Оценка конкурентоспособности и предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 11:06, курсовая работа

Описание работы

В данной работе рассмотрим все самые главные и важные аспекты рассматриваемой темы: понятие и содержание качества продукции, система показателей его характеризующая, факторы влияющие на качество продукции и методы управления качеством, понятие конкурентоспособности продукции и предприятия, показатели их характеризующие, взаимосвязь качества продукции и конкурентоспособности, проблемы и пути повышения качества продукции российских предприятий.

Файлы: 1 файл

оценка конкурентноспособности продукции и предприятия.docx

— 209.79 Кб (Скачать файл)

 

Введение.

 

Одна  из важнейших предпосылок экономического возрождения России – стабилизация и рост производства во всех отраслях, на каждом отдельно взятом предприятии. Однако, в отличие от планово-административной в условиях рыночной экономики нужен  рост не любого производства и любой  ценой, а только конкурентоспособного. Сегодня в России проблема конкурентоспособности  и участие в ее решении государства  стоит очень остро.

Заинтересованность  предприятий в результатах своей  деятельности усиливает необходимость  повышения конкурентоспособности  выпускаемой продукции, что требует  совершенствования работы всех служб  и подразделений хозяйствующего субъекта. Конкурентоспособность выступает  важнейшим фактором обеспечения  безопасности объекта, т.е. его выживания  в "суровых условиях действительности" и его последующего эффективного развития. Конкурентоспособность предприятия  напрямую зависит от качества продукции. Современная рыночная экономика  предъявляет принципиально иные требования к качеству выпускаемой  продукции. Качество продукции относится  к числу важнейших показателей  деятельности предприятия. Повышение  качества продукции в значительной степени определяет выживаемость и  успех предприятия в условиях рынка, а также темпы технического прогресса, внедрения инноваций, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии.

Следует отметить, что от выпуска высококачественной продукции выигрывает и национальная экономика, поскольку в этом случае увеличиваются экспортный потенциал  и доходная часть платежного баланса  страны, повышается авторитет государства  в мировом сообществе.

Отсюда  вытекает необходимость постоянной, целенаправленной, кропотливой работы товаропроизводителей по повышению  качества продукции в сравнении  с аналогами конкурентов. Сегодня  в Россию поступает много товаров  и продуктов со всего света  не всегда хорошего качества, поэтому  нашим предпринимателям необходима информация и контроль, чтобы уберечь  покупателей от некачественных товаров. Проблема качества, непростая во все  времена, особенно остро стоит сейчас. Наши предприятия сталкиваются с  большими трудностями, сокращением  производства, коллективы не получают зарплату. Проблемы осложняются ещё  и нестабильностью в финансовой системе. Назревает вопрос: о каком  же качестве может идти речь в такой  ситуации? Лишь бы выжить, не допустить  окончательного развала индустрии  страны.

В том-то и дело, что именно качество – это тот ключ, которым, как  показывает опыт многих стран, открывают  двери выхода из кризиса.

Качество – многосложное понятие, и его обеспечение требует  объединение научных сил, от творческого  потенциала до практического опыта  многих специалистов. Это очень важный показатель, ведь именно благодаря  этому предприятие может уверенно чувствовать себя на рынке. Чем выше качество продукции, тем конкурентоспособнее  предприятие. И при нынешней ситуации в России проблема качества не только важна, но и должна быть решена совместными  усилиями государства, федеральных  органов управления, руководителей  коллективов предприятий, ученых, конструкторов, каждого инженера, рабочего.

В данной работе рассмотрим все самые  главные и важные аспекты рассматриваемой  темы: понятие и содержание качества продукции, система показателей  его характеризующая, факторы влияющие на качество продукции и методы управления качеством, понятие конкурентоспособности  продукции и предприятия, показатели их характеризующие, взаимосвязь качества продукции и конкурентоспособности, проблемы и пути повышения качества продукции российских предприятий.

