Оценка конкурентоспособности и предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 11:06, курсовая работа

Описание работы

В данной работе рассмотрим все самые главные и важные аспекты рассматриваемой темы: понятие и содержание качества продукции, система показателей его характеризующая, факторы влияющие на качество продукции и методы управления качеством, понятие конкурентоспособности продукции и предприятия, показатели их характеризующие, взаимосвязь качества продукции и конкурентоспособности, проблемы и пути повышения качества продукции российских предприятий.

Файлы: 1 файл

оценка конкурентноспособности продукции и предприятия.docx

— 209.79 Кб (Скачать файл)

В условиях рыночных отношений платежеспособность предприятия считается важнейшим  условием его хозяйственной деятельности. Этот показатель характеризует его  возможности осуществлять очередные  платежи и выполнять денежные обязательства за счет наличных денег, легкомобилизуемых денежных средств  и активов. К платежным средствам  относятся суммы по таким статьям  баланса, как денежные средства, ценные бумаги, товары отгруженные, готовая  продукция, расчеты с покупателями и другие легкореализуемые активы из третьего раздела баланса. В состав платежей и обязательств входят задолженность  по оплате труда, краткосрочные и  просроченные кредиты банка, поставщики и другие кредиторы, первоочередные платежи.

Уровень платежеспособности предприятия оценивают  по данным баланса об основных характеристиках  ликвидности оборотных средств, т.е. с учетом времени, необходимого для перевода их в денежную наличность. Наиболее мобильной частью оборотных  средств являются денежные средства и ценные бумаги. Менее мобильны средства в расчетах, готовой продукции, товарах отгруженных и пр. Наибольшего  времени ликвидности требуют  производственные запасы и затраты. Исходя из этого в экономической  литературе определяют три уровня платежеспособности предприятия, которые оценивают  соответственно с помощью трех коэффициентов: денежной, расчетной и ликвидной  платежеспособности. Наиболее обобщающим показателем платежеспособности предприятия  является коэффициент ликвидной  платежеспособности, в числителе  которого отражаются все оборотные  средства, а в знаменателе - заемные  и собственные источники их формирования. Значение коэффициента ликвидной платежеспособности меньше 1 свидетельствует о том, что  предприятие имеет задолженность, превышающую уровень его оборотных  средств. Иначе говоря, оно является банкротом и может быть ликвидировано, а его имущество реализовано.

Все три  коэффициента платежеспособности свидетельствуют  о том, что платежеспособность предприятия  заметно повысилась и является реально  обеспеченной. Предприятие отвечает параметрам, необходимым для осуществления  с ним кредитных и других финансовых взаимоотношений.

Повышение уровня платежеспособности предприятия зависит прежде всего  от улучшения результатов его  производственной и коммерческой деятельности. Вместе с тем надежное финансовое состояние определяется также рациональной организацией и использованием финансовых ресурсов. В связи с этим в условиях рыночной экономики важное значение имеют не только оценка активов и  пассивов баланса, но и углубленный  ежедневный анализ состояния и использования  хозяйственных средств. Такой анализ производится по данным управленческого  учета[6, с. 114].

При анализе  ликвидности баланса необходимо сопоставить статьи баланса по активу со статьями баланса по пассиву.

Из таблицы 1.11 следует, что за отчетный период увеличился платежный недостаток наиболее ликвидных активов, так как увеличение денежных средств было незначительным, и составил 5830,276 тыс. руб.

 

 

Таблица 1.11

Анализ ликвидности баланса  организации

тыс. руб.

Активы

на начало 2012 года

на конец 2012 года

Пассивы

на начало 2012 года

на конец 2012 года

Платежный излишек или недостаток (+,-)

на начало года

на конец года

А 1

280,957

470,808

П 1

1720, 737

6310,084

- 1430,78

- 5830,276

А 2

190,889

3140,452

П 2

880,021

690,336

- 680,132

2450,116

А 3

820,937

620,900

П 3

-

-

820,937

620,900

А 4

1030,624

1800,120

П 4

- 250,351

- 950,140

1280,975

2750,26

БАЛАНС

2350,407

6050,28

БАЛАНС

2350,407

6050,28

 х

 х


 

А 1 – наиболее ликвидные активы, к которым относятся  денежные средства и краткосрочные  финансовые вложения,

А 2 –  быстро реализуемые активы, к которым  относятся дебиторская задолженность  и прочие активы,

А 3 –  медленно реализуемые активы, к которым  относятся запасы, за исключением  расходов будущих периодов и долгосрочные финансовые вложения,

А 4 –  труднореализуемые активы, к которым  относятся внеоборотные активы, за исключением долгосрочных финансовых вложений

П 1 –  срочные обязательства, к которым  относится кредиторская задолженность

П 2 –  текущие обязательства, к которым  относятся краткосрочные кредиты  и займы и прочие обязательства

П 3 –  долгосрочные пассивы, к которым  относятся долгосрочные кредиты  и займы

П 4 –  собственный капитал – расходы  будущих периодов.

