Лекции по "Экономике труда"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2015 в 23:09, курс лекций

Описание работы

Вопрос 1. Характеристика экономики труда как науки и дисциплины: объект, предмет, цель, задачи, уровни и направления развития.
Экономика труда – отрасль экономической науки, изучающая закономерности и способы наилучшего использования, воспроизводства и обогащения главной производительной силы общества – человека (человеческого ресурса), организации и стимулирования эффективной трудовой деятельности людей по достижению максимального удовлетворения их материальных потребностей.

Файлы: 1 файл

ekonomika_truda_ekzamen_vse.doc

— 715.50 Кб (Скачать файл)

– обеспечение конкуренции между работниками за рабочее место, а между работодателями – за наем рабочей силы;

– установление равновесной (доминирующей) цены;

– содействие полной экономически эффективной занятости.

 

Билет 17 Особенности и количественные оценки внешнего рынка труда в РФ.

Рынок труда представляет собой экономическую среду, в которой происходит взаимодействие между продавцом рабочей силы (соискателем) и покупателем рабочей силы (нанимателем). В нем различают внешний рынок труда и внутренний, профессиональный и международный. Рынок труда выполняет две функции – экономическую (рациональное вовлечение, распределение, регулирование и использование труда) и социальную (обеспечение достойного уровня дохода и воспроизводства трудовых способностей населения). Внутренний рынок труда – это перемещение сотрудника с одного места работы (должности) на другое, в пределах одной компании. Такие перемещения бывают горизонтальными (перевод без повышения должности и квалификации) и вертикальными (переход с повышением должности или квалификации). Этот рынок рассчитан на специалистов, работающих в одной компании, подстроившихся под ее условия и особенности. Внешний – это сфера взаимодействия между продавцом и покупателем рабочей силы в рамках отрасли, региона или страны. На этом рынке происходит распределение специалистов по сферам деятельности, а также осуществляется движение между предприятиями. Соискатели, находящиеся на внешнем рынке труда, должны иметь такие профессию или специальность, которые будут востребованы на многих предприятиях. Внешний рынок в большей степени существует за счет текучести кадров, то есть за счет свободного перемещения сотрудников с одного рабочего места на другое в пределах области, региона или страны. Что такое внешний рынок труда с точки зрения экономики? Это рынок, регулирующий производственные отношения, базирующийся на четкой квалификации работ, сохраняющий мобильность профессиональных кадров. Каждый соискатель должен иметь документ (диплом или сертификат), подтверждающий наличие законченной профессиональной подготовки. Профессиональный рынок труда включает работников, которые имеют узконаправленную спецификацию. Данный вид рынка преобладает в сфере: услуг, которые носят кратковременный характер; адаптации массовых товаров под индивидуальные требования; предоставления услуг (производства товара) по специальным заказам; создания альтернативных видов товаров. Международный рынок труда – здесь происходит взаимодействие продавца и покупателя рабочей силы на международном уровне. На этом рынке движение рабочей силы происходит между предприятиями разных стран. Предпосылки формирования внешнего рынка труда На внешнем рынке труда имеются: совершенная служба информирования о новых вакансиях и предложениях; развитая система посреднических услуг; условия для мобильности трудовых ресурсов. К предпосылкам формирования внешнего рынка можно отнести: возможность использования современной техники и технологий; быстрое освоение работы на конкретном рабочем месте в конкретном коллективе; развитие систем обучения за пределами организации; небольшие затраты при отборе кандидатов; проверенные и качественные методы отбора кандидатов; незначительные расходы для сотрудника при перемене места работы. к содержанию к содержанию Особенности внешнего рынка труда ориентация специалиста на карьеру между предприятиями; заработная плата, зависящая от конъюнктуры рынка и личностных качеств сотрудника; краткосрочность отношений между нанимателем и сотрудником; возможность заполнения свободных рабочих мест работниками, имеющими необходимые навыки и квалификации из других предприятий; внутрифирменная система обучения, переобучения кадров, а также повышение квалификационного разряда носит независимый характер. Особенности внешнего рынка труда К характеристикам взаимосвязи внешнего рынка можно отнести: универсальность квалификаций; высокую конкурентоспособность; профессиональную подготовку за пределами организации; заработную плату, которая определяется личностными качествами и объемами работ; высокую конкуренцию по условиям труда между разными организациями; возможность изменить профессиональную подготовку, если изменяется спрос; стимулирование роста профессионализма; низкую гарантию занятости; ориентирование на карьерный рост в разных организациях; возможность быстрого карьерного роста; небольшую внутреннюю конкуренцию; большой процент добровольных увольнений.

