Лекции по "Экономике труда"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2015 в 23:09, курс лекций

Описание работы

Вопрос 1. Характеристика экономики труда как науки и дисциплины: объект, предмет, цель, задачи, уровни и направления развития.
Экономика труда – отрасль экономической науки, изучающая закономерности и способы наилучшего использования, воспроизводства и обогащения главной производительной силы общества – человека (человеческого ресурса), организации и стимулирования эффективной трудовой деятельности людей по достижению максимального удовлетворения их материальных потребностей.

Файлы: 1 файл

ekonomika_truda_ekzamen_vse.doc

— 715.50 Кб (Скачать файл)

 

Вопрос 6. Факторы численности и динамики трудовых ресурсов в народном хозяйстве РФ.

Трудовые ресурсы – это часть населения страны (региона), которая обладает совокупностью физических и духовных способностей, позволяющих трудиться. Размеры трудовых ресурсов зависят от численности трудоспособного населения, интенсивности демографических процессов. В оценке трудовых ресурсов принято исходить из их поло-возрастной, образовательной и профессиональной структуры. К трудовым ресурсам относят: - трудоспособное население в трудоспособном возрасте (мужчины – 16-59 лет, женщины – 16-54 года). Определяется как разница между численностью населения в трудоспособном возрасте и неработающими инвалидами 1 и 2 групп, а также неработающих лиц, получивших пенсию на льготных условиях. - работающее население вне пределов трудоспособного возраста. Определяется численностью работающих подростков и работающих пенсионеров. Трудовые ресурсы включают в себя занятое и незанятое трудоспособное население. Количественные характеристики трудовых ресурсов заключаются в общей численности трудоспособного населения и фактически отработанном количестве рабочего времени при сложившемся уровне производительности и интенсивности труда. Качественными характеристиками трудовых ресурсов являются состояние здоровья, физическая дееспособность трудоспособного населения, общеобразовательная и профессионально-квалификационная подготовка. Основой для формирования трудовых ресурсов является общая численность населения. Динамика изменения численности населения и его структура предопределяют динамику численности и возрастного состава трудовых ресурсов. Территориальное распределение трудовых ресурсов отражает заселенность территории страны и складывается под воздействием размещения материального производства, исторических, природно-климатических, географических и других факторов. В европейских районах концентрируется свыше 70% основных фондов промышленности и сельского хозяйства и сосредоточено свыше ¾ населения России. То есть материально-технические и трудовые ресурсы территориально сближены. Численность трудовых ресурсов в регионе или стране оказывает влияние на экономический потенциал, на развитие производительных сил того или иного региона. Районы, хорошо обеспечение трудовыми ресурсами, более предпочтительны для

размещения трудоемких производств.

Динамика трудовых ресурсов РФ

Основой для формирования трудовых ресурсов является, как известно, общая численность населения. Поэтому динамика движения численности населения и его структура оказывают большое влияние на динамику численности и возрастного состава трудовых ресурсов. Следовательно, исходным пунктом в изучении качественного и количественного аспектов трудоспособного населения выступают указанные признаки всего населения.

К вышесказанному необходимо добавить, что в настоящее время лиц, моложе трудоспособного возраста насчитывается 34,5 млн. чел., в трудоспособном возрасте - 83,8 млн. чел., старше трудоспособного возраста - 29,7 млн. чел.. Сопоставление этих показателей с соответствующими показателями дореформенного 1990 г. показывает, что произошло уменьшение численности лиц моложе трудоспособного возраста и в трудоспособном возрасте.

Деление населения на три возрастные группы не в полной мере отражает объемы трудового потенциала, так как часть лиц моложе трудоспособного возраста занято в производстве, и, следовательно, относится к трудовым ресурсам. Известная доля пенсионеров также занята в экономике, увеличивая тем самым численность трудовых ресурсов. Следовательно, численность населения в трудоспособном возрасте не равнозначна численности трудовых ресурсов


 
Вопрос 7. Современная демографическая ситуация в России, ее влияние на формирование трудовых ресурсов.