 

 

1. Понятие «качества  продукции» и оценка качества  продукции. Значение конкурентоспособности  продукции в условиях рыночной  экономики.

 

Понятие качества продукции регламентировано в Российской Федерации государственным стандартом ГОСТ 15467-79 "Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения".

Качество - это совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность  удовлетворять определенные потребности  в соответствии с ее назначением.

Качество  может быть только относительным, оно  фиксируется на конкретный период времени  и изменяется при появлении более  прогрессивной технологии. Если необходимо дать оценку качества продукции, то надо сравнить совокупность ее свойств с  каким-то эталоном. Эталоном могут быть лучшие отечественные или зарубежные образцы, требования, закрепленные в  стандартах или технических условиях. При этом применяется термин "уровень  качества".

Однако  любой документ или эталон узаконивает  определенную совокупность свойств  лишь на какой-то период времени, а потребности  непрерывно меняются, поэтому предприятие, изготовляя продукцию даже в точном соответствии с нормативно-технической  документацией, рискует выпускать  ее некачественной, т.е. не устраивающей потребителя.

Таким образом, основное место в оценке качества продукции или услуг в рыночной экономике отводится потребителю, а стандарты (в том числе и  международные) лишь закрепляют и регламентируют прогрессивный опыт, накопленный  в области качества [1,c.144].

Количественная  характеристика свойств продукции, составляющих ее качество, называется показателем качества продукции. В  настоящее время признана классификация  следующих десяти групп свойств  и соответственно показателей: назначения, надежности, технологичности, стандартизации и унификации, эргономические, эстетические, транспортабельности, патентно-правовые, экологические, безопасности.

Показатели  назначения характеризуют основную функциональную величину полезного  эффекта от эксплуатации изделия. Для  продукции производственно-технического назначения таким показателем может  служить ее производительность.

Показатели  надежности характеризуют свойства объекта сохранять во времени  в установленных пределах значения всех параметров и требуемых функций. Надежность объекта включает четыре показателя: безотказность, долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость. В зависимости от назначения продукции  и условий ее применения могут  использоваться как все, так и  некоторые из указанных показателей.

Безотказность - это свойство изделия непрерывно сохранять работоспособность в  течение некоторого интервала времени. Безотказность чрезвычайно важна  для некоторых механизмов автомобилей (тормозная система, рулевое управление). Для воздушных судов безотказность  является самым основным показателем  качества.

Долговечность - свойство изделия сохранять работоспособность  до разрушения или другого предельного  состояния.

Ремонтоспособность - это свойство изделия, выражающееся в его приспособленности к  проведению операций технического обслуживания и ремонта.

Сохраняемость - это способность объекта сохранять  свои свойства в определенных условиях. Сохраняемость играет важную роль для  пищевой продукции.

Показатели  технологичности характеризуют  эффективность конструкторско-технологических  решений для обеспечения высокой  производительности труда при изготовлении и ремонте изделий. Именно с помощью  технологичности обеспечивается массовость выпуска продукции, рациональное распределение  затрат материалов, средств, труда и  времени при технологической  подготовке производства, изготовлении и эксплуатации изделий.

Показатели  стандартизации и унификации характеризуют  насыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными  составными частями, а также уровень  унификации по сравнению с другими  изделиями. Все детали изделия делятся  на стандартные, унифицированные и  оригинальные. Чем больше стандартных  и унифицированных деталей в  изделии, тем лучше как для  производителя, так и для ее потребителя.

Эргономические  показатели отражают удобство эксплуатации изделия человеком. Взаимодействие человека с изделием выражается через  комплекс гигиенических, антропометрических, физиологических и психологических  свойств человека. Это могут быть усилия, необходимые для управления трактором, автомобилем, расположение руля у велосипеда, освещенность, температура, влажность, запыленность, шум, вибрация, излучение и т.д.

Эстетические  показатели характеризуют композиционное совершенство изделия. Это рациональность формы, сочетание цветов, стабильность товарного вида изделия, стиль и  т.д.

