Оценка и пути совершенствования розничной продажи и обслуживания покупателей в магазине строительных материалов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 22:27, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является разработать пути совершенствования розничной продажи и обслуживания покупателей на примере предприятия розничной торговли.
Объектом изучения является Частное унитарное предприятие «Стройторгхим».
Для реализации данной цели были поставлены и решены следующие задачи:
1. изучить значение розничной торговли, розничную продажу и обслуживание покупателей.
2. проанализировать показатели розничной продажи и обслуживания покупателей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….....4
1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ………………………………………………………………………..6
1.1. Значение розничной торговли, ее основные виды и функции……….6
1.2. Показатели эффективности деятельности организации розничных продаж……………………………………………………………………………12
1.3. Розничноя продажа товаров и обслуживание покупателей………...24
2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ И ОБСЛУЖИВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ЧУП "СТРОЙТОРГХИМ"…………….30
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия…....30
2.2. Розничная продажа товаров и обслуживание покупателей ……......35
2.4. Маркетинговая стратегия предприятия розничной торговли………42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………48
ПРИЛОЖЕНИЕ А.
Анализ финансового состояния организации ЧУП "Стройтогхим" по состоянию на 01.01.2013 г. ………………..….………………………………...50
ПРИЛОЖЕНИЕ Б.
Показатели эффективности использования средств организации и ее финансовой устойчивости ……………………..……………………………….51
ПРИЛОЖЕНИЕ В.
Анализ структуры баланса…………………….……………………..........52
ПРИЛОЖЕНИЕ Г.
Анализ структуры затрат………………………………………..................53
ПРИЛОЖЕНИЕ Д.
Анализ деловой активности……………………………………………….54
ПРИЛОДЕНИЕ Е.
Анализ структуры собственного капитала и обязательств бухгалтерского баланса……………………………………………………………………………55

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 8.07 Мб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ  «ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  ИМЕНИ ЯНКИ КУПАЛЫ»

 

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И  УПРАВЛЕНИЯ

 

Кафедра коммерческой деятельности

 

 

 

Курсовая работа по предмету «Коммерческая деятельность»

 

ОЦЕНКА И  ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РОЗНИЧНОЙ  ПРОДАЖИ И ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОКУПАТЕЛЕЙ В МАГАЗИНЕ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ

 

 

Специальность «Коммерческая деятельность»

 

 

Автор работы

Студентка 3 курса, 1 группы д/о                                  А. А. Павловец

 

Руководитель

М.э.н., ст. преподаватель                                              В.С. Пилюткевич

 

 

 

Гродно 2013

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….....4

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Торговля связана с денежным обращением и финансовой системой. Большую часть своих доходов население расходует на покупку предметов потребления в розничной торговой сети. От правильной организации торговли и удовлетворения спроса покупателей зависит регулярное поступление денежных средств в бюджет страны.

Торговое обслуживание населения в розничной торговле характеризуется двумя аспектами - экономическим и социальным.

С экономической точки зрения задачами торгового обслуживания являются ускорение движения товара, сохранение его количества и качества на пути от производства до потребления, рост оборота розничной торговли.

В свою очередь, социальные задачи торгового обслуживания заключаются в удовлетворении спроса населения, формировании его потребностей, повышении уровня жизни.

Актуальность выбранной  темы заключается в возрастающей важности развития розничной торговли, так как именно розничная торговля позволяет не только динамично реагировать на изменения в рыночной среде, но и повышать качество жизни за счет своевременного удовлетворения запросов каждого потребителя.

В современных условиях торговое обслуживание следует рассматривать  как системную структуру, позволяющую  обеспечить высокую культуру в отношениях с покупателями, более полно реализовать профессиональные качества персонала, применять современные технологии и информационное воздействие в процессе продажи и способствующую значительному повышению конкурентоспособности розничного торгового предприятия.

Целью курсовой работы является разработать пути совершенствования розничной продажи и обслуживания покупателей на примере предприятия розничной торговли.

Объектом изучения является Частное унитарное предприятие  «Стройторгхим».

Для реализации данной цели были поставлены и решены следующие задачи:

1.  изучить значение  розничной торговли, розничную продажу и обслуживание покупателей.

2.  проанализировать  показатели розничной продажи и обслуживания покупателей.

3.  выявить пути совершенствования розничной продажи и обслуживания покупателей в магазине.

