Международные стандарты финансовой отчетности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 17:00, дипломная работа

Описание работы

. Цель данной дипломной работы заключается в описании и анализе возможных направлений усовершенствования методических основ и механизмов адаптации данных отечественного бухгалтерского учета и финансовой отчетности к требованиям Международных стандартов, а также подробное рассмотрение одной из стратегии перехода российских компаний на составление финансовой отчетности в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• обосновать необходимость гармонизации системы бухгалтерского учета и отчетности ;
• выделить преимущества Международных стандартов финансовой отчетности по сравнению национальными системами учета и отчетности;

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Международные стандарты финансовой отчетности в системе международной гармонизации бухгалтерской практики. 5
1.1. Необходимость международной гармонизации системы бухгалтерских стандартов 5
1.2. Концептуальные основы финансового учета и отчетности согласно МСФО 9
1.3. Основные различия в финансовой отчетности, составленной по российским и Международным стандартам 14
Глава 2. Адаптация бухгалтерской отчетности российских промышленных предприятий к международным стандартам 19
2.1. Подготовительный этап трансформации российской отчетности в отчетность, соответствующую МСФО 19
2.2. Аналитический этап трансформации российской бухгалтерской отчетности в отчетность, соответствующую МСФО. 28
2.3. Основной этап трансформации российской бухгалтерской отчетности в отчетность, соответствующую МСФО 41
2.4. Подходы к устранению влияния инфляции на показатели финансовой отчетности 53
Глава 3.Основные проблемы и направления внедрения МСФО в практику Российской системы бухгалтерского учета 62
3.1.Преимущества применения Международных стандартов финансовой отчетности российскими компаниями. 62
3.2.Проблемы и трудности составления финансовой отчетности российскими предприятиями согласно МСФО 67
3.3.Направления более полного внедрения МСФО в практику Российской системы бухгалтерского учета 70
Заключение 73
Список использованной литературы 76
Приложения 82

Файлы: 1 файл

Готовый диплом.doc

— 1.49 Мб (Скачать файл)

Министерство  образования Российской Федерации

Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова

 

 

 

 

Кафедра бухгалтерского учета

 

 

 

Институт бизнеса и делового администрирования 

Специальность «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

Курс 5

 

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

Студента 

 

 

 

Тема Международные стандарты  финансовой отчетности

 

 

 

 

 

Научный руководитель

 

 

 

 

Работа рассмотрена

и допущена к защите

 

Заведующий кафедрой

«Бухгалтерского учета»

 

 

 

«___» _____________ 2005г.

 

 

Москва 2005

 

Содержание

 

 

Введение

 

В связи с глобализацией финансовых рынков капитала возникают такие  проблемы, как несопоставимость финансовой отчетности компаний и неадекватность финансовой информации для целей проведения точной оценки рисков и принятия инвесторами обоснованных решений. В настоящее время все больше очевидна необходимость стандартов бухгалтерского учета и  финансовой отчетности, признанных на Международном уровне, с тем чтобы обеспечить инвесторов сопоставимой и качественной информацией.

Развитие рыночных отношений в  России выдвинуло в число актуальных вопрос о совершенствовании системы  бухгалтерского учета  и отчетности и приведения ее в соответствие с Международными стандартами. С этой точки зрения для России Международные стандарты финансовой отчетности являются удобным стартом создания логичной системы, позволяющей устранить отличия «административного» учета от «рыночного», системы, которая может дополняться и углубляться с учетом специфики национальной экономики. 

В последние несколько лет Правительством Российской Федерации проводится курс на приведение национальной практики бухгалтерского учета в соответствие с принципами, заложенными в Международных стандартах финансовой отчетности. В соответствии с этим курсом Правительство приняло ряд важных документов, закладывающих и регулирующих основы новой бухгалтерской системы, отвечающей принципам рыночной экономики. Основополагающим среди них является «Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности, утвержденная Постановлением от 6 марта 1998 года № 283.

На современном этапе процесс  адаптации российского бухгалтерского учета и отчетности к МСФО мог бы стать важной составляющей экономических реформ. Важность и актуальность проблем бухгалтерской отчетности на стадии ее адаптации к Международным стандартам, а также недостаточная их разработанность обусловили актуальность темы данной дипломной работы.

