Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 22:27, курсовая работа
Целью курсовой работы является разработать пути совершенствования розничной продажи и обслуживания покупателей на примере предприятия розничной торговли.
Объектом изучения является Частное унитарное предприятие «Стройторгхим».
Для реализации данной цели были поставлены и решены следующие задачи:
1. изучить значение розничной торговли, розничную продажу и обслуживание покупателей.
2. проанализировать показатели розничной продажи и обслуживания покупателей.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….....4
1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ………………………………………………………………………..6
1.1. Значение розничной торговли, ее основные виды и функции……….6
1.2. Показатели эффективности деятельности организации розничных продаж……………………………………………………………………………12
1.3. Розничноя продажа товаров и обслуживание покупателей………...24
2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ И ОБСЛУЖИВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ЧУП "СТРОЙТОРГХИМ"…………….30
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия…....30
2.2. Розничная продажа товаров и обслуживание покупателей ……......35
2.4. Маркетинговая стратегия предприятия розничной торговли………42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………48
ПРИЛОЖЕНИЕ А.
Анализ финансового состояния организации ЧУП "Стройтогхим" по состоянию на 01.01.2013 г. ………………..….………………………………...50
ПРИЛОЖЕНИЕ Б.
Показатели эффективности использования средств организации и ее финансовой устойчивости ……………………..……………………………….51
ПРИЛОЖЕНИЕ В.
Анализ структуры баланса…………………….……………………..........52
ПРИЛОЖЕНИЕ Г.
Анализ структуры затрат………………………………………..................53
ПРИЛОЖЕНИЕ Д.
Анализ деловой активности……………………………………………….54
ПРИЛОДЕНИЕ Е.
Анализ структуры собственного капитала и обязательств бухгалтерского баланса……………………………………………………………………………55
Торговое обслуживание покупателей является завершающим этапом функционирования торговли и осуществляется через розничную продажу товаров и оказание дополнительных услуг. Все другие процессы (коммерческие, технологические) носят подчиненный характер и направлены на обеспечение высокой культуры торговли.
Торговля призвана постоянно улучшать культуру обслуживания населения, лучше и полнее удовлетворять его потребности и права.
Существует несколько понятий культуры торговли. Важнейшими из них являются культура торговли, качество и культура обслуживания покупателей.
Культура торговли — самое широкое понятие, означающее достижения развития отрасли и включающее в себя и качество, и культуру обслуживания покупателей.
Основными составляющими, характеризующими культуру торговли, являются:
- наличие в магазине широкого
и устойчивого ассортимента
- наличие достаточной розничной торговой сети, использование наиболее эффективных типоразмеров магазинов, их удобное размещение в регионе, техническая оснащенность торговых объектов;
- применение в магазинах наиболее эффективных современных методов продажи, обеспечивающих быстрое и удобное обслуживание покупателей;
- оказание покупателям
дополнительных услуг,
- организация внутри- и внемагазинной рекламы и информации, способствующей лучшей информированности покупателей, формированию покупательского спроса и экономии времени покупателей;
- культура труда работников
магазина, означающая должную профессиона
- строгое соблюдение установленных правил торговли и правил продажи отдельных товаров. [7, c. 68]
Как видно, культура торговли — понятие многогранное, включающее в себя множество аспектов: технологический, организационный, психологический, эстетический.
Качество торгового обслуживания — совокупность элементов, определяющих состояние материально-технической базы, применение прогрессивных методов продажи, полноты и устойчивости ассортимента, затрат времени на покупку товара, товарооборота.
Культура обслуживания также включает целый ряд элементов, характеризующих уровень обслуживания покупателей и состояние торгового зала магазина. К ним относятся показатели устойчивости ассортимента, применения прогрессивных методов продажи и дополнительных услуг, затраты времени на ожидание обслуживания, оценка культуры обслуживания, по мнению покупателей, санитарное состояние и внешний вид работников и торгового зала, соблюдение установленных правил торговли и продажи отдельных товаров, культура речи, профессиональное мастерство работников и т.д.
