Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 23:16, курсовая работа
Может сложиться впечатление, что весь механизм рыночного хозяйства сводится лишь к действию экономического закона спроса и предложения, стихийно приводящего во взаимное соответствие цены, производство и потребление товаров.
Современный капиталистический рынок нельзя понять, не изучая основных действующих лиц, а так же происходящих в нем процессов, т.е. не изучая капиталистические фирмы и их поведение в различных ситуациях. Мелкие и средние фирмы, специализированные компании, ведущие монополии, эксплеренты – каждая из этих типов фирм выполняет свой собственные незаменимые функции.
Введение
1 Малые и средние предприятия
1.1 Малые предприятия и их роль в экономике
1.2 Средние предприятия и их «нищевая» стратегия
2 Крупные предприятия
2.1 Большой бизнес: стандартность, дешевизна, качество
2.2 «Гордые львы», «Большие слоны», Неповоротливые бегемоты»
3 Государственная поддержка малого бизнеса
3.1 Мировой опыт
Выводы
Литература
мелкого бизнеса в рамках программы. Только за первые месяцы его существования
19 тыс. небольших фирм в 16 зонах получили льготные займы на общую сумму 650
млн ф. ст.
В январе 1990 г. боннское правительство объявило об открытии льготных
кредитов для содействия развитию малого бизнеса в бывшей ГДР. При полном
выкупе предприятий Немецкий кредитный банк предоставлял новым владельцам
кредит под залоговую стоимость земельного участка (6,5% с отсрочкой погашения
долга на 2 года). С июля 1990 г. в новых землях наблюдается рост числа малых
фирм.
Поощрение инноваций. Интересный опыт накоплен странами ЕС в плане
государственной поддержки малого бизнеса в деле повышения производительности и
конкурентоспособности.
Особенно показательны германские инициативы. В 1989 г. правительство
разработало концепцию стимулирования научных исследований, проводимых
мелкими и средними фирмами. Она предусматривает расширения госзакупок,
прямое финансирование
инноваций и косвенное
банковских кредитов на приобретение современного оборудования. Государство
оплачивает консультационные услуги, которые оказывают мелким и средним
фирмам научно-технические общества.
В 1990-1993 гг. Министерством экономики сформулирована программа «Евро-
фитнес», призванная помочь малым фирмам подготовиться к функционированию в
условиях единого внутреннего рынка ЕС. На эти цели ассигновалось 25-27 млн
марок в год. Выделенные правительством средства расходовались на проведение
отраслевых и структурных исследований, консультационную помощь, поощрение
участия в выставках и ярмарках. Программа охватывала и новые земли.
Поддержка малого бизнеса в США
Содействие развитию малого бизнеса в США входит в компетенцию специальной
государственной организации —Администрации по делам малого бизнеса (АМБ),
созданной Конгрессом США в 1953 г. На нее возложена обязанность оказывать
мелким предпринимателям финансовую и консультационную помощь, содействовать
в получении правительственных заказов и заключении контрактов с крупными
предприятиями.
Президент США ежегодно делает доклад Конгрессу о положении малого бизнеса,
на основании которого американские законодатели разрабатывают разнообразные
программы помощи малым компаниям. Подобные программы составляют также
различные правительственные ведомства (министерства торговли, сельского
хозяйства и т.д.).
В соответствии с федеральными программами поддержки малому бизнесу
предоставляются прямые и гарантированные займы. Прямые ссуды мелкие фирмы
получают на определенный срок, но под более низкие процентные ставки, чем при
получении кредита на частном рынке капитала. При выдаче гарантированных
займов АМБ предоставляет кредиторам (частным банкам, торговым компаниям,
страховым фирмам, пенсионным фондам) государственные гарантии на часть
ссужаемого капитала (до 90%), что снижает риск кредитования.
Другой мерой поощрения частной инициативы являются налоговые и
амортизационные льготы. При общем снижении в 1987 г. ставок налога на
прибыль максимальная ставка для крупных компаний упала с 46 до 34% для
неинкорпорированного бизнеса, включая единоличных собственников; вместо
применявшихся ранее 15 ставок, максимальная из которых составляла 50%, были
введены только две — 15% и 28%.