Цели и задачи дипломной работы.   Цель данной дипломной работы заключается в описании и анализе возможных направлений усовершенствования методических основ и механизмов адаптации данных отечественного бухгалтерского учета и финансовой отчетности к  требованиям Международных стандартов, а также подробное рассмотрение одной из стратегии перехода российских компаний на составление финансовой отчетности в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • обосновать необходимость гармонизации системы бухгалтерского учета и отчетности ;
  • выделить преимущества Международных стандартов финансовой отчетности по сравнению национальными системами учета и отчетности;
  • проанализировать ход реформ в России бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с МСФО;
  • выявить различия в критериях признания и оценки элементов финансовой отчетности в зарубежной и российской практики стандартизации составления и предоставления финансовой отчетности;
  • исследовать существующие в настоящее время способы адаптации российской бухгалтерской отчетности к отчетности соответствующей МСФО, и на их основе разработать структуру процесса адаптации российской отчетности к отчетности, отвечающей требованиям МСФО;
  • проанализировать используемые в Международной практике подходы по устранению влияния инфляции на показатели финансовой отчетности.

Предмет и объекты дипломной работы. Предметом исследования является совокупность принципов и методов отражения в бухгалтерском учете и отчетности фактов хозяйственной деятельности предприятия как в соответствии с российскими, так и Международными стандартами.

В качестве объекта выбрана система бухгалтерского учета и отчетности российского промышленного предприятия ОАО «Ростсельмаш» и процесс ее адаптации к Международным стандартам финансовой отчетности.

Основой и информационной базой дипломной работы являются труды отечественных и зарубежных ученых, материалы научно-практических конференций и семинаров. В процессе написания Дипломной работы изучены законодательные, нормативные и инструктивные материалы Министерства финансов РФ, Центрального банка РФ, Международные и российские бухгалтерские стандарты.

 

 

Глава 1.    Международные  стандарты финансовой отчетности в  системе международной гармонизации бухгалтерской практики.

    1. Необходимость международной гармонизации системы бухгалтерских стандартов

В условиях глобализации экономики, создания региональных экономических пространств (Единый рынок в Европе, НАФТА  на американском континенте), расширения инвестиционных возможностей, развития международных финансовых рынков, бурных процессов в области информационных технологий все большее значение приобретает необходимость гармонизации стандартов финансовой отчетности.

Отсутствие единой системы бухгалтерского учета и различная интерпретация существующих стандартов порой приводят к парадоксальным ситуациям. При этом можно сослаться на два классических примера, которые довольно часто фигурируют в финансовой литературе и в выступлениях специалистов.

Один случай примерно 30-летней давности произошел в Англии, когда две политические партии (правящая и оппозиционная) в ходе предвыборной борьбы привели результаты экономической  деятельности правительства за один и тот же год. Согласно подсчетам одной партии экономика была прибыльной, по данным другой — она оказалась убыточной. При этом используемые показатели не искажались и бухгалтерские принципы не нарушались.

Другой пример относится к 1993 г. Он был приведен в выступлении председателя Комиссии по ценным бумагам и биржам США Артура Левитта на Американском совете по Германии 7 октября 1999 г. в Нью-Йорке. Компания Даймлер-Бенц, согласно финансовой отчетности, проведенной на основании германских бухгалтерских стандартов, показала прибыль в 1993 г. в размере 168 млн западногерманских марок, а с использованием стандартов американской системы GAAP — понесла убытки в размере почти 1 млрд западногерманских марок за тот же период.

Подобного рода расхождения в финансовых показателях  вызывают озабоченность и замешательство у экономистов и финансистов, управляющих банков, руководителей коммерческих структур и особенно у инвесторов.

При отсутствии единой бухгалтерской отчетности международные  инвесторы, заинтересованные в сохранении капитала и уменьшении инвестиционных рисков, вынуждены проводить дополнительные аналитические исследования, направленные на выявление истинного финансового положения конкретных предприятий или компаний, в результате чего капитал становится дороже.

Поставщики капитала должны иметь возможность оценивать результаты деятельности структур на основе полной сопоставимости, которая возможна только в условиях четкой стандартизации финансовой отчетности. В идеальном варианте речь идет о едином своде стандартов, который позволил бы обеспечить максимальную сравнимость бухгалтерских характеристик и на этой основе достигнуть полного взаимопонимания со стороны пользователей финансовых отчетов.

Общепринятые  стандарты финансовой отчетности необходимы развивающимся странам и странам  с формирующейся экономикой, которые, будучи заинтересованы в привлечении иностранного капитала, имеют возможность получить изыскиваемые средства на более льготных условиях и в более сжатые сроки.

В совершенствовании  системы международных финансовых стандартов заинтересованы также и страны с развитой экономикой, которые, действуя в условиях диверсифицированного международного рынка, подверженного в современных условиях различным колебаниям и рискам, стремятся не только достичь определенного уровня стабильности, но и обеспечить дальнейший экономический рост.

В целях удовлетворения потребностей мирового сообщества в  создании современной системы финансовой отчетности в 1973 г. был образован  Комитет по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО, или IASQ), в который вошли представители профессиональных организаций бухгалтеров Австралии, Канады, Франции, Германии/ Японии, Мексики, Нидерландов, Великобритании, Ирландии и США.