Исходя из теории, рыночная экономика предполагает становление и развитие предприятий различных организационно-правовых форм, основанных на разных видах частной собственности. Это важнейшая предпосылка и причина заинтересованности в результатах финансово-хозяйственной деятельности. [15, c. 68]
Необходимость контроля над финансово-хозяйственной деятельностью предприятия объективно вытекает из сущности финансов как денежных отношений. Финансово-хозяйственная деятельность предприятия связана с формированием и расходованием денежных средств, а следовательно, затрагивает интересы государства, работников предприятия, акционеров и всех возможных контрагентов предприятия. Контроль проявляется через анализ финансовых показателей деятельности предприятия и меры воздействия различного содержания. [19, c. 67]
Продажа товаров является заключительной стадией торгово-технологического процесса. Торговое обслуживание покупателей является завершающим этапом функционирования торговли и осуществляется через розничную торговлю товаров и оказание дополнительных услуг.
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
Частное производственное унитарное предприятие «Стройторгхим» зарегистрировано Брестским областным исполнительным комитетом 30 января 2004г. в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 290346003.
На 01 января 2007г. предприятием был заключен договор № 1 от 01 ноября 2006 г. с ООО «Стройоптторг», по которому было принято в срочное возмездное пользование нежилое помещение под служебный офис и склады.
Кроме того, согласно договора аренды нежилого помещения № 2 от 01 февраля 2007г. были приняты в срочное возмездное пользование нежилые помещения для использования в качестве торгового объекта в г. Пинске по ул. Альбрехтовской, 11.
11 сентября 2009 года произведена покупка вышеуказанных зданий на основании договора купли-продажи недвижимости №1 за счет привлечения кредитных средств, что в дальнейшем позволит более эффективно использовать данную недвижимость, способствовать увеличению финансовой устойчивости организации.
Основным видом деятельности ЧУП «Стройторгхим» является оптовая торговля стройматериалами. С февраля 2007г. предприятие занялось новым видом деятельности – розничной торговлей.
Основными целями предприятия являются:
- удовлетворение потребностей покупателей и заказчиков в лице физических лиц, предприятий и индивидуальных предпринимателей;
- получение прибыли
для развития собственной
- улучшение условий труда и быта работников предприятия, а также повышение заработной платы для улучшения их благосостояния, жизненного уровня и социальной защищенности;
- удовлетворение потребностей собственников имущества предприятия.
Общая площадь магазин составляет 3500 квадратных метра, из них 1200 - это площадь торгового зала, остальное пространство занимают складские и подсобные помещения.
Организационная структура ЧУП «Стройторгхим» состоит из:
- директор (Мисюковец Ю.А.);
- торгово-оперативный персонал: продавцы, кассиры;
- бухгалтерия;
- вспомогательный персонал: программист, фасовщик, кладовщик, грузчик, уборщик.
По состоянию на 01.01.2013года списочная численность работников ЧУП «Стройторгхим» составила 73 человека.
Среднемесячная заработная плата за 2012 год по предприятию составила - 2 351 691 рублей. Выплата заработной платы производилась своевременно и задолженность по зарплате предприятие не имеет.
Материальное стимулирование
труда осуществляется в соответствии
с действующем на предприятии
положением об оплате труда и премированием
работников. Материальное стимулирование
работников регулируется результатами
финансово-хозяйственной
Финансовое состояние предприятия по состоянию на 01.01.2013года оценивается как положительное, согласно выводам, полученным по результатам расчета основных финансовых показателей и коэффициентов:
- Коэффициент текущей ликвидности (К1), который характеризует общую обеспеченность организации оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств, на начало года – 1,4 на конец отчетного периода составил - 1,6 при нормативе 1,0 и выше, что свидетельствует об удовлетворительном финансовом состоянии организации.
- Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (К2) характеризует наличие у организации собственных оборотных средств, необходимых для его финансовой устойчивости, на начало года - 0,29, на конец отчетного периода - 0,37 при нормативе 0,1 и выше, что свидетельствует о значительном улучшении структуры баланса и наличии у организации собственных оборотных средств, необходимых для его финансовой устойчивости.
- Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами характеризует способность организации рассчитываться по своим финансовым обязательствам после реализации активов, (Кз) на начало года - 0,57, на конец – 0,51 при нормативе не более 0,85, что указывает на хорошую обеспеченность финансовых обязательств организации ее активами. (см. ПРИЛ. А)
Таким образом, на основании
анализа финансового состояния
Для оценки результатов деятельности организации рассчитаны показатели рентабельности, которые указывают на эффективность осуществляемой деятельности. (см. ПРИЛ. Б)
Проанализировав коэффициенты рентабельности, можно сделать вывод, что произошло значительное понижение эффективности работы организации в отчетном периоде по сравнению с 2011годом, однако рассчитанные показатели имеют положительное значение и это говорит о том, что организация осуществляла финансово-хозяйственную деятельность в 2012г. эффективно.
