Малый, средний и крупный бизнес в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 23:16, курсовая работа

Описание работы

Может сложиться впечатление, что весь механизм рыночного хозяйства сводится лишь к действию экономического закона спроса и предложения, стихийно приводящего во взаимное соответствие цены, производство и потребление товаров.
Современный капиталистический рынок нельзя понять, не изучая основных действующих лиц, а так же происходящих в нем процессов, т.е. не изучая капиталистические фирмы и их поведение в различных ситуациях. Мелкие и средние фирмы, специализированные компании, ведущие монополии, эксплеренты – каждая из этих типов фирм выполняет свой собственные незаменимые функции.

Содержание работы

Введение
1 Малые и средние предприятия
1.1 Малые предприятия и их роль в экономике
1.2 Средние предприятия и их «нищевая» стратегия
2 Крупные предприятия
2.1 Большой бизнес: стандартность, дешевизна, качество
2.2 «Гордые львы», «Большие слоны», Неповоротливые бегемоты»
3 Государственная поддержка малого бизнеса
3.1 Мировой опыт
Выводы
Литература

Файлы: 1 файл

Бизнес.docx

— 373.57 Кб (Скачать файл)

конкурентом.

Крупное производство не может вновь превратиться в  мелкое. Но если оно

неэффективно  организовано (не случайно одна из групп  монополий получила

название  «неповоротливых бегемотов»), то предприятие  обычно меняет владельца.

В целом процесс  ротации ведущих компаний таков. Молодые гиганты не занимают

место старых, а становятся рядом с ними. В свою очередь, производственный

потенциал теряющих жизнеспособность корпораций не утрачивается, а

встраивается  в систему более мощных компаний (обычно с сохранением основных

выпускаемых продуктов, торговых марок и организационных отношений).

Стабильность  структуры не мешает изменениям, изменения же не разрушают

структуры. Механизм рыночной экономики стихийно отработал  ту форму

обновления, которая, видимо, единственно приемлема для массового

производства: обновление без потрясений.

    

3 Государственная поддержка малого  бизнеса

  

3.1 Мировой опыт

 

Как уже говорилось, в мировой практике считается  нормой государственное

поощрение малого бизнеса в интересах нации. При этом задача государства не

сводится  к тому, чтобы на льготных условиях предоставлять мелким и средним

фирмам финансовые, технические и прочие ресурсы и поддерживать частную

инициативу  любой ценой. Государство призвано в первую очередь создать такой

правовой  и экономический климат, который позволит малому бизнесу не только

удержаться  на плаву, но и расти, набирать силу.

Повсюду: в  Европе, Японии, США, странах Юго-Восточной  Азии и Латинской

Америки —Мелкое и среднее предпринимательство находит все более широкую

поддержку. Даже восточноевропейские державы с  переходной экономикой уделяют

особое внимание государственной поддержке малого бизнеса.

     Поддержка малого бизнеса в странах Европейского Союза

Возросшая роль малого бизнеса заставила большинство  стран ЕС признать

необходимость разработки специальной политики, основными целями которой

являются:

·        развитие международной конкурентоспособности  национальных малых

предприятий;

·        создание новых рабочих мест;

·        экономический рост малых предприятий;

·        привлечение иностранных инвестиций;   ( инновационная деятельность;

·        трансферт (передача) технологий.

В большинстве  стран — членов ЕС определение  национальной политики в

отношении малого и среднего предпринимательства является прерогативой

федеральных властей, а конкретные мероприятия реализуются на уровне

регионов.

Очевидно, что  политика федеральных и региональных властей должна быть

скоординированной и сбалансированной, чтобы не снижать  конкурентоспособности

предприятий.

Так, в Испании  в течение последних лет возник ряд проблем, связанных с

согласованием функций и действий властей различного уровня. Особенную

остроту они  приобрели после появления здесь  фондов ЕС по поддержке малого

предпринимательства, большая часть которых была задействована в регионах без

ведома правительства Испании.

Как правило, в странах ЕС делами малого и среднего бизнеса ведают

министерства экономики и(или) министерства промышленности и торговли.

Германия  и Нидерланды, например, имеют отделы малого и среднего бизнеса в

Министерстве экономики. Во Франции соответствующий отдел создан в

Министерстве промышленности. В Великобритании существует Министерство малого

предпринимательства.

Что же касается программ развития малого и среднего бизнеса, то они

разрабатываются в расчете на участие сразу нескольких министерств, что

опять-таки требует координации усилий.

Суммируя  опыт государственной поддержки  малого и среднего

предпринимательства в странах ЕС, можно выделить несколько основных

направлений.

