Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 17:00, дипломная работа
. Цель данной дипломной работы заключается в описании и анализе возможных направлений усовершенствования методических основ и механизмов адаптации данных отечественного бухгалтерского учета и финансовой отчетности к требованиям Международных стандартов, а также подробное рассмотрение одной из стратегии перехода российских компаний на составление финансовой отчетности в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• обосновать необходимость гармонизации системы бухгалтерского учета и отчетности ;
• выделить преимущества Международных стандартов финансовой отчетности по сравнению национальными системами учета и отчетности;
Введение 3
Глава 1. Международные стандарты финансовой отчетности в системе международной гармонизации бухгалтерской практики. 5
1.1. Необходимость международной гармонизации системы бухгалтерских стандартов 5
1.2. Концептуальные основы финансового учета и отчетности согласно МСФО 9
1.3. Основные различия в финансовой отчетности, составленной по российским и Международным стандартам 14
Глава 2. Адаптация бухгалтерской отчетности российских промышленных предприятий к международным стандартам 19
2.1. Подготовительный этап трансформации российской отчетности в отчетность, соответствующую МСФО 19
2.2. Аналитический этап трансформации российской бухгалтерской отчетности в отчетность, соответствующую МСФО. 28
2.3. Основной этап трансформации российской бухгалтерской отчетности в отчетность, соответствующую МСФО 41
2.4. Подходы к устранению влияния инфляции на показатели финансовой отчетности 53
Глава 3.Основные проблемы и направления внедрения МСФО в практику Российской системы бухгалтерского учета 62
3.1.Преимущества применения Международных стандартов финансовой отчетности российскими компаниями. 62
3.2.Проблемы и трудности составления финансовой отчетности российскими предприятиями согласно МСФО 67
3.3.Направления более полного внедрения МСФО в практику Российской системы бухгалтерского учета 70
Заключение 73
Список использованной литературы 76
Приложения 82
Все страны в той или иной мере применяющие Международные стандарты финансовой отчетности можно разделить по степени внедрения МСФО на четыре категории.
Категория 1 Полномасштабное внедрение МСФО для всех компаний, независимо от того, включены ли они в биржевой листинг или нет. Этой категории соответствуют 36 стран.
Категория 2 Обязательное следование МСФО только для компаний, включенных в биржевой листинг. В эту группу попали Китай, Эстония, Гонконг и Латвия.
Категория 3 Страны, чье законодательство допускает применение МСФО или других международно-признанных принципов отчетности (например, ГААП США) вместо национальных правил. Примерами таких стран являются Дания, Германия, Венгрия и Нидерланды.
Категория 4 Страны, чьи национальные стандарты финансовой отчетности приближаются к МСФО, например, Египет, Малайзия, Сингапур и Южная Африка, причем степень приближенности национальных стандартов к МСФО варьируется.
Возможны также комбинации указанных категорий, например, 2 и 4. Кроме того, многие страны собираются ввести МСФО либо для всех компаний, либо для компаний, чьи акции торгуются на бирже, к 2005 году. В качестве примера можно привести всех членов Европейского Союза, а также страны-претенденты на принятие в ЕС.
Есть также группа стран, где закон не содержит ни прямого разрешения, ни запрета на использование МСФО, но одновременно является достаточно гибким, особенно в части представления консолидированной отчетности, для того, чтобы можно было использовать МСФО в официальной отчетности. В Швейцарии, многие крупнейшие компании уже давно пользуются таким положением вещей.
Суть гармонизации бухгалтерского учета и финансовой отчетности во всем мире заключается в том, чтобы системы учета разных стран соответствовали принципам международного учета. Важно не столько унификация отдельных разделов бухгалтерского учета, а соблюдение единых для всех хозяйствующих субъектов допущений построения бухгалтерского учета и финансовой отчетности.
Разнообразие социальных, политических, экономических и юридических условий в каждой стране приводит к возникновению различных принципов, которым должна соответствовать публичная отчетность.
