется технологией.
Технология - это способ воздействия
на предметы труда, порядок использования
орудий труда. В результате завершения
процесса труда образуются продукты труда.
Трудовые ресурсы – это трудоспособная
часть населения, обладающая рабочей силой.
Трудовой потенциал – совокупная
общественная способность к труду, потенциальная
трудовая дееспособность общества.
Персонал – это штатный состав организации,
включающий всех наемных работников, а
также работающих собственников и совладельцев,
выполняющих управленческие, производственные,
хозяйственные и другие функции.
Человеческие ресурсы – главное богатство
любого общества, процветание которого
возможно при создании условий для воспроизводства,
развития, использования этого ресурса
с учетом особенностей каждого человека.
Характер труда - особенности его
функционирования, его общественная форма.
Содержание труда - распределение
конкретных трудовых функций на рабочем
месте и определяется совокупностью выполняемых
операций.
Условия труда – это совокупность
элементов трудового процесса, окружающей
среды, организация рабочего места и отношение
работника к выполняемой работе, которое
оказывает влияние на функциональное
состояние организма человека в процессе
труда, что в свою очередь влияет на эффективность
труда и результаты трудовой деятельности.
Вопрос 3. Социально-экономическая сущность труда, общественная организация труда, ее элементы.
Труд – сознательная, целесообразно
направленная деятельность, приложение
людьми умственных и физических усилий
для создания полезных продуктов производства,
вещей, оказания услуг, переработки, накопления
и передачи информации, идущих на удовлетворение
своих материальных и духовных потребностей.
Труд с точки зрения содержания - процесс
сознательной, целесообразной деятельности
людей, с помощью которой они видоизменяют
предметы природы и приспосабливают их
для удовлетворения потребностей.
Труд с точки зрения формы - процесс расходования
энергии.
Выделяют следующие функции труда:
1. участие наряду с другими факторами
производства в производстве благ, направленных
на удовлетворение потребности человека;
2. формирование общественного богатства
и развития общества (также наряду с другими
факторами производства);
3. развитие всего человеческого сообщества,
науки и культуры, общественного прогресса;
4. формирование человека;
5. способ самовыражения личности;
6. обеспечение безопасности жизни человека
и общества, окружающей среды, сохранение
природы, социальной среды. таро
на отношения
Социальная роль труда заключается
в развитии и совершенствовании производства,
которое благотворно сказывается на воспроизводстве
населения, повышении его материального
и культурного уровня.
Экономической ролью труда является
то, что вследствие трудовой деятельности
происходит насыщение рынка товарами,
услугами, культурными ценностями, а также
происходит прогресс производства, появление
новых потребностей и их последующее удовлетворение.
Общественная организация труда –
это социально-экономические отношения,
характеризующие форму социальной организации
труда в обществе и охватывающие отношения
по поводу привлечения членов общества
к труду, разделения и кооперации труда,
воспроизводства рабочей силы и ее подготовки,
распределении материальных благ. В различных
общественно-экономических формациях
и типах цивилизации общества имеют место
свои особенности этих отношений.
Ее элементы:
• обеспечение функционирования рынка
труда
• учет, анализ и планирование труда в
государственном секторе экономики
• межотраслевое нормирование труда
• организация оплаты и материального
стимулирования труда
• охрана труда и техники безопасности
• другие элементы.
Трудовой потенциал общества — совокупная
общественная способность к труду, потенциальная
трудовая дееспособность общества. Трудовой
потенциал общества имеет количественные
и качественные характеристики.
Количественные характеристики:
численность трудоспособного населения
— трудовые ресурсы; количество рабочего
времени, отрабатываемое трудоспособным
населением. строительство
складов
Качественные характеристики: состояние
здоровья, развитие и физическая дееспособность
трудоспособных членов общества, профессионально-
Структура трудового потенциала общества
включает в себя:
1. трудовой потенциал личности,
2. трудовой потенциал коллектива предприятия,
организации, фирмы,
3. трудовой потенциал отрасли, региона.
Уровни трудового потенциала:
1. личный (возможности каждого человека);
2. локальный (коллектива предприятия,
фирмы);
3. отрасли, региона;
4. совокупный (соединение и взаимодействие
личных (групповых) потенциалов).
Понятие «трудовой потенциал» отражает
три временных аспекта:
1. потенциал накопленный (прошлый);
2. использование трудового потенциала
(в настоящем);
3. возможность развития трудового потенциала
в будущем.
Показатели, характеризующие ТП человека (работника), предприятия (организации), общества по его компонентам.