Предметом исследования в работе является организация розничной продажи и торгового обслуживания покупателей в современных условиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ

 

1.1. Значение розничной торговли, ее основные виды и функции

 

На потребительском  рынке торговля выступает как  агент товарно-денежных отношений, между первичным собственником  товара (продающим его) и вторичным  собственником товара (покупающим его). Торговля как рыночная категория характеризует экономические отношения, возникшие в процессе обмена денег на товары. Торговля выступает как специфическая общественно полезная деятельность, она заключается в организации и осуществлении эквивалентно-возмездного обмена денег на товар. Торговля выступает и как отрасль экономики, при этом она представляет собой совокупность различных торговых предприятий (магазины, склады, рестораны и так далее). [1, c. 34]

Миссия торговли (предназначение):

1. В организации рынка и достижения на нем оптимального соглашения между спросом и предложением.

2. Удовлетворение разнообразных  потребительских запросов на  рынке.

3. Формирование и совершенствование  торгового предложения.

4. Организация рыночного  ценообразования.

5. Осуществление хозяйственных связей между производителями и потребителями товаров.

Сущность торговли и  ее миссия реализуется через функции:

1. Доведение товара  до потребителя:

- установление хозяйственных  связей с производителями;

- изучение и формирование  спроса населения;

- преобразование производственного  ассортимента в торговый;

- организация и осуществление  транспортировки (перевозки) товаров;

- фасовка товаров (подсортировка, подготовка к продаже);

- упаковка товаров;

- хранение товаров;

2. Продажа товара, процесс обмена денег на товар:

- осуществление денежных  операций;

- рекламная деятельность;

- продажа товара потребителю  (взвешивание, демонстрация, дегустация, примерка и так далее);

- обслуживание, до, во  время, и после продажи товара;

Роль и значение торговли:

1. Объем оборота торговли  является важнейшим показателем  развития экономики страны в  целом. Так как после продажи  товаров возмещаются затраты  производителей и образуется  основа для дальнейшего воспроизводства.

2. В ходе торговли  товары получают, или не получают общественное признание, и производители получают или не получают стимул для дальнейшего их выпуска.

3. Оборот торговли  характеризует благосостояние населения  и уровень его жизни (80% материальных  потребностей людей, удовлетворяются  с помощью купленных товаров).

4. Торговля важное  звено в осуществлении распределения  по труду.

5. Торговля способствует  сближению уровня жизни населения  разных социальных групп, разных регионов и стран.

6. Торговля способствует  рациональному денежному обращению.

7. Торговля является плательщиком налогов и поэтому участвует в формировании государственных доходов.

8. Торговля активно  влияет на народное потребление,  определяя набор потребительских  благ, их качество и влияя на  способ потребления.

9. Торговля активно  способствует интеграции страны в мировое хозяйство.

10. Торговля стимулирует  прогресс в сфере производства  и потребления. [6, c. 68]

Розничная торговля —  вид торговли товарами, предназначенными для личного, семейного, домашнего  потребления и иного подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Это часть системы обращения товаров. Она соединяет производителей товаров, оптовую торговлю, транспортные организации с розничными продавцами и конечными потребителями. Розничная торговля как последнее звено товародвижения обеспечивает конечные взаимосвязи производителя и потребителя товаров и имеет важнейшее социально-экономическое значение в любом обществе.

Экономическое значение розничной торговли определяется ее достаточно высоким весом в валовом национальном продукте и занятости населения. Социальная роль определяется тем, что большая часть расходов населения приходится на товары и услуги, приобретаемые в розничной торговой сети и общественном питании. Степень удовлетворения покупательского спроса высококачественными товарами и услугами определяет важную политическую роль розничной торговли в любом государстве.

Розничная торговля —  крупный потребитель современных  технологий, который определяет объем  их производства и внедрения в  народное хозяйство. В связи с этим крайне важно определить основные пути развития розничной торговли в республике, ее качественного улучшения с целью более полного удовлетворения спроса населения и повышения культуры торгового обслуживания. [3, c. 17]

Какие же существуют виды розничной торговли?

Стационарная торговая сеть является наиболее распространённой, включает в себя как крупные современные, технически оборудованные магазины, так и ларьки, палатки, торговые автоматы.