Для определения ликвидности баланса  следует сопоставить итоги приведенных  групп по активу и пассиву. Баланс считается абсолютно ликвидным, если имеют место следующие соотношения:

А-1 > П-1; А-2 > П-2; А-3 > П-3; А-4 < П-4.

Исходя  из расчётов, приведенных в таблице 1.11, можно сделать выводы, что  у хозяйствующего субъекта низкая текущая  ликвидность, т.е. низкая платёжеспособность. Данный вывод можно сделать, сравнивая  наиболее ликвидные средства и быстрореализуемые  активы с наиболее срочными обязательствами  и краткосрочными пассивами. На начало года активы (наиболее ликвидные средства) меньше пассивов (наиболее срочные  обязательства) на 1430,78 тыс. руб., на конец  года уже на 5830,276 тыс. руб.

Сравнение медленно реализуемых активов с  долгосрочными и среднесрочными пассивами отражает перспективную  ликвидность.

На начало и конец года активы превышают  пассивы, соответственно на 820,937 тыс. руб. и 620,900 тыс. руб. это свидетельствует  о том, что с учётом будущих  поступлений и платежей хозяйствующий  субъект сможет обеспечить свою платежеспособность и ликвидность.

Организация «Юг-Энерго» в отчетном периоде не имела долгосрочных обязательств, поэтому вся величина запасов  и долгосрочных финансовых вложений – резерв ее перспективной платежеспособности.

Если  встанет вопрос о банкротстве  и ликвидации организации, то с помощью  своих внеоборотных активов организация  сможет погасить долги, но это займет довольно продолжительное время.

Проводимый  по изложенной схеме анализ ликвидности  баланса является приближенным. Он не дает представления о возможностях организации погашать наиболее срочные  обязательства. Поэтому для оценки платежеспособности организации используют ряд коэффициентов ликвидности, представленных в таблице 1.12.

 

 

          Таблица 1.12

Динамика показателей ликвидности

Показатель

на начало года

на конец года

нормальное 

ограничение

Коэффициент абсолютной ликвидности

0,111

0,068

>= 0,2- 0,3

Коэффициент покрытия

0,706

0,607

>= 2

Коэффициент быстрой ликвидности

0,187

0,517

>= 1


 

Коэффициент абсолютной ликвидности на конец  периода составил 0,068 при нормальном ограничении 0,2, поэтому организация  не сможет погасить срочные обязательства  перед кредиторами.

Коэффициент покрытия (текущей ликвидности) более  чем в два раза ниже нормального  значения и составил на конец периода 0,607, поэтому организация не сможет погасить текущие обязательства  даже за счет реализации оборотных  активов.

Коэффициент быстрой ликвидности далек от нормального значения и составил 0,517, но по сравнению с началом  периода он повысился на 0,33.

В динамике эти коэффициенты практически не изменились, вдобавок к этому коэффициенты абсолютной ликвидности и покрытия снизились соответственно на 0,043 и 0,099 пункта.

 

 

 

3. Экономическая эффективность мероприятий  по повышению качества продукции  на предприятии ООО «Юг-Энерго».

 

3.1 Уровень качества продукции  в настоящее время.

Политика  ООО «Юг-Энерго» в области качества основывается на современных требованиях  международных стандартов менеджмента  качества.

Основными принципами, которыми предприятие  руководствуется для полного  удовлетворения потребностей своих  заказчиков, повышения конкурентоспособности  предприятия и получения устойчивой прибыли являются:

- ориентация на потребителей, изучение  и удовлетворение их требований  за счет разработки и освоения  новой и совершенствования выпускаемой  продукции; 

- обеспечение требуемого уровня  качества продукции при оптимальных  затратах, повышении производительности  труда и снижении отходов производства;

- внедрение передовых технологий: техническое перевооружение, модернизация  и развитие производства;

- совершенствование методов и  средств контроля и испытаний  продукции а также контроля  и управления производственными  процессами;

- систематическое повышение профессиональной  подготовки и компетентности  всех уровней персонала предприятия,  в том числе в области управления  качеством; 

- мотивация качественного и  производительного труда, создание  благоприятной рабочей обстановки  способствующей раскрытию творческих  возможностей и воспитанию приверженности  интересам коллектива.

