Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 23:16, курсовая работа
Может сложиться впечатление, что весь механизм рыночного хозяйства сводится лишь к действию экономического закона спроса и предложения, стихийно приводящего во взаимное соответствие цены, производство и потребление товаров.
Современный капиталистический рынок нельзя понять, не изучая основных действующих лиц, а так же происходящих в нем процессов, т.е. не изучая капиталистические фирмы и их поведение в различных ситуациях. Мелкие и средние фирмы, специализированные компании, ведущие монополии, эксплеренты – каждая из этих типов фирм выполняет свой собственные незаменимые функции.
Введение
1 Малые и средние предприятия
1.1 Малые предприятия и их роль в экономике
1.2 Средние предприятия и их «нищевая» стратегия
2 Крупные предприятия
2.1 Большой бизнес: стандартность, дешевизна, качество
2.2 «Гордые львы», «Большие слоны», Неповоротливые бегемоты»
3 Государственная поддержка малого бизнеса
3.1 Мировой опыт
Выводы
Литература
конкурентом.
Крупное производство не может вновь превратиться в мелкое. Но если оно
неэффективно организовано (не случайно одна из групп монополий получила
название «неповоротливых бегемотов»), то предприятие обычно меняет владельца.
В целом процесс ротации ведущих компаний таков. Молодые гиганты не занимают
место старых, а становятся рядом с ними. В свою очередь, производственный
потенциал теряющих жизнеспособность корпораций не утрачивается, а
встраивается в систему более мощных компаний (обычно с сохранением основных
выпускаемых продуктов, торговых марок и организационных отношений).
Стабильность структуры не мешает изменениям, изменения же не разрушают
структуры. Механизм рыночной экономики стихийно отработал ту форму
обновления, которая, видимо, единственно приемлема для массового
производства: обновление без потрясений.
3 Государственная поддержка
3.1 Мировой опыт
Как уже говорилось, в мировой практике считается нормой государственное
поощрение малого бизнеса в интересах нации. При этом задача государства не
сводится к тому, чтобы на льготных условиях предоставлять мелким и средним
фирмам финансовые, технические и прочие ресурсы и поддерживать частную
инициативу любой ценой. Государство призвано в первую очередь создать такой
правовой и экономический климат, который позволит малому бизнесу не только
удержаться на плаву, но и расти, набирать силу.
Повсюду: в Европе, Японии, США, странах Юго-Восточной Азии и Латинской
Америки —Мелкое и среднее предпринимательство находит все более широкую
поддержку. Даже восточноевропейские державы с переходной экономикой уделяют
особое внимание
государственной поддержке
Поддержка малого бизнеса в странах Европейского Союза
Возросшая роль малого бизнеса заставила большинство стран ЕС признать
необходимость разработки специальной политики, основными целями которой
являются:
·
развитие международной
предприятий;
· создание новых рабочих мест;
· экономический рост малых предприятий;
·
привлечение иностранных
· трансферт (передача) технологий.
В большинстве стран — членов ЕС определение национальной политики в
отношении малого и среднего предпринимательства является прерогативой
федеральных властей, а конкретные мероприятия реализуются на уровне
регионов.
Очевидно, что политика федеральных и региональных властей должна быть
скоординированной и сбалансированной, чтобы не снижать конкурентоспособности
предприятий.
Так, в Испании в течение последних лет возник ряд проблем, связанных с
согласованием функций и действий властей различного уровня. Особенную
остроту они
приобрели после появления
предпринимательства, большая часть которых была задействована в регионах без
ведома правительства Испании.
Как правило, в странах ЕС делами малого и среднего бизнеса ведают
министерства экономики и(или) министерства промышленности и торговли.
Германия и Нидерланды, например, имеют отделы малого и среднего бизнеса в
Министерстве экономики. Во Франции соответствующий отдел создан в
Министерстве промышленности. В Великобритании существует Министерство малого
предпринимательства.
Что же касается программ развития малого и среднего бизнеса, то они
разрабатываются в расчете на участие сразу нескольких министерств, что
опять-таки требует координации усилий.
Суммируя опыт государственной поддержки малого и среднего
предпринимательства в странах ЕС, можно выделить несколько основных
направлений.
Помощь в создании малых предприятий. Прямая заинтересованность
государств ЕС в увеличении числа и расширении сфер деятельности малых
предприятий побуждает их принимать различные программы поощрения начинающих
предпринимателей.
