Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 18:10, курс лекций
В результате изучения дисциплины студент должен:
иметь представление:
- об основных аспектах развития отрасли, организации (предприятия) как хозяйствующих субъектов в рыночной экономике;
знать:
- состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования, вопросы экономии ресурсов; энергосберегающие технологии;
- механизмы ценообразования, формы оплаты труда;
Предисловие…………………………………………………………………………………….5
Введение………………………………………………………………………….......................6
Раздел 1. Организация (предприятие), нефтегазодобывающая отрасль в условиях рынка……….7
Тема 1.1.Отраслевые особенности организации (предприятия) в рыночной экономике….7
Тема 1.2.Организационно-правовые формы организаций (предприятий)………………….9
Тема 1.3.Производственная структура организации (предприятия)……………………….13
Тема 1.4.Основы логистики организации (предприятия)…………………………………...18
Раздел 2. Материально-техническая база организации (предприятия)…………………………… 19
Тема 2.1.Основной капитал и его роль в производстве……………………………………. 19
Тема 2.2.Оборотный капитал……………………………………………………………….....24
Тема 2.3.Капитальные вложения и их эффективность……………………………………....27
Тема 2.4.Аренда, лизинг, нематериальные активы………………………………………… .29
Раздел 3. Кадры и оплата труда……………………………………………………………………….30
Тема 3.1.Кадры организации и производительность труда………………………………....30
Тема 3.2.Формы и системы оплаты труда…………………………………………………....36
Раздел 4. Себестоимость, цена, прибыль, рентабельность – основные показатели
деятельности организации (предприятия)……………………………………………………………40
Тема 4.1.Издержки производства и реализации продукции………………………………...40
Тема 4.2.Ценообразование……………………………………………………………………..42
Тема 4.3.Прибыль и рентабельность………………………………………………………….43
Тема 4.4.Финансы организации (предприятия)……………………………………………...45
Раздел 5. Планирование деятельности организации (предприятия)……………………………….46
Тема 5.1.Планирование деятельности организации (предприятия)………………………..46
Тема 5.2.Основные показатели деятельности организации (предприятия)………………..48
Раздел 6. Внешнеэкономическая деятельность организации (предприятия)……………………...49
Тема 6.1.Организация (предприятие) на внешнем рынке…………………………………..49
Список литературы……………………………………………………………………………51
В отличие от статей калькуляции,
группировка которых носит
Все другие элементы, не вошедшие в состав этих элементов, получают отдельное отражение в элементе «Прочие затраты»: налоги и сборы, отчисления в специальные фонды платежи по кредитам и др.
Тема 4.2. Ценообразование
Цена, ценовая политика предприятия
Цена – денежное выражение стоимости единицы продукции (изделия), работ, услуг.
Ценовая политика – важнейшая составляющая часть маркетинговой политики, состоящая в установлении цен, обеспечивающая выживание фирмы в рыночных условиях и включающая выбор метода ценообразования, разработку ценовой системы предприятия, выбор ценовых рыночных стратегий.
Этапы ценовой политики: постановка ценовой политики; определение спроса на продукцию; оценка издержек; анализ цен и товаров конкурентов; выработка ценовой стратегии; выбор метода ценообразования; установление окончательной цены.
Предприятие может выбирать пассивную ценовую стратегию, следуя за «лидером в ценах» или основной массой производителей на рынке, или попытаться реализовать активную ценовую стратегию, учитывающую прежде всего его собственные интересы Выделяют три основные цели ценовой политики.
1. Обеспечение сбыта
(выживаемости) — главная цель
предприятий, осуществляющих
2. Максимизация прибыли
означает, что предприятие стремится
максимизировать текущую
3. Удержание рынка предполагает
сохранение предприятием
Цена в условиях рыночной
экономики — важнейший
В зависимости от сферы регулирования различают:
В зависимости от метода включения
транспортных расходов в цену товара
выделяют: цену «франко-склад поставщика»,
цену «франко-станция отправления»,
цену «франко-склад потребителя» и
др. Система франкирования
Рыночная цена формируется под влиянием большого числа факторов, одним из которых являются издержки, соотношение спроса и предложения, этап жизненного цикла, конкуренция.
Виды цен.
Оптовая цена – цена, возмещающая текущие затраты производства и получение прибыли.
где Сн – полная плановая себестоимость единицы продукции, руб.
Rсс – уровень рентабельности по себестоимости, т.е. прибыль.
Rпр – уровень рентабельности в долях единицы.
ПФсг – среднегодовая стоимость производственных фондов (основной и оборотный капитал).
Отпускная цена – формируется на оптовой цене + цена налога на добавленную стоимость.
где МЗ – материальные затраты на единицу продукции.
НДС – налог на добавленную стоимость.
Розничная цена – конечная цена реализации через торговую сеть.