Билет 18 Сегментация рынка труда; соотношение внутреннего и внешнего рынков труда.

Сегментация рынка труда – это разделение его на устойчивые замкнутые сегменты (субрынки), лимитирующие движение работников своими границами. Для проведения сегментации рынка труда используются факторы:  
• географическое положение (регион, город, район и т.д.); 
• экономические показатели (распределение покупателей рабочей силы по формам собственности, их финансовому положению, распределение продавцов рабочей силы по уровню материальной обеспеченности и степени нуждаемости в средствах существования и пр.);  
• демографические факторы – половозрастной и семейный состав населения;  
• социально-экономические - уровень образования; 
• профессионально-квалификационный состав, стаж работы, национальность и пр. 
Сегментами рынка труда являются первичный и вторичный рынки труда. 
Первичный рынок труда – рынок, для которого характерны стабильный уровень занятости и высокий уровень заработной платы, возможность профессионального продвижения, прогрессивные технологии, система управления, сильные и эффективные профсоюзы и т.п. 
Вторичный рынок труда – характеризуется большой текучестью кадров и нестабильной занятостью, низким уровнем заработной платы, отсутствием профессионального продвижения, роста квалификации, наличием отсталой техники и технологий и отсутствием технологий. 
 
Внутренний рынок труда – это система социально-трудовых отношений, ограниченных рамками одного предприятия. Внутренний рынок труда обусловливается наличием и составом работников на предприятии, их движении внутри его, причинами перемещения, уровнем занятости, степенью использования оборудования, наличием свободных, вновь созданных и ликвидируемых рабочих мест. 
Внешний рынок труда – это система социально-трудовых отношений между работодателями и наемными работниками в масштабе страны, региона, отрасли. Он предполагает первичное перераспределение работников по сферам приложения труда и их движение между предприятиями. Внешний рынок труда в значительной степени реализуется через текучесть кадров, он обеспечивает движение работников с одних предприятий на другие и порождает безработицу.

 Билет 19 Цель и содержание государственной политики занятости; основные меры по реализации активной политики занятости в РФ

Цель государственной политики занятости - содействие полной, продуктивной, эффективной и свободно избранной занятости населения. 
Политика на рынках труда по улучшению занятости и снижению безработицы 
• Политика формирования спроса на рабочую силу 
- Сохранение и создание рабочих мест на действующих предприятиях 
- Создание новых рабочих мест на основе развития предпринимательства 
- Организация общественных работ 
- Создание рабочих мест для лиц с ограниченной возможностью использования трудового потенциала 
• Политика сбалансированного воздействия на спрос и предложение рабочей силы 
• Политика формирования предложения рабочей силы 
- Обучение, переобучение и повышение квалификации работников 
- Развитие самозанятости 
- Регулирование продолжительности рабочего времени 
- Регулирование миграционных процессов 
Служба занятости играет в стране ту же роль, что отдел кадров на крупном предприятии, поскольку ее цель – управление занятостью, но в масштабах государства. Эти службы помогают: 
• тем, кто ищет работу или хочет пройти профессиональную переподготовку; 
• предприятиям, желающим идти в ногу с экономическим и технологическим развитием и расширяющим производство; 
• государству. 
Функции служб занятости: 
• Анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу, информирование населения и работодателей о состоянии рынка труда 
• Учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства 
• Оказание помощи трудящимся в подборе подходящей работы, а работодателям – в подборе необходимых работников 
• Организация профориентации и профконсультирования высвобождаемым работникам и незанятому населению 
• Организация профессионального обучения, переобучения и повышения квалификации безработных в системе службы занятости или в других учебных заведениях 
• Участие в подготовке и реализации программ занятости, участие в решении проблем международного сотрудничества по вопросам занятости 
• Регистрация безработных и оказание им помощи, включая выплату пособий 
• Организация общественных работ 
• Контроль за соблюдением трудового законодательства 
Для финансирования мероприятий, связанных с разработкой и реализацией государственной политики в сфере труда СЗ использует выделяемые средства федерального бюджета, средства бюджетов субъектов Российской Федерации, средства бюджетов муниципальных образований (местных бюджетов), средства внебюджетных источников (как дополнительные).