Особое внимание федеральные власти уделяют стимулированию развития
инновационного малого бизнеса как путем выделения дотаций (грантов), так и
посредством заключения контрактов на разработку новой продукции и
технологий. В середине 1980-х гг. расходы на эти цели достигали 1%
ежегодного бюджета Национального научного фонда (ННФ), что в 1985 г.
составило 12 млн дол.
Разработанная ННФ программа предусматривала финансовую поддержку инноваций в
малых фирмах (с числом занятых до 300 чел.), главным образом — субсидирование
прикладных исследований. Реализация проекта предполагала три этапа.
На первом этапе отобранным компаниям предоставлялись субсидии в размере до 35
тыс. дол. для изучения возможностей разработки новшеств.
Второй этап, наступавший через 6 месяцев, заключался в оценке результатов
экспертами ННФ.
В случае признания предложений перспективными компания получала около 200
тыс. дол. на их реализацию в течение 1-2 лет. В соглашении оговаривалось, что
не менее 2/3 расходов наразработку проектов должны нести сами малые фирмы.
Большое внимание
поощрению мелкого
региональном уровне. Так, в 1983 г. при Уэйнском университете штата Мичиган
был создан Центр развития малого бизнеса. Центр в сотрудничестве с АМБ
осуществляет программу, предусматривающую: консультирование мелких фирм
штата через 13 региональных отделений; разработку учебных курсов по проблемам
малого бизнеса; изучение проблем малого бизнеса в штате; оказание правовой
защиты мелким фирмам.
Одной из первостепенных задач администрация США и Конгресс считают
подключение малого бизнеса к национальному экспорту. Глобализация ключевых
отраслей промышленности, таких как автомобилестроение, электроника,
машиностроение, привела к росту объемов международной торговли, однако
большинство американских компаний остались в стороне от этих процессов.
Не сразу осознали всю серьезность проблемы и федеральные власти. Так, в 1987
г. США израсходовали на содействие экспорту всего лишь 0,06 из каждого
доллара валового национального продукта, что составило 0,29 из каждого
доллара суммарных расходов федерального бюджета и 1,2 дол. на душу населения,
тогда как Канада истратила на те же цели в 25 раз больше. Неудивительно
поэтому, что в 1987 г. дефицит торгового баланса США достиг 189 млн дол.; из
3,9 млн предприятий экспортом занимались не более 10 тыс.
Средние и мелкие фирмы не приспособились к глобализации рынка, тем более что
власти штатов не спешили оказывать содействие мелким экспортерам, направляя
все свои усилия
на поддержку крупных
американского экспорта приходилось всего на 15 компаний.
Исследования, проведенные компанией «Работы для будущего», выявили, что около
35 тыс. работников и работодателей в четырех штатах были не готовы к
глобальной конкуренции, которая стояла последней в перечне проблем,
беспокоящих руководителей предприятий.
Опрос, проведенный в мае 1992 г. Национальной федерацией независимых
компаний, показал, что большинство владельцев мелких фирм недооценивают
растущую глобализацию экономики. В списке 75 потенциальных проблем малого
бизнеса экспорт занимал последнее место.
В июне 1995г. президент США созвал в Белом Доме конференцию по проблемам
малого бизнеса, где были сформулированы основные рекомендации по
стимулированию экспорта для государственных органов, таких как Торговая
палата США, департаменты сельского хозяйства, транспорта, энергетики,
образования, труда, финансов, обороны, Экспортно-импортный банк США,
Агентство развития торговли, Агентство международного развития. Агентство по
защите окружающей среды, Информационное агентство. Отдел по управлению и
составлению бюджета, Национальный совет безопасности, Комиссия по
международной торговле. Совет экономических советников.
В этих рекомендациях можно выделить несколько основополагающих моментов.
Защита интеллектуальной собственности. Торговым представителям США было
предложено прилагать все усилия для защиты в международном масштабе прав
интеллектуальной собственности и введения обоюдных унифицированных стандартов,
централизованной регистрации, эффективной процедуры разрешения международных
споров на предмет действия торговых марок.
Конгресс получил рекомендацию защищать патентные права в международном
масштабе с учетом интересов малого бизнеса, в том числе добиться того,
чтобы: а) срок действия патента составлял 20 лет со дня подачи заявки или 17
лет со дня выдачи патента; б) патент не публиковался до момента его выдачи;
в) патент сохранялся за изобретателем, а не за тем лицом, которое первым
обратилось за регистрацией.
