Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 23:16, курсовая работа
Может сложиться впечатление, что весь механизм рыночного хозяйства сводится лишь к действию экономического закона спроса и предложения, стихийно приводящего во взаимное соответствие цены, производство и потребление товаров.
Современный капиталистический рынок нельзя понять, не изучая основных действующих лиц, а так же происходящих в нем процессов, т.е. не изучая капиталистические фирмы и их поведение в различных ситуациях. Мелкие и средние фирмы, специализированные компании, ведущие монополии, эксплеренты – каждая из этих типов фирм выполняет свой собственные незаменимые функции.
Введение
1 Малые и средние предприятия
1.1 Малые предприятия и их роль в экономике
1.2 Средние предприятия и их «нищевая» стратегия
2 Крупные предприятия
2.1 Большой бизнес: стандартность, дешевизна, качество
2.2 «Гордые львы», «Большие слоны», Неповоротливые бегемоты»
3 Государственная поддержка малого бизнеса
3.1 Мировой опыт
Выводы
Литература
Малый, средний и крупный бизнес в рыночной экономике
Введение
1 Малые и средние предприятия
1.1 Малые предприятия и их роль в экономике
1.2 Средние предприятия и их «нищевая» стратегия
2 Крупные предприятия
2.1 Большой бизнес: стандартность, дешевизна, качество
2.2 «Гордые львы», «Большие слоны», Неповоротливые бегемоты»
3 Государственная поддержка малого бизнеса
3.1 Мировой опыт
Выводы
Литература
Введение
Вопрос «Как
функционирует современный
неожиданную остроту в связи с радикальными переменами в экономике нашей
страны.
Может сложиться впечатление, что весь механизм рыночного хозяйства сводится
лишь к действию экономического закона спроса и предложения, стихийно
приводящего во взаимное соответствие цены, производство и потребление
товаров.
Современный капиталистический рынок нельзя понять, не изучая основных
действующих лиц, а так же происходящих в нем процессов, т.е. не изучая
капиталистические фирмы и их поведение в различных ситуациях. Мелкие и
средние фирмы, специализированные компании, ведущие монополии, эксплеренты –
каждая из этих типов фирм выполняет свой собственные незаменимые функции.
Только их сложное взаимодействие определяет катастрофическое или
благоприятное развитие событий на капиталистическом рынке, и лишь оно в
конечном счете придает гибкость всей рыночной экономике.
Современный период развития отечественной рыночной экономики войдет в период,
как период становления рыночной экономики. Конечно, всем нам хотелось бы, что
бы этот период завершился быстрее и мы стали свидетелями подъема нашей
экономики.
Что бы избежать ряда ошибок, нужно знать, к каким экономическим отношениям
стремиться, чей опыт использовать, как действует отдельный предприниматель и
сообщества
предпринимателей в целом для
обеспечения процветания и
фирмы, и своей семьи, и своего государства.
Я полагаю, что актуальность выбранной мною темы несомненно и будет оставаться
такой по мере вступления Украины в мировой капиталистический рынок.
В своей работе я постараюсь провести сравнительный анализ деятельности
крупных, средних и мелких предприятий, показать их роль и место в экономике и
получить соответствующие выводы.
1 Малые и средние предприятия
1.1 Малые предприятия и их роль в экономике
Каждый год в США создается около 700 тыс. новых компаний, причем большинство
из них представляет собой мелкие фирмы. Только появившись на свет, они
сразу включаются в конкурентную борьбу, победить в которой на первый взгляд
не имеют ни малейших шансов.
В самом деле, мелкие компании обычно не располагают высокопроизводительным
оборудованием и испытывают трудности с финансовыми ресурсами. В своей
производственной программе они, как правило, не имеют особо привлекательных
товаров и непрерывно опасаются вытеснения с рынка более мощными
конкурентами. Не удивительно, что число прекращающих свою деятельность фирм
почти равняется числу вновь создаваемых.
Тысячи предпринимателей,
действующих в любой
сфере мелкого бизнеса, казалось бы, испытывают большие трудности но однако,
в целом они довольны своим положением.
Как подтвердило проведенное в Англии исследование, 82% владельцев мелких
компаний не хотели бы, чтобы их предприятия стали большими. Отвечая на
вопрос об оптимальном размере своей фирмы, они в основном считали, что в
ней должно работать не более 27 человек.
