Лекции по "Экономике труда"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2015 в 23:09, курс лекций

Описание работы

Вопрос 1. Характеристика экономики труда как науки и дисциплины: объект, предмет, цель, задачи, уровни и направления развития.
Экономика труда – отрасль экономической науки, изучающая закономерности и способы наилучшего использования, воспроизводства и обогащения главной производительной силы общества – человека (человеческого ресурса), организации и стимулирования эффективной трудовой деятельности людей по достижению максимального удовлетворения их материальных потребностей.

Файлы: 1 файл

ekonomika_truda_ekzamen_vse.doc

— 715.50 Кб (Скачать файл)

(пп. 5.3.3 введен Постановлением Правительства  РФ от 05.09.2007 N 559)

5.4 - 5.4.13. утратили силу. - Постановление  Правительства РФ от 05.09.2007 N 559;

5.5. осуществляет:

5.5.1. утратил силу. - Постановление  Правительства РФ от 05.09.2007 N 559;

5.5.2. рассмотрение в соответствии  с законодательством Российской  Федерации дел об административных  правонарушениях;

5.5.3. утратил силу. - Постановление  Правительства РФ от 05.09.2007 N 559;

5.5.4. информирование и консультирование  работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

5.5.5. обобщение практики применения  и анализ причин нарушений  трудового законодательства и  нормативных правовых актов, содержащих  нормы трудового права, законодательства о занятости и альтернативной гражданской службе, а также подготовку соответствующих предложений по их совершенствованию;

5.5.6. анализ состояния и причин  производственного травматизма  и разработку предложений по  его профилактике;

5.5.7. реализацию федеральных программ  в сфере занятости населения;

(в ред. Постановлений Правительства  РФ от 05.09.2007 N 559, от 02.04.2012 N 277)

5.5.7(1). утратил силу. - Постановление  Правительства РФ от 02.04.2012 N 277;

5.5.8. принятие решения о переводе гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу, из одной организации в другую и тд

 

Основными принципами в работе службы занятости являются: децентрализация; гибкость и мобильность; демократизм; рациональное сочетание в управлении вертикальных и горизонтальных связей. 
    Перед службой занятости поставлены следующие задачи: 

учет свободных мест и граждан, нуждающихся в трудоустройстве;

информирование о возможностях трудоустройства;

содействие гражданам в выборе подходящей работы и работодателям в подборе необходимых работников;

сохранение и организация новых рабочих мест путем прямого инвестирования и кредитования;

организация общественных работ;

организация профессионального обучения и профессионального консультирования незанятых граждан;

оплата обучения, включая содержание (аренду) помещений и выплату стипендий;

регистрация безработных;

выплата пособий по безработице и других видов материальной помощи;

оформление досрочного выхода на пенсию;

разработка программ занятости;

мероприятия по социальной защите различных групп населения.

Федеральные программы имеют, как правило, региональный аспект, но в региональных программах содействия занятости населения даже не упоминаются федеральные и иные региональные программы, не говоря уже об отражении показателей движения рабочих мест.

Региональные программы занятости населения - механизм государственного воздействия на региональные рынки труда в условиях отказа от территориального планирования и перехода к программным методам регулирования социально-экономических процессов и использования законодательной базы и ресурсов (прежде всего финансовых), находящихся в распоряжении государственных структур управления. Региональные программы занятости населения определяются как совокупность долго- и краткосрочных мероприятий с их соответствующим финансовым, организационным и иным обеспечением, целью реализации которых является достижение эффективной занятости трудоспособного населения в регионе в условиях рыночной экономики в сочетании с соц. поддержкой безработных.

По охвату территории Региональные программы занятости населения разделяются на государственные (федеральные), республиканские в составе РФ, краевые, областные, районные и городские. Региональные программы занятости населения состоят из следующих разделов: аналитического, целевого, программных заданий, ресурсного, сводного, организационного и юридического обеспечения.