Обеспечение широкого доступа к информации. Владельцы малых фирм ратуют за
введение глобальной системы, которая обеспечила бы доступ к правительственной
информации и ресурсам.
Президент рекомендовал
Конгрессу и Правительству
программу, которая бы распределяла ресурсы частного сектора на нужды
ассоциаций малых предприятий в целях содействия выходу их членов на мировой
рынок путем обучения предпринимателей, создания бизнес-инкубаторов и торговых
миссий, кооперации в области маркетинга и международной торговли.
Финансирование экспортных операций. Конференция рекомендовала Конгрессу
и Правительству поощрять спонсорскую деятельность Экспортно-импортного банка,
кредитование экспорта, выдачу необеспеченных ссуд на пополнение экспортного
оборотного капитала, а также ссуд на отдельные операции и резервных ссуд как
альтернативу кредитам под обеспечение активами на основе данных бухгалтерского
баланса,
В качестве других мер предложено следующее: обучение сотрудников
региональных и местных банковских институтов методам финансирования малых
фирм; информирование малых фирм о возможностях кредитования экспорта;
координация деятельности федеральных агентств, которые участвуют в
финансировании экспорта.
Поддержка малого бизнеса в Японии
Малое и среднее предпринимательство в Японии находит помощь не только со
стороны правительства и нескольких созданных им специализированных
организаций, но и со стороны администрации префектур, местных управлений
внешней торговли и промышленности, торгово-промышленных палат.
Государственная политика содействия малым и средним предприятиям включает
следующие направления:
·
обеспечение
прямых кредитов (Японский банк развития выделяет их малым предприятиям,
функционирующим в наболее перспективных отраслях) и гарантированных займов
(благодаря введению налоговых льгот коммерческие банки охотно кредитуют
малый бизнес, в 1994 г. 60% всех кредитов пришлось на долю малых
предприятий);
·
поощрение структурной
деятельности, улучшения условий труда, содействие торговле;
· сбор и анализ информации об экономических показателях и технической
оснащенности малых и средних предприятий для оценки эффективности
господдержки.
Существующая в Японии система финансирования малого бизнеса гарантирует
предоставление субсидий и кредитов органами местной государственной власти,
при необходимости — с привлечением частных кредитных учреждений. В последнем
случае Корпорация кредитного страхования малых и средних предприятий и органы
префектур ссужают Общество гарантии кредитов, которое направляет выделенные
средства
в частное кредитное
малому предприятию заем в сумме, которая в 5-8 раз превышает вклад Общества
гарантии кредитов, на срок до 5-7 лет.
Практикуется также предоставление долгосрочной (на 5-20 лет) ссуды
объединению малых предприятий из средств государственного (через
Государственную корпорацию по развитию малого предпринимательства) и местного
бюджетов.
Безвозвратная финансовая помощь выделяется только под научно-технические
программы.
Финансовая поддержка технического перевооружения производства осуществляется
за счет выделения ссуды из местного бюджета и реализации оборудования в
рассрочку или предоставления его в наем арендодателями префектур.
Широкое распространение получило выделение субсидий, покрывающих до 50%
затрат, на создание центров повышения технического уровня малых и средних
фирм, консультирование, повышение квалификации технических работников и т.п.
Государство берет на себя расходы по диагностированию состояния малых
предприятий.
Неотъемлемый элемент японской системы финансирования малого бизнеса — это
компенсация затрат, связанных с подготовкой кадров, и 2/3 расходов на
повышение квалификации работников.
Государство и местные власти в равных долях ассигнуют средства на
информационное обслуживание малого бизнеса через сеть местных информационных
центров, каковых имеется 17. Финансируется также установка компьютеров, сбор
и анализ информации для разработки энергосберегающих и природоохранных
мероприятий, консультирование предпринимателей по поводу эффективных методов
ведения розничной торговли и программного обеспечения.
Для стимулирования модернизации производства создан фонд лизинга для передачи
оборудования в аренду сроком до 7 лет или долгосрочного кредитования
стоимости оборудования под низкие процентные ставки с рассрочкой погашения
средств. Размер кредита, сроки погашения, отсрочки, процентная ставка
определяются государством.
Поддержка малого бизнеса в ЮАР
Делами малого
предпринимательства в ЮАР
Информация о работе Малый, средний и крупный бизнес в рыночной экономике