Таблица 1. Распределение запятых по предприятиям в 80-х годах, % ко всем
занятым в экономике
Следует отметить, что стремление к мелкому предпринимательству не
уменьшается, а в последние годы даже растет. Данные табл. 1 позволяют судить
о масштабах мелкого бизнеса.
Известно, что монополии не могут полностью вытеснить с рынка небольшие
предприятия. Но цифры цифрам рознь: приводимые в табл. 2 показатели о доле
малых фирм позволяют говорить о том, что (по крайней мере в количественном
отношении) мелкие предприятия представляют самый крупный сектор
капиталистической экономики.
Действительно,
в большинстве
всех занятых работают на мелких и мельчайших предприятиях, А для некоторых
стран эта доля значительно выше. Так, в суперсовременной Японии половина
всех трудящихся занята только и мельчайших фирмах, а вместе мелкие и
мельчайшие предприятия дают работу 1/2 всех занятых японцев.
Роль мелкого бизнеса велика не только количественно/но и функционально,
иными словами, по тем задачам, которые он решает в экономике. На наш взгляд,
небольшие фирмы образуют своего рода фундамент, на котором вырастают более
высокие «этажи» хозяйства и который во многом предопределяет архитектуру
всего здания. В первую очередь это относится к интегрирующей, связывающей
экономику в единое целое роли мелких компаний (отсюда, кстати, происходит
латинизированное обозначение этого типа фирм — коммутанты, т. е.
соединители).
Дело в
том, что в принципе в рыночной
экономике наличие
спроса на определенный товар должно автоматически рождать его предложение.
Но характерной чертой современного эффективного производства является его
избирательность: оно экономически оправдано далеко не в любых условиях.
Так, крупное производство обычно эффективно лишь тогда, когда массово
выпускается более или менее однотипная продукция. В противном случае крупная
фирма по возможности не производит нерентабельные товары. Потенциально это
может быть источником глубоких диспропорций в хозяйстве.
Простейший пример: автомобиль является серийным, типовым товаром и потому с
выгодой производится крупными фирмами. Бензин для автомобиля опять-таки с
прибылью изготовляют другие крупные компании. А вот бензоколонки (за
исключением расположенных на самых интенсивных магистралях) фирмам-гигантам
содержать нет смысла, ибо слишком мала дневная выручка, велики расходы на
заработную плату и т. д.
Без мелкого бизнеса сложилась бы парадоксальная ситуация. В изобилии
производимые и в достатке снабжаемые бензином автомобили не смогли бы
свободно перемещаться по стране из-за отсутствия сети бензоколонок в
удаленных районах. И так практически в любой отрасли.
Лишь коммутанты готовы использовать каждую возможность для бизнеса, все
остальные фирмы в этом смысле очень разборчивы.
Специализированное производство, скажем, выгодно при значительно меньших
сериях, чем крупное, но зато осуществляется только там, где сформировались
особые и при этом достаточно долговременные потребности (изготовитель должен
накопить огромные специальные познания в очень узкой области и, естественно,
идет на связанные с этим затраты лишь при твердой уверенности, что такой
бизнес имеет будущее).
Венчурный (рисковый) капитал готов на любую сферу приложения, но тогда, когда
есть шанс в случае успеха получить сверхвысокую прибыль.
Другими словами, без мелких предприятий возникла бы «лоскутная экономика».
Некоторые потребности рынка удовлетворялись бы полностью, а остальные (т.е.
на базе которых нельзя развернуть масштабный, сверх-выгодный или
специализированный бизнес) игнорировались.
Напротив, постоянный поиск то появляющихся, то исчезающих общественных
потребностей и непрерывное приспособление к ним — основа стратегии
коммутантов. Не случайно, как показывают исследования, мелкие фирмы (в
отличие от всех прочих) обычно не занимаются планированием своей
деятельности, а если и составляют планы, то лишь самые краткосрочные. Мелкий
лавочник, наладивший в первый день пикетирования базы военно-воздушных сил
США в Гринэм-Коммон британскими сторонницами мира их снабжение продуктами и
прохладительными напитками, вполне может служить символом такого подхода к
бизнесу.
Для экономики в целом деятельность мелких компаний оказывается важным
фактором повышения ее гибкости. По уровню развития мелкого бизнеса
специалисты даже судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся
экономической обстановке.