Система образования в ЕС поставлена так, что юные граждане еще в школе
знакомятся с азами бизнеса.
Учат премудростям
предпринимательства и
называемым начальным курсом, дающим минимальный объем знаний и навыков.
преподается и углубленный, который носит прикладной характер и учитывает
специфику деятельности обучаемого.
Разрабатываются особые курсы для женщин и этнических меньшинств.
В Ирландии, например, с 1992 г. действует Программа обучения работе,
призванная повысить конкурентоспособность мелких фирм и уровень
профессиональной подготовки на малых промышленных предприятиях. Курс,
рассчитанный на 26-52 недели, частично оплачивается государством.
С какими трудностями сталкивается начинающий предприниматель? Они типичны:
недостаток стартового капитала, отсутствие четкого бизнес-плана, незнание
законов и рыночной конъюнктуры.
Вот почему в странах ЕС начинающим бизнесменам государство оказывает как
финансовую, так и консультационную помощь, организует обучение.
Например, в Дании за безработным, пожелавшим открыть собственное дело, в
течение стартовых 3,5 лет сохраняется половина пособия по безработице.
Подобная
система принята и в
организации собственного бизнеса, получают еженедельную субсидию в размере
40 ф. ст., которая выплачивается в дополнение к пособию по безработице. В
1989-1990 гг., например,
подобные субсидии получали
В рамках действующей с 1983 г. программы «Молодые предприниматели»
финансовая, юридическая и консультативная помощь оказывается кооперативам и
частным предпринимателям.
В Великобритании сложилась целая сеть организаций, предоставляющих
консультативные услуги, научно-техническую информацию и рекомендации,
касающиеся учреждения и функционирования малого бизнеса. Среди них — Служба
мелких фирм,
местные предпринимательские
коммунальные объединения и инициативные группы.
В Германии лицам, создающим новые малые фирмы, предоставляются кредиты сроком
до 20 лет. Кроме того, правительство выделяет средства на создание новых
мелких предприятий. В 1988 г. на эти цели было ассигновано 720 млн марок.
Развитие субподряда. Работа по субподряду позволяет малым фирмам
получать доступ к технологическим и коммерческим «ноу-хау» больших корпораций.
Действуя как поставщик, малое предприятие в то же время может наладить
производство собственного конечного продукта и достигнуть большей
экономической самостоятельности. Однако малое предпринимательство сталкивается
здесь с такими проблемами, как жесткая международная конкуренция, недостаток
данных о рыночной конъюнктуре. Соответственно основные меры поддержки малого
бизнеса в данной сфере связаны с информированием и консультированием.
Вывод малого бизнеса за рамки национального рынка. В последние годы в ЕС
частично или полностью упразднены многие барьеры, стоявшие на пути
международной торговли, что, безусловно, способствует расширению экспорта.
Однако, как и в случае с субподрядом, вовлечению малого бизнеса в этот процесс
препятствуют конкуренция и недостаточная осведомленность.
Примером государственной поддержки в данной области может служить британская
программа «Экспортная инициатива», которая ориентирована на повышение
заинтересованности потенциальных экспортеров из числа малых фирм в
международной торговле и увеличении ее объемов. Программа эта реализуется:
• отделом торговли и промышленности, который связан с частным сектором и
предоставляет экспортерам-новичкам консультации специалистов;
• информационным центром, работающим по принципу «самопомощи»— допуска
начинающих к массивам данных о рынках;
• справочной
службой, которая оказывает
о спросе на продукт, возможных конкурентах, результатах других маркетинговых
исследований, а также снабжает адресами и телефонами потенциальных
контрагентов.
Финансирование малого бизнеса. Все государства ЕС помогают малому и
среднему бизнесу получить доступ к источникам финансирования, используя при
этом различные рычаги.
Некоторые страны (Великобритания, Нидерланды и др.) в основном
сосредоточиваются на обеспечении гарантий займа.
Например, в 1988-1989 гг. по программе «Гарантированный заем» мелким
британским фирмам было предоставлено ссуд на общую сумму 46 млн ф. ст., а в
1990 г.— уже на на 66 млн ф. ст., причем число заемщиков увеличилось почти
вполовину.
