Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 23:03, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является анализ и оценка эффективности производства говядины на предприятии и дальнейшее ее повышение.
Предмет исследования — производство говядины на предприятии, его сущность, значение и пути повышения эффективности.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………………...2
1. РОЛЬ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВА МЯСА КРС В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ……………………………..4
1.1 Народно-хозяйственное значение повышения эффективности производства говядины и характеристика системы показателей ее измерения…………………………………………..4
1.2 Место, роль, значение мяса КРС в насыщении продовольственного рынка ……………5
1.3 Зарубежный опыт производства говядины………………………………………………...6
1.4 Факторы, показатели эффективного производства говядины в современных условиях…………………………………………………………………………………………..8
2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ГОВЯДИНЫ В СПК «МАЯК-ЗАПОЛЬЕ»……………………………………………………………………………………...12
2.1 Характеристика предприятия и эффективность использования его ресурсного потенциала………………………………………………………………………………………12
2.2 Производственный потенциал отрасли и ее место в отраслевой структуре хозяйствования………………………………………………………………………………….18
2.3 Анализ и оценка эффективности производства говядины………………………………19
2.4 Анализ финансовых результатов работы предприятия………………………………….22
3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ГОВЯДИНЫ В СПК «МАЯК-ЗАПОЛЬЕ»……………………………………………………………………………24
3.1 Повышение продуктивности животных и качества продукции………………………...24
3.2 Создание прочной кормовой базы путем повышения интенсивности и экономической эффективности кормопроизводства…………………………………………………………...25
3.3 Снижение трудо-, энерго- и ресурсоемкости производства мяса КРС…………………27
3.4 Снижение себестоимости и повышение рентабельности производства говядины…….29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………... 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………………..34
Для
рынка живого скота и мясной продукции
характерным является цикличность
предложения по отношению к спросу.
Особенно это касается выращивания
и откорма крупного рогатого скота.
Причина заключается в низкой
эластичности реагирования отрасли
на конъюнктурные изменения
а) сельхозпроизводители определяют будущие цены на скот на базе текущих цен;
б) существует промежуток времени между изменением ожидаемого уровня цен и реализацией скота;
в) цены на скот связаны с ценами и спросом на говядину.
1.3. Зарубежный опыт производства говядины
Мясное скотоводство во многих странах мира развивается довольно динамично и наряду с увеличением поголовья скота обеспечивает рост производства говядины.
В 2010 г. мировое производство мяса КРС в убойном весе составило 57043 тыс. т., по прогнозным данным сентября 2011г. – 56848 тыс.т.
Основными производителями говядины в мире являются США (21% мирового рынка), Бразилия (16%) и страны ЕС (14%), в 2011г произведено соответственно 12048, 9030 и 8050 тыс. т.
Основными импортерами говядины являются США и Россия (по 15% мирового рынка каждая страна), 911 и 1050 тыс. т.
Ведущими экспортерами говядины остаются Бразилия (20% мирового рынка), Австралия (18%), США (13%) и Индия (12%).
В США наблюдается устойчивый рост объемов производства говядины. Общий объем забоя скота достиг на август 2011г. показателя в 3,10 млн. голов, а экспорт говядины составил 857680 тонн. Самым активным импортером американского мяса выступает Мексика.
Поголовье КРС и телят, помещенных на откорм для дальнейшей отправки на
скотобойни, составило 10,7 млн. голов по данным на 1 сентября 2011года. Это исторический максимум для данного сезона с 1996 года.
В Аргентине объем производства мяса сократился на 7 %, притом, что средний весовой показатель КРС вырос на 7 % до отметки в 231 кг.
Потребление говядины в Аргентине продолжает сокращаться, поскольку снижение поставок мяса привело к значительному росту цен. С начала текущего года средний объем потребления говядины по стране составил 54 кг на душу населения (для сравнения, в 2009 году – 69 кг).
Поголовье
стада КРС в Аргентине
Объем экспортных поставок скота из Аргентины на мировые рынки снизился на 17 % в годовом исчислении до 84 372 тонн убойного веса (для сравнения, в 2009 году за тот же обозреваемый период поставки скота составили 202 725 тонн).