Региональные программы содействия занятости представляют механизм государственного воздействия на региональные рынки труда. Программы региональной политики занятости населения включают в себя мероприятия, направленные на:

- расширение  роли органов государственной  власти субъектов РФ, органов  местного самоуправления в решении  специфических региональных проблем  рынка труда;

- осуществление приоритетного финансирования за счет средств федерального бюджета и социальных внебюджетных фондов социальных и экономических программ в регионах с высоким уровнем безработицы;

- минимизацию  отрицательных последствий массовой  безработицы в индустриальных районах, в том числе в малых и средних городах, поселках с моноэкономической структурой;

- предотвращение  массовых увольнений работников, создание новых и сохранение  существующих экономически целесообразных  рабочих мест, осуществление опережающей  переподготовки кадров для новых прогрессивных производств;

- обеспечение  защиты трудовых прав работников  несостоятельных организаций, эффективную  поддержку граждан, потерявших работу, обеспечение их профессиональной  ориентации.

Вопрос 21 Статус безработного в РФ; понятия подходящей и неподходящей работы.

Согласно закону «О занятости населения в РФ», безработными в России признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Кроме того, законом определено, что безработными не могут быть признанными граждане, не достигшие 16 лет и пенсионеры по возрасту. 
Одним из основных условий получения статуса безработного является регистрация гражданина в службе занятости населения. 
Подходящей считается такая работа, в том числе временного характера, которая соответствует:  
• профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки (определяется уровнем профессионального образования, подтвержденным соответствующим дипломом, свидетельством или приказом предприятия, продолжительностью работы по данной специальности и уровнем квалификации (разряд, класс, категория)); 
• условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), (т.е. оплате и охране труда);  
• состоянию здоровья;  
• транспортной доступности рабочего места. 
Неподходящей может считаться работа, если: 
• она связана с переменой места жительства без согласия гражданина; 
• условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда; 
• предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы. Данное положение не распространяется на граждан, среднемесячный заработок которых превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения (далее - прожиточный минимум), исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке.  
• предлагаемый заработок ниже величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке.

Вопрос 22 Безработица: сущность, типы и виды, формы, показатели; характеристика и количественные оценки

Безработица - отсутствие занятости у определенной, большей или меньшей части экономически-активного населения, способной и желающей трудиться. 
Типы безработицы: естественная и вынужденная.  
Формы безработицы: скрытая, явная. 
Рассмотрим классификацию видов безработицы по различным критериям: 
1. По причинам возникновения безработицы: 
1.1. Фрикционная – связана с добровольной сменой работы в связи с различными причинами: поиском более высокого заработка или более престижной работы с более благоприятными условиями труда и пр. 
1.2. Институциональная – порождается самим устройством рынка рабочей силы, факторами, влияющими на спрос и предложение рабочей силы. 
1.3. Добровольная – возникает, когда часть трудоспособного населения по тем или иным причинам просто не желает работать. 
1.4. Структурная – вызывается изменениями в структуре общественного производства под влиянием научно-технического прогресса и совершенствования организации производства. 
1.5. Технологическая – связаны с переходом к новым поколениям техники и технологии, механизации и автоматизации ручного труда, когда для данного производственного процесса часть рабочей силы оказывается либо ненужной, либо требует нового более высокого уровня квалификации или перепрофилирования. 
1.6. Конверсионная – разновидность структурной безработицы, связана с высвобождением работников из отраслей военной промышленности, а также из армии. 
1.7. Циклическая – возникает при общем резком падении спроса на рабочую силу в период спада производства и деловой активности, вызываемым экономическим кризисом. 
1.8. Региональная – имеет региональное происхождение и формируется под воздействием сложной комбинации исторических, демографических, социальных, психологических обстоятельств. 
1.9. Экономическая – вызывается конъектурой рынка – поражением части товаропроизводителей в конкурентной борьбе. 
1.10. Сезонная – вызывается сезонным характером деятельности в отдельных отраслях. 
1.11. Маргинальная – безработица среди слабо защищенных слоев населения. 
2. По продолжительности безработицы: 
2.1. Краткосрочная – до 4 месяцев; 
2.2. Продолжительная – 4-8 месяцев; 
2.3. Длительная – 8-18 месяцев; 
2.4. Застойная – более 18 месяцев. 
3. Внешняя форма проявления безработицы: 
3.1. Открытая – включает всех незанятых граждан, ищущих работу; 
3.2. Скрытая – включает работников, фактически занятых в экономике, но в действительности являющихся лишними. 
Абсолютное отсутствие безработицы считается невозможным в рыночной экономике. Фрикционная и структурная безработицы образуют естественный уровень безработицы.  
Уровень безработицы (Уб) – это удельный вес численности безработных (Б) в численности экономически активного населения (ЭАН), выраженный в процентах.