Показатели  транспортабельности выражают приспособленность  изделия для транспортировки  различным транспортом без нарушения  его свойств.

Патентно-правовые показатели характеризуют патентную  защиту и патентную чистоту продукции  и являются существенным фактором при  определении конкурентоспособности.

Экологические показатели отражают степень влияния  вредных воздействий на окружающую среду, которые возникают при  хранении, эксплуатации или потреблении  продукции, например, содержание вредных  примесей, вероятность выбросов вредных  частиц, газов, излучений при хранении, транспортировании и эксплуатации продукции.

Показатели  безопасности определяют степень безопасности эксплуатации и хранения изделий, т.е. обеспечивают безопасность при монтаже, обслуживании, ремонте, хранении, транспортировании, потреблении продукции.

Совокупность  перечисленных показателей формирует  качество продукции. Изделие должно быть надежным, эстетически радующим глаз, хорошо выполнять свои функции, т.е. удовлетворять те потребности, для которых оно предназначено. Но помимо этих показателей важна  и цена изделия. Именно с ценой  связан вопрос экономически рационального  качества. Покупатель, приобретая изделие, всегда сопоставляет, компенсирует ли цена изделия набор свойств, которыми оно обладает [2,c.144].

Под экономически оптимальным качеством понимается соотношение качества и затрат, что  можно представить следующей  формулой:

 

Копт = Q/C

 

где Q - качество изделия;

С - затраты  на приобретение и эксплуатацию изделия.

Определить  знаменатель формулы несложно, поскольку  он включает продажную цену изделия, затраты по эксплуатации, ремонту  и утилизации изделия. Сложнее определить числитель, т.е. качество, включающее самые  разнообразные показатели. Этим занимается целая наука - квалиметрия, которая  разработала достаточно приемлемые методы по количественной оценке качества продукции.

Итак, качество продукции в условиях современного производства - важнейшая составляющая эффективности, рентабельности предприятия  и поэтому ему необходимо уделять  постоянное внимание. Заниматься качеством  должны все – от директора предприятия  до конкретного исполнителя любой  операции. Все процессы по обеспечению, проектированию, сохранению качества объединены в методы управления качеством.

Оценка  технического уровня продукции должна вестись на протяжении всего жизненного цикла изделия: исследование и конструирование (проектирование), производство, обращение  и реализация, эксплуатация и потребление.

Система управления качеством - целевая подсистема управление предприятием, которая предусматривает  упорядоченную совокупность взаимосвязанных  и взаимодействующих элементов  объекта производства, предназначенных  для достижения поставленных целей - создание усилий для обеспечения  требуемого уровня качества оборота  производства при минимальных затратах.

Главная цель системы управления качеством - обеспечение высокого качества и  конкурентоспособности продукции, выпускаемой тем или иным предприятием, на основе всемерного использования  научно-технических, производственных и социально-экономических возможностей в интересах повышения эффективности  производства, наиболее полного удовлетворения потребностей населения. Главная цель системы распадается на многочисленные подцели и задачи по стадиям жизненного цикла продукции, по показателям, характеризующим  повышение качества основных факторов и процессов.

Условно можно выделить две группы основных задач системы управления качеством  продукции.

Первая  группа включает задачи, которые непосредственно  связаны с главной целью системы:

- разработка  и освоение в заданные сроки  новой продукции, соответствующей  высшим мировым достижениям;

- увеличение  выпуска высококачественной продукции;

- своевременное  снятие с производства, модернизация  или замена морально устаревшей  продукции; доведение уровня качества  изделий до экономически оптимального, обеспечивающего снижение себестоимости,  экономное и рациональное использование  трудовых, материальных и финансовых  ресурсов;

- расширение  ассортимента товаров, пользующихся  повышенным спросом у потребителя;

- повышение  конкурентоспособности продукции  на внешнем и внутреннем рынках.

Информация о работе Оценка конкурентоспособности и предприятия