В сентябре 2011 г. экспорт австралийской говядины и телятины на мировые рынки вырос на 8% в годовом исчислении до показателя в 81 965 тонн убойного веса.
Несмотря
на ухудшение условий для экспорта
австралийской продукции с
Очень перспективным экспортным направлением для Австралии в 2011 году стала Россия, объем поставок в которую только в сентябре вырос на 30 % и составил 7,1 тыс. тонн. С начала года поставки увеличились на 63 % и достигли 46,4 тыс. тонн. Россия стала четвертым по объемам и значимости экспортным рынком для австралийской говядины.
Австралия
сможет воспользоваться всеми
Производство мяса на Украине в январе-сентябре 2011 г. возросло на 5% по сравнению с 2010 г. – до 2,11 млн. тонн (в живом весе), в т.ч. в сельскохозяйственных предприятиях — на 8,4%, в хозяйствах населения — на 0,7%.
По состоянию на 1 октября 2011 г. в Украине поголовье крупного рогатого скота составило 568,0 тыс. голов, что на 2,9% меньше данных на 1 октября 2010 г.
Импорт мяса в Украину в январе-августе 2011 г. сократился вдвое по сравнению с аналогичным периодом 2010 г. – до 95 тыс. т. При этом экспорт мяса вырос на 50% – до 45 тыс. т.
По сравнению с потреблением мяса на душу населения 88 кг. в Беларуси, средний российский показатель – 68 кг в год на душу населения, в то время как в развитых странах в год потребляется 81–88 кг. Тем не менее, она заметно опережает развивающиеся страны, где потребление мяса и мясных продуктов равно 31,7 кг в год на человека при среднемировом потреблении в 40-42 кг в год.
1.4. Факторы, показатели эффективного производства говядины в современных условиях
Эффективность функционирования сельскохозяйственного предприятия и его отраслей зависит от ряда факторов, помимо природно-климатических условий, укрупнено делимых на факторы внешней рыночной среды и факторы внутренней организации производства.
Внешняя
рыночная (экономическая) среда создает
стимулы либо принуждение к изменению
рыночного поведения
В рыночных условиях наиболее важным для производителей является стремление получить наибольшую экономическую выгоду. Это предполагает производство сельскохозяйственной продукции с высокими потребительскими свойствами и низкими издержками. Отсюда, к факторам первого порядка, которые определяют общую массу прибыли от реализации скота и птицы, относятся уровень закупочных цен, себестоимость реализуемой продукции и объемы продаж скота либо готовых продуктов.
Уровень закупочных цен зависит от качества реализуемой продукции, каналов сбыта, существующего спроса на продукт в определенный момент времени и т.д. В настоящее время цены на животноводческую продукцию низкоэластичны, поскольку минимальный их уровень устанавливается государством и не всегда отражает реальное соотношение спроса и предложения и общественно необходимые затраты на ее производство. Вместе с тем сфера заготовок и переработки мяса характеризуется высокой степенью монополизма. Поэтому агропроизводители вынуждены реализовывать свою продукцию по диктуемым им ценам.
Минимальные
закупочные цены на крупный рогатый
скот устанавливается в живой
и убойной массе с
Рынок мяса в Республике Беларусь в настоящее время является насыщенным, при том, что потребность населения в этой продукции ограничена его платежеспособностью. Последнее обстоятельство определяет предел роста общей массы доходов производителей за счет значительного увеличения объема продаж внутри республики. Тем не менее, рост совокупной прибыли от реализации больших объемов скота возможен за счет экспорта. Экспортная направленность требует повышения конкурентоспособности отечественной продукции, поскольку ценовые преимущества говядины на уровне 1,2 – 1,4 раза обусловлены факторами низшего порядка (дешевизна трудовых ресурсов, разница в валютных курсах и др.) и могут быть быстро утеряны. Определяющей для производителей мясной продукции скотоводства в сложившейся ситуации должна стать стратегия снижения издержек и повышения качества продукции на основе интенсификации производства и задействования всех внутриотраслевых факторов роста эффективности выращивания и откорма крупного рогатого скота, система которых имеет следующий вид:
Количественно объективные факторы повышения эффективности выращивания и откорма скота на сельскохозяйственных организациях можно представить в виде таких показателей, как:
Реализация потенциала, заключенного в вышеназванных факторах, лежит в основе высокоэффективного выращивания и откорма крупного рогатого скота.