Обобщение и анализ опыта работы предприятия  ООО «Юг-Энерго» по разработке и  внедрению комплексной системы  управления качеством позволили, выявить  наряду с положительными сторонами  и ряд недостатков. Характерными недостатками обеспечения качества продукции на предприятии ООО«Юг-Энерго»  являются: недостаточная информация о качестве объектов в эксплуатации; слабая взаимосвязь между качеством  изготовления продукции и стимулированием  его повышения; недостаточное внимание к технологической подготовке производства, как важному фактору формирования качества изготовления продукции.

Недостаточное внимание уделяется также контролю за исполнением решений, принимаемых  в рамках работ, проводимых по комплексной  системе управления качеством[34].

 

3.2 Пути повышения качества на  ООО «Юг-Энерго»

 

Повышение качества продукции осуществляется в рамках Единой системы государственного управления качеством. Главной целью  этой системы является планомерное  всемерное использование научно-технических, производственных и социально-экономических  возможностей, чтобы постоянно улучшать качество всех видов продукции в  интересах роста эффективности  производства и экспорта. Управление качеством продукции в соответствии с ГОСТ 15467-79 – это действия, осуществляемые при создании и эксплуатации или  потреблении продукции, цель которых  – установить, обеспечить и поддерживать необходимый уровень ее качества[23, с. 14].

Направленность совершенствования  действующей системы управления качеством продукции должна быть таковой, чтобы было обеспечено её функционирование на основе реального механизма управления качеством, сориентированного на изготовление конкурентоспособной продукции, удовлетворяющей  требованиям имеющихся и потенциальных  заказчиков. При этом необходимо ориентироваться  на использование следующих принципиально  важных положений в системе управления качеством продукции:

  • Приоритеты в системе управления качеством должны быть расставлены так, чтобы на первом месте стояло качество продукции во имя потребителя. На предприятии всем рабочим и служащим необходимо знать и стремиться к тому, чтобы продукцию изготавливать «лучше и больше». Руководство предприятия должно доходчиво на основе экономического обоснования довести до производственных подразделений, что на первом месте стоит задача обеспечения качества, а объемы производства – только на втором и настоять на выполнении этого подхода. Этот подход не должен ограничиваться призывом и командой.
  • Повсеместно и постоянно подкреплять вышеуказанный подход проведением новой инвестиционной и инновационной политики, переходя от традиционного увеличения объемов производства к реконструкции, перевооружению и обновлению основных фондов и самой продукции, обеспечивающих существенное повышение качества продукции.
  • Завод обязательно должен иметь и осуществлять рациональную систему сбора, учета, обработки, анализа и хранения в течение определенного срока информационных данных о качестве продукции.
  • Для обеспечения требуемого качества каждого вида продукции на предприятии должна функционировать отдельная система управления качества продукции.
  • Улучшение материально – технического снабжения должно осуществляться умением, найти нужных поставщиков, повышением заинтересованности каждого поставщика и установлением с ними тесных контактов многопланового характера.
  • Управленческие воздействия должны быть эффективными и выполняться применительно ко всем стадиям жизненного цикла конструкций.
  • Система управления качеством продукции может считаться эффективной тогда, когда выпускаемая продукция удовлетворяет требованиям потребителя и наличие эффективной системы управления качеством продукции признается потребителем.
  • Создание системы непрерывного обучения в области управления качеством продукции и воспитание всех трудящихся (учащихся, студентов, мастеров) в духе уважительного отношения к потребителям, заказчикам. Система управления качеством продукции должна быть всем понятна. Для воспитания в общегосударственном и на региональном уровне целесообразно подключить средства массовой информации, в том числе радио, телевидение, печать. Следует организовать издание массовых журналов по качеству продукции для различных категорий учащихся (рабочих, мастеров, инженеров). Необходимо создавать специализированные центры по обучению и повышению квалификации в области управления и повышения качества продукции, различные школы и курсы качества, преподавание в которых могут осуществлять также специалисты других стран. Ведь общеизвестно, что продукцию с высоким качеством могут создавать только высококвалифицированные специалисты.
  • Привлечение в группы качества значительно более широкого круга трудящихся и повышение их активности и эффективности работы.
  • Расширение и претворение в жизнь целого комплекса мероприятий, обеспечивающих реализацию человеческого фактора в производственных и социальных отношениях.
  • Использование профессионалов в области управления качеством продукции при проведении всех работ по совершенствованию системы управления качества продукции.

Информация о работе Оценка конкурентоспособности и предприятия