     Помощь в создании малых предприятий. Прямая заинтересованность

государств ЕС в увеличении числа и расширении сфер деятельности малых

предприятий побуждает их принимать различные программы поощрения начинающих

предпринимателей.

Система образования  в ЕС поставлена так, что юные граждане еще в школе

знакомятся  с азами бизнеса.

Учат премудростям предпринимательства и взрослых. При этом наряду с так

называемым  начальным курсом, дающим минимальный  объем знаний и навыков.

преподается и углубленный, который носит  прикладной характер и учитывает

специфику деятельности обучаемого.

Разрабатываются особые курсы для женщин и этнических меньшинств.

В Ирландии, например, с 1992 г. действует Программа  обучения работе,

призванная повысить конкурентоспособность мелких фирм и уровень

профессиональной подготовки на малых промышленных предприятиях. Курс,

рассчитанный на 26-52 недели, частично оплачивается государством.

С какими трудностями  сталкивается начинающий предприниматель? Они типичны:

недостаток  стартового капитала, отсутствие четкого  бизнес-плана, незнание

законов и  рыночной конъюнктуры.

Вот почему в  странах ЕС начинающим бизнесменам  государство оказывает как

финансовую, так и консультационную помощь, организует обучение.

Например, в  Дании за безработным, пожелавшим открыть  собственное дело, в

течение стартовых 3,5 лет сохраняется половина пособия  по безработице.

Подобная  система принята и в Великобритании, где безработные, приступившие к

организации собственного бизнеса, получают еженедельную субсидию в размере

40 ф. ст., которая выплачивается в дополнение к пособию по безработице. В

1989-1990 гг., например, подобные субсидии получали около  1 млн чел.

В рамках действующей  с 1983 г. программы «Молодые предприниматели»

финансовая, юридическая и консультативная помощь оказывается кооперативам и

частным предпринимателям.

В Великобритании сложилась целая сеть организаций, предоставляющих

консультативные услуги, научно-техническую информацию и рекомендации,

касающиеся учреждения и функционирования малого бизнеса. Среди них — Служба

мелких фирм, местные предпринимательские агентства, центры труда,

коммунальные объединения и инициативные группы.

В Германии лицам, создающим новые малые фирмы, предоставляются кредиты сроком

до 20 лет. Кроме  того, правительство выделяет средства на создание новых

мелких предприятий. В 1988 г. на эти цели было ассигновано 720 млн марок.

     Развитие субподряда. Работа по субподряду позволяет малым фирмам

получать доступ к технологическим и коммерческим «ноу-хау» больших корпораций.

Действуя  как поставщик, малое предприятие  в то же время может наладить

производство собственного конечного продукта и достигнуть большей

экономической самостоятельности. Однако малое предпринимательство  сталкивается

здесь с такими проблемами, как жесткая международная конкуренция, недостаток

данных о  рыночной конъюнктуре. Соответственно основные меры поддержки малого

бизнеса в данной сфере связаны с информированием и консультированием.

     Вывод малого бизнеса за рамки национального рынка. В последние годы в ЕС

частично  или полностью упразднены многие барьеры, стоявшие на пути

международной торговли, что, безусловно, способствует расширению экспорта.

Однако, как  и в случае с субподрядом, вовлечению малого бизнеса в этот процесс

препятствуют конкуренция и недостаточная осведомленность.

Примером  государственной поддержки в  данной области может служить  британская

программа «Экспортная  инициатива», которая ориентирована  на повышение

заинтересованности  потенциальных экспортеров из числа  малых фирм в

международной торговле и увеличении ее объемов. Программа  эта реализуется:

• отделом  торговли и промышленности, который  связан с частным сектором и

предоставляет экспортерам-новичкам консультации специалистов;

• информационным центром, работающим по принципу «самопомощи»—  допуска

начинающих  к массивам данных о рынках;

• справочной службой, которая оказывает консультационные услуги, информирует

о спросе на продукт, возможных конкурентах, результатах  других маркетинговых

исследований, а также снабжает адресами и телефонами потенциальных

контрагентов.

     Финансирование малого бизнеса. Все государства ЕС помогают малому и

среднему бизнесу получить доступ к источникам финансирования, используя при

этом различные рычаги.

Некоторые страны (Великобритания, Нидерланды и др.) в  основном

сосредоточиваются на обеспечении гарантий займа.

Например, в 1988-1989 гг. по программе «Гарантированный заем» мелким

британским  фирмам было предоставлено ссуд на общую сумму 46 млн ф. ст., а в

1990 г.— уже  на на 66 млн ф. ст., причем число заемщиков увеличилось почти

вполовину.