Вместе с тем опыт мирового развития бухгалтерского учета и отчетности свидетельствует, что существуют общепринятые принципы, которые определяют качественные характеристики отчетности. Международный комитет по бухгалтерским стандартам разработал основные принципы составления отчетности и создал баланс качественных характеристик.
Понятность (understandability)
Основным качеством информации, представляемой в финансовой отчетности является ее доступность для понимания пользователем. Предполагается, что для этого пользователи должны иметь достаточные знания в сфере деловой и экономической деятельности, бухгалтерского учета и желание изучать информацию с должным старанием. Однако информация о сложных вопросах, которые должны быть отражены в финансовой отчетности ввиду их важности для принятия пользователями экономических решений, не должна исключаться только из-за того, что может оказаться слишком сложной для понимания определенными пользователями
Уместность или значимость (relevance)
Чтобы быть полезной, информация должна быть уместной (значимой) для пользователей, принимающих решения. Информация является значимой, когда она влияет на экономические решения пользователей, помогая им оценивать прошлые, настоящие и будущие события, подтверждать, или исправлять их прошлые оценки.
Значимость информации определяется ее существенностью, своевременностью и рациональностью. Информация считается существенной, если ее отсутствие или искаженное представление могут повлиять на экономические решения пользователей. Информация своевременна в том случае, когда она не способствует задержке в принятии адекватных экономических решений. Рациональной информацию можно назвать тогда, когда выгода от ее получения превышает стоимость ее обеспечения. Оценка выгоды и затрат, как правило, определяется на основе профессионального суждения, например, дальнейшее обеспечение информацией кредиторов может сократить расходы по займам.
Надежность (reliability) Информация считается надежной, если она правдиво сообщает пользователю те факты, которые должна сообщать. Таким образом, финансовая информация является надежной, если пользователь может полагаться на отраженные основные финансовые операции предприятия. Надежность информации зависит от достоверности, подтверждаемости и нейтральности. Информация должна быть полной и непредвзятой.
Сопоставимость или
сравнимость (comparability)Сра
На практике часто необходимо найти оптимальное сочетание всех качественных характеристик, исходя из потребностей пользователей и приоритетов самих предприятий. Относительная важность характеристик определяется на основании профессиональной оценки специалистов.
Элементы финансовой отчётности
Важно также сказать об элементах финансовых отчетов. Такими элементами отчетов называются финансовые операции, сгруппированные в классы в соответствии с их экономическими характеристиками. Эти элементы необходимы для оценки финансового положения и финансовых результатов деятельности организации. Классификация элементов финансовых отчетов выглядит следующим образом.
Активы — это контролируемые организацией ресурсы, использование которых, возможно, вызовет в будущем приток экономической выгоды. Будущая экономическая выгода, воплощенная в активе, — это потенциал, вкладываемый прямо или косвенно в приток денежных средств или их эквивалентов. Будущие экономические выгоды от использования активов могут возникать в тех случаях, когда:
• актив используется обособленно
или в сочетании с другим активом
для производства товаров и услуг,
предназначенных для
• актив обменивается на другие активы;
• актив используется для погашения обязательств;
• актив распределен между владельцами (собственниками) организации.
Многие активы, например, счета
дебиторов и собственности
Обязательства — это существующая на отчетную дату реальная задолженность организации, погашение которой вызывает уменьшение экономической выгоды в виде оттока ресурсов, чтобы удовлетворить претензии другой стороны. Обязательства могут возникать в силу действия договора или правовой нормы либо делового договора доверия.
Погашение обязательств может осуществляться различными способами:
• оплатой;
• передачей других активов;
• предоставлением услуг;
• замещением данного обязательства другим;
• обменом обязательства на собственный капитал;
• снятием требования со стороны кредитора.
Существует также будущее
Собственный капитал — это остаточный интерес в активах предприятия после вычета обязательств. Иными словами, капитал представляет собой вложения собственников и накопленную прибыль организации. В балансовом отчете собственный капитал может быть разбит на подклассы. Например, уставный капитал, нераспределенная прибыль и резервы показываются отдельно. Такие классификации могут быть значимы для пользователей финансовых отчетов при принятии решении, так как они являются показателями правовых или других ограничений способности предприятия распределять или иначе использовать собственный капитал.