С 1983 г. в состав КМСФО вошли все профессиональные бухгалтерские организации, являющиеся членами Международной федерации бухгалтеров (IFCA). На сегодняшний день КМСФО объединяет посланцев 143 бухгалтерских организаций из 104 стран, представляющих интересы 2 млн. бухгалтеров.

Комитет по международным  стандартам финансовой отчетности является независимой частной организацией, цель которой состоит в разработке единых принципов бухгалтерского учета, используемых коммерческими предприятиями и другими организациями всего мира при составлении финансовой отчетности.

Комитет работает в тесном контакте с национальными организациями по разработке стандартов, с комитетами по ценным бумагам и с биржами ряда стран, с Мировым банком, а также с межправительственными организациями, такими как Европейская Комиссия, Организация экономического сотрудничества и развития, ООН и др.

Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) в первые годы своего существования представляли собой  по большей части констатацию  существующей практики в ведущих  странах мира, что предполагало несколько  вариантов выбора. В конце 1980х  произошли два важных события, приведшие к пересмотру этого положения: публикация КМСФО Концепции и проведение переговоров с Международной организацией комиссий по ценным бумагам МОКЦБ (IOSCO)

Концепция была опубликована в 1989 году. В некотором смысле она является результатом предшествующей работы в США в данной области. В ней четко определено, что финансовая отчетность по МСФО предназначена главным образом для пользователей, принимающих финансовые решения, таких, как инвесторы, и не предназначена для управленческого персонала или же налоговых органов. Концепция установила качественные критерии информации (такие, как уместность и надежность), а также определила различные элементы финансовой отчетности, начиная с активов и пассивов, так что акционерный капитал, доходы и расходы определяются через пассивы и активы. С помощью Концепции, Правление смогло приступить к работе по унификации и улучшению стандартов.

МОКЦБ (IOSCO) представляет собой клуб регуляторов фондовых рынков. Он прекрасно осознает потребность  в международных стандартах при составлении консолидированной финансовой отчетности компаний, чьи акции торгуются на рынках, в особенности акций компаний-нерезидентов на фондовых биржах. МОКЦБ (IOSCO) пообещала рассмотреть возможность поддержать использование МСФО, если они будут представлять собой всеобъемлющий набор стандартов, допускающий лишь немногочисленные разночтения. КМСФО работала над улучшением стандартов в течение всех 1990х годов, что привело к принятию их МОКЦБ (IOSCO) в 2000 г. Почти все члены МОКЦБ (IOSCO) уже приняли МСФО к использованию в отношении нерезидентов.

Большой проблемой  при введении МСФО всегда было отсутствие необходимого механизма, который обеспечил  бы их соблюдение. Вплоть до 1990х случаи полного применения МСФО национальными  регуляторами или отдельными компаниями были весьма редки. Тем не менее, национальные разработчики стандартов и властные структуры все в большей степени учитывали требования, содержащиеся в МСФО. В конце концов, властные структуры одних стран (например, Кипра или в Хорватии) ввели обязательное соблюдение МСФО для некоторых или всех компаний, а других (например, Сингапура и Японии) постарались свести к минимуму расхождения с МСФО. Более того, некоторые крупные компании (например, в Швейцарии и Германии) стали применять МСФО для составления консолидированной финансовой отчетности с целью занижения стоимости капитала. Некоторые европейские страны с 1998 г. внесли поправки в свое законодательство с целью упрощения.

Европейский союз (ЕС) еще с 1970х пытался использовать другое средство достичь гармонизации – издание Директив, которые впоследствии трансформировались бы в национальные законы. Однако в этих директивах содержалось еще больше разночтений, чем в МСФО, так что результаты этих усилий оказались весьма скромными. Так, например, немецкое законодательство, основанное на четвертой директиве, существенно отличается от Британского законодательства (и стандартов), основанных на той же директиве, не говоря о том, что британские стандарты вносят дополнительные требования. В 2002 в директиву вносятся дополнительные поправки с тем, чтобы избежать несоответствия с МСФО.

В течение 1990х  стратегия ЕС менялась. Этот процесс  завершился с принятием в июне 2002 года Постановления, требующего использования  МСФО для составления консолидированной финансовой отчетности всеми включенными в биржевой листинг компаниями к 2005 году (в отдельных случаях крайний срок для начала обязательного использование МСФО отодвинут до 2007 года). Таким образом, устанавливается приоритет над всеми директивами, национальными законодательствами и стандартами. ЕС согласился с тем, что для составления отчетности для рынков капитала требования МСФО имеют приоритет над многими требованиями ЕС, основанными на директивах. Странам-членам ЕС разрешено распространять действие упомянутого Постановления на компании, не входящие в листинг, а также на неконсолидированную финансовую отчетность.

Информация о работе Международные стандарты финансовой отчетности