Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 18:10, курс лекций
В результате изучения дисциплины студент должен:
иметь представление:
- об основных аспектах развития отрасли, организации (предприятия) как хозяйствующих субъектов в рыночной экономике;
знать:
- состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования, вопросы экономии ресурсов; энергосберегающие технологии;
- механизмы ценообразования, формы оплаты труда;
Предисловие…………………………………………………………………………………….5
Введение………………………………………………………………………….......................6
Раздел 1. Организация (предприятие), нефтегазодобывающая отрасль в условиях рынка……….7
Тема 1.1.Отраслевые особенности организации (предприятия) в рыночной экономике….7
Тема 1.2.Организационно-правовые формы организаций (предприятий)………………….9
Тема 1.3.Производственная структура организации (предприятия)……………………….13
Тема 1.4.Основы логистики организации (предприятия)…………………………………...18
Раздел 2. Материально-техническая база организации (предприятия)…………………………… 19
Тема 2.1.Основной капитал и его роль в производстве……………………………………. 19
Тема 2.2.Оборотный капитал……………………………………………………………….....24
Тема 2.3.Капитальные вложения и их эффективность……………………………………....27
Тема 2.4.Аренда, лизинг, нематериальные активы………………………………………… .29
Раздел 3. Кадры и оплата труда……………………………………………………………………….30
Тема 3.1.Кадры организации и производительность труда………………………………....30
Тема 3.2.Формы и системы оплаты труда…………………………………………………....36
Раздел 4. Себестоимость, цена, прибыль, рентабельность – основные показатели
деятельности организации (предприятия)……………………………………………………………40
Тема 4.1.Издержки производства и реализации продукции………………………………...40
Тема 4.2.Ценообразование……………………………………………………………………..42
Тема 4.3.Прибыль и рентабельность………………………………………………………….43
Тема 4.4.Финансы организации (предприятия)……………………………………………...45
Раздел 5. Планирование деятельности организации (предприятия)……………………………….46
Тема 5.1.Планирование деятельности организации (предприятия)………………………..46
Тема 5.2.Основные показатели деятельности организации (предприятия)………………..48
Раздел 6. Внешнеэкономическая деятельность организации (предприятия)……………………...49
Тема 6.1.Организация (предприятие) на внешнем рынке…………………………………..49
Список литературы……………………………………………………………………………51
Субъектами инвестирования могут быть физические, юридические лица, в т.ч. иностранные, а также государства и организации.
Источниками финансирования инвестирования являются собственные и привлеченные средства, ассигнования из бюджета, заемные средства, иностранные инвестиции и др.
Раздел 5. Планирование деятельности организации (предприятия)
Тема 5.1. Планирование деятельности организации (предприятия)
Рынок и план. Основные принципы планирования.
В настоящее время в условиях все более широкого распространения рыночных отношений на предприятиях и в организациях нашей страны бурно протекает процесс совершенствования форм и методов работы.
Одним из таких методов служит планирование. Планирование – это систематическая подготовка принятия решений о целях, средствах и действиях путем целенаправленной сравнительной оценки различных альтернативных действий в ожидаемых условиях. В условиях рынка диапазон использования факторов, влияющих на деятельность предприятия, чрезвычайно широк, и субъект хозяйствования стремится к их оптимальному сочетанию. Основной формой внутренней увязки всех факторов является планирование производственной и финансовой деятельности. В условиях жесткой конкуренции планирование – важнейшее требование для выживания современных предприятий, их экономического роста и развития. Планирование позволяет оптимально связать имеющиеся возможности по выпуску продукции со сложившимися на рынке спросом и предложением.
В современных условиях одним из важнейших инструментов планирования является бизнес-план. Планировать свой бизнес необходимо по многим причинам. Ведь часто бывает, технологически бизнес просчитан безупречно, однако экономические аспекты являются причинами сбоев в технологии бизнеса. Сегодня можно сказать, что неустойчивость нашей экономики часто приводит к невозможности осуществлять нормальное планирование. Однако подвижность внешней среды, неопределенность развития некоторых ее факторов, усложняя процесс планирования, не отрицают необходимость его проведения.
Бизнес-планирование.