Основным направлением динамичного и эффективного развития выращивания и откорма крупного рогатого скота на мясо в перспективе является интенсификация отрасли, обеспечивающая рост продуктивности, снижение затрат и повышение окупаемости ресурсов. Стратегическим направлением развития животноводства на пути его интенсификации должен стать перевод отрасли (включая кормопроизводство) на современную индустриальную основу, преодоление ее технологической и технической отсталости, переход на прогрессивные технологии, в основе которых лежат достижения науки и передовой практики (прежде всего биотехнологии), компьютеризация и информатизация.
Реализация данного направления связана со значительными капитальными вложениями и не может быть осуществлена в короткие сроки. В нынешней ситуации в повышении интенсивности и эффективности производства особое значение приобретают коренное преобразование системы экономических отношений, форм собственности и хозяйствования, обеспечение системы стимулов и экономических интересов, квалифицированный менеджмент, системы внутрихозяйственного расчета, всемерное использование традиционных технологий, задействование всех низкокапиталоемких факторов интенсификации и неиспользуемых внутренних резервов.
К
основным путям повышения экономической
эффективности мясного
2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ГОВЯДИНЫ В СПК «МАЯК-ЗАПОЛЬЕ»
2.1 Характеристика предприятия и эффективность использования его ресурсного потенциала
СПК «Маяк-Заполье» находится в д. Красное Кореличского района, Гродненской области.
Данное предприятие занимается
разведением КРС мясо-
Чтобы определить специализацию изучаемого нами хозяйства, рассмотрим состав и структуру товарной сельскохозяйственной продукции СПК «Маяк-Заполье» за анализируемый период по данным таблицы 2.1.
Таблица 2.1. Структура товарной сельскохозяйственной продукции
Отрасли и виды товарной продукции |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
В среднем за 2008 – 2010 гг. |
Место в ранжированном ряду , i | ||||
млн. руб. |
в % к итогу |
млн. руб. |
в % к ит. |
млн. руб. |
в % к ит. |
млн. руб. |
в % к ит. | ||
Растениеводство всего |
3889 |
25,9 |
3571 |
23,3 |
4064 |
22,9 |
3841 |
24,0 |
- |
в том числе: зерно |
1525 |
10,1 |
1121 |
7,3 |
1466 |
8,3 |
1371 |
8,6 |
5 |
рапс |
295 |
2,0 |
410 |
2,7 |
85 |
0,5 |
263 |
1,6 |
7 |
картофель |
113 |
0,8 |
85 |
0,6 |
103 |
0,6 |
100 |
0,6 |
9 |
сахарная свекла |
1434 |
9,5 |
1689 |
11,0 |
2139 |
12,0 |
1754 |
11,0 |
3 |
льнотреста
|
298 |
2,0 |
169 |
1,1 |
203 |
1,1 |
223 |
1,4 |
8 |
Животноводство всего |
10794 |
71,8 |
11283 |
73,7 |
13230 |
74,5 |
11769 |
73,4 |
- |
в том числе: мясо КРС |
1148 |
7,6 |
1638 |
10,7 |
1742 |
9,8 |
1509 |
9,4 |
4 |
свинина |
4926 |
32,8 |
4968 |
32,4 |
5596 |
31,5 |
5163 |
32,2 |
1 |
молоко |
4356 |
29,0 |
4134 |
27,0 |
5559 |
31,3 |
4683 |
29,2 |
2 |
Прочие отрасли |
347 |
2,3 |
456 |
3,0 |
458 |
2,6 |
420 |
2,6 |
6 |
Итого |
15030 |
100 |
15310 |
100 |
17752 |
100 |
16031 |
100 |
- |
Другим показателем, позволяющим оценить специализацию, является коэффициент специализации:
Кс=100/ ΣУi(2i-1) (2.1)
где Кс – коэффициент специализации |