 
Уровень безработицы может быть рассчитан как по методологии МОТ, так и в соответствии со специальными законодательными нормами государства. Подсчет безработных по методу МОТ предполагает периодическое выборочное обследование, опрос населения каким-либо государственным органом, исключая службы занятости. В нашей стране эту работу проводит государственный комитет по статистике. Выборочное обследование проводится 2 методами: 
• периодически проводимые опросы семей (США, Япония и др.);  
• подсчет числа поданных заявок в государственную службу занятости на получения пособия по безработице (Великобритания и др.).  
В соответствии с методикой Федеральной службы занятости России, показатель уровня безработицы определяется по следующей формуле:

 
Уровень зарегистрированной (регистрируемой) безработицы (Убр) определяется по формуле:

 
где – число безработных, зарегистрированных органами занятости. 
В РФ число безработных увеличивается и связанно это с: 
• условная безработица (непостоянная работа); 
• временная безработица (декретный отпуск, уход за ребенком, за инвалидами детства, тяжелобольными и стариками, отпуск без сохранения содержания); 
• вынужденная безработица (вследствие отсутствия сырья, энергии, комплектующих, приведшего к остановке предприятия); 
• первичная безработица (выпускники школ, ПТУ, техникумов, ВУЗов); 
• безработица молодежи, отчисленной из учебных заведений или прекратившей обучение по собственному желанию; 
• безработица вследствие недостаточной профессиональной квалификации; 
• безработица субъективная вследствие нежелания или неспособности переквалифицироваться и получить иную профессию; 
• безработица возвращающихся из мест лишения свободы; 
• безработица тех, кто после длительного перерыва хочет возобновить работу; 
 
Уровень безработицы в янв 2014 составил 5,60%

 

Вопрос 23 Социальная поддержка безработных граждан, ее формы. Условия и порядок назначения пособия по безработице.