Анализ структуры актива баланса можно сделать на основании данных, приведенных в таблице. (см. ПРИЛ. В)
Проанализировав данные таблицы, можно сделать вывод, что основной составляющей долей оборотных активов анализируемого периода являются запасы и затраты и составляют -7234млн. рублей, готовая продукция и товары для реализации – 7073 млн. рублей, дебиторская задолженность составила 2981 млн. рублей, денежные средства 409 млн. рублей. В целом за отчетный период наблюдается значительное увеличение оборотных активов за счет увеличения суммы дебиторской задолженности и остатков готовой продукции, а также товаров для реализации.
Затраты на реализацию продукции в отчетном году составили 3 804 910 976 рубля (по сравнению с 2011г. увеличились в 2 раза). Структура затрат представлена в таблице. (см. ПРИЛ. Г)
Наибольший удельный вес в структуре затрат занимают расходы на оплату труда, они составили 51,2%, отчисления на социальное страхование – 17,8%, расходы на рекламу – 2,4%, расходы на э/энергию – 2,9%.
За анализируемый период балансовая прибыль составила 1 320 млн. рублей.
Основными поставщиками товаров являются: ОАО «Ома»; ЧУП «Мав», СООО «Инструменткомплект», СООО «Хенкель-Баутехник», ООО «Пасса Пласт», ООО «Сантрейд-сервис».
Их доля в общем объеме затрат на сырье и материалы составила – 70%
Основными покупателями являются: ПМК-14; ОАО «Белсантехмонтаж», СПМК-35, ГП ЖРЭУ г. Пинска, ОАО «ПМК-18», ГУССП «СПМК-5», СУ-101, ОАО «ТрестБелтрансстрой СМП-294».
Их доля в общем объеме затрат на сырье и материалы составила – 32,5%.
Для оценки эффективности использования средств организации на основании данных, приведенных в таблице, выполнен анализ ее деловой активности. Этот анализ заключается в исследовании величины и динамики коэффициентов оборачиваемости. (см. ПРИЛ. Д)
Анализ коэффициентов показал:
- (Кабсл) платежеспособности организации за отчетный период остался на уровне прошлого года и составил -0,06. Финансовое состояние организации на 01.01.2013г. оценивается как неудовлетворительное, т.к. (Кабсл) меньше норматива коэффициента 0,2.
- (Коос) оборачиваемости оборотных средств на конец отчетного года по сравнением с прошлым годом наблюдается повышение на 0,06, оборачиваемость оборотных средств выросла. Увеличение коэффициента за отчетный период по сравнению с коэффициентом за предыдущий отчетный период показывает незначительное увеличение оборота оборотных средств. За 2012год краткосрочные активы организации обернулись 3 раза.
- (Коок) общей оборачиваемости капитала за отчетный год повысилась на-0,07. То есть за 2012г. капитал организации обернулся (все активы обновились) 2,5раза.
- (Ккап) капитализации определяется как отношение обязательств организации к собственному капиталу, значение (Ккап) должно быть не более 1,0, в 2012г. составляет-1,06, меньше по сравнению с 2011г. на 0,26.
- (Кфн) финансовой независимости показывает какая часть активов организации сформирована за счет собственного капитала, значение должно быть не менее 0,4-0,6, фактически на начало года- 0,43, на конец года-0,49, что находится в допустимых рамках.
Уровень рассчитанных коэффициентов позволяет заключить, что организация по итогам 2012г. является в достаточной мере финансово-устойчивой.
Анализ таблицы показал, что на конец 2012г доля собственного капитала незначительно увеличилась на 1 991млн.руб, причем главным образом за счет нераспределенной прибыли и добавочного капитала. В течение 2012г. произошло небольшое увеличение доли краткосрочных обязательств на 5,54%, а долгосрочные обязательства вовсе отсутствуют. (см. ПРИЛ. Е)
Из вышеприведенных данных видно, что на предприятии наблюдается тенденция на увеличение товарооборота и увеличение прибыли.
Анализ хозяйственной деятельности после отчетной даты показал, что объем товарооборота с 01.01.2013 г. по 28.02.2013 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличился на 30% , что связано с расширением номенклатуры предлагаемых для реализации товаров, расширением зоны деятельности, установлением коммерческих связей с крупными поставщиками товаров в республике, заключение с ними долгосрочных договоров.