Лекции по "Экономики организации"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 18:10, курс лекций

Описание работы

В результате изучения дисциплины студент должен:
иметь представление:
- об основных аспектах развития отрасли, организации (предприятия) как хозяйствующих субъектов в рыночной экономике;
знать:
- состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования, вопросы экономии ресурсов; энергосберегающие технологии;
- механизмы ценообразования, формы оплаты труда;

Содержание работы

Предисловие…………………………………………………………………………………….5
Введение………………………………………………………………………….......................6
Раздел 1. Организация (предприятие), нефтегазодобывающая отрасль в условиях рынка……….7
Тема 1.1.Отраслевые особенности организации (предприятия) в рыночной экономике….7
Тема 1.2.Организационно-правовые формы организаций (предприятий)………………….9
Тема 1.3.Производственная структура организации (предприятия)……………………….13
Тема 1.4.Основы логистики организации (предприятия)…………………………………...18
Раздел 2. Материально-техническая база организации (предприятия)…………………………… 19
Тема 2.1.Основной капитал и его роль в производстве……………………………………. 19
Тема 2.2.Оборотный капитал……………………………………………………………….....24
Тема 2.3.Капитальные вложения и их эффективность……………………………………....27
Тема 2.4.Аренда, лизинг, нематериальные активы………………………………………… .29
Раздел 3. Кадры и оплата труда……………………………………………………………………….30
Тема 3.1.Кадры организации и производительность труда………………………………....30
Тема 3.2.Формы и системы оплаты труда…………………………………………………....36
Раздел 4. Себестоимость, цена, прибыль, рентабельность – основные показатели
деятельности организации (предприятия)……………………………………………………………40
Тема 4.1.Издержки производства и реализации продукции………………………………...40
Тема 4.2.Ценообразование……………………………………………………………………..42
Тема 4.3.Прибыль и рентабельность………………………………………………………….43
Тема 4.4.Финансы организации (предприятия)……………………………………………...45
Раздел 5. Планирование деятельности организации (предприятия)……………………………….46
Тема 5.1.Планирование деятельности организации (предприятия)………………………..46
Тема 5.2.Основные показатели деятельности организации (предприятия)………………..48
Раздел 6. Внешнеэкономическая деятельность организации (предприятия)……………………...49
Тема 6.1.Организация (предприятие) на внешнем рынке…………………………………..49
Список литературы……………………………………………………………………………51

Файлы: 1 файл

Конспекты по Экономика отрасли.doc

— 488.00 Кб (Скачать файл)

                                Первые 8 статей затрат образуют цеховую себестоимость, 1-9 – производственную себестоимость, а все 11 – полную себестоимость продукции.

В отличие от статей калькуляции, группировка которых носит рекомендательный характер, затраты, образующие себестоимость  продукции (работ, услуг), группируются в соответствии с их экономическим  содержанием по следующим общепринятым элементам: материальные затраты (стоимость материальных ресурсов по цене приобретения без НДС за вычетом возвратных отходов), затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизационные отчисления, прочие расходы.

Все другие элементы, не вошедшие в  состав этих элементов, получают отдельное отражение в элементе «Прочие затраты»: налоги и сборы, отчисления в специальные фонды платежи по кредитам и др.

 

Тема 4.2. Ценообразование

 

Цена, ценовая политика предприятия

 

Цена – денежное выражение стоимости  единицы продукции (изделия), работ, услуг.

Ценовая политика – важнейшая составляющая часть маркетинговой политики, состоящая  в установлении цен, обеспечивающая выживание фирмы в рыночных условиях и включающая выбор метода ценообразования, разработку ценовой системы предприятия, выбор ценовых рыночных стратегий.

Этапы ценовой  политики: постановка ценовой политики; определение спроса на продукцию; оценка издержек; анализ цен и товаров конкурентов; выработка ценовой стратегии; выбор метода ценообразования; установление окончательной цены.

         Предприятие может выбирать пассивную ценовую стратегию, следуя за «лидером в ценах» или основной массой производителей на рынке, или попытаться реализовать активную ценовую стратегию, учитывающую прежде всего его собственные интересы Выделяют три основные цели ценовой политики.

1. Обеспечение сбыта  (выживаемости) — главная цель  предприятий, осуществляющих свою  деятельность в условиях жесткой  конкуренции, когда на рынке  представлено много производителей аналогичного товара. Предприятие может исходить из предположения, что увеличение объема реализации сократит относительные издержки производства и сбыта, что дает возможность увеличить сбыт продукции. С этой целью предприятие занижает цены, использует т.н. цены проникновения — специально занижаемые цены, способствующие расширению сбыта и захвату большой доли рынка.