Финансовый результат организации характеризуется такими элементами:
• доходы — это увеличение экономических выгод в течение отчетного периода в форме притока или увеличения активов, либо уменьшения обязательств, которые в итоге приводят к увеличению собственного капитала (за исключением вкладов владельцев в уставный капитал). Доход включает в себя выручку, полученную в результате основной (уставной) деятельности организации, и доходы, полученные в результате неосновной деятельности. Выручка, полученная от основной деятельности, может фигурировать под различными названиями, такими, как: реализация, вознаграждения, проценты, гонорары и рента, — в зависимости от типа предприятия. Примером доходов от неосновной деятельности могут служить доходы от реализации внеоборотных активов и внереализационные доходы от переоценки активов и рыночной стоимости ценных бумаг;
• расходы — это уменьшение экономической выгоды в отчетном периоде в форме оттока или использования активов или возникновения обязательств, которые ведут к уменьшению собственного капитала (за исключением распределения собственного капитала между владельцами). Расходы включают в себя затраты и убытки, возникающие в ходе основной деятельности предприятия. К таким затратам относятся затраты на производство продукции (работ, услуг), амортизация и т. п. Убытки могут возникать в результате стихийных бедствий, продажи внеоборотных активов, а также в результате внереализационных операций (допустим, изменений валютных курсов, переоценки активов и т . п.).
Оценка элементов финансовой отчетности согласно МСФО
Существенным также является вопрос измерения элементов финансовых отчетов. Измерение — это определение денежной суммы, на основании которой элементы финансовых отчетов должны быть признаны и внесены в балансовый отчет и в отчет о прибылях и убытках. Этот процесс включает в себя выбор определенной основы измерения. Международными стандартами предполагаются различные вариантов измерения активов и обязательств предприятия.
Первоначальная стоимость (historical cost).
Активы и обязательства
Текущая или восстановительная стоимость (current cost)
Активы показываются в отчете по их текущей рыночной стоимости, т.е. в сумме денежных средств, которые могут быть получены в результате продажи объекта или при наступлении срока его ликвидации. Обязательства отражаются в отчете в сумме денежных средств или их эквивалентов, необходимых для того, чтобы оплатить их в настоящее время.
Реализационная или ликвидационная стоимость (realizable or settlement value)
Активы записываются по сумме денежных средств или их эквивалентов, которые могут быть получены от продажи при ликвидации компании. Обязательства отражаются по первоначальной стоимости.
Реальная стоимость (real cost).
Активы показываются по дисконтированной стоимости будущих чистых поступлений денежных средств, которые должны обеспечивать возобновление активов при нормальном функционировании организации. Обязательства отражаются по дисконтированной стоимости будущих чистых отчислений денежных средств, которые могут быть использованы для погашения обязательств при нормальном течении бизнеса.
За основу для измерений при подготовке финансовых отчетов предприятия принимают первоначальную стоимость. Обычно она комбинируется с другими оценками. Например, при оценке материально-производственных запасов из двух стоимостей — покупной или рыночной — выбирают меньшую. Ценные бумаги, обращающиеся на рынке, отражаются по рыночной цене, а обязательства по пенсионному обеспечению оцениваются по их реальной стоимости.
После рассмотрения основополагающих правил, которых необходимо придерживаться при составлении финансовых отчетов в соответствии с международными стандартами, целесообразно приступить к рассмотрению самих международных стандартов финансовой отчетности и существующей модели их группировки.
В соответствии с Планом внедрения положений (стандартов) бухгалтерского учета, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 1998 года № 587-р, переход России на Международные Стандарты Финансовой Отчетности должен быть осуществлен к 2005 году, так как и для регулирующих органов, и для участников рынка, очевидно несовершенство действующей системы бухгалтерского учета.
Информация о работе Международные стандарты финансовой отчетности