сновные меры по реализации активной политики занятости.

 
Государство на рынке труда может осуществлять активную и пассивную политику. 
1) пассивный – меры по вовлечению в сферу занятости лиц, потерявших работу и желающих трудоустроится а также меры социальной защиты вынужденно незанятых: 
• учёт б/р  
• поиск рабочих мест для безработных, их трудоустройство 
• регистрация безработных 
• материальная поддержка б/р (связана с разработкой чёткого порядка выплаты пособий, кому в каких размерах и продолжительность выплат) 
2) активный – меры активной политики занятости, нацеленные на то, чтобы свести уровень продолжительности б/р к естественной норме и максимально сократить срок незанятости. 
• стимулирование предложения труда  
• стимулирование спроса на труд 
• меры по согласованию спроса и предложения на труд 
• меры помощи регионов 
Активная политика на рынке труда имеет своей целью повышение конкурентоспособности человека в борьбе за рыночные места путем обучения, переподготовки, содействия самозанятости, содействия индивидуальной трудовой деятельности, помощи в трудоустройстве, профессионального консультирования и т.д. 
Для этого государство осуществляет следующие меры: 
• создание системы достоверной полной и доступной информации о наличии вакансий 
• организация профориентации, профконсультирования, профпереподготовки и соц. адаптация незанятого населения 
• профилактика и ликвидация последствий массового высвобождения путём: 
- тщательного подбора вариантов трудоустройства 
- обеспечение возможностей территориальной мобильности РС (поиск работы по всей территории страны) 
- сохранение занятости за счёт компенсационных выплат и субсидий к з/п работникам видимой части скрытой б/р 
- помощь людям, испытывающим особые трудности в трудоустройстве (инвалидам, молодёжи, пожилым людям) 
- активная политика не только поддерживает существование тех, кто потерял работу, но поощряет активность каждого человека, направленную на поиск работы. Это в свою очередь сокращает его зависимость от политик поддержки доходов за счёт соц. выплат, уменьшает затраты гос. бюджета, снимает напряжённость в обществе, увеличивает производительность труда. 
Цели и направления политики регулирования рынка труда 
На разработку и реализацию активной политики на рынке труда влияет множество факторов и условий: 
• международные трудовые нормы, устанавливающие основные права: свободно избранная занятость, равенство возможностей и обращения, свобода объединения и пр,; 
• сложившийся тип социально-трудовых отношений (в России это трипартизм), поскольку широко признается тот факт, что любая политика, в том числе и активная политика на рынке труда, имеет больше шансов на успех, если ей обеспечены признание и поддержка предпринимателей, трудящихся и других заинтересованных социальных групп; 
• разнообразие условий, характерных для рынков труда различных стран и отдельных регионов внутри страны.

 

Билет 20 Федеральная служба по труду и занятости (Роструд), региональные службы и центры занятости, их цели, задачи и функции.

Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости, альтернативной гражданской службы и социальной защиты населения, оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров, а также по предоставлению социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации для социально незащищенных категорий граждан.