2. Максимизация прибыли  означает, что предприятие стремится  максимизировать текущую прибыль. Оно производит оценку спроса и издержек применительно к разным уровням цен и выбирает такую цену, которая обеспечит максимальное возмещение затрат.

3. Удержание рынка предполагает  сохранение предприятием существующего  положения на рынке или благоприятных  условий для своей деятельности, что требует принятия различных  мер для предотвращения спада сбыта и обострения конкурентной борьбы.

Цена в условиях рыночной экономики — важнейший экономический  параметр, характеризующий деятельность предприятия. Именно цены определяют структуру производства, оказывают решающее воздействие на движение материальных потоков, распределение товарной массы, уровень доходности предприятия.

В зависимости от сферы  регулирования различают:

  1. свободные цены, которые устанавливаются производителями продукции и услуг на основе спроса и предложения. При этом покупатель и продавец ни до, ни после совершения сделки купли-продажи не связаны никакими обязательствами;
  2. договорно-контрактные цены, которые устанавливаются по соглашению сторон. При этом продавец и покупатель, заключая договор (контракт), принимают на себя определенные обязательства;
  3. цены в условиях частичной или полной монополизации рынка, которые вынуждают одну или обе стороны принимать принудительные условия;
  4. регулируемые цены — цены, устанавливаемые под контролем государства или отдельных субъектов Федерации.

В зависимости от метода включения  транспортных расходов в цену товара выделяют: цену «франко-склад поставщика», цену «франко-станция отправления», цену «франко-склад потребителя» и  др. Система франкирования показывает, до какого пункта по пути продвижения товара от продавца к покупателю продавец возмещает транспортные расходы; они, соответственно, включаются в цену товара.

Рыночная цена формируется под  влиянием большого числа факторов, одним из которых являются издержки, соотношение спроса и предложения, этап жизненного цикла, конкуренция.

 

Виды цен.

 

Оптовая цена – цена, возмещающая  текущие затраты производства и  получение прибыли.

 

                                     Ц отп.пр. = Сн (1+Rсс), Rсс = (Rпр ∙ ПФсг)/Спг,                               (4.2.1)

 

где Сн – полная плановая себестоимость единицы продукции, руб.

      Rсс – уровень рентабельности по себестоимости, т.е. прибыль.

      Rпр – уровень рентабельности в долях единицы.

      ПФсг – среднегодовая стоимость производственных фондов (основной и оборотный капитал).

 

Отпускная цена – формируется на оптовой цене + цена налога на добавленную  стоимость.

 

                                         Ц отп.п/п = Ц отп.пр + (Цопт – МЗ )∙ НДС,                               (4.2.2)

 

где МЗ – материальные затраты на единицу продукции.

       НДС – налог на добавленную стоимость.

 

Розничная цена – конечная цена реализации через торговую сеть.

 

                                          Ц розн = Ц отпуск + ТЗ + ПР + НДС,                                      (4.2.3)

 

где ТЗ – текущие затраты (издержки)

       ПР – прибыль торговых организаций.

Тема 4.3. Прибыль и рентабельность

 

Понятие прибыли, источники  ее получения.

 

Прибыль является важнейшей экономической  категорией, которая в условиях рыночной экономики является основной целью предпринимательской деятельности любой коммерческой организации. В прибыли получает отражение чистый доход, созданный в сфере материального производства. Прибыль на предприятии быть получена за счет формирования прибыли за счет осуществления различных видов деятельности: внереализационных доходов, прибыли от реализации производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг, операционных доходов и прибыли от реализации активов предприятия.

Суммарная величина всех прибылей образует валовую прибыль предприятия или балансовую.

Прибыль продукции зависит от цены продукции и затрат на ее производство. Цена является следствиями взаимного  действия спроса и предложения. Под  воздействием конкурирующих факторов спроса и предложения в условиях свободной конкуренции цена выравнивается.

Затраты на производство продукции  также подвергнуты процессам  роста и снижения в зависимости  от объема потребляемых трудовых и  материальных ресурсов, уровня техники, организации производства и других факторов.

Существует несколько основных источников получения прибыли:

  1. образование прибыли за счет монопольного положения предприятия по выпуску той или иной продукции или уникальности продукта. Сохранение этого источника предполагает постоянное обновление продукта.
  2. прибыль образуется за счет осуществления субъектом предпринимательской и производственной деятельности. Эффективность его использования зависит от знания конъюнктуры рынка и умения адаптировать развитие производства в постоянно меняющихся условиях рынка. Величина прибыли зависит от правильности выбора производственного профиля предприятия по выпуску продукции, от создания конкурентоспособных условий в продаже своих товаров, от объема производства, от структуры снижения издержек.
  3. получение прибыли связано с инновационной деятельностью предприятия.

 

Принципы распределения  прибыли.