где ТЗ – текущие затраты (издержки)
ПР – прибыль торговых организаций.
Тема 4.3. Прибыль и рентабельность
Понятие прибыли, источники ее получения.
Прибыль является важнейшей экономической категорией, которая в условиях рыночной экономики является основной целью предпринимательской деятельности любой коммерческой организации. В прибыли получает отражение чистый доход, созданный в сфере материального производства. Прибыль на предприятии быть получена за счет формирования прибыли за счет осуществления различных видов деятельности: внереализационных доходов, прибыли от реализации производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг, операционных доходов и прибыли от реализации активов предприятия.
Суммарная величина всех прибылей образует валовую прибыль предприятия или балансовую.
Прибыль продукции зависит от цены продукции и затрат на ее производство. Цена является следствиями взаимного действия спроса и предложения. Под воздействием конкурирующих факторов спроса и предложения в условиях свободной конкуренции цена выравнивается.
Затраты на производство продукции также подвергнуты процессам роста и снижения в зависимости от объема потребляемых трудовых и материальных ресурсов, уровня техники, организации производства и других факторов.
Существует несколько основных источников получения прибыли:
Принципы распределения прибыли.
Прибыль, получаема предприятием в результате производственно-хозяйственной и финансовой деятельности распределяется между государством и предприятием. Часть прибыли, забираемая государством, поступает в бюджет в виде налогов и сборов, ставки которых не могут быть изменены иначе, как в законодательном порядке на уровне федерации.
Величина прибыли предприятия, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов и сборов, не должна снижать его заинтересованности в продолжении работы субъекта хозяйствования и развитии его деятельности. Сначала оставшаяся у предприятия прибыль направляется на накопление, обеспечивающее его дальнейшее развитие, а в остальной ее части – на потребление.
Порядок распределения и использования
прибыли на предприятии закреплен
в его уставе и определяется положением,
которое разрабатывается
Рентабельность.
Для оценки уровня эффективности работы
получаемый результат – прибыль
– сопоставляется с затратами
или используемыми ресурсами. Рентабельность
характеризует степень
Оценочным показателем производственно-
где Пч – чистая прибыль;
V рп – объем реализованной продукции, работ, услуг.
R общая = Пч / среднегодовая стоимость основных + оборотных средств ∙ 100%, (4.3.2)
R продукции = Пр от реализации продукции / полная себестоимость ∙ 100%, (4.3.3)
R акционерного капитала = Пч / акционерный капитал ∙ 100%, (4.3.4)
R инвестиций = Пч / Источники инвестиционных средств ∙ 100% (4.3.5)
Тема 4.4. Финансы организации (предприятия)
Финансовые ресурсы организации.
Финансовые ресурсы
предприятия представляют совокупность
денежных средств, находящихся в
распоряжении субъекта хозяйствования
и предназначенных для реализац
Управление финансами
представляет собой процесс, цель которого
– улучшение финансового
Собственный и заемный капитал, источники их формирования.
Уставный капитал – первый и основной источник образования собственных средств предприятия, его величина фиксируется в уставе организации и подлежит регистрации в установленном законом порядке, из него формируется основной и оборотный капитал.
Добавочный капитал – денежный фонд собственных средств предприятия, поступающий в течение года (от прироста стоимости основных фондов в результате их переоценки, доход от продажи акций сверх их номинальной стоимости, безвозмездно полученные денежные и материальные ценности).
Резервный капитал – денежный фонд предприятия, образующийся в соответствии с законодательством РФ, условие поддержания устойчивости финансового положения предприятия.
Фонд накопления – предназначен для развития производства, образуется из чистой прибыли предприятия, финансирует капитальные вложения. Фонд потребления – денежные средства, образующиеся за счет чистой прибыли и направляемые на удовлетворение материальных потребностей работников, финансирование объектов непроизводственной сферы, на выплаты компенсационного характера. Валютный фонд – формируется на предприятиях, получающих валютную выручку от экспорта продукции.
Заемный капитал – финансовые средства, предоставляемые организации во временное пользование на условиях возвратности, платности и срочности. Источниками получения заемных средств являются коммерческие кредиты банков.
Инвестиционная деятельность организации, виды и источники инвестиций.
Инвестиции – процесс совокупного использования ресурсов, обеспечивающий увеличение капитала, расширение и модернизацию производства, освоение новейших технологий и техники, отвлечение денежных средств из текущего оборота и направление их с целью увеличения имущества предприятия.
Финансовые инвестиции – денежные средства, вкладываемые в акции, облигации и др. ценные бумаги, выпущенные государством, муниципалитетом, корпоративными компаниями. Реальные инвестиции – вложение денежных средств в основной капитал и на прирост материально-производственных запасов. Инвестиции в нематериальные активы – вложения денежных средств в приобретения научно-технических разработок. Совокупность практических действий по реализации инвестиций деятельностью называется инвестированием.