Однако большинство  держав создают особые резервы для  поддержки малого и

среднего  бизнеса посредством субсидий или  фискальных льгот на инвестиции,

льготных  займов или дотаций.

В частности, в Германии в соответствии с региональной программой

«Возрождение Европы» сформирован специальный бюджетный фонд, из которого

перечисляются средства частным специализированным банкам, дающим мелким

фирмам долгосрочные инвестиционные кредиты по льготным процентным ставкам.

В федеральной  программе субсидирования мелких и  средних германских фирм на

1990 г. специальная  статья помощи для повышения  доли собственных средств

составила около 30% всех субсудий.

Особо стимулируется  в странах ЕС вложение средств  в основные фонды малого и

среднего  предпринимательства.

В некоторых  странах (Бельгия, Франция, Нидерланды и др.) реализуется

практика предоставления малому и среднему бизнесу рискового капитала. В

частности, правительства этих стран гарантируют компенсацию возможных

убытков венчурных фондов.

Европейский Союз также оказывает поддержку  странам, которые не могут выделить

из собственного бюджета средства на развитие малого бизнеса. Так, в начале

1990-х гг. Португалия  получила прямую финансовую помощь  через специальные

структуры ЕС: фонд производственных инвестиций (81К  Е01Р), региональную

систему поощрений (51ВК), систему поощрений за рациональное использование

энергии (51иК.Е), систему поощрений малых инвестиционных проектов (РР1) и

инноваций в  информационных технологиях. Получение  средств способствовало

преодолению технологического разрыва и финансового  дефицита малых

предприятий Португалии в сравнении с общеевропейским уровнем.

     Предоставление налоговых льгот. Все государства ЕС так или иначе

смягчают налоговое бремя для малого и среднего предпринимательства.

Так, в Великобритании наряду со снижением ставки налога на доходы мелких

фирм сокращен налог на инвестиции в новые сферы  малого бизнеса, особенно

связанные с высокой степенью риска. Кроме того, частная инициатива

стимулируется предоставлением налоговых скидок, упрощением финансовой

процедуры слияния и разукрупнения фирм, снижением всех ставок

индивидуального подоходного налога, повышением порога зарплаты, подлежащей

налогообложению по наивысшей ставке.

В Германии к  концу 1988 г. от 50 до 60% всех ремесленных  предприятий были

освобождены от промыслового налога. В 1985 г. был принят «Закон о снижении

налогов», предусматривающий  снижение ставок налогов в 1986 и 1988 гг. В ходе

налоговой реформы 1986-1990 гг. выросли с 10 до 20% нормы особых

амортизационных отчислений для мелких и средних предприятий и сроки

амортизации. Был принят новый, линейно-прогрессивный  метод отчисления налога.

В 1990 г. сократили степень прогрессии и снизили до 53% предельную и до 19%

минимальную ставку подоходного налога. Верхняя граница применения

минимальной ставки упала с 18 тыс. до 8,1 тыс. марок  годового дохода. С 1

января 1990г. мелкие предприятия освобождены  от налога с оборота, если их

оборот не превышает 25 тыс. марок (ранее этот показатель составлял 20 тыс.

марок).

     Создание новых рабочих мест. Как уже указывалось, и не единожды, малый и

средний бизнес является основным источником новых  рабочих мест в Европе.

Государства ЕС оказывают финансовую помощь малым фирмам, предлагающим места

безработным, особенно молодежи. Пальма первенства в этом отношении принадлежит

Ирландии, которую  небывало высокий уровень безработицы  подтолкнул к выделению

субсидий  малому бизнесу еще в 1960-е гг.

В Греции, к  примеру, принята специальная программа  по созданию рабочих мест в

малом бизнесе для молодежи и женщин.

     Региональное оздоровление. В малом бизнесе правительства стран ЕС

справедливо усматривают действенное средство возрождения пришедших в упадок

зон.

Так, в Великобритании принята программа «Действия  для городов», которая

призвана способствовать возрождению старых промышленных центров и

оздоровлению  социального климата в трущобах. В кризисных точках создаются

зоны свободного предпринимательства, где функционируют государственно-

коммерческие  фонды регионального развития, предоставляющие  льготные кредиты и

деловые услуги. Тут резко снижен налог на недвижимость и прибыль, подоходный

и другие налоги, практикуется льготная продажа оборудования. В 1988 г.

британское  правительство учредило специальный фонд для субсидирования

Информация о работе Малый, средний и крупный бизнес в рыночной экономике