 
Демографическая ситуация в России характеризуется следующими явлениями и процессами: 
• Крайне низкая рождаемость 
• Относительно высокий уровень смертности населения 
• Естественная убыль и депопуляция (абсолютное уменьшение численности) населения 
• Сверхсмертность мужчин в рабочем возрасте 
• Относительно низкие показатели продолжительности жизни населения и очень большая разница их у женщин и у мужчин 
• Старение население и трудовых ресурсов 
• Положительное миграционное сальдо 
В целом о демографической ситуации страны можно судить по следующим показателям: рождаемость, смертность, средняя продолжительность жизни, естественная прибыль/убыль населения.  
Все эти явления, процессы и показатели оказывают значительное влияние на формирование трудовых ресурсов, т.к. трудовые ресурсы являются частью населения страны в целом. Формирование трудовых ресурсов предопределяются процессом воспроизводства населения, т.е. их постоянного возобновления в результате естественного движения (изменения численности и структуры населения в результате рождений и смертей), миграции и перехода людей из одного состояния в другое (социального движения). 
Последствиями, например, депопуляции является сокращение численности трудоспособного и экономически активного населения, что приводит к снижению уровня ВВП. 
Пути решения проблемы: 
А) стимулирование иммиграции: 
- привлечение постоянных иммигрантов; 
- привлечение временных трудовых мигрантов; 
- расселение внутрироссийских мигрантов и иммигрантов из числа соотечественников, а также закрепление постоянного населения в важных с геополитической точки зрения регионах страны (прежде всего, в приграничных районах Сибири и Дальнего Востока) 
Б) сокращение эмиграции из страны на постоянное место жительства за рубеж россиян, прежде всего высококвалифицированных специалистов путем повышения оплаты труда в секторе науки и образования, создание альтернативных государственным высокооплачиваемых научных центров и т.д. 
В) смягчение дефицита рабочей силы за счет оптимизации использования имеющегося человеческого капитала, вовлечения в производство экономически неактивного населения.  

Вопрос 8. Качественные характеристики трудового потенциала, роль системы образования в их развитии.

Трудовой потенциал общества — совокупная общественная способность к труду, потенциальная дееспособность общества. Трудовой потенциал общества имеет количественные и качественные характеристики. Купить диплом MBA в Москве www.msk-diplomat.com без предоплаты  
Качественные характеристики: состояние здоровья, развитие и физическая дееспособность трудоспособных членов общества, образовательный и квалификационный уровень, нравственное состояние трудоспособного населения. 
Качественная характеристика трудового потенциала направлена на оценку: 
• физического и психологического потенциала работников; 
• объёма общих и специальных знаний, трудовых навыков и умений, обусловливающих способность к труду определенного качества; 
• качество членов коллектива, как субъектов хозяйственной деятельности. 
Например,  
- для оценки состояния здоровья применяются показатели частоты и тяжести заболеваний в расчёте на 100 работников (т.е. состояние здоровья оценивается косвенно через уровень заболеваемости);  
- для оценки уровня квалификации — средний разряд рабочих, уровень образования — среднее количество классов общеобразовательной школы;  
- для оценки профессиональной подготовки — доля лиц, окончивших колледж, количество месяцев профессиональной подготовки и т.д. 
Образование представляет собой базовую сферу воспроизводства человеческого потенциала, в которой человек формируется как личность. Получаемые знания помогают раскрытию сущности человеческой жизни в социуме, т.к. миропонимание, мировоззрение, определение места и роли личности в обществе, усвоение гуманитарных основ общения, норм морали и нравственности, социокультурное развитие индивида делают человека частью общества.  
Профессиональная подготовка человека в образовательной системе закладывает прочную базу профессиональной деятельности, в наибольшей степени реализующую личностные способности, его трудовой потенциал. Именно поэтому в теории человеческого капитала уровень образования населения рассматривается как главная составляющая его ценности, а образование единодушно признается в качестве постоянной составляющей трудовой деятельности.  
Кроме того, современные исследования доказывают устойчивую связь образования человека и продолжительности его жизни, а, следовательно, знание как результат образования важно для долголетия и имеет социобиологическое значение.

Вопрос 9. Профессиональное обучение, его виды, формы, роль в формировании системы непрерывного образования.