Так, английский журнал «Мидлэнд бэнк ревью», откуда я позаимствовал табл. 2
, следующим
образом охарактеризовал
роль мелких фирм в японской экономике рассматривается как одна из главных
причин того, что японская промышленность в целом является чрезвычайно гибкой
и умеющей быстро приспосабливаться к крупным сдвигам в мировой экономике».
Не менее важна роль мелких фирм в формировании конкурентных отношений в
капиталистической экономике. Для отдельной маленькой компании столкновение с
монополией чаще всего кончается гибелью, знаменитым «удушением» аутсайдера.
Во взаимоотношениях
всего мелкого бизнеса и
распределяются иначе. Атакующей стороной часто выступают мелкие фирмы.
В последние годы в западной экономической прессе появился новый термин
«генсрика». Им обозначают быстро растущую группу (в основном небольших)
компаний, занимающуюся копированием продуктов ведущих фирм. Первоначально
это явление возникло в фармацевтике, затем распространилось на электронику и
целый ряд других отраслей.
Практически любое эффективное лекарство в настоящее время представлено на
капиталистическом рынке в двух вариантах: оригинальный препарат и его
многочисленные копии с той же самой химической формулой. Последние, как
видно из данных табл. 2, намного дешевле.
Почему более дешевыми оказываются препараты мелких фирм, а не их
могущественных крупных конкурентов?
Основную роль играют два фактора. Первый — копируя уже известные лекарства,
генерики не несут огромных расходов на научно-исследовательские работы,
следовательно, имеют низкие издержки. Второй — монополии искусственно
завышают цены, а мелкие фирмы этого не делают.
Предлагая равное по действию лекарство гораздо дешевле, мелкие фирмы
вытесняют крупных производителей со значительной части рынка. Например, 15
мелких производителей нифедипина (в нашей стране это средство известно как
коринфар) своей агрессивной ценовой конкуренцией за несколько месяцев
добились снижения доли оригинального препарата концерна «Байер» на 50%.
Таблица 2. Стоимость оригинальных и химически тождественных лекарственных
препаратов в 80-е годы, в марках ФРГ
Таким образом, деятельность мелких фирм-генерика выступает серьезным
ограничителем произвола монополистического ценообразования.
Отметим и еще одну характерную тенденцию в развитии современной
капиталистической экономики, получившую название «снижение глубины
переработки продукта».
Суть дела такова. Для многих ведущих монополий присуще стремление произвести
сложное изделие, не обращаясь к помощи субпоставщнков, т. е. от начала до
конца. Но это означает, что должно существовать мелкое производство, причем
внутри гигантских концернов. Как правило, эти участки отличаются низкой
производительностью труда. В результате концерн обрастает массой
неуправляемых мелких производств, слабо связанных с основной деятельностью
компании.
Так, крупный
производитель автомобилей
позиции в технологии производства моторов, сборке автомобилей н т. д. Но
практически нельзя добиться, чтобы высокоэффективно работали и все
подсобные производства, скажем, участок по обтяжке сидений кожей. Впрочем, до
поры до времени неэффективность этого участка остается скрытой. Ведь продает
концерн не сиденья по отдельности, а весь автомобиль. И в готовом изделии
плохая работа одних участков уравновешивается хорошей работой других.
Что произойдет, однако, если конкурирующие монополии закроют у себя подсобные
производства и станут покупать более дешевые и качественные сиденья у мелких
фирм?
Издержки у них снизятся, и они смогут продавать машины дешевле, чем
цепляющийся за собственное производство концерн. Рано или поздно и он
перейдет к закупкам комплектующих изделий на стороне.
По форме, таким образом, идет конкуренция между автомобильными монополиями.
По существу же, мелкие независимые производители конкурируют с мелкими же
подразделениями гигантских концернов и успешно вытесняют последних с рынка.
Мелкий бизнес выступает в роли скальпеля, срезающего малопроизводительные
подразделения концернов.
Маленькие и слабые по отдельности коммутанты как единый класс фирм
представляют значительную силу, способную наносить чувствительные удары даже
самым мощным монополиям. Постараемся разобраться, в чем ' заключается их
Информация о работе Малый, средний и крупный бизнес в рыночной экономике