Однако большинство держав создают особые резервы для поддержки малого и
среднего бизнеса посредством субсидий или фискальных льгот на инвестиции,
льготных займов или дотаций.
В частности, в Германии в соответствии с региональной программой
«Возрождение Европы» сформирован специальный бюджетный фонд, из которого
перечисляются средства частным специализированным банкам, дающим мелким
фирмам долгосрочные инвестиционные кредиты по льготным процентным ставкам.
В федеральной программе субсидирования мелких и средних германских фирм на
1990 г. специальная статья помощи для повышения доли собственных средств
составила около 30% всех субсудий.
Особо стимулируется в странах ЕС вложение средств в основные фонды малого и
среднего предпринимательства.
В некоторых странах (Бельгия, Франция, Нидерланды и др.) реализуется
практика предоставления малому и среднему бизнесу рискового капитала. В
частности, правительства этих стран гарантируют компенсацию возможных
убытков венчурных фондов.
Европейский Союз также оказывает поддержку странам, которые не могут выделить
из собственного бюджета средства на развитие малого бизнеса. Так, в начале
1990-х гг. Португалия
получила прямую финансовую
структуры ЕС: фонд производственных инвестиций (81К Е01Р), региональную
систему поощрений (51ВК), систему поощрений за рациональное использование
энергии (51иК.Е), систему поощрений малых инвестиционных проектов (РР1) и
инноваций в информационных технологиях. Получение средств способствовало
преодолению технологического разрыва и финансового дефицита малых
предприятий Португалии в сравнении с общеевропейским уровнем.
Предоставление налоговых льгот. Все государства ЕС так или иначе
смягчают налоговое бремя для малого и среднего предпринимательства.
Так, в Великобритании наряду со снижением ставки налога на доходы мелких
фирм сокращен налог на инвестиции в новые сферы малого бизнеса, особенно
связанные с высокой степенью риска. Кроме того, частная инициатива
стимулируется предоставлением налоговых скидок, упрощением финансовой
процедуры слияния и разукрупнения фирм, снижением всех ставок
индивидуального подоходного налога, повышением порога зарплаты, подлежащей
налогообложению по наивысшей ставке.
В Германии к концу 1988 г. от 50 до 60% всех ремесленных предприятий были
освобождены от промыслового налога. В 1985 г. был принят «Закон о снижении
налогов», предусматривающий снижение ставок налогов в 1986 и 1988 гг. В ходе
налоговой реформы 1986-1990 гг. выросли с 10 до 20% нормы особых
амортизационных отчислений для мелких и средних предприятий и сроки
амортизации. Был принят новый, линейно-прогрессивный метод отчисления налога.
В 1990 г. сократили степень прогрессии и снизили до 53% предельную и до 19%
минимальную ставку подоходного налога. Верхняя граница применения
минимальной ставки упала с 18 тыс. до 8,1 тыс. марок годового дохода. С 1
января 1990г. мелкие предприятия освобождены от налога с оборота, если их
оборот не превышает 25 тыс. марок (ранее этот показатель составлял 20 тыс.
марок).
Создание новых рабочих мест. Как уже указывалось, и не единожды, малый и
средний бизнес является основным источником новых рабочих мест в Европе.
Государства ЕС оказывают финансовую помощь малым фирмам, предлагающим места
безработным, особенно молодежи. Пальма первенства в этом отношении принадлежит
Ирландии, которую небывало высокий уровень безработицы подтолкнул к выделению
субсидий малому бизнесу еще в 1960-е гг.
В Греции, к примеру, принята специальная программа по созданию рабочих мест в
малом бизнесе для молодежи и женщин.
Региональное оздоровление. В малом бизнесе правительства стран ЕС
справедливо усматривают действенное средство возрождения пришедших в упадок
зон.
Так, в Великобритании принята программа «Действия для городов», которая
призвана способствовать возрождению старых промышленных центров и
оздоровлению
социального климата в
зоны свободного предпринимательства, где функционируют государственно-
коммерческие фонды регионального развития, предоставляющие льготные кредиты и
деловые услуги. Тут резко снижен налог на недвижимость и прибыль, подоходный
и другие налоги, практикуется льготная продажа оборудования. В 1988 г.
британское правительство учредило специальный фонд для субсидирования
Информация о работе Малый, средний и крупный бизнес в рыночной экономике