Профессиональное образование — система подготовки квалифицированных рабочих кадров в профессионально-технических училищах, а также путём обучения на производстве. 
Профессиональная образовательная программа направлена на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготавливающих специалистов соответствующей квалификации. 
Различают следующие виды профессионального образования: 
• Начальное профессиональное образование имеет целью подготовку работников квалифицированного труда (рабочих, служащих) по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего образования. По отдельным профессиям начальное профессиональное образование может базироваться на среднем (полном) общем образовании. Начальное профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях начального профессионального образования (профессионально-технических и иных училищах данного уровня). 
• Среднее профессиональное образование осуществляет подготовку специалистов среднего звена, удовлетворяет потребности личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования. 
• Высшее профессиональное образование имеет целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования. Высшее профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (высших учебных заведениях). Лица, имеющие начальное профессиональное или среднее профессиональное образование соответствующего профиля, могут получать высшее профессиональное образование по сокращенным ускоренным программам. 
Формы получения образования: в образовательном учреждении — очная, очно-заочная (вечерняя), заочная; формы семейного образования, самообразования, экстерната — допускается сочетание различных форм получения образования. 
В Российской Федерации установлены следующие ступени высшего профессионального образования:  
• Бакалавр – не менее 4 лет  
• дипломированный специалист – не менее 5 лет,  
• магистр – не менее 6 лет.  
В пределах каждого уровня профессионального образования основной задачей дополнительного образования является непрерывное повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста в связи с постоянным совершенствованием образовательных стандартов.  
На качество профессиональной подготовки работников влияют следующие факторы: 
• профессиональная и социальная ориентация, профессиональный отбор; 
• состояние материально-технической базы обучения; 
• программы и методы обучения, информационное обеспечение процесса обучения; 
• качество преподавательских кадров; 
• финансовое обеспечение; 
• качество обучаемых работников и их мотивация и стимулирование; 
• приобретение практических навыков, адаптация к реальным условиям работы; 
• конкуренция на рынке труда; социально-психологический климат в коллективе.

Вопрос 10. Трудовая мобильность и миграция; внешняя трудовая миграция.

Мобильность населения; трудовая мобильность населения и ее виды

Каждый человек перемещается в социальном пространстве, в обществе, в котором он живет. Иногда эти перемещения легко ощущаются и идентифицируются, например, при переезде индивида из одного места в другое, переход из одной религии в другую, изменение семейного положения. Это меняет позицию индивида в обществе и говорит о его перемещении в социальном пространстве. Однако существуют такие перемещения индивида, которые трудно определить не только окружающим его людям, но и ему самому. Например, сложно определить изменение положения индивида в связи с ростом престижа, увеличением или уменьшением возможностей использования власти, изменением дохода. Вместе с тем такие изменения в позиции человека в конечном итоге сказываются на его поведении, системе отношений в группе, потребностях, установках, интересах и ориентациях. 

Важнейшим фактором, отражающим состояние занятости всех социально-демографических групп населения, является его мобильность, которая отражает готовность и возможность населения изменять социальный статус, профессиональную принадлежность и место проживания. Трудовая мобильность обусловлена потребностями экономики в труде определенного содержания и места приложения, а также способностью и готовностью личности к изменениям в существенных характеристиках труда. Трудовая мобильность рабочей силы характеризуется определенными факторами, которые можно разделить на четыре группы: 1) предусматривающие настоятельность изменений в мобильности рабочей силы (текущее положение, возможности улучшения условий труда, жизни, сделанные вложения); 2) отражающие желательность мобильности в силу целого ряда социально-экономических обстоятельств (положения работника на новом месте, возможность продвижения на новом месте, сохранение вложений); 3) оценивающие легкость мобильности через систему характеристик, которые могут способствовать либо препятствовать ей (объективные и субъективные характеристики, степень изменения, затраты на перемещение); 4) отражающие информированность человека о возможных вариантах мобильности, что крайне важно в условиях становления и развития рыночных отношений (наличие информации о вакантных рабочих местах, стоимость информации, достоверность информации).

Чаще всего авторы называют два варианта (вида) трудовой мобильности, указывая, например, на профессионально-квалификационную и территориальную трудовую мобильность. Профессионально-квалификационная мобильность, согласно взглядам экономистов, может быть выражена в форме смены профессии (овладения новой профессией), перехода к другой специальности в пределах прежней профессии, изменения квалификации работника. Экономисты полагают, что профессионально-квалификационная мобильность играет очень важную роль, влияя на совершенствование социальной структуры общества, ввиду того, что принадлежность к определенной профессии обуславливает, как правило, и социальный статус личности. Ведущей тенденцией .лого вида мобильности является переход от профессий менее сложных к более сложным, от выполнения менее квалифицированных работ к выполнению более квалифицированных работ. Это, в свою очередь, и влияет на совершенствование социальной структуры общества.

Информация о работе Лекции по "Экономике труда"