Существует много видов  магазинов, среди них:

- традиционное обслуживание  через прилавок;

- магазины самообслуживания, в которых покупатель имеет  свободный доступ к товарам;  в результате сокращается время  торговой операции и увеличивается пропускная способность магазина с последующим увеличением объема реализации. Оплата за отобранные товары проводится в узлах расчёта, обслуживаемых контролерами-кассирами.

- магазины типа "магазин-склад", в которых товар не выкладывается  на витрины, полки, что значительно снижает расходы по погрузке, разгрузке, укладке, поэтому продажа осуществляется по более низким ценам;

- магазины, торгующие  по каталогам. Каталоги могут  быть выданы потенциальным покупателям, посетившим данный магазин, или разосланы им по почте. Покупатель, изучив каталог, отобрав товар, направляет заказ с указанием своих реквизитов в магазин почтой. Магазин принимает решение об отгрузке товара покупателю. При наличии в магазине демонстрационного зала покупатель может сделать заочный заказ по каталогу либо посетить магазин и лично выбрать необходимый ему товар. При торговле по предварительным заказам оплата может быть разная: при получении товара, в форме предоплаты или путем почтового перевода; выполнение заказа часто сопровождается доставкой товара непосредственно по адресу покупателя;

- продажа через торговые автоматы. Торговые автоматы удобны тем, что могут работать круглосуточно, без торгового персонала. Их устанавливают внутри магазина или вне его (на улицах, вокзалах, в кафе и т.д.). Предметом торговли обычно бывает определенный круг товаров повседневного спроса (напитки, бутерброды, сигареты, канцелярские принадлежности, открытки и др.). [8, c. 69]

Передвижная торговая сеть способствует приближению к покупателям  и оперативному его обслуживанию.

Виды торговли:

- разносная с применением  лотков и других несложных устройств;

- развозная с использованием автоматов;

- прямая продажа на  дому.

Посылочная торговля занимается обеспечением населения, предприятий, организаций книжной продукцией, канцтоварами, аудио- и видеозаписями, радио- и телеаппаратурой, лекарственными средствами, некоторой продукцией производственно-технического назначения (запасные части, инструмент, резинотехнические изделия, подшипники и др.). Большое удобство для населения заключается в возможности приобретения товаров в кредит с рассрочкой платежа.

Электронная торговля получила достаточно широкое распространение  за рубежом как новый вид безмагазинной  торговли. При этой форме покупатель с помощью персональных компьютеров может выбрать по каталогам необходимую модель изделия и одновременно осуществить оплату выбранных товаров с использованием специальных кредитных карточек. В республике Беларусь данная форма тоже имеет место, но не достаточно развита из-за сложности проведения расчетов. [8, c. 113]

В структуре розничной  торговли учитывается ассортиментный признак. Товары обычно объединяются в соответствующие группы по признаку производственного происхождения или потребительского назначения. В розничной торговле в связи с этим функционируют различные виды магазинов:

1. Специализированные магазины занимаются реализацией товаров одной конкретной группы (мебель, радиотовары, электротовары, одежда, молоко, хлебобулочные изделия и др.

2. Узкоспециализированные  магазины продают товары, составляющие  часть товарной группы (мужская  одежда, рабочая одежда, шёлковые ткани и др.).

3. Комбинированные магазины  осуществляют реализацию товаров  нескольких групп, отражающих  общность спроса или удовлетворяющих  соответствующий круг потребителей (мото-вело-культтовары, книги и плакаты, хлебобулочные и кондитерские изделия, вино, фрукты, меха и др.).

4. Универсальные магазины  продают товары многих товарных  групп в специализированных секциях.

5. Смешанные магазины  реализуют товары различных групп  как продовольственных, так и непродовольственных, не образуя специализированные секции. [13, c. 89]

Показателем, характеризующим объёмы и качество розничной торговли, является товарооборот. Розничный товарооборот – объём реализации товаров в денежном выражении. Он характеризует заключительный этап движения продукции из сферы обращения в сферу потребления, констатирует общественное признание стоимости и потребительской стоимости части общественного продукта в виде конкретных видов товаров; отражает пропорции между производством и потреблением, спросом и предложением, реализацией и денежным обращением, объёмом и структурой торговой сети, материальными и трудовыми ресурсами.

Информация о работе Оценка и пути совершенствования розничной продажи и обслуживания покупателей в магазине строительных материалов