(п. 1 в ред. Постановления Правительства РФ от 19.06.2012 N 611)

Федеральная служба по труду и занятости осуществляет следующие полномочия:

5.1. осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением:

5.1.1. работодателями трудового законодательства  и иных нормативных правовых  актов, содержащих нормы трудового  права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения  предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

(пп. 5.1.1 в ред. Постановления Правительства  РФ от 05.09.2007 N 559)

5.1.2. установленного порядка расследования  и учета несчастных случаев  на производстве;

5.1.3. осуществления органами государственной  власти субъектов Российской  Федерации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений законодательства о занятости населения в части государственных гарантий социальной поддержки безработных граждан, о привлечении виновных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации, об отстранении от должности должностных лиц органов и государственных учреждений службы занятости населения субъектов Российской Федерации;

(пп. 5.1.3 в ред. Постановления Правительства  РФ от 02.04.2012 N 277)

5.1.4. государственных стандартов социального обслуживания;

(пп. 5.1.4 введен Постановлением Правительства  РФ от 16.06.2012 N 611)

5.1(1). осуществляет надзор и контроль  за нормативно-правовым регулированием, осуществляемым органами государственной  власти субъектов Российской  Федерации в части социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, с выдачей обязательных для исполнения предписаний;

(пп. 5.1(1) в ред. Постановления Правительства  РФ от 02.04.2012 N 277)

5.1(1-1). осуществляет надзор и  контроль за осуществлением социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, с выдачей обязательных для исполнения предписаний;

(пп. 5.1(1-1) введен Постановлением  Правительства РФ от 02.04.2012 N 277)

5.1(2). осуществляет надзор и контроль за реализацией прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также за назначением, исчислением и выплатой пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей;

(пп. 5.1(2) введен Постановлением  Правительства РФ от 24.12.2008 N 1016)

5.2. осуществляет контроль за:

5.2.1 - 5.2.3. утратили силу. - Постановление  Правительства РФ от 05.09.2007 N 559;

5.2.4. прохождением гражданами альтернативной гражданской службы и увольнением с нее;

5.2.5. расходованием органами исполнительной  власти субъектов Российской  Федерации средств, предоставляемых  в виде субвенций из федерального  бюджета на осуществление переданных  полномочий, в пределах своей  компетенции;

(пп. 5.2.5 введен Постановлением Правительства  РФ от 05.09.2007 N 559)

5.2.6. обеспечением государственных  гарантий в области занятости  населения в части социальной  поддержки безработных граждан  с выдачей обязательных для  исполнения предписаний;

(пп. 5.2.6 введен Постановлением Правительства  РФ от 02.04.2012 N 277)

5.2.7. порядком установления степени  утраты профессиональной трудоспособности  в результате несчастных случаев  на производстве и профессиональных  заболеваний;

(пп. 5.2.7 введен Постановлением Правительства РФ от 16.06.2012 N 611)

5.2.8. деятельностью органов опеки  и попечительства в отношении  совершеннолетних недееспособных  или не полностью дееспособных  граждан;

(пп. 5.2.8 введен Постановлением Правительства  РФ от 16.06.2012 N 611)

5.3. регистрирует в уведомительном порядке:

(в ред. Постановления Правительства  РФ от 05.09.2007 N 559)

5.3.1. утратил силу. - Постановление  Правительства РФ от 05.09.2007 N 559;

5.3.2. отраслевые (межотраслевые) соглашения, заключенные на федеральном уровне  социального партнерства;

(в ред. Постановления Правительства  РФ от 05.09.2007 N 559)

5.3.3. коллективные трудовые споры  по поводу заключения, изменения  и выполнения соглашений, заключаемых  на федеральном уровне социального  партнерства, коллективные трудовые споры в организациях, финансируемых из федерального бюджета, а также коллективные трудовые споры, возникающие в случаях, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена;

Информация о работе Лекции по "Экономике труда"