Безработица - отсутствие занятости у определенной, большей или меньшей части экономически-активного населения, способной и желающей трудиться. 
В соответствие с положением МОТ безработным признается человек не имеющий занятия, приносящего доход, готовый работать и ищущий работу. 
В РФ статус безработного определен более жестко. Согласно закону о занятости населения в РФ безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имели работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Кроме того, законом определено, что безработными не могут быть признанными граждане, не достигшие 16 лет и пенсионеры по возрасту.  
Государственные гарантии социальной поддержки безработных: 
- бесплатная профориентация, профподготовка, преподготовка и повышение квалификации по направлению органов службы занятости. Хотите увидеть роскошное тело лучшей индивидуалкиИркутска? Заходите на наш сайт в раздел Индивидуалки и ищите её.  
- бесплатное медицинское обслуживание и освидетельствование 
- возможность участия в оплачиваемых общественных работах 
- возмещение затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов государственной службы занятости населения 
- обеспечение социальной поддержки в виде выплаты пособий по безработице, стипендий (при направлении на обучение), единовременных выплат и других видов материальной помощи (дотаций на оплату жилья, коммунальных услуг, транспорта, детских дошкольных учреждений и т.д.) 
Пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными. Размеры пособий по безработице дифференцируются в зависимости от категорий граждан. 
1. Пособие по безработице гражданам, уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей), и признанным в установленном порядке безработными, начисляется: 
в первом (12-месячном) периоде выплаты: 
• в первые три месяца безработицы – в размере 75% от их среднего месячного заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы); 
• в следующие четыре месяца – в размере 60%; 
• в дальнейшем – в размере 45%, но во всех случаях не выше максимальной величины пособия по безработице (на 2010 год 4900 руб) и не ниже минимальной величины пособия по безработице (на 2010 г. 850 руб), увеличенных на размер районного коэффициента; 
2. Пособие по безработице во всех иных случаях устанавливается в размере 20% величины прожиточного минимума по субъектам РФ, но не ниже мин размера оплаты труда. 
Продолжительность выплаты пособия в каждом периоде безработицы не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течении 18 календарных месяцев, за исключением лиц предпенсионного возраста, для которых период выплаты пособия при определенных условиях может достигать 24 календарных месяцев. 
В период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости выплачивается стипендия. 
Безработным гражданам, утратившим право на пособие по безработице в связи с истечением установленного периода его выплаты, а также гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости, органами службы занятости может оказываться материальная помощь. 
Безработным гражданам, зарегистрированным в целях поиска подходящей работы, при ее отсутствии может быть предложено при их желании участие в оплачиваемых общественных работах. Участие граждан в общественных работах допускается только с их согласия.

Вопрос 24 Основные понятия, связанные с оценкой результативности трудовой деятельности (продуктивность, эффективность, производительность труда, экономическая эффективность производства)

Эффективность труда – наиболее общая характеристика, сравнительно показывающая результативность использования организационной системой одного или нескольких факторов при производстве и реализации продукции и услуг: степень использования ресурсов; целесообразность системы управления и организационной структуры; социальные взаимоотношения в коллективе и др. 
Концептуальное понятие эффективности составляет отношение полезного результата (что произвела и реализовала для других субъектов рыночного пространства организация) к затраченным ресурсам.  
Эффективность = Результат/Затраты 
Эффективность — это состояние организационной системы, которое может быть оценено в конкретное время с помощью различных критериев, отражающих экономический и социальный полезные результаты. 
Продуктивность - используется в российской практике в двух значениях: как производительность в узком смысле при характеристике производительности труда, и в широком смысле как синоним эффективности. 
Производительность труда – характеризует долю выпущенной продукции или произведённых услуг на единицу затрат труда. 
В странах с рыночной экономикой этот показатель рассматривали как один из важных показателей эффективности, используемый для целей анализа произв-ва и поиска эффективности решения. 
Непременным условием развития производства служит рост производительности труда, который является экономической необходимостью для развития общества независимо от господствующей в нём системы хозяйства. 
На уровень производительности труда оказывает влияние величина экстенсивного использования труда, интенсивность труда, технико-технологический и организационный уровень производства, НТП. 
Экономическая эффективность производства - соотношение между полученными результатами производства - продукцией и услугами, с одной стороны, и затратами труда и средств производства - с другой. В самом общем виде может быть представлена формулой: 
Эп= Конечный результат производства/Затраты факторов производства 
Является важнейшим качественным показателем экономики, ее технического оснащения и квалификации труда. Основными показателями эффективности производства являются: 
• производительность труда;  
• капиталоемкость единицы ВВП или конкретных видов продукции;  
• фондоотдача единицы основных фондов;  
• материалоемкость единицы ВВП или конкретных видов продукции;  
• соотношение экстенсивных и интенсивных факторов в приросте ВВП; 
• конкурентоспособность выпускаемой продукции; срок окупаемости затрат и др. 
К факторам, способствующим росту эффективности производства, относятся; ускорение НТП, использование в производстве достижений науки и передовых технологий; структурная перестройка хозяйства; освоение современного менеджмента; развитие специализации и кооперации; использование выгод международного разделения труда.

Информация о работе Лекции по "Экономике труда"