 

Прибыль, получаема предприятием в  результате производственно-хозяйственной  и финансовой деятельности распределяется между государством и предприятием. Часть прибыли, забираемая государством, поступает в бюджет в виде налогов и сборов, ставки которых не могут быть изменены иначе, как в законодательном порядке на уровне федерации.

Величина прибыли предприятия, оставшейся в его распоряжении после  уплаты налогов и сборов, не должна снижать его заинтересованности в продолжении работы субъекта хозяйствования и развитии его деятельности. Сначала оставшаяся у предприятия прибыль направляется на накопление, обеспечивающее его дальнейшее развитие, а в остальной ее части – на потребление.

Порядок распределения и использования  прибыли на предприятии закреплен  в его уставе и определяется положением, которое разрабатывается соответствующим  подразделением экономических служб  и утверждается руководящим органом  предприятия.

 

Рентабельность.

 

Для оценки уровня эффективности работы получаемый результат – прибыль  – сопоставляется с затратами  или используемыми ресурсами. Рентабельность характеризует степень доходности, выгодности и прибыльности. Соизмерение  прибыли с затратами или ресурсами  характеризует рентабельность. Рентабельность есть относительный показатель, который обладает свойством сравнимости и может использоваться для сравнения деятельности различных субъектов.

Оценочным показателем производственно-хозяйственной  деятельности субъекта хозяйствования является рентабельность продаж. Она отражает отношение прибыли к величине выручки от реализации продукции (работ, услуг), выраженное в процентах.

 

                                                     R продаж = Пч / V рп ∙ 100%,                                               (4.3.1)

 

где Пч – чистая прибыль;

   V рп – объем реализованной продукции, работ, услуг.

 

        R общая = Пч / среднегодовая стоимость основных + оборотных средств ∙ 100%,   (4.3.2)

 

             R продукции = Пр от реализации продукции / полная себестоимость ∙ 100%,       (4.3.3)

 

                       R акционерного капитала = Пч / акционерный капитал ∙ 100%,                    (4.3.4)

 

                 R инвестиций = Пч / Источники инвестиционных средств ∙ 100%                    (4.3.5)

 

Тема 4.4. Финансы организации (предприятия)

 

Финансовые  ресурсы организации.

 

Финансовые ресурсы  предприятия представляют совокупность денежных средств, находящихся в  распоряжении субъекта хозяйствования и предназначенных для реализации его финансовых обязательств и затрат по расширенному производству. Финансовые ресурсы всегда имеют две сферы практического применения: денежные средства, инвестированные в основные фонды различного назначения, и денежные средства, авансированные в оборотные производственные фонды и фонды обращения.

Управление финансами  представляет собой процесс, цель которого – улучшение финансового состояния  предприятия и получение определенных финансовых результатов.

 

Собственный и заемный капитал, источники  их формирования.

 

Уставный капитал – первый и основной источник образования собственных средств предприятия, его величина фиксируется в уставе организации и подлежит регистрации в установленном законом порядке, из него формируется основной и оборотный капитал.

Добавочный  капитал – денежный фонд собственных средств предприятия, поступающий в течение года (от прироста стоимости основных фондов в результате их переоценки, доход от продажи акций сверх их номинальной стоимости, безвозмездно полученные денежные и материальные ценности).

Резервный капитал – денежный фонд предприятия, образующийся в соответствии с законодательством РФ, условие поддержания устойчивости финансового положения предприятия.

Фонд накопления – предназначен для развития производства, образуется из чистой прибыли предприятия, финансирует капитальные вложения. Фонд потребления – денежные средства, образующиеся за счет чистой прибыли и направляемые на удовлетворение материальных потребностей работников, финансирование объектов непроизводственной сферы, на выплаты компенсационного характера. Валютный фонд – формируется на предприятиях, получающих валютную выручку от экспорта продукции.

Заемный капитал –  финансовые средства, предоставляемые  организации во временное пользование  на условиях возвратности, платности и срочности. Источниками получения заемных средств являются коммерческие кредиты банков.

 

Инвестиционная  деятельность организации, виды и источники  инвестиций.

 

Инвестиции – процесс совокупного использования ресурсов, обеспечивающий увеличение капитала, расширение и модернизацию производства, освоение новейших технологий и техники, отвлечение денежных средств из текущего оборота и направление их с целью увеличения имущества предприятия.

Финансовые инвестиции – денежные средства, вкладываемые в акции, облигации и др. ценные бумаги, выпущенные государством, муниципалитетом, корпоративными компаниями.  Реальные инвестиции – вложение денежных средств в основной капитал и на прирост материально-производственных запасов. Инвестиции в нематериальные активы – вложения денежных средств в приобретения научно-технических разработок. Совокупность практических действий по реализации инвестиций деятельностью называется инвестированием.

Информация о работе Лекции по "Экономики организации"