Бизнес-план – это план развития бизнеса на предстоящий период, в котором сформулированы основные цели, предмет, стратегии, направления и географические регионы хозяйственной деятельности, в котором определены ценовая политика, емкость и структура рынка, условия осуществления поставок и закупок, транспортировки, страхования и переработки товаров, факторы, влияющие на рост/снижение доходов и расходов по группе товаров и услуг, являющихся предметом деятельности предприятия.
В рыночной экономике
бизнес-план является рабочим инструментом,
используемым во всех сферах предпринимательства.
Бизнес-план описывает процесс функциониров
Бизнес-план является постоянным документом; он систематически обновляется, в него вносятся изменения, связанные как с переменами, происходящими внутри фирмы, так и на рынке, где действует фирма.
Структура и содержание внутрифирменного (производственного) бизнес-плана.
Структура бизнес-плана строго не фиксирована, но наиболее оптимальными являются следующее его строение и содержание:
- Кто именно будет покупать эту продукцию или обращаться к этим услугам.
- Как предполагается реализовывать продукцию и (или) оказывать услуги: путем прямой продажи, через бартерные сделки, опытными или экспортными поставками, с использованием транспорта.
- Как долго продержится продукция фирмы на рынке.
- Кто сегодня является непосредственным конкурентом фирмы, сколько их, и в каком они состоянии.
- Кто является крупнейшим производителем аналогичной продукции.
- Каковы объемы продаж конкурентов.
- Основные характеристики продукции конкурирующих фирм: уровень качества, цена, дизайн, сервис конкурирующей продукции, прогноз внедрения новых моделей конкурирующей продукции.
- Каковы отличия нашей продукции от конкурирующей, в чем фирма рассчитывает превзойти конкурентов.
Тема 5.2. Основные показатели деятельности организации (предприятия)
Методологические основы планирования.
Обоснование планов развития предприятий осуществляется на основе системы прогрессивных технико-экономических нормативов и норм. Под нормой понимается максимально допустимая величина абсолютного расхода сырья, материалов, топлива и т.д. на изготовление единицы продукции или выполнение определенного объема работы установленного качества. Норматив – относительная величина, характеризующая степень использования орудий труда, предметов труда, их расходование на единицу площади, веса, объема и т.д. (например, показатель фондоотдачи).
Наиболее совершенный метод разработки норм – расчетно-аналитический метод, при котором нормы и нормативы технически обосновываются путем всестороннего критического анализа состояния производства.
Технико-экономические нормы и нормативы разрабатываются по следующим основным группам:
Необходимость технико-экономического обоснования планов и повышения эффективности производства предопределили систему показателей плана, которые делят на качественные и количественные, объемные и удельные.
Количественные показатели плана выражаются абсолютными величинами. К ним относятся: объем товарной, валовой продукции, объем реализации, фонд заработной платы, сумма прибыли и т.д.
Качественные показатели являются величинами относительными. Они выражают экономическую эффективность производства, его отдельных факторов. Это рост производительности труда, снижение себестоимости продукции, рентабельность, фондоотдача и др.
Качественные и количественные показатели должны взаимодействовать.
Объемные показатели устанавливают
абсолютные величины производства в
целом, отдельных факторов и процессов,
в нем участвующих. Удельные показатели
устанавливают отношение двух и
более взаимосвязанных показате
Расчет показателей в планировании.
Осуществляя планирование, предприятие заинтересовано в результатах осуществления планируемой деятельности. Для выяснения эффективности, возможной при реализации планов, предприятию необходимо ориентироваться на ряд показателей, детализирующих перспективное развитие субъекта хозяйствования. Эти показатели рассчитываются аналогично показателям действующего предприятия.
Раздел 6. Внешнеэкономическая деятельность организации (предприятия)
Понятие внешнеэкономической деятельности (ВЭД) предприятия. Внешнеэкономическая деятельность предприятия.
Внешнеэкономическая деятельность предприятия
– это сфера производственно-
Предприятие является основным звеном
внешнеэкономической
К основным формам внешнеэкономических связей относят внешнюю торговлю, движение услуг, капитала, технологий, разного рода платежей и переводов, рабочей силы.
Виды сделок во внешнеэкономической деятельности. Совместное предпринимательство.
Основными методами регулирования
внешнеэкономической