Компоненты |
Человек |
Предприятие |
Общество |
здоровье |
Трудоспособность, время отсутствия на работе из-за болезней |
Потеря рабочего времени из-за болезни и травм, затраты на обеспечение здоровья персонала |
Затраты на здравоохранение, смертность по возрастам |
нравственность |
Отношение к окружающим |
Взаимоотношения между сотрудниками, потери от конфликтов |
Отношение к инвалидам, детям и престарелым, преступность, социальная напряжённость |
Творческий потенциал |
Творческие способности |
- |
- |
активность |
Стремление к реализации способностей, предприимчивость |
Количество изобретений, патентов, рационализаторских предложений на одного работающего |
Доходы от авторских прав, количество
патентов и международных премий. |
организованность |
Аккуратность, дисциплинированность, бережливость, обязательность, порядочность |
Потери от нарушения дисциплины, чистота |
Законодательство, качество дорог, транспорта, соблюдение договоров |
образование |
Знания, количество лет учёбы в школе и ВУЗе |
Доля специалистов с высшим и средним образованием в общей численности работающих, затраты на повышение квалификации персонала |
Среднее колич-во лет обучения в школе и ВУЗе , доля затрат на образование в гос. бюджете |
профессионализм |
Умение, уровень квалификации |
Качество продукции, потери от брака |
Доходы от экспорта, потери от аварий |
затраты рабочего времени |
Время занятости в течении года |
Количество сотрудников, количество часов работы за год 1-го сотрудника |
Трудоспособность населения, количество занятых, уровень безработицы, |
Вопрос 5. Трудовые ресурсы: понятие, структура, воспроизводство.
Трудовые ресурсы — главная производительная
сила общества, включающая трудоспособную
часть населения страны, которая способна
участвовать в общественно-полезной деятельности,
производя материальные и духовные блага
и услуги.
Численность трудовых ресурсов страны
в целом или отдельного региона может
быть определена следующим образом:
ТР = Чтр — Чнераб + Чподр + Чраб.пенс,
где Чтр — численность населения в
трудоспособном возрасте; Чнераб — численность
неработающих лиц того же возраста, признанных
в соответствии с государственными правовыми
положениями нетрудоспособными (инвалиды
1 и 2 групп, лица льготных пенсионных возрастов);
Чподр — численность работающих подростков
(в возрасте до 16 лет); Чраб.пенс — численность
работающих лиц пенсионного возраста.
В РФ трудоспособный возраст для мужчин
составляет 44 года (от 16 до 59 лет включительно),
для женщин — 39 лет (от 16 до 54 лет включительно).
В стране с развитой экономикой принято
различать экономически активное и неактивное
(пассивное) население.
К экономически активному населению относятся
все занятые и безработные.
К экономически неактивному населению относятся
те, кто по каким-либо причинам не желает
работать (занятые ведением домашнего
хозяйства, уходом за больными, детьми
и т.д.), лица, получающие пенсии по старости
на льготных условиях, а также инвалиды,
получающие пенсии и не занятые никакой
деятельностью, а также те, кто отчаялся
найти работу. В эту же категорию в западной
статистике включают учащихся очных форм
образования. В российской статистике
таких учащихся относят к категории занятых.
Воспроизводство трудовых ресурсов —
это процесс непрерывного возобновления
количественных и качественных характеристик
экономически активной части населения,
включающий фазы
1. формирования,
2. распределения и перераспределения,
3. использования трудовых ресурсов.
Фаза формирования трудовых ресурсов
складывается из:
• производства индивидуальной рабочей
силы;
• производство новой рабочей силы;
• производства квалифицированной
рабочей силы.
Фаза распределения и перераспределения
трудовых ресурсов представляет социально-экономический
и временной процесс движения экономически
активного населения в целях его первичного
распределения по видам работ, роду и сферам
деятельности, отраслям, организациям,
регионам и перераспределения в соответствии
со спросом и предложением на рынке труда.
Фаза использования трудовых ресурсов
состоит в трудовой деятельности, в процессе
которой рабочая сила непосредственно
реализуется как способность к труду,
и, таким образом, обеспечивается занятость
трудоспособного населения, желающего
трудиться.
Воспроизводство трудовых ресурсов
может быть интенсивным или экстенсивным.
Экстенсивный тип - количественное
увеличение численности трудовых ресурсов
без изменения их качественных характеристик.
Интенсивный тип - рост качества трудовых
ресурсов: образовательного уровня, квалификации,
культуры и т.д.